Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Развитие сотрудничества ТПП стран-участников СНГ в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КОМИТЕТ ТПП РФ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Москва, 26 апреля 2005

Авторы:

Емельянова Елена Львовна
Нагих Валерий Николаевич
Бондаренко Виталий Андреевич
Аскинази Геннадий Львович

www.giac.ru

Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного
экспортно-ориентированного
малого и среднего предпринимательства

США
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ЯПОНИЯ
ЮЖНАЯ КОРЕЯ
РЕСПУБЛИКА КИТАЙ (ТАЙВАНЬ)
ИНДИЯ
ПОЛЬША
УЗБЕКИСТАН

Конкурентоспособность, качество продукции (услуг), экспортная ориентированность, инновации, Ноу-Хау, качество жизни населения, национальная безопасность – эти словосочетания все чаще звучат в устах политиков и экономистов, общественных деятелей и предпринимателей, в прессе и на телевидении, по радио и на конференциях, в учебных аудиториях и просто при обсуждении проблем нашей жизни – и все это применительно возможностям малого и среднего бизнеса.

Развитые страны, бывшие страны Восточной Европы, страны СНГ- все решают задачи по переходу или уже перешли от использования этих понятий в разговорах к результатам их применению в конкретных делах. А результаты разные. Понятно лишь одно, что добиться значимых положительных результатов в изменении социально-экономической ситуации в стране вне рамок сырьевого сектора можно только благодаря совместным усилиям государства и бизнеса.

Данные материалы на примере конкретных стран дают представление о путях разработки и опыте реализации стратегии устойчивого развития стран вне сырьевого сектора в условиях плодотворного сотрудничества малого и среднего бизнеса и власти при всем многообразии общественно-политического и экономического уклада жизни в этих странах.

Показательно, что совместно выработанная и реализованная стратегия развития позволяет в исторически понятные сроки (10-30 лет) значительно изменить экономический потенциал страны и соответственно поднять качество жизни населения. Рост ВВП в 170-290 раз – это исторические факты, подтверждение которым Вы найдете в данных материалах.

Надеемся, что эти материалы будут интересны и полезны не только участникам конференции, но и более широкому кругу деловой общественности при определении стратегии развития и путей ее реализации в России.

Предпринятая попытка использовать схематичную подачу материала привела к тому, что ряд интересных материалов попали в приложения, в которых более подробно рассмотрены некоторые особенности реализации стратегии повышения экспортного потенциала малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и «попутного» решения целого комплекса проблем, связанных с вышеперечисленными понятиями и представлениями.

Развитие инновационного и экспортного потенциала сектора МП в США

ВВП страны $10,77 трлн; доля МП в ВВП 52%

$ 5,6 трлн. в 2003 г.

Государственный бюджет $2,21 трлн, доля расходов на инфраструктуру поддержки МСП в госбюджете 0,036%

$0,8 млрд. в 2003 г.

Доля МП в общей занятости

50,1%

Доля МП в количестве всех предприятий (97,6%)

22,9 млн. предприятий

Объём госзаказов размещенных в МП

$ 40 млрд

Количество экспортно-ориентированных МП (~1%)

231 тыс. предприятий

Объём экспорта США $ 1146 млрд. в 2004 г, в т.ч.

продукты $ 807,6 млрд.

услуги $ 338,4 млрд

Доля МП в общем объёме экспорта ( ~30%)

$ 343 млрд .

Критерии отнесения к МП:

  • количество работающих
  • объём годового дохода

По видам деятельности:

до 100; 500; 750; 1000; 1500

от $0,75 млн. ----- до$20 млн.


Государственная стратегия расширения экспорта разрабатывается Координационным Комитетом развития торговли США и нацелена на развитие высокотехнологичных и наукоёмких продуктов и услуг. К 2037 году ставится задача увеличить долю экспорта услуг с нынешних ~30% до 50% . Особое место в государственной политике уделяется развитию экспортных возможностей сектора МП. Для этого, был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных МП. Вопросами развития экспортных возможностей МП занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе: Комитет малого бизнеса в Конгрессе США ( http://wwwc.house.gov/smbiz/ ); Комитет малого бизнеса в Сенате США ( http://sbc.senate.gov/ ); Администрация малого бизнеса США – АМБ ( http://www.sba.gov ); Министерство торговли США ( http://www.doc.gov/ ).

Наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии в секторе МП обладает АМБ, в которой был создан Департамент международной торговли (The Office of International Trade – OIT -> http://www.sba.gov/OIT/ , координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей МП в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи. Общий объём экспортных кредитов АМБ по этим программам в 2003 г. составил $700 млн. Краткосрочные экспортные и возобновляемые кредиты предоставляются на срок 1 -10 лет. Кредиты на приобретение оборудования выдаются на срок до 10-15 лет. Долгосрочные кредиты на приобретение недвижимости предоставляются на срок до 25 лет. Финансовые возможности АМБ по развитию экспорта значительно расширяются благодаря тесному взаимодействию с «Экспортно–Импортным банком США (Эксим-банк)» и множеством других банков и их филиалов. Ежегодно, около 20% от общей суммы экспортных кредитов Эксим-банк предоставляет сектору МП, и в 2003 г. эта сумма превысила $ 1 млрд. В программы гарантированных кредитов АМБ, включены следующие 4 подпрограммы кредитования экспортёров на сумму до $1,5 млн.:

  • Программа: «Экспортный оборотный капитал» (Export Working Capital - EWCP);
  • Программа «Кредиты для международной торговли» (International Trade Loan Programs - ITL) направлена на долговременное финансирование МП, готовящихся к внешнеторговой деятельности или уже вовлеченные в международную торговлю

  • Кредитная программа 504 предоставляет долгосрочные займы для приобретения недвижимости экспортно-ориентированным МП.
  • Начиная с 2005 г. AМБ реализует программу «Экспресс кредитования экспорта» (SBA Export Express) , которая наряду с ускоренным оформлением кредита до $150-$250 тыс. ( в течении 36 часов) предоставляет техническую помощь экспортёрам.


Создание новых производств за рубежом требует крупных инвестиций и для этого Правительство США создало в 1971 г. «Корпорацию частных зарубежных инвестиций» (Overseas Private Investment Corporation - OPIC)1 . OPIC предлагает предпринимателям множество услуг и программ по инвестированию проектов, страхованию финансовых и политических рисков, по защите инвестиций и по проведению прединвестиционных исследований. В программах OPIC для американских МП, развивающих свою деятельность за рубежом предоставляются инвестиционные займы от $500 тыс. до $6 млн. Для организуемых зарубежных кредитных институтов финансовой поддержки МП предоставляются займы от $2млн до $25 млн.

Для оперативной информационной, консультационной и методической поддержки развития экспорта в стране действуют множество электронных сетей, в числе которых:

  • Система оценки и анализа экспортных рисков (Export Risk Analysis Online - EXR- Online);
  • Партнерство по технической поддержке экспорта (Export Technical Assistance Partnership);
  • Информационная сеть правовой поддержки экспортеров (Export Legal Assistance Network);
  • Сайт по оказанию помощи экспортерам (TradeNet’s Export Assistance -> www.tradenet.gov)
  • Сайт торгового посредничества (Trade Mission OnLine- -> http://www.sba.gov/tmonline/ )
  • Сайт деловых связей (Trade Link -> http://www.sba.gov/oit/info/links.html);
  • Федеральный сайт деловых консультаций (U.S. Business Advisor -> http://www.business.gov/);
  • Центр поддержки экспорта (Export Assistance Center -> http://www.export.gov/comm_svc/);
  • Торговый портал (Trade Port -> http://www.tradeport.org/ ) предоставляет широкий спектр торговой информации, указывает лидеров по различным видам продаж продуктов и услуг.

Благодаря комплексной государственной поддержке, в течение ряда лет обеспечивается устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МП ( на уровне 10-12% в год), при одновременном возрастании экспортных продаж примерно на 14-15%, тогда как общий рост экспорта США за последние 4 года удерживается на уровне 10-13%.

Программы поддержки Администрации Малого Бизнеса (АМБ)

39 программ поддержки МП

Объём кредитов - $21,6 млрд.

Гарантийные фонды - $1,67 млрд.

Экспортные кредиты -$700 млн.

  • 8 технических (обучение и консультир.)
  • 7 финансовой поддержки, (в т.ч. 4 подпрограммы поддержке экспорта)
  • 8 помощи в размещении контрактов
  • 7 специальн. и инновационных программ
  • 9 административных программ

Деятельность по развитию экспорта во всех структурах поддержки АМБ координирует Отдел международной торговли (OIT)

  • 109 региональных отделений АМБ, в каждом из них работает по 2 эксперта по ВЭД;
  • 1100 центров развития МП, в т.ч. 30 центров поддержки экспорта;
  • 85 информационных центра;
  • 389 консультационных центров, в которых работает 13000 экспертов, в т.ч. 850 по ВЭД.
Уполномоченные кредитно-финансовые организации
  • 7000 уполномоченных банков
  • 384 инвестиционных компании
Другие организации поддерживающие развитие экспорта в секторе МП

330 бизнес-инкубаторов и технопарков


Расположены во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах

  • Экспортно-импортный банк США
  • Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC)
  • имеет 24 отделения предоставляет МП ежегодно свыше $1 млрд. экспортных кредитов;
  • имеет 150 отделений за рубежом, представляет кредиты до $ 6 млн. и гарантирует риски
Министерство торговли США

Министерство с/х США

занято свыше 1700 экспертов по ВЭД

  • 19 центров развития экспорта;
  • 68 отделений поддержки экспорта в США;
  • 51 региональных экспортных совета,
  • 120 зарубежных представительств

Исследовательские, учебные и информационные структуры

  • 27 учебно-исследовательских центра по ВЭД при университетах;
  • 500 колледжей малого бизнеса;
  • 7 информационных порталов по ВЭД

Общественные, некоммерческие и частные организации , способствующие развитию экспортных возможностей МП

  • 2800 региональных и местных торговых палат
  • 90 торговых палат за рубежом
  • 16 крупнейших ассоциаций экспортеров
  • 270 партнерских организаций


Развитие экспортного потенциала сектора МСП в Великобритании

Доля МСП в ВВП страны (52%)

$ 1,035 трлн. в 2003 г

Доля МСП в количестве всех предприятий (99,1%)

4 млн. предприятий

Количество экспортно-ориентированных МСП

295 тыс. предприятий

Объём экспорта $ 547,23 млрд. в 2004 г, в т.ч.

продукты $365,7 млрд.
услуги $ 281, 6 млрд

Доля МСП в общем объёме экспорта ( ~33%)

$ 182 млрд .



Примечание: 1 pound sterling = $1,9175 (по курсу на март 2005 г)

Государственная стратегия развития промышленности, поддержки МСП и расширения экспорта разрабатывается Министерством торговли и промышленности (Department of Trade and Industry-DTI-> http://www.dti.gov.uk ). За последние 4 года, рост экспорта поддерживается на уровне ~2% в год. Начиная с 2000 г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора МСП и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы малого бизнеса» (The Small Business Service - далее SBS -> http://www.sbs.gov.uk ) и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД).

SBS объединяет деятельность всей национальной инфраструктуры поддержки МСП включая сеть «Деловых связей» (Business Link- BL -> http://www.businesslink.gov.uk/ ) и координирует реализацию всех программ развития МСП, стремясь к созданию благоприятных условий для роста этого сектора экономики. В целях оказания широкого спектра услуг, SBS действует по различным схемам, программам и направлениям ( http://www.sbs.gov.uk/services/ ). Например, комплекс программ по применению новых технологий предусматривает финансовую, информационную, консультативную, техническую и правовую поддержку МСП, одновременно повышая их экспортный потенциал. Предоставляются гранты (до 10000 pound sterling) на поиск и оценку наилучших технологий, определение их возможностей в создании новых продуктов и услуг, а так же на их дальнейшую разработку. Для поиска и применения сложных инновационных технологий выделятся субсидии или льготные кредиты (до 150000 - 450000 pound sterling). SBS совместно с BL управляет общенациональной сетью информационного и консультативного обслуживания МСП через 45 региональных представительств и ряд других родственных структур.

В число важнейших организаций, занимающихся вопросами развития ВЭД и расширением экспортных возможностей МСП входят: «Торгово - инвестиционное агентство» (UK Trade & Investment – UKTI -> https://www.uktradeinvest.gov.uk/ ); «Департамент гарантированных экспортных кредитов» (Export Credits Guarantee Department – ECGD -> http://www.ecgd.gov.uk/ ); Министерство международного развития ( The Department for International Development - DFID -> http://www.dfid.gov.uk/aboutdfid/ ); Министерство иностранных дел и стран содружества (Foregn & Commonwealth Office - FCO -> http://www.fco.gov.uk/ ); Министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Department for Environment, Food and Rural Affairs - ВDEFRA -> http://www.defra.gov.uk/ ) и агентство «По упрощению процедур международной торговли» (Simplifying International Trade - SITPRO -> http://www.sitpro.org.uk/ ).

UKTI оказывает техническую организационную и финансовую помощь экспортерам и имеет 330 отделений по всей стране. В штате UKTI работает 2500 сотрудников, из которых 1500 находятся в зарубежных представительствах. С помощью UKTI, более 8000 предпринимателей ежегодно участвуют во многих международных выставках, эксперты этой организации обеспечиваю осуществление до 4500 зарубежных переговоров при заключении различных контрактов. Благодаря финансовой поддержке экспортеров при содействии UKTI, только в 2004 г. было создано 5426 новых рабочих мест и сохранено 3077 рабочих мест.

ECGD осуществляет финансовую поддержку английским предприятиям (включая МСП), занимающихся внешнеэкономической деятельностью . Так в 2004 г. ECGD выдал кредитов на 2,9 млрд. pound sterling в т.ч. на 700 млн. pound sterling зарубежных инвестиций. Под гарантии ECGD предприятиям выдаются кредиты во всех отделениях 23 крупнейших банков страны. В рамках ECGD, реализуется программа «Гарантий обеспечения кредитов для МСП» (Small Firms Loan Guarantee – SFLG -> http://www.dti.gov.uk/sflg/ ). Предлагаются кредиты на срок от 2 до 10 лет на сумму от 5,000 до 100,000 pound sterling ( до 250,000 pound sterling если предприятие успешно действовало в течении 2 лет) и гарантирует 70% кредита ( или 85% если предприятие успешно действовало в течении 2 лет). Эта система распространяется на все МСП с годовым оборотом не более 1.5 млн. pound sterling, и до 5 млн. pound sterling - для производственных предприятий.

ECGD и UKTI также предоставляют гарантии страхования политических, коммерческих и других рисков, связанных с ВЭД. Местные и зарубежные представительства этих организаций предлагают бесплатные консультационные услуги по различным видам страхования на внешних рынках. Эти организации имеют мощную и разветвлённую электронную информационную сеть, позволяющую предпринимателям оперативно получать необходимую информацию. ECGD участвует в комплексных проектах с привлечением частного капитала и средств других финансовых институтов (в т.ч. и зарубежных). Размеры основной массы экспортных кредитов (включая инвестиционные) составляют от 20 тыс. pound sterling до 1 млн. pound sterling ECGD и UKTI занимаются вопросами бесплатного обучения предпринимателей по ВЭД. Приобретённые знания и опыт позволяют предпринимателям оценить собственные экспортные возможности, составить план будущей экспортной деятельности и получить практические навыки, необходимые для успешной деятельности. Предприниматели, прошедшие полный курс обучения, имеют свободный доступ к услугам UKTI, получают финансовые субсидии для посещения зарубежных выставок и рынков, что даёт им больше шансов для успешного развития экспортных возможностей.

Благодаря целенаправленной государственной политике, Великобритания занимает 6-е место в мире по общему объёму экспорта, а по объёму экспорта услуг вышла на 2-е место, что в значительной мере связано с развитием экспортных возможностей МСП.

Программы поддержки Службы Малого Бизнеса (SBS)

Действует 28 государственных программ поддержки МСП.

Государственные гарантии обеспечивают ежегодно привлечение кредитов в сектор МСП на $6,3 млрд.

Прямое кредитование по линии SBS составляет $286 млн.

  • 7 технических (информация, обучение, консультации и экспертиза)
  • 7 финансовой поддержки
  • 8 помощи в размещении контрактов
  • 6 специальн. и инновационных программ
  • 11 информационных сетей

Деятельность по развитию экспорта во всех структурах поддержки СМБ координирует

  • 9 региональных отделений
  • 5 партнерских организаций
  • 2 региональных агентства развития
  • 450 центров развития МСП
  • 60 агентств поддержки экспорта

12 уполномоченных кредитно-финансовых организаций

Имеют отделения во всех регионах, крупных городах, промышленных и с/х центрах

Другие организации поддерживающие развитие экспорта в секторе МП

470 бизнес-инкубаторов, технопарков и исследовательских центров

  • 153 научно-производственных кластера
  • 220 бизнес-инкубаторов
  • 97 технопарков и исследовательских центров
  • Торгово-инвестиционное агентство – UKTI;
  • Департамент гарантий экспортных кредитов – ECGD;
  • Министерство международного развития –DFID
  • 330 местных представительств
  • 153 зарубежных представительства
  • занято свыше 2000 экспертов по ВЭД
  • 23 уполномоченных банка
  • 8 информационных сетей

Общественные, некоммерческие и частные организации, способствующие развитию экспортных возможностей МП

  • 110 торговых палат
  • 26 ассоциаций экспортеров
  • 147 партнерских организаций


Развитие инновационного и экспортного потенциала сектора МСП в Японии

Доля МСП в ВВП страны (51,6%)

$2,07 трлн. в 2003 г

Доля МСП в количестве всех предприятий (99,7%)

4,69 млн. предприятий
Объём экспорта $ 565,15 млрд. в 2004 г, в т.ч. продукты $430,45 млрд.
услуги $ 134,7 млрд (23,8%)

Доля МСП в общем объёме экспорта (~40% ориентировочно)

$ 226 млрд.


Примечание: 1000 йен примерно равно $9,5147 (по курсу на март 2005 г.)

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии ( Ministry of Economy, Trade and Industry – METI -> http://www.meti.go.jp/english/index.html ) является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития МСП. Последствия экономического спада, начавшегося после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения сектора МСП. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию МСП, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны. Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору МСП к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора МСП как источника динамичного развития национальной экономики. Приоритетными направлениями дальнейшего развития МСП являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных МСП (переоснащение современным оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.

В целях ускоренного и устойчивого развития страны в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках, Правительством страны в 2001г. были произведены следующие структурные изменения в METI, направленные на оздоровление экономики и увеличение экспортного потенциала:

- создано «Бюро индустриальной и экономической политики» для продвижения экономических реформ;

- реорганизовано « Бюро торгового и экономического взаимодействия» для разработки эффективной стратегии торговой политики и контроля её реализации в торговых переговорах всех уровней. Это бюро будет так же решать вопросы страхования и финансирования торговых операций;

- создано «Бюро промышленных исследований, технологической политики и окружающей среды», которое объединено вместе с 15 исследовательскими институтами в целях обеспечения интеграции примышленной, технологической и природоохранной политики;

- для обеспечения соответствия Японской промышленности требованиям глобальной конкуренции было организовано «Бюро обрабатывающих отраслей промышленности», обеспечивающее межотраслевое взаимодействия в части технологий, охраны окружающей среды и утилизации отходов;

- для улучшения национальной системы мер защиты результатов интеллектуальной деятельности, фундаментальных исследований и развития технологий реорганизована «Японская патентная служба»;

- для обеспечения устойчивого роста МСП и развития его экспортных возможностей создано «Агентство малого и среднего предпринимательства» (Small and Medium Enterprise Agency – SMEA http://www.chusho.meti.go.jp/sme_english/index.html ).


Эти организационные решения, позволили приступить к системным изменениям в структурной, экономической и промышленной политике, которые позволили мобилизовать ресурсы на следующих приоритетных направлениях деятельности, способствующих быстрейшему оздоровлению и росту экономики:

Реформирование системы поддержки инновационной деятельности будет сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР для быстрого продвижения новых японских товаров и услуг на мировые рынки с целью занять лидирующее положение. Намечены приоритетные направления НИОКР (изучение окружающей среды, наука о жизненных процессах, медицина, здравоохранение и биотехнологии; нанотехнологии, новые материалы, средства и системы широкополосной коммуникации, высокие и информационные технологии). Для этого увеличено бюджетное финансирование наиболее перспективных НИОКР по правительственным и частным заказам на 35% и достигло 46,3 млрд. йен. Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и МСП работающих в области создания новых промышленных технологий были дополнительно выделены 72,2 млрд. йен бюджетных средств. С целью стимулирования создания при университетах дочерних предприятия для трансферта технологий в промышленность в 2002 г. увеличены ассигнования с 36,2 йен до 47,7 млрд. йен. Это позволит через 3 года создать 1000 новых инновационных МСП. Ожидается, что в ближайшие 5 лет это позволит в 10 раз увеличить количество патентов выдаваемых в стране.

Вопросы использования прав интеллектуальной собственности и их охраны занимают важное место в совершенствовании и развитии инновационной деятельности, а также в обеспечении конкурентоспособности японских товаров и услуг на глобальных рынках. Это способы распространения интеллектуальной собственности, усиление защиты информации, снижение затрат на регистрацию патентов и ускорение их выдачи, предотвращение промышленного шпионажа и хищений интеллектуальной собственности, противодействие выпуску поддельной продукции и др. Предусматривается к 2010 г. провести совершенствование всей инфраструктуры обеспечения прав интеллектуальной собственности и выполнения всех международных стандартов в этой области.

Возрождение региональной экономики планируется осуществлять путём формирования 19 индустриальных кластеров объединяющих на технологической и организационной основе взаимодействие отдельных крупных производств со множеством МСП. Это поддержит создание новых МСП, ускорит обмен технологиями и стимулирует развитие региональной экономики.

Повышение устойчивости предприятий сектора МСП и развитие систем экономической безопасности предпринимательства является одним из важнейших направлений государственной экономической политики. Для этого была усилена финансовая поддержка сектора МСП и создана системы их экономической безопасности. Были предприняты меры по усилению общенациональной системы предоставления кредитных гарантий для МСП со стороны частных кредитно-финансовых институтов при одновременном смягчении критериев для МСП, изыскивающих финансовую помощь от системы экономической безопасности предпринимательства.

В значительной мере реализация стратегических планов по развитию сектора МСП и расширению его экспортных возможностей была возложена на правительственное агентство SMEA, которое осуществляет координацию и взаимодействие следующих крупнейших организаций, задействованных в национальной системе поддержки и развития МСП:


Значительную информационную, консультативную и техническую поддержку экспортерам оказывает государственная «Японская организация внешней торговли» (Japan External Trade Organization - JETRO -> http://www.jetro.go.jp ). JETRO была создана в 1958 г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским МСП в развитии их экспортного потенциала.

Наиболее мощную и разностороннюю (финансовую, консультационную, информационную и техническую) поддержку МСП оказывают многочисленные частные организации, университеты, исследовательские институты и общественные организации. Только финансовая поддержка МСП, частными кредитно-финансовыми организациями почти в 9 раз превышает государственную поддержку. Консолидированные усилия предпринятые Японским правительством, местными органами управления и частным капиталом, в содружестве с различными профессиональными и общественными организациями позволили уже в 2003 г. преодолеть спад в экономике, повысить устойчивость предприятий сектора МСП и начать эффективную борьбу по созданию новых товаров и услуг, обеспечивающих лидерство на отдельных сегментах мирового рынка. Уже в 2004 г. экспорт японских товаров и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд.

Государственная поддержка МСП и развития экспортного потенциала

Направления финансовой поддержки
в 2003-2004 гг. (всего 23 программы на $2,47 трлн)

Государственные средства – 10,3%;

Частный капитал – 89,7%

  • стабилизационная помощь
  • инновационные мероприятия
  • техническая помощь
  • модернизация и технологическое развитие
  • поддержка экспорта

Агентство МСП (SMEA)

  • 57 отделений(10 в регионах и 47 в префектурах)
  • 8 венчурных центров
  • 261 центр развития предпринимательства

Организация инновационной поддержки МСП и регионов (SMRJ)

  • 9 институтов менеджмента и технологий
  • 52 компании гарантирования кредитов
  • 9 региональных и 24 отраслевых отделения
  • 13 информационных центров
  • 5 информационных сетей
  • 380 экспертов по ВЭД

Японская финансовая корпорация МСП (JASME)

Национальная финансовая корпорация (NLFC)

Шоко Чакин Банк (SCB)

  • выделили в 2004 г. кредитов МСП на $39,9млрд
  • 313 кредитных отделений
  • 52 отделения по гарантированию кредитов
  • 42 венчурных фонда
  • 3 инвестиционных компании
Другие организации поддержки МСП и развития его экспортного потенциала

6 частных кредитно-финансовых институтов обеспечивает 89,7% кредитов для МСП

  • выделили в 2004 г. кредитов на $2,217 трлн.
  • отделения по всей стране

Бизнес-инкубаторы, университеты и другие научно-технические организации

  • 11 бизнес-инкубаторов;
  • 56 университетов и НИИ;
  • 700 партнерских организаций и предприятий

Японская организация внешней торговли (JETRO)

  • 76 представительств за рубежом
  • 38 региональных отделений
  • 1 институт
  • 4 информационно-поисковых сети

Общественные, некоммерческие и частные организации, способствующие развитию экспортных возможностей МСП

  • 524 местных торгово-промышленных палат
  • 2800 предпринимательских объединений
  • 5 национальных союзов предпринимателей
  • региональные и местные ассоциации


1 Более подробно смотри: http://www.opic.gov/



Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости