ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (EUROPEAID/114008/C/SV/RU)
Москва, ТЕИС, 2005
Опубликовано в 2005 г.
©2005, авторские права принадлежат Европейской Комиссии
Все права защищены.
Публикация, распространение или передача в любой форме всего издания или любой его части без предварительного письменного разрешения Европейской Комиссии запрещается.
Заявки на репродуцирование издания направлять по адресу:
Компания IMC Consulting Ltd., Россия, 124047, Москва, ул. Чаянова, д. 22, стр. 4
Данный сборник подготовлен Компанией IMC Consulting Ltd.
Итоги, заключения и интерпретация документов, включенных в данный сборник, принадлежат только авторам и не отражают политику или точку зрения Европейской Комиссии, а также организаций, в которых работают авторы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Законодательная структура ЕС
I.2. Процесс законотворческой деятельности
I.3. Полномочия ЕС
II. Виды и области применения законов
II.2. Второстепенное законодательство (вторичное)
II.3. Обновление законов ЕС, дублирующие и противоречащие друг другу статьи
II.4. Судебная практика
II.5. Области применения законов ЕС
II.6. Стратегии ЕС (Свод правил Сообщества)
III. Кодификация законодательства ЕС
III.2. Консолидация законодательства
III.3. Обновление законов ЕС, дублирующие и противоречащие друг другу статьи
IV. Доступ к законодательству ЕС
V. Обмен передовым опытом
ВВЕДЕНИЕ
«Для лучшего понимания и правильного соблюдения законодательства Европейского Сообщества важно обеспечить его грамотное составление. Законодательные акты, принимаемые институтами Европейского Сообщества, должны быть понятными, логичными и соответствовать единым принципам изложения и разработки. В этом случае граждане и субъекты экономической деятельности будут правильно понимать свои права и обязанности, а суды будут добиваться их исполнения. Кроме того, такой подход позволит государствам-участникам правильно и своевременно инкорпорировать такие законы в свои национальные законодательства.
С момента проведения сессии Европейского Совета в Эдинбурге в 1992 г. необходимость совершенствования законотворческой деятельности путем разработки более четких и понятных законов, соответствующих принципам качественной законотворческой деятельности, была признана на самом высоком политическом уровне. Совет и Комиссия Европейского Союза предприняли шаги, направленные на достижение указанной цели1. Данное намерение было еще раз подтверждено Декларацией № 39 о качестве разработки законодательства ЕС, принятой в виде приложения к заключительному акту Амстердамского договора. В результате принятия данной Декларации три института, участвующие в процессе разработки и принятия законодательных актов Европейского Сообщества — Европейский Парламент, Европейский Совет и Комиссия Европейского Союза — выработали единые основополагающие принципы повышения качества законотворческой деятельности в ЕС, законодательно закрепленные Межинституциональным Соглашением, подписанным 22 декабря 1998 г. 2»3
Цель настоящего документа — кратко рассмотреть подход ЕС к законотворческой деятельности, представить соответствующее обоснование такого подхода и выявить наиболее значимые моменты.
Работа состоит из следующих разделов:
- Законодательная база Европейского Союза (ЕС): основные участники законодательного процесса, виды законодательства и их логическое обоснование.
- Типы и области законодательства: области законодательства, значимость законов ЕС и их связь с политическими аспектами деятельности ЕС.
- Кодификация законодательства ЕС: кодификации и порядок официальной публикации законов.
- Доступ к законодательству ЕС: способы доступа к законам ЕС, а также способы информирования общественности о внесении изменений в законы.
- Обмен передовым опытом: наиболее позитивные аспекты подхода ЕС к законотворческой деятельности.
В табл. 1 отражены проблемные вопросы, которые подробно рассматриваются в настоящей работе.
1 Совет ЕС: Резолюция от 8 июля 1993 г. о качестве разработки законодательства ЕС (Официальный журнал ЕС, C 166. 1993 17 июня. С. 1). Европейская Комиссия: общие основополагающие принципы законодательной политики. Документ SEC(1995) 2255/7. 1996, 18 января.
2 Межинституционное Соглашение от 22 декабря 1998 г. об общих основополагающих принципах обеспечения качества законодательного процесса в ЕС (Официальный журнал ЕС, C 73. 1999, 17 марта. С. 1).
3 1) Юридическая служба Европейского Парламента, юрисконсульт Г.Гарзон Клариана; 2) Юридическая служба Совета Европы, юрисконсульт МЖ-С Пирис; 3) Юридическая служба Европейской Комиссии, ген. директор Ж.-Л. Девост; http://publications.eu.int/code/en/en-000300.htm