(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Малыми принято называть города, количество жителей которых не превышает 50 тыс. В них проживают 2/3 граждан страны. Парадокс, но повышение эффективности национальной экономики многие теперь связывают с этими, обделенными вниманием общественности и инвесторов территориями.
Бизнес-инкубирование в малых городах имеет ряд особенностей.
Разбудить предпринимательский дух в небольшом провинциальном городке, где проживает 13 - 15 тысяч человек нелегко. Однако слово "предприниматель" и саму предпринимательскую деятельность люди воспринимают уже не так негативно, как 5-8 лет назад. Они видят, что большинство тех, кого крупные фирмы выбрасывали на улицу, могли найти себе место и заработок именно на мелких предприятиях. Это не может не менять их позицию по отношению к малому бизнесу. Несомненно, главная фигура современного малого бизнеса – предприниматель, постоянно готовый идти на риск, с неуемной энергией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые преграды на пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управленческих решений, с нестандартностью мышления.
В нашей стране в настоящее время идет активный процесс становления предпринимательского слоя. На смену прежним партийно-хозяйственным руководителям пришли новые люди, свободные от авторитета традиций и лишенные инерции мышления. Именно они и стали реализовывать новые возможности в сфере экономики. Социальный портрет российского предпринимателя противоречив, многолик, сложен и неоднозначен. Этот новый класс сформировался из разных социальных слоев: из предпринимателей прошлых лет, в большинстве своем функционировавших в теневых структурах; из производственников и творческой интеллигенции, которым уже за 30 и которые отчаялись занять достойное положение в своей профессии; из молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но уже постигших азы бизнеса.
Именно поэтому создание Бизнес-инкубаторов, как одного из самостоятельных звеньев структуры поддержки малого бизнеса, считаю очень своевременным и актуальным.
Одна из основных задач решаемых Бизнес-инкубатором - это формирование у населения позитивного отношения к гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, вовлечение в сферу малого и среднего бизнеса, в первую очередь в сфере производства, возможно большего числа жителей города.
… ну вот наконец преодолены все административные препятствия, решены все вопросы с помещениями, получено свидетельство о регистрации, открыт р/счёт – Бизнес-инкубатор создан – началась работа:
- предоставление помощи в бизнес-планировании;
- советы по бухгалтерскому учету и заполнению налоговых деклараций;
- сдача в аренду офисных помещений;
- секретарские услуги, а также возможность пользоваться почтовым ящиком и библиотекой;
- доступ к телефону, факсу, электронной почте и Интернету.
- предоставление списка возможных поставщиков, предприятий, потенциальных инвесторов, дистрибьюторов;
- консультирование предприятий по финансированию и инвестициям, а также по вопросам микрокредитования;
- обучение принципам рыночной экономики, профессиональная и техническая подготовка и т.д.
Но, к глубокому сожалению, уже к концу первого квартала деятельности Бизнес-инкубатора, перед руководством Бизнес-инкубатора остро встанет вопрос о недостаточности финансовых средств, получаемых в результате деятельности предприятия, для дальнейшего целенаправленного развития организации. И дело тут не в том, что плохо работают сотрудники Бизнес-инкубатора, а в том, что в малых городах просто недостаточно клиентов особенно в первые месяцы работы.
Правильным выходом в данной ситуации представляется создание какого-либо собственного, не требующего значительных затрат на начальном этапе, производства в первые же месяцы работы. Это может быть производство тротуарной плитки, выращивание грибов, и т.д. Таким образом, будут решены сразу несколько вопросов:
- во-первых, у Бизнес-инкубатора значительно улучшится финансовое положение;
- во-вторых, Бизнес-инкубатором будут созданы дополнительные рабочие места – это в свою очередь, учитывая насколько серьезны проблемы с трудоустройством в малых городах, будет способствовать поднятию имиджа Бизнес-инкубатора.
Люди работают не только ради денег. Они хотят самоутвердиться, помочь другим, передать накопленный опыт. Ведь развивая бизнес, развиваешь в человеке личность.
Команда управления Бизнес-инкубатора понимает, что существует множество, в том числе психологических, барьеров, и поэтому мы должны учить людей воспринимать события объективно, не боятся брать на себя ответственность за свои идеи. Многие у нас в стране утверждают, что менеджмент – это искусство. Моё личное убеждение, что менеджмент – это не только искусство, но и опыт. Сами по себе способности к организации и деловому обще¬нию еще мало чего значат. Они развиваются только в практической деятельности с приобретением опыта.
Способность управлять людьми и правила эффективного руководства – это то, чему мы, руководство и специалисты Бизнес-инкубатора, должны обучать людей.
Итак, способность эффективно управлять людьми, соблюдать этические требования основывается на следующих десяти факторах:
- способность управлять собой;
- четкие личные цели;
- упор на постоянный личный рост;
- умение решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновациям;
- высокая способность воздействия на окружающих;
- знание современных управленческих подходов;
- способность руководить персоналом;
- умение обучать и развивать подчиненных;
- формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Руководство — это искусство влиять на людей, вдохновлять их на то, чтобы они по своей воле стремились к достижению общих целей. Элементами этого искусства являются: постоянное совершенствование самого лидера, доскональное знание подчиненных и умение поставить себя на их место, знание собственных достоинств и недостатков, умение анализировать ситуацию, предвидеть последствия своего воздействия на других до начала действий, способность вселять в людей уверенность.
К правилам эффективного руководства, проверенным на практике за рубежом и в нашей стране, можно отнести следующие:
- передача (делегирование) соответствующим структурам полномочий и ответственности за результаты использования предоставленной власти;
- планирование основных направлений работы с людьми;
- неуклонное стремление к достижению цели; соотнесение возможностей исполнителей со сложностью поставленных задач;
- формирование деловой и доброжелательной атмосферы во всех подразделениях фирмы; поощрение за лучшие показатели в работе и исключение карательных мер и санкций за упущения;
- гласность в работе (разумеется, при сохранении коммерческой тайны и других секретов фирмы);
- строгий контроль за физическим и психологическим состоянием сотрудников;
- материальная и моральная поддержка сотрудников в необходимых ситуациях;
- регулярные контакты руководителей с подчиненными и т. д.
Человек, принявший решение открыть свой бизнес, должен с чего-то начинать, для этого нужны не только деньги и опыт, но и какая-то база. Бизнес-инкубатор может принимать на себя решение целого ряда проблем своих внутренних и внешних клиентов, связанных с состоянием помещений, таких как соблюдение требований служб охраны труда, пожарной охраны.
Для увеличения числа создаваемых предприятий и улучшения качества работы уже созданных, было бы правильным проведение еженедельных совещаний, на которых присутствовали бы все работающие в Бизнес-инкубаторе. И именно эти совещания руководство Бизнес-инкубатора должно проводить с использованием методов так называемой психологической активизации творческого мышления.
Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей более всестороннему рассмотрению проблемы.
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах прошлого века.
«Мозговой штурм» является коллективным методом поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:
- Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
- Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
- Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
- Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
Главная цель - получить как можно больше идей.
Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления является «Корабельный совет». В этом методе также, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:
- Высказываться по проблеме должны все.
- Порядок и очередность выступлений устанавливает капитан - от юнги к капитану, от младшего к старшему.
- Вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана.
- Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные капитаном, в том числе и свои собственные.
Итоги работы Совета подводит капитан.
Такой вид творческого совещания как "Корабельный совет" обычно эффективен при решении проблем в условиях дефицита времени и информации.
Еще одним немаловажным шагом для выработки правильной стратегии развития Бизнес-инкубатора и созданных и создаваемых им предприятий, считаю ежемесячное проведение SWOT-анализа.
SWOT–анализ - оценка внутренней среды фирмы – ее силы и слабости, а также внешних возможностей и угроз. Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения организации. Именно SWOT–анализ подчеркивает, что стратегия фирмы должна как можно лучше сочетать внутренние возможности организации(ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах).
В то же время успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности.
Основной целью Бизнес-инкубатора является конкретная помощь ("инкубирование") в становлении вновь созданных и начинающих свою деятельность предприятий. Финансовое и ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности являются приоритетными направлениями деятельности Бизнес-инкубатора.
Наиболее привлекательным представляется Бизнес-инкубатор со следующей структурой:
Создание Бизнес-инкубатора с подобной структурой позволяет сразу же создать в рамках Бизнес-инкубатора КПКГ (кредитный потребительский кооператив граждан) из числа работающих в Бизнес-инкубаторе. Применение в КПКГ такого вида кредитования как выдача займов непосредственно на предпринимательские цели позволит Бизнес-инкубатору с незначительными финансовыми затратами практически каждый месяц создавать новые предприятия.
Основой успеха Бизнес-инкубатора является успешно действующие и развивающиеся арендаторы, и предприниматели, уже вышедшие из него при этом то, на сколько хорошо у предприятия идут дела, зависит не только от набора и качества услуг которые они получают от Бизнес-инкубатора, но, прежде всего от предпринимательской активности самого предприятия. Значимая коммерческая идея, правильная организация бизнеса, энергичное и компетентное руководство - главное условие его успеха.
П.Н. Духанин
эксперт НСБИ по Липецкой области