(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Слова, вынесенные в название нынешней конференции: «малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», представляются настолько понятными, что, казалось бы, давно должны были стать девизом органов местного самоуправления и определять важнейшие направления их деятельности. Тем не менее, вопреки очевидной логике и вопреки проводимой в стране политике поддержки малого предпринимательства (МП), внимание многих органов местного самоуправления к малому бизнесу следует оценить как недостаточное, а их отношение к нему как отрицательное. Такую оценку дает предпринимательское сообщество, к такому выводу сводятся оценки большинства респондентов многочисленных исследований, проведенных различными организациями. Принципиальная неизменность оценки ситуации, сохраняющаяся многие годы, подтверждает актуальность обсуждаемой сегодня темы.
Известно, что к ведению органов местного самоуправления (ОМС) отнесено почти 30 вопросов. Среди них можно назвать денежное содержание работников бюджетной сферы, организация оказания медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных услуг, поддержание в городе чистоты и содержание в порядке дорог, тротуаров, уличного освещения, организация пассажирских перевозок, торгового, бытового обслуживания и многое другое. Деньги, необходимые для исполнения этих обязанностей, аккумулируются в местных бюджетах. Местные бюджеты складываются из собственных (местных) налоговых и неналоговых доходов, а также из средств, получаемых в порядке межбюджетных отношений в виде поступлений от регулирующих федеральных и областных налогов и из сумм помощи бюджетов других уровней в виде трансфертов, субсидий и дотаций. Почти пятнадцатилетняя практика г. Твери, как и абсолютного большинства муниципальных образований России свидетельствует, что собственные налоговые и неналоговые поступления в местные бюджеты составляют от 30 до 40% сумм, требующихся для исполнения муниципалитетами возложенных на них задач. Следовательно, на 60 – 70% реализация прав граждан и обязанностей местных органов власти зависит от внешних факторов. Такая неопределенность не может устраивать руководство ОМС и должна побудить его к поиску мер по снижению уровня такой зависимости. Такая цель достигается путем увеличения в бюджете доли собственных налоговых и неналоговых поступлений.
Суммы налоговых поступлений в бюджет, как и возможность их роста, зависят от количества налогоплательщиков – юридических и физических лиц, а также от размера их налогооблагаемой базы. Из этого следует, что органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в увеличении числа предприятий и в росте количества рабочих мест, то есть, в поддержке предпринимательства и, в первую очередь, малого.
Малые предприятия обладают такими экономическими преимуществами, как лучшая адаптация к изменяющейся конъюнктуре спроса, мобильность, инициативность, более низкий уровень издержек производства и реализации, более высокий уровень наукоемкости продукции, самозанятости, молодежного состава персонала среди руководителей, использование местных небольших источников сырья и ресурсов и т.д.
Примерно по такой схеме действуют в таких муниципальных образованиях как Москва и Тверь. То, что Москва одновременно является и субъектом Российской Федерации, столицей страны, городом с развитой промышленностью лишь усиливает значение ее примера. В Москве, по имеющимся сообщениям, самое большое по стране число МП на 100 000 населения и здесь же едва ли не самая высокая доля налоговых поступлений от малого бизнеса, достигающая 40 процентов. Другой пример: в г. Твери сосредоточено 58 процентов малых предприятий области. Доля МП в налоговых поступлениях в городской бюджет выросла с 14 процентов в 1999 году до 24 процентов в 2002 году. В то же время в среднем по муниципальным образованиям области она в 2002 г. составила менее 8 процентов, а в отдельных районах - всего десятые доли процента. К сказанному следует добавить, что упомянутые выше 24 процента в бюджете г. Твери, в то же время составляют 50 процентов всех налоговых поступлений от юридических лиц. Помимо наполнения доходной части бюджета малое предпринимательство снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. По состоянию на 1 октября 2000 года в Тверской области было зарегистрировано 5,7 тыс. малых предприятий. За 9 месяцев прошлого года ими выпущено продукции и оказано услуг на сумму 2 миллиарда 381 миллион рублей. Численность занятых на малых предприятиях работников составила около 61,5 тыс. человек или около 10% занятых в экономике области. Субъектами малого предпринимательства, кроме этого, являются также предприниматели без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства. С их учетом численность занятых в малом бизнесе, по экспертным оценкам, достигает 140 тыс. человек, а это уже составляет более 22% занятого населения. По оценкам некоторых экспертов малыми предприятиями и частными предпринимателями производится около 16% валового регионального продукта. Такова, в самых общих чертах, характеристика роли малого бизнеса в экономике нашей области и ее муниципальных образований. Очевидно, что пренебречь этой ролью мы не можем. «Настала пора сознаться, что даже в маленьких, часто скромных по размеру предприятиях, преследующих, будто только личные выгоды, создается великая, мощная Россия». Эти слова принадлежат В.Н. Коковцеву и были сказаны им в бытность его главой Правительства России в период с 1911 по 1914 год. Они как никогда актуальны сегодня, почти 100 лет спустя потому, что многими руководителями до сих пор не осознаются достоинства такого пути укрепления экономического и социального положения муниципального образования.
Одна из причин невнимательного или отрицательного отношения органов местного самоуправления к малому бизнесу видится нам в периодической сменяемости руководства этих органов при очередных перевыборах. Другая причина заключается в личных качествах руководителей, определяющих их отрицательное отношение к предпринимателям, основанное на априорном и огульном представлении о них как об исключительно недобросовестных людях. Так или иначе, но руководители ОМС не видят или игнорируют наличие прямой пропорциональной зависимости между уровнем развития предпринимательства на 1 000 населения с одной стороны, общим оживлением экономики и ростом налоговых доходов бюджетов этих территорий с другой.
Вектор и темпы развития малого бизнеса находятся в сильной зависимости от созданного для него на той или иной территории предпринимательского климата. Роль органов местного самоуправления в его формировании трудно преувеличить. Ее подтверждают результаты сплошного обследования проведенного в Тверской области в 2003 г. автономной некоммерческой организацией «Информационно – консультационный центр «БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС». По данным этого исследования в 2000 году в области насчитывалось 4 534 МП, порядка 58% из которых (2 623 МП) приходится на г. Тверь. В других муниципальных образованиях величина показателя значительно ниже: число МП не превышает 261 – ровно столько их в Конаковском районе. В г. Кимры и Калининском районе насчитывается 160 и 124 МП, 95 и 93 МП соответственно в Торжке и в Вышнем Волочке, 87 МП в Кашинском районе, 83 – в Бежецком, 80 – в Нелидово, 79 – в Удомельском районе. В остальных муниципальных образованиях зарегистрировано менее (значительно менее) 70 МП: в восьми от 40 до 70, в девяти от 20 до 40, в четырнадцати от 5 до 20. Практически отсутствуют МП в Молоковском районе (3 МП) и ЗАТО Солнечном (2 МП). Распределение количества МП представлено на рис. 2.
Приведенные данные подтверждают, что одинаковые на территории страны и отдельных регионов условия для развития малого бизнеса по-разному реализуются на местном уровне. Объяснить это можно только различиями в отношении к малому предпринимательству органов местного самоуправления в каждом отдельно взятом муниципальном образовании.
С экономической точки зрения сфера малого бизнеса имеет разное значение для экономики муниципальных образований. Но сфера малого бизнеса способствует стабилизации уровня социальной напряженности, обеспечивая занятость 13,2% - 28,0% от экономически активного населения данного поселения и возможность получения полного набора продуктов потребительской корзины, а также необходимых бытовых и сервисных услуг непосредственно на территории муниципального образования.
Все вышеизложенное, по нашему мнению, свидетельствует о настоятельной необходимости обучения вновь избранных руководителей органов местного самоуправления, должностных лиц и депутатов, издание для них и населения массовыми тиражами специальной литературы – пособий, учебников, описаний положительного опыта управления муниципальными образованиями, и т.д.
В отсутствие организующего начала со стороны региональных и местных органов власти отраслевая структура малого бизнеса сложилась стихийно и выглядит на сегодня следующим образом:
Таблица 1.
Отрасль |
Число МП, единиц |
Доля в общей численности МП области, % |
Объем производства продукции (работ, услуг) на МП, тыс. руб. |
Доля в общем объеме производства МП области, % |
Среднеспи- |
Доля в общей численности занятых на МП, % |
Промышлен- |
843 |
16,1 |
3 039 842 |
24,2 |
15,46 |
17,2 |
Сельское хозяйство |
296 |
5,7 |
110 286 |
0,9 |
3,15 |
3,5 |
Транспорт и связь |
44 |
0,8 |
50 962,3 |
0,4 |
1,05 |
1,2 |
Строительство |
765 |
14,6 |
1 352 077 |
10,8 |
23 |
25,6 |
Торговля и общественное питание |
2262 |
43,2 |
7 431 974 |
59,3 |
39,81 |
44,3 |
Наука и научное обслуживание |
9 |
0,2 |
322 210 |
2,6 |
0,06 |
0,1 |
Другие отрасли |
1001 |
19,4 |
228 596,7 |
1,8 |
7,89 |
8,1 |
Всего |
5235 |
100 |
12 537 918 |
100 |
89,8 |
100 |
Из приведенной таблицы следует, что сферой деятельности большинства МП являются торговля и общественное питание, промышленная деятельность и строительство. Следует отметить, что отраслевая структура малого бизнеса в Тверской области в целом повторяет общероссийскую.
Нам не встречались исследования причин такого распределения предприятий малого бизнеса по сферам деятельности. Также мы никогда не слышали, чтобы проводились опросы среди людей, намеревающихся заняться предпринимательством. В отсутствие достоверной информации о мотивации и профессиональных предпочтениях потенциальных предпринимателей рискнем высказать некоторые предположения на этот счет. Процесс образования малых предприятий всегда находился в сильной зависимости от величины суммы, требующейся на организацию бизнеса в сфере профессионального или иного интереса гражданина (стоимость создания рабочих мест в данной отрасли) и от суммы, которой он реально располагает. Потенциальными предпринимателями являются вышедшие в отставку военнослужащие, сотрудники военизированных структур, выпускники высших и средних специальных учебных заведений, другие люди в трудоспособном возрасте, не имеющие работу. В абсолютном большинстве случаев у них нет сбережений, достаточных для открытия предприятия (стартового капитала), отсутствует реальная возможность взять долгосрочный кредит по доступной ставке за пользование заемными средствами, так как у таких людей нет залогового имущества для его получения. Требования Центробанка по условиям выдачи кредитов этим не ограничиваются, вообще, они очень жесткие и неоправданно избыточно регламентируют действия коммерческих банков. В таких условиях самозанятость гражданина достигается созданием рабочего места в той сфере деятельности, в которой оно доступно по цене. Иначе говоря, именно стоимость создаваемого рабочего места является основным фактором, определяющим вид деятельности создаваемого предприятия, его отраслевую принадлежность. Самыми дешевыми оказываются рабочие места в сфере торговли и общественного питания и в строительстве при минимальном объеме оказываемых услуг и примитивных условиях труда. Довольно высокую долю малых предприятий в промышленности можно объяснить особенностями Тверской области; промышленные МП образовались, главным образом, в период массовой приватизации и в процессе демонополизации экономики. Мы склонны именно к такому объяснению причины, по которой торговая и строительная виды деятельности доминируют в отраслевой структуре малого бизнеса в Тверской области и в целом по стране.
Мы убеждены в том, что органы местного самоуправления могут и должны содействовать развитию малого бизнеса на подведомственных территориях, что они могут и должны влиять на изменение отраслевой структуры в нужном для муниципального образования направлении, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность предпринимателей, а максимально используя, например, опыт Японии... Возможность управления структурными преобразованиями экономики видится в том, чтобы определить приоритетные виды деятельности и сконцентрировать на них все виды оказываемой поддержки. Поднятый выше вопрос о необходимости особого внимания к образованию новых предприятий не означает отсутствия проблем у действующих предприятий. Согласно проведенных автономной некоммерческой организацией «Информационно – консультационный центр «БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС» в Тверской области исследований среди наиболее острых проблем, стоящих перед субъектами малого предпринимательства области, респонденты выделяли, прежде всего, нестабильность налогового законодательства (76,2% опрошенных) и трудности с получением банковского кредита (69% опрошенных). На втором месте по актуальности стоят такие проблемы, как проверки контрольно-надзорных органов (50% опрошенных) и недостаток нежилых помещений (47,6%). Кроме того, около одной трети респондентов указали на актуальность таких проблем, как трудности при оформлении прав на земельные участки (38,1%), неблагоприятная криминальная обстановка (38,1%), высокие арендные ставки на помещения (35,7%) и недостаток квалифицированных специалистов (31%). Среди сфер нормативно-правового регулирования качество регулирования которых оценивается респондентами как плохое, неудовлетворительное, называются ипотека, земля и землепользование, налоги и обязательные платежи, лизинг. Оценивая возможность доступа к финансовым ресурсам, предприниматели отмечают следующие препятствия (по мере убывания остроты): высокая ставка по кредиту (71% ответивших упомянули эту проблему), отсутствие у субъектов МП залога (52%), отсутствие институтов кредитования малого бизнеса (33%), сложности с подготовкой необходимых документов (31%). Если же рассматривать только самые острые проблемы (респонденты могли указать не более одной), то ситуация будет выглядеть следующим образом: самой серьезной проблемой будет уже отсутствие у субъектов МП залогового обеспечения, затем – высокая ставка по кредиту (займу), отсутствие институтов кредитования малого бизнеса, неподходящие сроки кредитования и нежелание институтов кредитования работать с малым бизнесом. Большинство опрошенных экспертов склоняется к тому, что для субъектов МП потенциально более удобной является кредитование в коммерческом банке по сниженным процентным ставкам, но при этом государство (область, муниципалитет) возмещает банку разницу по процентным платежам (27%), еще 22% считает, что для предпринимателей подойдут любые схемы.
И все-таки, при всем множестве и остроте вопросов у действующих субъектов рынка, развитие малого бизнеса невозможно без активной поддержки именно начинающих предпринимателей, так как при всех трудностях осуществления в России предпринимательской деятельности, начать ее неизмеримо сложнее. Без этого, в силу естественного процесса прекращения деятельности до 10-15 процентов предприятий в год (такова мировая практика в мире малого бизнеса), число малых предприятий будет неизбежно снижаться.
Одной из наиболее действенных форм поддержки людей, начинающих собственное дело считаются бизнес – инкубаторы. Через них возможно распределение аренды нежилых помещений, гарантирование в банках получаемых инкубируемыми предприятиями кредитов, другие виды финансово-кредитной, информационно-консультационной и организационно-правовой поддержки бизнеса, исключительно или главным образом, в приоритетных сферах деятельности.
Исполнение органами местного самоуправления своей миссии (о которой они редко вспоминают), невозможно без прочного и стабильного базиса, надежных источников финансово-экономического обеспечения. Таким базисом, важнейшим источником финансовых ресурсов является малый бизнес, одновременно с этим служащий инструментом реформирования местного самоуправления.
Лукьянов Герман Иванович
председатель комитета по малому бизнесу
Тверской торгово-промышленной палаты
* Первая категория гистограммы и графика – г. Тверь. Масштаб левой оси выбран так, что соответствующее значение для г. Тверь (2623) не может быть отображено. Данные о численности населения по ЗАТО Озерный и Солнечный отсутствуют, поэтому корректировка количества МП на численность населения не проводилась.