(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
1. Оценка текущей ситуации
Оценивая результаты реализации областных целевых программ поддержки малого предпринимательства, понимаешь, что, несмотря на достигнутые плановые результаты, оценить эффективность осуществляемых мероприятий по развитию малого бизнеса и, соответственно, эффективность использования выделенных под это бюджетных средств, достаточно сложно.
На сегодняшний день отсутствует единое понимание малого предпринимательства в рамках действующего законодательства, налогового и статистического учета. В связи с этим возникает ситуация, когда, к примеру, уровень развития предпринимательства в регионе оценивается лишь на основании информации по малым предприятиям без учета индивидуальных предпринимателей. Органы государственной власти, муниципальные органы не обладают достоверной информацией о состоянии и уровне развития малого бизнеса в территориях. Иными словами, малый бизнес остается вещью в себе, зачастую слабо изученной и неподдающейся учету.
На уровне региональной власти и на уровне муниципалитетов нет единого понимания, как развивать малый бизнес. Не секрет, что во многих муниципальных образованиях, задача развития малого бизнеса вообще не ставится, в администрациях нет людей, ответственных за развитие малого предпринимательства, малый бизнес не рассматривается, как источник экономического роста и социальной стабильности. Очень часто такое отношение к малому бизнесу можно наблюдать в городах, где имеются крупные градообразующие предприятия, формирующие львиную долю местного бюджета. В большинстве территорий малый бизнес развивается сам по себе, поднимается всякий раз, как трава после дождя, независимо от действий или бездействия местной власти. Поэтому до тех пор, пока муниципальные образования не признают необходимым и стратегически важным развивать малый бизнес, все героические усилия федеральной и региональных властей будут обречены, независимо от того, какой объем средств будет выделен на поддержку малого бизнеса.
Малый бизнес имеет муниципальную прописку. Соответственно, если ставится задача его развития, то прежде всего эта задача должна быть привязана к конкретной территорий, выделяемые бюджетные средства должны работать в конкретных муниципальных образованиях. До тех пор, пока задачи по развитию малого бизнеса, выдвигаемые федеральной и региональными властями не будут приняты и поддержаны в муниципальных образованиях, каких-либо серьезных изменений в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации не произойдет.
Невозможно развивать малый бизнес методом точечного воздействия. Эффект в лечении больного может быть достигнут лишь в случае применения целого комплекса мероприятий. В тех случаях, когда имеется определенный перекос по тем или иным направлениям (например, упор на развитие финансово-кредитных механизмов для малого предпринимательства в ущерб всему остальному) результат от проведенных мероприятий, как правило, не соответствует тем усилиям, затратам, которые были приложены для его достижения. Необходимо выстраивать целостную систему по развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях.
Нельзя развивать малый бизнес директивным методом, навязывая инициативу сверху. Зачастую региональные программы разрабатываются без учета местной специфики. Формирование региональных программ по развитию малого предпринимательства должно происходить на основе муниципальных программ, с учетом тех задач, которые ставятся муниципальными образованиями. К сожалению, большинство муниципальных программ переписывают положения региональных программ. Во многих муниципальных образованиях эта деятельность преследует лишь цели привлечения средств регионального и федерального бюджетов, при отсутствии понимания того, куда эти средства будут направлены и какие результаты в итоге будут достигнуты. Этим определяется и отсутствие последовательности и преемственности в мероприятиях по развитию малого бизнеса, которые реализуются в территориях.
На сегодняшний день в муниципальных образованиях отсутствуют единые подходы к развитию малого предпринимательства, отсутствует реальная оценка уровня развития малого предпринимательства, и, что не менее важно, нет однозначного понимания того, что должна, что может сделать местная власть для развития малого бизнеса.
2. Что делать?
Что делать тем муниципальным образованиям, которые готовы развивать малый бизнес? Это пожалуй самый частый вопрос, который приходится слышать от представителей местных администраций? И чаще всего за этим скрыт подтекст - сколько средств из бюджета будет выделено, на такую сумму и будет запланировано мероприятий по развитию малого предпринимательства.
Данный подход, не может быть положен в основу работы по развитию малого бизнеса. Развитие малого бизнеса в рамках отдельного муниципального образования необходимо рассматривать как муниципальный проект, разрабатываемый в соответствии со всеми правилами, предъявляемыми к коммерческим проектам. Что это означает? Это означает то, что вопросы бюджетного финансирования тех или иных мероприятий по развитию малого бизнеса не могут рассматриваться до того, как будут определены цели и задач данных мероприятий, конечные показатели, проведена оценка текущей ситуации, составлена смета (бюджет) расходов и т.д. Иными словами, сами по себе мероприятия по развитию малого предпринимательства не имеют никакой ценности, если они не привязаны к конкретным показателям. Разработке мероприятий по развитию малого предпринимательства должна предшествовать разработка муниципального проекта по развитию малого предпринимательства.
3. Развитие малого предпринимательства как муниципальный проект
Что нас не устраивает в развитии малого бизнеса? - Темпы развития малого бизнеса. Основной целью государственной политики в сфере малого предпринимательства должно стать - обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства в муниципальных образованиях и выравнивания потенциала развития данного сектора экономики в городах и районах.
Интенсивный рост малого предпринимательства может быть достигнут за счет:
- формирования в обществе благоприятной социально-психологической среды для развития малого предпринимательства, идеологии предпринимательства, способствующих росту предпринимательской инициативы, увеличению числа граждан, которые хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью (рост числа потенциальных предпринимателей).
- ограничения проблем (барьеров), препятствующих развитию малого предпринимательства (повышение процента действующих предпринимателей от числа потенциальных предпринимателей).
Основные проблемы развития малого предпринимательства:
1) Информация: отсутствие реальных возможностей у предпринимателей в получении необходимой информации по широкому спектру интересующих вопросов.
2) Профессиональная подготовка: недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов и участников предпринимательской деятельности.
3) Финансы: ограниченность реального доступа к финансовым ресурсам.
4) Административные барьеры: нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров.
Основными задачами в развитии малого бизнеса являются:
1) Расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью.
2) Развитие инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства с целью оказания адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной, юридической поддержки предпринимателям.
3) Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого предпринимательства.
4) Снижение уровня административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
Для решения поставленных задач является приоритетным реализация системы мероприятий по шести основным направлениям:
1) Создание системы пропаганды предпринимательства, направленной на формирование положительного имиджа предпринимателя и расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью.
2) Организация информационного обеспечения в сфере малого предпринимательства.
3) Создание системы подготовки кадров для малого предпринимательства.
4) Развитие и повышение эффективности центров сопровождения предпринимательской деятельности (организаций инфраструктуры).
5) Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
6) Формирование, поддержка и анализ нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности малого предпринимательства.
Эти направления определены, исходя из понимания региональной власти подходов к развитию малого бизнеса. Однако необходимо учитывать специфику территорий, понимать, каким образом эти мероприятия будут реализованы в муниципальных образованиях. И для этого, прежде чем приступать непосредственно к мероприятиям, необходимо осуществить большую подготовительную работу по определению показателей, которые муниципальными образования планируют достичь в ходе работы по развитию малого бизнеса.
Можно выделить четыре основных показателя, по которым традиционно оценивается уровень развития малого бизнеса:
- количество субъектов малого предпринимательства;
- число занятых граждан в малом бизнесе;
- доля продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте;
- объем налоговых платежей малого бизнеса в бюджете региона.
Интегральным, определяющим показателем среди перечисленных является – численность субъектов малого предпринимательства. Интенсивный рост малого предпринимательства может быть достигнут, прежде всего, за счет увеличения числа субъектов малого предпринимательства. Поэтому задачей муниципального образования должно стать - разработка муниципального проекта, нацеленного на увеличение числа субъектов малого предпринимательства.
Данный проект должен отвечать на следующие вопросы:
-
Какое число субъектов малого предпринимательства на сегодняшний день реально осуществляет хозяйственную деятельность в территории; как они распределены по отраслям; что производится и в каких объемах данными субъектами; какое количество налогов ими уплачивается; какое количество граждан занято в малом бизнесе и т.д. То есть необходим серьезный анализ развития малого предпринимательства в муниципальном образовании с привлечением данных статистики, налоговых органов, социологических исследований, информации по развитию предпринимательства в других регионах РФ, зарубежных странах.
-
Насколько планируется увеличить число субъектов малого предпринимательства в результате реализации проекта.
-
В каких отраслях экономики будут востребованы и задействованы вновь образованные субъекты малого предпринимательства, какие бизнес-проекты муниципальная власть уже сегодня готова предложить для реализации малому бизнесу, где непосредственно, на какой земле этот бизнес будет развиваться. Одной из важных задач является формирование банка бизнес-идей, которые власть могла бы предложить малому бизнесу.
-
Необходимо определить, кто эти люди, которые в дальнейшем станут предпринимателями, где они трудятся, проживают, каков предпринимательский потенциал территории, кого вовлекать в предпринимательство.
-
Какие конкретные мероприятия необходимо осуществить на территории данного муниципального образования в целях достижения запланированного увеличения числа субъектов малого предпринимательства, сколько это будет стоить и за счет каких источников они могут быть профинансированы.
-
Сколько будет стоить государству «создание» одного такого субъекта малого предпринимательства и в какие сроки он «вернет» государству вложенные в него средства в виде налоговых платежей за себя и своих работников.
Каковы плюсы данного подхода по развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях?
1) Инициатива развития малого бизнеса идет от муниципальных образований, а не навязывается региональной властью.
2) Проект имеет четкие показатели результативности, привязанные к конкретной территории, которые можно на каждом этапе реализации проекта отследить.
3) Соблюдаются основные принципы государственной поддержки малого предпринимательства: адресность, системность, комплексность и последовательность проводимых мероприятий.
4) Данный подход выстраивает такую логику: производится оценка ситуации, планируется результат по развитию малого предпринимательства, определяются показатели его оценки, планируются мероприятия и, в последнюю очередь, осуществляется финансирование. К сожалению, часто мероприятия по развитию малого бизнеса формируются по принципу: сколько денег необходимо освоить, на такую сумму и будут мероприятия.
5) Проект формирует муниципальный заказ для действующих и потенциальных предпринимателей, который заключается в следующем: муниципалитет предлагает стать предпринимателем, беря на себя обязанности: обучить, помочь в поиске и разработке бизнес–проектов, профинансировать проекты, предоставить место (земельный участок, объекты недвижимости) для реализации проекта, сопровождать проект на льготных для предпринимателя условиях (по принципу работы бизнес-инкубатора), ограничить уровень административного вмешательства в бизнес и т.д., взамен требуя от предпринимателя лишь одного: платить налоги и создавать рабочие места.
Запевалов Игорь Валентинович
генеральный директор Уральского фонда
поддержки малого предпринимательства