НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Руководитель проекта: Литвак Е.Г.
Авторы текста: Белов А.С., Буев В.В., Демин А.В., Смирнов Н.В., Литвак А.Г., Литвак Е.Г.
Авторский коллектив выражает благодарность Алину А.Л., Шиповой З.В. (Торгово-промышленная палата Российской Федерации), Власову В.С. (Администрация Томской области, Департамент ЖКХ), Кострову А.В. (Московский фонд подготовки кадров) за содействие в проведении исследования и ценные рекомендации и замечания, высказанные при проведении исследования и подготовке настоящей брошюры. Авторский коллектив также выражает признательность Кострову А.В. за предоставленные материалы, которые оказались наиболее полезными при осуществлении данной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Оценка текущей роли и места малого предпринимательства и территориальных торгово-промышленных палат в реформировании и развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства
1.1. Сущность реформы ЖКХ
1.2. Изменения, связанные со вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации
1.3. Место малого бизнеса в сфере ЖКХ
1.4. Оценка роли малого предпринимательства в реформировании ЖКХ
1.5. Анализ официальной объективной статистики Росстата
1.6. Роль малого предпринимательства в сфере ЖКХ в городе Москве
1.7. Перспективы развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ в Томской области
1.8. Роль торгово-промышленных палат в реформировании ЖКХ
2. Анализ нормативной правовой базы, регулирующей осуществление предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства
2.1. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства
2.2. Основные выводы по результатам анализа нормативной правовой базы
3. Проблемы, препятствующие участию малого предпринимательства в реформировании и развитии ЖКХ, и предложения по их решению
3.1. Проблема монополизации рынка жилищно-коммунальных услуг
3.2. Сложная финансово-экономическая ситуация в отрасли
3.3. Реформирование системы управления жилищным фондом
3.4. Участие малого предпринимательства в выполнении подрядных работ
3.5. Проблемы функционирования и развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ в условиях реформирования системы управления в данной сфере
4. Определение приоритетных направлений деятельности для субъектов малого предпринимательства в сфере ЖКХ
4.1. Направления деятельности в сфере ЖКХ, которые могут быть приоритетными для субъектов малого предпринимательства в целом по России
4.2. Определение приоритетных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства в секторе ЖКХ на примере г. Москвы
5. Подготовка предложений по формам и методам государственной поддержки развития предпринимательства в ЖКХ, направленной на достижение целей реформирования данной сферы, а также видов и форм участия в данном процессе ТПП РФ и территориальных ТПП
5.1. Предложения по формам и методам государственной поддержки развития предпринимательства в ЖКХ
5.2. Предложения по видам и формам участия ТПП РФ и территориальных ТПП в развитии малого предпринимательства в сфере ЖКХ
6. Заключение Перечень нормативных правовых актов федерального уровня, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе регулирующих осуществление предпринимательской деятельности.
Приложение 1.
Приложение 2. ГОСТы и СНиПы в сфере ЖКХ
Приложение 3. Перечень основных нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы
Приложение 4. Перечень нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая брошюра подготовлена по результатам исследования «Участие малого бизнеса в реформе ЖКХ», выполненного по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
На протяжении последних 10 лет вопросы функционирования сферы ЖКХ и ее реформирования привлекают к себе пристальное внимание органов власти разного уровня, специализированных организаций – участников рынка ЖКХ, объединений предприятий и предпринимателей, в том числе и торгово-промышленных палат.
Многочисленные мероприятия реформирования сферы ЖКХ направлены на создание рыночных отношений, развитие конкуренции между поставщиками услуг. Однако, несмотря на многолетние усилия, кардинальных позитивных изменений в части развития подлинно рыночных отношений в сфере ЖКХ к настоящему времени не произошло. Данная сфера по-прежнему выполняет, в первую очередь, социальную функцию с завышенными и необеспеченными социальными обязательствами государства, с неэффективным контролем участников рынка, с отсутствием реальных экономических отношений и современных методов управления и характеризуется низким качеством предоставляемых услуг.
Крайне высокая степень износа основных фондов ЖКХ в большинстве российских населенных пунктов, тяжелая финансовая ситуация на многих предприятиях отрасли (прежде всего государственных и муниципальных), повсеместная практика невыполнения обязательств как со стороны населения, так и со стороны бюджетов разных уровней, а также поставщиков услуг, административные, а не рыночные методы управления, отсутствие прозрачных и устоявшихся «правил игры» делают данную отрасль рискованной для частного предпринимательства. Однако очевидно, что потенциал развития у сферы ЖКХ достаточно большой, и она является потенциально привлекательной для частного бизнеса и инвестиций. Об этом, в частности, говорят результаты отдельных исследований в данной области, в которых приводятся примеры эффективного и выгодного как для предпринимателей, так и для органов власти (бюджетов) участия субъектов предпринимательства в ЖКХ. Однако данные примеры пока еще носят не повсеместный характер, к чему, однако, необходимо стремиться.
Полагаем, что создание рыночных конкурентных отношений, сопровождаемое привлечением частного капитала в отрасль, является основным механизмом решения многочисленных проблем сферы ЖКХ.
Основными целями реформ в сфере ЖКХ являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, оздоровление финансовой ситуации в отрасли, сокращение бюджетных расходов, привлечение частных инвестиций в развитие ЖКХ. Так, целью программы развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на 2002 – 2007 гг. (приложение 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 25 сентября 2001 г. № 865-ПП) является повышение надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг и снижение их стоимости. В качестве механизмов достижения этих целей рассматриваются следующие:
- создание и совершенствование экономических и организационных механизмов снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении качества предоставления услуг и устойчивости работы отрасли;
- совершенствование тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;
- повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства;
- активная поддержка инициатив по созданию товариществ собственников жилья;
- сокращение бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства и использование высвобождающихся бюджетных ресурсов на социальные цели;
- повышение доли внебюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям;
- создание рынка и формирование конкурентных отношений в отдельных секторах жилищно-коммунального хозяйства.
Как правило, развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ рассматривается как один из механизмов реформирования сферы ЖКХ, но не ключевой, в результате, действительно конкурентные рыночные отношения в данной сфере еще не сформированы. Представляется, что данному направлению следует уделять большее внимание, поскольку это направление способно координировать и объединить все остальные, другими словами, выступить в качестве системообразующего механизма всей реформы. В частности, постановка цели создания подлинно конкурентных отношений в отдельных секторах ЖКХ потребует кардинального изменения системы оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, механизмов бюджетного финансирования, административного управления данной сферой и контроля качества жилищно-коммунальных услуг. То есть, именно тех компонентов, проблемы которых не позволяют до сих пор осуществить заявленные реформы.
При декларировании цели построения конкурентных рыночных отношений в сфере ЖКХ необходимо сформулировать принципы ее достижения. Полагаем, что в создании конкурентного рынка основная роль должна быть отведена субъектам малого предпринимательства, как наиболее мобильным и быстро адаптирующимся к новым реалиям структурам, которые бы могли в кратчайшие сроки воспринять новации и продемонстрировать эффективность заданного курса на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания при повышении эффективности бюджетных расходов. Кроме этого, особую роль в процессе развития конкурентных отношений в сфере ЖКХ могут и должны сыграть общественные объединения предпринимателей – организации, призванные объединять интересы разных групп предпринимателей, отстаивать и защищать их интересы. В частности, более активно в направлении развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ должны действовать региональные и муниципальные торгово-промышленные палаты.
Определяющее значение, как будет показано далее, для будущего развития ЖКХ и предпринимательства в нем будут иметь итоги реформы местного самоуправления, в результате которой полномочия, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг передаются на местный уровень.