Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развитие малого бизнеса – ключ к эффективной реформе местного самоуправления и экономическому росту в регионах России

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


Мировой опыт убедительно показывает, что ускорение экономического развития и решение проблемы занятости населения тесно связаны с развитием малого и среднего бизнеса. Во всех странах государственные деятели отстаивают интересы бизнеса и коммерции, обоснованно видя в них залог благосостояния государства.

Малый бизнес является жизненно важным фактором экономики страны, свидетельством чего является тот факт, что в малом бизнесе занята приблизительно половина трудовых ресурсов страны. Значение малого предпринимательства трудно переоценить. Его развитие – это эффективный способ обеспечения экономического развития и социальной стабильности. Так, создание малых предприятий, естественно, влечет создание новых рабочих мест, поступления в бюджет, насыщенность товарного рынка и рост реальных доходов населения. Следовательно, сокращается уровень безработицы и снижается уровень преступности.

В ходе глубоких экономических преобразований предпринимательство получило широкое развитие и в России. И в тех регионах страны, руководители которых сознают место и роль предпринимательства, оказывают всестороннюю помощь, в том числе финансовую, - там получают от него весьма внушительную отдачу.

Несмотря на определенные успехи, российский сектор малого предпринимательства находится в положении крайне неустойчивого равновесия, характеризующегося высокой степенью неопределенности с точки зрения ближайших перспектив развития. Эта неустойчивость объясняется противоречивостью сложившейся ситуации: с одной стороны, российский малый бизнес накопил достаточный опыт, который позволяет ему сделать решительный рывок вперед, а с другой стороны, он на каждом шагу сталкивается с препятствиями, которые гасят эти внутренние импульсы к росту.

Поддержка малого предпринимательства определена в Карачаево-Черкесской Республике как один из ключевых элементов социально-экономических преобразований.

Сегодня в Республике сфера малого бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - тех, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики.

Для планомерного проведения мероприятий по поддержке малого предпринимательства в республике ежегодно реализуется «Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в КЧР». Основным исполнителем Программы является Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР. Мероприятия Программы проводятся совместно с Министерствами, ведомствами, государственными комитетами КЧР и инфраструктурой по поддержке предпринимательства. Программа предусматривает финансирование из республиканского, федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

За последний период Фондом была реализована значительная часть мероприятий, предусмотренных «Региональной программой государственной поддержки и развития малого предпринимательства в КЧР на 2003-2005гг.», принятой постановлением Правительства КЧР N 192 от 15.12.02г.

Одним из значительных достижений в сфере развития предпринимательства за последние годы является создание республиканского Центра развития предпринимательства. Данный Центр является единственным в Южном Федеральном округе комплексом, целью создания которого является подъем уровня социально-экономического развития региона, усиление политики государственной поддержки малого предпринимательства, путем формирования информационно-аналитической, финансовой инфраструктуры, использования кадрового потенциала республики, содействие росту инвестиционной привлекательности.

В мае в Центре развития предпринимательства совместно с Департаментом торговли Министерства экономического развития КЧР была проведена выставка продукции, производимой на территории КЧР «100 лучших товаров», в которой приняли участие около 200 предпринимателей республики. В ходе выставки был проведен конкурс на лучшее предприятие республики.

В начале июля под эгидой «Ассоциации женщин - предпринимателей России» была проведена конференция при участии Правительства КЧР, руководителей государственных федеральных и местных структур, инфраструктуры Фонда поддержки малого предпринимательства и женщин - предпринимателей. В ходе конференции обсуждались проблемы развития женского предпринимательства, обмен опытом предпринимателей различных районов.

22 июля прошло официальное открытие Центра. В презентации приняли участие представители Правительства РФ, федеральных, республиканских структур поддержки малого предпринимательства, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. В рамках презентации прошло совещание по теме «Реализация мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике», осмотр экспозиции выставки «Продукция услуги, выпускаемые и предоставляемые, предпринимателями Республики», посещение лучших предприятий Республики. В ходе совещания была рассмотрена Концепция развития малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике.

20 августа прошла Пресс-конференция по теме: «Выставка в Москве товаров народного потребления производителей КЧР».

23 августа 2004 года в павильонах Всероссийского Выставочного Центра г.Москвы, под эгидой «Качественный, экологически чистый продукт – здоровье нации» Московским Фондом поддержки малого предпринимательства и Фондом поддержки малого предпринимательства КЧР организована выставка-продажа товаров народного потребления, производимых на территории Карачаево-Черкесской Республики. Целью данного мероприятия являлось повышение привлекательности производителей КЧР для инвесторов, рекламно-информационная поддержка. В выставке приняли участие лучшие производители КЧР. Следует отметить, что данное мероприятие проводилось исключительно по инициативе ФПМП КЧР.

С 8 по 11 декабря под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Торгово-Промышленной Палаты, Российского Союза Промышленников и Предпринимателей, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства на ВВЦ проводились «Дни малого и среднего бизнеса», где принимали участие 69 регионов России. Карачаево-Черкесию представил Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР.

Целью данного мероприятия являлось оказание практической помощи организациям малого и среднего бизнеса КЧР в продвижении продукции на межрегиональный рынок. Фонду поддержки малого предпринимательства КЧР был вручен специальный приз «Внешторгбанка» за активное участие в развитии малого предпринимательства в КЧР.

За последние два года республиканские структуры Центра развития предпринимательства выиграли два конкурса всероссийского масштаба, благодаря чему были привлечены инвестиции из федерального бюджета для развития предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике.

В конце 2002 года Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР выиграл Всероссийский Конкурс по «Созданию регионального центра развития малого предпринимательства», проводимого Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства. По итогам конкурса Федеральным Фондом было проведено частичное финансирование ремонтно-строительных работ Центра развития предпринимательства.

В августе 2003 года Межрегиональный Маркетинговый Центр «Карачаево¬-Черкесия-Москва» принял участие во всероссийском конкурсе по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, проводимом Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. По итогам конкурса Межрегиональный Маркетинговый Центр «Карачаево-Черкесия-Москва» признан победителем в конкурсе по «Созданию и развитию межрегионального выставочного центра в Карачаево-Черкесской Республике». Согласно условиям конкурса были привлечены федеральные средства для создания Выставочно-¬маркетингового Центра. На сегодняшний день, данный Центр, с постоянно действующей выставкой товаров, производимых на территории КЧР, действует при ММЦ «Карачаево-Черкесия-Москва».


В сфере создания нормативно-правовой базы

за последний период были разработаны и приняты следующие нормативно-распорядительные документы:

  • Постановление N192 от 15.12.2002г. "О региональной программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в КЧР на 2003-2005гг."
  • Постановление N 154 от 25.09.2001г. "О Совете по предпринимательству при Правительстве КЧР".
  • Постановление N 36 от 27.03.2002г. «О создании районных Фондов поддержки малого предпринимательства».
  • Постановление N26 от 27.02.2002г. "Об Экспертном совете по инвестиционной деятельности при Правительстве КЧР".
  • Постановление Правительства КЧР №147 от 24.07.2004 «О порядке предоставления бюджетных средств для реализации инвестиционных проектов».
  • Указ Президента КЧР N 199 от 10.09.2004г. «Об объявлении в КЧР 2005 года Годом развития малого предпринимательства»;
  • Указ Президента КЧР N 195 от 06.09.2004г. «О Дне предпринимателя Карачаево-Черкесской Республики» (22 июля).
  • Распоряжение Правительства КЧР N 429-р от 20.09.2004г. «О проведении выставки - продажи товаров народного потребления в г. Москве».
  • Трехстороннее соглашение (Президент КЧР, Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР) «О реализации региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике

В сфере Финансово-кредитной поддержки

За последние три года было профинансировано 58 субъектов малого предпринимательства в различных отраслях экономики. Реализация данных проектов позволила создать около 87 рабочих мест.


В сфере развития инфраструктуры, рекламы, маркетинга и информации:

В районах и городах Республики при участии республиканского Фонда поддержки малого предпринимательства и муниципальных администраций созданы районные и городские Фонды поддержки малого предпринимательства.

Для информационно - консалтинговой поддержки в республике действуют вспомогательные организации «Межрегиональный Маркетинговый Центр «Карачаево-Черкесия-Москва», «Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса», «Информационно-Аналитический Ресурсный Центр КЧР». Данные структуры оказывают помощь предпринимателям по вопросам организации и управления предприятием, составления бизнес-планов, разработки учредительных документов и регистрации предприятий, ведения бухгалтерского учета, налогообложения, страхования, помощь по проведению экспертизы предпринимательских проектов, требующих привлечения финансовых ресурсов. Следует отметить, что «Информационно-Аналитический Ресурсный Центр КЧР» за короткий срок существования успел выступить экспертом по научно-техническому проекту на тему «Научная разработка технологий внедрения рентабельного товарного осетроводства в КЧР», который впервые выиграл конкурс, проводимый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства за эти годы накопил богатый опыт организаторской работы, стал единственным действенным центром в системе республиканского предпринимательства, эффективной опорой предпринимателей, инвестиционной структурой, осуществляющей финансовую и информационную поддержку становления и развития малых предприятий.

Подводя итоги работы малых предприятий Карачаево-Черкесской Республики в 2004 году, можно констатировать, что прошедший год был для малого бизнеса в основном благоприятным. По сравнению с 2003 годом количество действующих предприятий возросло на 19,3% (на 211 организации). Наибольший их прирост отмечается в промышленности и торговле.

В прошедшем году несколько улучшилось финансовое положение организаций, по представленным данным, сумма полученной прибыли возросла по сравнению с 2003 годом на 21,4%. Это позволило получить возможность направить дополнительные средства на инвестиционные нужды, в результате объем инвестиций превысил прошлогодний уровень почти вдвое. Дальнейшее развитие малого бизнеса сопровождалось созданием новых рабочих мест.

Деятельность малых предприятий осуществлялась практически во всех отраслях экономики. Наиболее привлекательными остаются торговля и общественное питание (40% от общего количества субъектов малого предпринимательства), каждое пятое (23,2%) специализировалось на выпуске промышленной продукции, каждое шестое (15,3%) занималось строительством (в 2003 году - 39%, 21,5%, 17,8%, соответственно).

Результаты обследования показали, что в 2004 году малый бизнес укрепил свои позиции в оптовой и розничной торговле (доля отрасли в общем выпуске за год увеличилась с 11,2% до 16,8%, материально – техническом снабжении и сбыте (с 1,3 до 2,9%), а также в таких отраслях сферы услуг, как информационно - вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (совокупный удельный вес вырос с 1% до 2,9%).

Кроме того, необходимо заметить, что многим малым предприятиям присущ многоотраслевой характер деятельности. Доля основного вида деятельности в общем объеме производства дифференцирована в различных отраслях и колеблется от 49,7% в материально – техническом снабжении и сбыте до 99,9% в здравоохранении, физической культуре и соцобеспечении. Кроме организаций материально - технического снабжения и сбыта наиболее многопрофильны промышленные и торговые предприятия.

Диверсификация капитала для малого бизнеса осуществлялась не только с целью получения максимальной прибыли, но и для обеспечения его сохранности (гарантии от риска по другим видам). Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена повышенной потребностью в наличных деньгах, которые реально и быстро дают только торговля и услуги. В итоге около трети (31,2%) многопрофильных малых предприятий в сферу деятельности включили торговлю, как дополнительный источник прибыли и средства ускорения оборачиваемости капитала.

Сейчас в Карачаево-Черкесской Республике реально действует более 1300 малых предприятий и в них занято около 9000 чело¬век, это только 10 процентов от числа занятых в экономике нашей Республики.

Кроме того, работает около 19 тысяч индивидуальных предпринимателей. Вместе с ними процент занятости составляет всего лишь 19,6 процентов.

По количеству малых предприятий на тысячу человек постоянного населения в республике приходится два предприятия, в городах по пять предприятий (для сравнения - в целом по России 6 предприятий, по Южному округу - 3,8 предприятия).

По ряду показателей объемы производства не только превысили уровень 2003 года (выпуск промышленной продукции, оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал), но и были выше, чем у крупных и средних организаций (на 34,7; 15,5; 96,6 процентных пункта соответственно). Развитие малого предпринимательства в Республике происходит весьма неравномерно как по городам и районам, так и в отраслевых разрезах.

Наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства в КЧР задействовано в торговле, а так же в общественном питании (40%), и за последние годы этот показатель имел относительно стабильный рост. К промышленному сектору можно отнести 23% малых предприятий, к строительному – 15%, к транспорту и связи – 4%, к сельскому хозяйству – 2%, другие отрасли – 16% (рис.1).

В 2004 году ими произведено продукции и оказано услуг на сумму почти 1034 млн. рублей, из них промышленного характера – на 575 млн. рублей. Следует отметить, что на протяжении последних лет структура малых предприятий по среднесписочной численности практически не менялась в Республике. Так, в машиностроительной промышленности вырабатывается около 71,8 процентов всего объема про¬дукции, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - 44 процента, в легкой - более 35,4 процента, в пищевой - 40 процентов.

Малые предприятия, адаптируясь в рыночных условиях, концентрируют производство в наиболее выгодных для себя сферах, где при относительно небольших затратах, можно получить ощутимый доход, где выше оборачиваемость капитала и т.д.

Выпуск многих товаров и услуг осуществляют только предприятия малого бизнеса, восполняя отсутствие этих производств на крупных и средних предприятиях, (бетонная смесь, средства по уходу за волосами, уксус столовый, нетканые материалы, трикотажные изделия, отдельные виды полиграфической продукции и др.).

В настоящее время характерно развитие малого бизнеса в таких сферах как информационно - вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, рекламная деятельность. Однако приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время практически не развиваются. Не растет число крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому в создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания в преобразованиях, проводимых в аграрной сфере. Для этого необходимо определить статус ЛПХ как ведущей формы сельского предпринимательства (вставить о госзаказе). Доля предприятий, внедряющих новые технологии, выпускающие образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала.

Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства Республики, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Часть зарегистрированных предприятий так и не приступило к хозяйственной деятельности. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, выталкивает предпринимателя в "теневую" сферу, что приводит к криминализации предпринимательства. Эффективность, которого сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залогоспособности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений.

Многие проблемы в развитии малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики в целом.

Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малого предпринимательства.

В предыдущие годы уделялось внимание разрешению этой проблемы в программах развития и поддержки малого предпринимательства.

Однако следует отметить, что решить вышеуказанную проблему в полном объеме не удалось, и недостаток финансовых средств у малых предприятий остается, как и был, одним из наиболее болезненных аспектов деятельности.

Поэтому в ближайшие годы акцент поддержки и развития малого предпринимательства необходимо делать в сторону привлечения инвестиционных ресурсов для финансового обеспечения малых предприятий. Приоритетным направлением совершенствования механизма финансовой поддержки малого предпринимательства должно стать не прямое кредитование субъектов малого предпринимательства, а максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов, создание кредитных кооперативов, союзов, а также упрощение доступа предприятий к кредитным банковским ресурсам.

В регионах необходимо осуществлять комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; вести работу по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг при этом особое внимание уделять районам с низким уровнем развития экономики.

Коренного пересмотра требует система подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства в регионах. Она должна быть направлена не столько на обеспечение занятости, сколько на подготовку эффективных собственников-работодателей, хорошо владеющих основами психологии, маркетинга и менеджмента.

Таким образом, ключевым звеном в дальнейшей реструктуризации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста в регионах должно стать создание и всемерная поддержка эффективных собственников-руководителей, способных оптимально использовать новейшие достижения науки и техники, а также преимущества географической и отраслевой специализации и возможности межрегиональных интеграционных процессов.

Для более полного использования потенциала малого предпринимательства в решении социально-экономического развития регионов необходимо:

  • обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах.
  • целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства (разработка и осуществление программ поддержки малого предпринимательства Республики);
  • поддержка новых, альтернативных экономических структур, основанных на различных формах собственности, в том числе малых предприятий;
  • содействие привлечению российских и иностранных инвестиций в целях развития предпринимательства и конкуренции, демонополизации народного хозяйства;
  • поддержка формирования и развития рыночной инфраструктуры;

Эффективному функционированию малого предпринимательства препятствуют не только недостаток мер государственной поддержки, но и отсутствие совместных действий предпринимателей по отстаиванию собственных интересов, в связи, с чем успешному решению экономических проблем будет способствовать развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений. Ключевым звеном в дальнейшей реструктуризации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста в регионах должно стать создание и всемерная поддержка эффективных собственников-руководителей, способных оптимально использовать новейшие достижения науки и техники, а также преимущества географической и отраслевой специализации и возможности межрегиональных интеграционных процессов.

Для преодоления финансовых затруднений малые предприятия вынуждены принимать радикальные меры – изменения профиля деятельности, поиск новых ее видов, обновление ассортимента продукции и услуг в целях ускорения оборота. Крайне важной для решения финансовых проблем малых предприятий является возможность получения банковского кредита.

Результаты опроса руководителей малых промышленных предприятий (Комстат КЧР проводит ежеквартальное «Обследование деловой активности малого предприятия промышленности») показали, что развитие промышленного производства сдерживается действием неблагоприятных факторов, из которых наиболее актуальными остаются: высокий уровень налогообложения (более половины опрошенных руководителей), недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке (45,5%), неплатежеспособность заказчиков, изношенность оборудования и общая экономическая нестабильность (более трети руководителей).

Главным способом приспособления малых предприятий стала практика ухода «в тень», которая реализуется распространением наличного оборота, использования бартерных обменов, и иных финансовых операций (псевдострахование, благотворительность и другие).

Еще одним способом адаптации субъектов малого предпринимательства к налоговой системе и финансовым ограничениям можно назвать переход части малых предприятий в сектор индивидуального предпринимательства.

По–прежнему факторами, тормозящими развитие малого бизнеса, остаются: повышенные требования при вхождении в рынок к начинающим предпринимателям, недоступность для предпринимателя простаивающих основных средств, ограниченность прав наемных работников, сокрытия, не обеспечивающие пенсионные гарантии и незащищенность от криминала.

Наряду с вышеперечисленными мерами по поддержке и развитию малого предпринимательства в регионах, в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)» предлагается «осуществить ряд мер по стимулированию спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства путем установления возможности разделения государственного (муниципального) заказа на несколько лотов для обеспечения возможности привлечения СМП к торгам; включения в обязательные условия государственного (муниципального) контракта обязательств по привлечению в качестве субконтрактантов субъектов малого предпринимательства».

Там же: «Государственная политика в области поддержки малого предпринимательства будет строиться на следующих основных принципах:

  • наращивание объемов софинансирования проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса;
  • увеличение доли государственной поддержки малого бизнеса, осуществляемой посредством «институтов развития». Правительство Российской Федерации будет активно привлекать средства регионов и муниципалитетов, формируя различные каналы поддержки. Подобное многообразие уменьшает риски неэффективности реализуемых программ;
  • постепенное расширение предоставления услуг вместо денег. Стимулы к извлечению ренты из взаимодействия с государственными органами существенно ограничиваются, когда предприятиям вместо денежных субсидий предоставляются услуги;
  • разграничение компетенции уровней государственной власти таким образом, чтобы органы власти Российской Федерации осуществляли нормативное правовое регулирование предпринимательской деятельности, субъекты Российской Федерации непосредственно финансировали программы, стимулирующие развитие предпринимательства, а прямая ответственность за состояние малого предпринимательства была возложена на органы власти муниципальных образований».

Таким образом, для того, чтобы обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличить их вклад в экономику страны, необходимы совместные усилия Правительства Российской Федерации и Правительства региона.


Пиляров Алий Джамбулатович
генеральный директор Фонда поддержки малого
предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости