(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Развитие бизнес - образования является неотъемлемой составляющей реформирования и модернизации системы профессионального обучения кадров управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. С начала 90-х годов в России формируется рынок образовательных услуг для сферы предпринимательства и малого бизнеса. Социальная обусловленность и прагматическая направленность бизнес - образования на региональном и муниципальном уровне обусловлена, прежде всего, потребностями достижения критической массы рыночно-ориентированных кадров, формированием цивилизованных рыночных отношений и необходимостью поддержки субъектов предпринимательства и малого бизнеса.
За полтора десятилетия в подготовке менеджеров, предпринимателей, кадров управления различного уровня произошли разительные перемены. Сменилась образовательная парадигма «от обучения на всю жизнь» к обучению «через всю жизнь». Теперь бизнес-образование стало основным «поставщиком» кадров для рыночной экономики. Качество подготовки менеджеров предопределяет успех социально-экономических реформ, судьбу развития предпринимательства как основы рыночной экономики.
В Российской Федерации сформирована широкая сеть субъектов бизнес - образования – региональные и муниципальные учебные центры, корпоративные и виртуальные университеты, бизнес - школы, консультативные фирмы, консорциумы. Бизнес-образование институциализировано как авторитетная и вполне самостоятельная подсистема образования Российской Федерации.
Методологической основой современного бизнес - образования выступает нацеленность на массовое обучение предпринимателей и бизнесменов в интересах формирования конкурентной среды как генератора рыночной экономики, кардинальные демократические и экономические преобразования, интеграция России в мировую экономику. Главные цели бизнес - образования состоят в передаче профессиональных знаний о рынке, выработке умений и предпринимательских навыков, формировании личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения менеджеров.
В методологии профессионального обучения менеджеров важное значение придается инновациям, разработке и использованию различных форм интенсивной учебной работы. Сейчас трудно представить деятельность бизнес - школ без таких эффективных методик, как тренинги, разбор конкретных ситуаций (кейс-методика), технологии обучения действием. Реализация учебных программ предполагает освоение методов решения конкретных бизнес - задач, развитие их профессионального мастерства, влияние на формирование системы социальных ценностей.
Как социальный феномен, бизнес-образование стало представлять уникальный комплекс. Через бизнес-образование пролегает путь к достижению успеха любых компаний, организаций, предприятий в их экономическом развитии. Бизнес - школы и учебно-деловые центры играют важную роль в экономическом просвещении населения на муниципальном уровне, развитии предпринимательских навыков, расширении ассортимента и повышения качества образовательных услуг. Важной функцией бизнес - образования становится развитие коммуникаций, укрепление связей между предпринимательскими структурами и местным сообществом. Будучи рыночной структурой, бизнес-образование является самой представительной частью рынка образовательных услуг.
Характерные подходы бизнес - школ, центров управленческого образования, вузов состоят в использовании следующих принципов:
-
прагматизм как ориентация на развитие предпринимательства и бизнеса, практическая конкретность и индивидуальная значимость программного материала;
-
междисциплинарный характер обучения, предусматривающий освоение экономико-управленческих и правовых дисциплин, тематических спецкурсов;
-
теоретическое и эмпирическое осмысление экономической системы, ситуационный подход, моделирование реальных процессов;
-
гибкость программ, блочно-модульная организация дополнительного профессионального образования;
-
многообразие уровней, форм и методов обучения, включая подготовку преподавателей и консультантов для бизнес - школ и учебно-деловых центров.
Российские бизнес - школ и региональные учебно-деловые центры всё больше ориентируются на конкретную цель, предоставление клиентам образовательных услуг через интенсивные тематические курсы и семинары. В качестве источника, определяющего уровень фундаментальности обучения, выступает всё больше реальный потребитель образовательных услуг со своим уровнем проблемности, поиском технологий успешных бизнес - решений.
Концептуальные особенности российской сферы бизнес - образования заключаются:
- в специфике учебного процесса, в том, что учиться технологиям предпринимательства приходят люди с высоким уровнем образования и культуры;
- в кардинальных изменениях структуры управленческого образования, его ориентации на углубление содержания подготовки управленцев через освоение и широкую институциализацию различных программ, включая
- в широком освоении программ МВА – Мастер делового администрирования, как продвинутой формы профессионального бизнес - образования.
За прошедшие годы со стороны органов государственного и муниципального управления изменилось отношение к бизнес - образованию. Однако острота проблемы регулирования дополнительного профессионального образования, включая бизнес-образование, не снижается. Сохраняет актуальность необходимость более эффективного взаимодействия органов государственного управления и структур местного самоуправления, профессионально сообщества ученых и специалистов системы образования, деловых людей и предпринимательских структур.
В последние годы для бизнес - образования открылись широкие перспективы освоения методов дистанционного обучения, информационных и новых обучающих технологий, обращенных к личности. Однако решение этой проблемы требует приоритетной переподготовки преподавателей и консультантов, ресурсного и информационного оснащения учебного процесса, его компьютеризации, освоения сетевых технологий особенно на региональном и муниципальном уровнях.
Хорошим подспорьем для обмена и заимствования передового опыта служат конференции и семинары, тематические публикации и издания Российской ассоциации бизнес - образования, Академии менеджмента и рынка, ведущих вузов экономического и управленческого профиля, региональных учебно-деловых центров. Обретенный в 90-е и последующие годы опыт показывает, что к числу актуальных и взаимосвязанных задач развития российского бизнес - образования следует отнести:
-
повышение престижа и расширение диапазона услуг сферы бизнес - образования, его значимости в российском обществе как важнейшего элемента инфраструктуры российского бизнеса;
-
совершенствование методологических и дидактических основ бизнес - образования, повышение уровня педагогической подготовки специалистов, приглашаемых к обучению менеджеров;
-
улучшение координации деятельности бизнес - школ и региональных центров подготовки менеджеров, повышение уровня управления профессиональным развитием персонала структур предпринимательства и бизнеса, образовательными учреждениями.
Главный итог пятнадцатилетней деятельности инициаторов и вдохновителей отечественного бизнес - образования, федеральных и региональных органов управления образованием состоит, прежде всего, в том, что переход к рынку бизнес - образования состоялся. Однако, эта важная подсистема профессионального образования нуждается в усилении государственной и муниципальной поддержки, заинтересованного отношения предпринимательских структур.
Школы бизнес - образования и учебно-деловые центры накопили опыт, освоили пространство кадровой поддержки малого бизнеса и предпринимательства. В перспективе предстоит овладеть системной парадигмой развития бизнес - образования, включающей опору на фундаментальные знания, диагностику реальных проблем бизнеса, эффективные обучающие системы и информационные технологии, кооперацию и взаимодействие участников этого процесса.
Пономаренко Б.Т., д-р ист. наук
профессор Российской академии
государственной службы при Президенте РФ