(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
В последние годы в области наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства (рис.1). Количество малых предприятий за последние пять лет увеличилось в 1,5 раза и составляет более 6 тысяч единиц, на которых работает 70 тыс. человек. С учетом индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств общее число занятых в сфере малого бизнеса составляет около 150 тысяч человек, или более 25% в общей численности занятых в экономике области. С каждым годом растет вклад малых предприятий в экономику Вологодской области.
Объем продукции малых предприятий составил в 2004 году 18,3 млрд. руб., в том числе в промышленности 3,9 млрд. руб., что превышает уровень прошлого года на 37%. В целом объем продукции малого бизнеса в сравнении с 1998 годом вырос в 6,9 раза (рис. 2).
Инвестиции, вложенные малыми предприятиями области в основной капитал за пять лет увеличились в 6,5 раз и составили 938 млн.руб. (рис. 3)
В расчете на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора товаров и потребительских услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в сравнении со средне российскими показателями объем производства продукции составил 127,3%, объем инвестиций в основной капитал – 135,4%. При этом в секторе малого бизнеса коэффициент обновления основных фондов значительно выше коэффициента их выбытия, что подтверждает модернизацию производств и технологическое обновление в данном секторе экономики.
Значения большей части индикаторов развития малого бизнеса, обозначенных в «Основных мероприятиях государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Вологодской области на 2003-2005 годы» находятся в соответствии с ожидаемыми параметрами, либо превосходят их.
Система государственной поддержки малого бизнеса базируется на нормах федерального законодательства и законодательства области и реализуется через механизм федеральных и региональных программ, объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Ничто так существенно не влияет на деятельность предпринимателя, как правовое поле, в котором он работает. Структурными подразделениями Правительства области осуществлялся анализ нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере малого бизнеса, экспертиза проектов законов области, подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
Нормативно-правовые условия функционирования малого бизнеса в области в 2004 г. оценены предпринимателями как наиболее высокие за последние три года. Значительно возросла степень удовлетворенности предпринимателей налоговой системой в целом и в части, определяемой региональной властью.
В результате введения специальных налоговых режимов сумма налога, подлежащего уплате на одного налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения среди юридических лиц, снизилась в 4 раза, среди индивидуальных предпринимателей – в 2 раза. В разрезе отраслей сложилась следующая картина.
Таблица 1
Налогоплательщики, применяющие общепринятую систему в 2002 г. и упрощенную систему в 2003 г.
. |
Общая система налогообложения, 2002 г., тыс. руб. |
Упрощенная система налогообложения, 2003 г., тыс. руб. |
Соотношение сумм налогов, раз |
Промышленность |
1020 |
110 |
Снижение в 9 раз |
Строительство |
124 |
17 |
Снижение в 7 раз |
Сельское хозяйство |
138 |
97 |
Снижение в 1,4 раза |
Деревообработка |
30 |
23 |
Снижение в 1,3 раза |
Медицина |
2 |
3 |
Рост в 1,5 раза |
По единому налогу на вмененный доход подлежащая уплате сумма налога к уровню прошлого года среди юридических лиц составила одну треть, а среди индивидуальных предпринимателей чуть более 80 процентов. Снижение налоговой нагрузки позволило субъектам малого предпринимательства направить средства (в размере более 250 млн. рублей) на развитие производства. Сегодня специальные налоговые режимы используют более половины малых предприятий и треть индивидуальных предпринимателей области. В 2004 году сумма уплаченных налогов по плательщикам применяющим специальные налоговые режимы составила 390 млн.руб, увеличилась в 1,6 раз. При этом количество налогоплательщиков увеличилось всего на 4 процента.
Налогово-кредитная политика в настоящее время является, с одной стороны, наиболее действенным рычагом по стимулированию предпринимательской инициативы, а с другой стороны – она далека от совершенства и требует оптимизации. Поэтому, учитывая актуальность данной темы возможно предложить:
-
внести изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ, увеличив предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, с 15 млн. рублей до 40 млн. рублей. Существующее в настоящее время ограничение препятствует развитию малого и среднего бизнеса, так как большинство предпринимателей после года применения упрощенной системы налогообложения вынуждены возвращаться на традиционную систему налогообложения, поскольку их годовой доход превышает установленное ограничение;
-
устранить проблему уплаты НДС, возникающую при покупке продукции у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. С такими налогоплательщиками невыгодно иметь дело потенциальным партнерам, так как использование результатов их труда приводит к увеличению конечной цены товара;
-
решить вопрос своевременного возмещения НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, исключить налогообложение авансовых платежей;
-
использование электронных счетов – фактур, переход на метод начислений, изменение порядка принятия к вычету сумм налога по капитальному строительству;
-
исключить норму, ограничивающую принятие в расходы части процентов по долговым обязательствам как экономически необоснованную.
В качестве одной из необходимых мер по совершенствованию налогового администрирования важно усилить работу налоговых органов по информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве, активной разъяснительной и консультационной деятельности специализированных подразделений федеральной налоговой службы.
Таким образом, основным ориентиром реформирования налоговой системы должна стать необременительность ее для бизнеса, заключающаяся не только в уровне налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения проверок и отчетности.
Для стимулирования инвестиционного развития применяется специальное законодательство об инвестиционной деятельности. Правительством области предоставляются предприятиям льготы по налогам на имущество и прибыль. Например, в прошедшем году льготами но налогу на имущество воспользовались такие предприятия легкой промышленности, как ООО «Евродизайн», ООО «Северный труд», ООО «Череповецкий трикотаж», ОАО «Вологодский текстиль», ЗАО «Снежинка». Сумма высвобожденных средств составила 4,7 млн.руб, которые направлены на развитие предприятий.
В области реализован комплекс мер, который позволил частично решить проблемы излишнего административного вмешательства. Для упрощения и ускорения регистрация индивидуальных предпринимателей с начала 2004 года процедура проводится по принципу «одного окна».
Целенаправленная работа по применению Книги инспекторских проверок позволила снизить число проверок в сфере малого предпринимательства. В настоящее время Книгу инспекторских проверок применяют более 5 тысяч субъектов малого бизнеса. Необходимо отметить, что доля предпринимателей, которые знакомы с нормативными актами, определяющими порядок взаимодействия с ними контролирующих органов при проведении инспекторских проверок, год от года увеличивается. Если в 2002 г. она составляла 50%, в 2003 г. – 59%, в 2004 г. – 79%. При этом немало важными являются проблемы устранения административных барьеров.
Несомненно, что имущественная поддержка выступает одним из приоритетных направлений поддержки начинающих и развивающихся предпринимателей. По состоянию на начало 2005 года передано в аренду субъектам малого бизнеса более 80% государственного имущества, сдаваемого в аренду.
Важнейшим и решающим условием успешного развития малого предпринимательства, особенно в сфере материального производства, является его преференциальная финансовая поддержка. К ней относятся различные формы субсидирования и кредитования не только инвестиционных проектов, но и недостатка собственных оборотных средств малых и средних предприятий.
Постановлением Правительства области от 06.09.2004 г. № 848 "О государственной поддержке малого предпринимательства" закреплено финансирование государственной поддержки малого бизнеса из средств фонда развития области. Реализуется Соглашение о сотрудничестве Правительства области с Российским банком развития. Уполномоченным региональным банком Российского банка развития АКБ "Севергазбанк" для финансирования малого предпринимательства в 2004 году предоставлено 39 кредитов на общую сумму 27,5 млн. руб. Оказана государственная поддержка малым предприятиям путем возмещения страховой суммы при получении кредитов в банках.
Для микрокредитования субъектов малого предпринимательства в г.Вологде открыт региональный офис международного Фонда поддержки малого предпринимательства "Фора".
Растет доля предпринимателей, использующих в своем бизнесе заемные средства: если в 2002 г. она составляла 48%, то в 2004 г. – 60%. При этом по источникам их привлечения происходит увеличение в сторону банковских кредитов (75% в 2004 г. по сравнению с 41% в 2002 г.).
На территории области зарегистрировано и действует 16 кредитных кооперативов в 13 муниципальных районах, в т.ч. областной кооператив. На поддержку деятельности кредитных кооперативов из средств областного бюджета выделено 2,1 млн. рублей. В 2004 году через систему сельской кредитной кооперации выдано займов на сумму 85 млн. рублей, что выше уровня прошлого года в 2,1 раза, дополнительно от населения привлечено свыше 22 млн. рублей.
В настоящее время инновационное предложение реализуемого проекта "Технопарк" в г.Вологде "Производство и оснащение медицинских учреждений оборудованием для предстерилизационной очистки медицинского инструмента" выиграло тендер по федеральной программе "Старт". Объем финансирования из средств федерального бюджета составит 4,5 млн. руб. Кроме того, Технопарком реализованы проекты по изготовлению и поставке ультразвукового оборудования для очистки проволоки, промывки колец подшипников колесных пар локомотивных депо, консервации смазочно-охлаждающих жидкостей, интенсификации процессов обеззараживания воды на очистных сооружениях; автоматов для наклеивания региональных марок на ликероводочные предприятия России и СНГ.
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработан комплекс проектов стимулирования развития малого бизнеса. Определена долевая финансовая поддержка федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в равном размере от стоимости проектов (50%/50%). Данные механизмы действительно актуальны и востребованы, являются эффективным инструментом поддержки малого предпринимательства, поскольку позволяют решить главные проблемы начинающих и развивающихся предпринимателей. Это проблема размещения малого предприятия и доступности финансово-кредитных ресурсов. В настоящее время активно ведется работа по участию региона в федеральных конкурсах, объявленных Министерством экономического развития по поддержке малого бизнеса и созданию бизнес-инкубаторов. На сегодняшний день разработано инвестиционное предложение по созданию и функционированию Бизнес - инкубатора. Предполагается, что данная структура станет инструментом реализации политики стимулирования развития малого бизнеса в Вологодской области
Лизинговые услуги сегодня оказывают все коммерческие банки и специализированные лизинговые фирмы. Только региональной компанией "Промлеслизинг" в 2004 году передано в лизинг оборудования и автомашин на сумму более 70 млн.рублей. На базе Череповецкого Агентства городского развития, предлагающего полный комплекс услуг как действующим, так и вновь создаваемым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, создана и действует программа лизинговой поддержки начинающих предпринимателей.
деятельности предпринимательства. В 19-ти районах области созданы Советы предпринимателей, в 18-ти муниципальных образованиях приняты целевые программы поддержки малого бизнеса.
Почти пять лет в области работает межрегиональный маркетинговый центр «Вологда-Москва», он входит в единую информационную сеть 60-ти регионов России. База данных содержит информацию о 2000 предприятий, в т.ч. о 440 предприятиях области, которая по мере необходимости пополняется и актуализируется. Предпринимательским сообществом высказываются ряд предложений по дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
-
поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе компенсация арендной платы за выставочную площадь для субъектов малого предпринимательства во время таких выставок как «Международный Салон инноваций и инвестиций», «Московский Салон «Архимед», Недели высоких технологий в Санкт-Петербурге и других мероприятиях в целях реализации экспортно-импортного потенциала бизнеса;
-
оплата целевых программ, публикаций, изданий для пропаганды предпринимательской деятельности;
-
развитие центров коммерциализации и трансфера технологий, инновационно-технологических центров, инновационных офисов при вузах на паритетных с федеральным бюджетом условиях и направление им субсидий;
-
содействие развитию Центров (агентств) поддержки предпринимательства в муниципальных районах, осуществление организации обучения и консультирования предпринимателей по вопросам предпринимательской деятельности, повышения качества и расширения спектра услуг субъектам малого бизнеса, развитие инновационного бизнеса.
Следует отметить, что уровень осведомленности предпринимателей о деятельности по поддержке малого бизнеса со стороны региональных и местных органов власти в 2004 г. заметно выше, чем в 2003 г.: соответственно 66 и 54% респондентов (по сравнению с 46 и 32%) более или менее знакомы с мероприятиями государственной поддержки.
Положительную роль в общественном признании вклада малого бизнеса играет ежегодный областной конкурс "Вологодский предприниматель года". В третьем конкурсе (2004г.) по данным муниципальных образований приняли участие более 300 субъектов малого предпринимательства.
Комплексная работа ведется по подготовке и обучению кадрового состава руководителей и специалистов малых, средних предприятий. В регионе сформированы структуры подготовки предпринимательских кадров. Регулярно Правительством области организуются курсы, семинары на актуальные темы развития бизнеса, производства высококонкурентной продукции, внедрения систем менеджмента качества, инновационной деятельности, изобретательства и рационализации.
Информационное направление поддержки предпринимательства включает следующие механизмы.
-
Для коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ инновационных предприятий, информационного продвижения инновационного товара на рынок на базе Вологодского ЦНТИ совместно с департаментом создана и постоянно актуализируется база данных "Научно-технические разработки Вологодской области", унифицированная с общероссийской базой.
-
Регулярно проводятся выездные совещания – семинары по проблемам малого бизнеса в муниципальных образованиях, что способствует активизации.
-
На официальном интернет-представительстве Правительства области созданы специальные разделы "Малый бизнес", "Инновационная деятельность", где нашли отражение меры комплексной поддержки технического творчества, инноваций в малом предпринимательстве региона.
-
Для адекватного отражения предпринимательской среды изданы информационные бюллетени "Сборник нормативных правовых актов по вопросам предпринимательской деятельности" и "Малый бизнес Вологодской области. Цифры и факты".
-
Систематически освещаются различные аспекты деятельности малого бизнеса через СМИ и научно- информационные издания.
Вместе с тем, по-прежнему наиболее актуальными остаются проблемы создания условий для реализации существующего в регионе социального потенциала предпринимательства.
Сегодня экономический рост, одновременно и рост малого предпринимательства может быть основан только на переходе к «новому портфелю ресурсов». Основу последнего составляют мобильные современные предпринимательские кадры, производительные инновационные технологии, транспортно-коммуникационная инфраструктура, торговая интеграция в открытые внешние рынки, контроль конкурентных рыночных позиций (региональные бренды и торговые марки) - это и есть основные направления, по которым требуется поддержка бизнеса. Речь идет о необходимости формирования стратегических предпринимательских инновационно-инвестиционных кластеров, как того требуют утвержденные правительством Основные направления стратегического развития Вологодской области.
Используя имеющиеся ресурсы, для нас сегодня важным является формирование лесного кластера, кластера малых метизных производств, кластера легкой промышленности, создание технологических зон вокруг вузов или базовых предприятий на субконтрактной основе, специально организованных бизнес - территорий и технико-внедренческих зон (Деловых центров, бизнес - инкубаторов, технопарков). Именно здесь лежат компенсирующие точки роста экономики. Такой производственно-территориальный кластер, основанный на кооперации малых и средних предприятий, будет иметь экономическую устойчивость, инвестиционную привлекательность, гибкость и конкурентоспособность в глобальном рынке.
главный специалист департамента промышленности,
предпринимательства и лесного комплекса
Правительства Вологодской области, к.э.н.