Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малое предпринимательство: демографический ракурс

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)

 

Переход к рыночной экономике, распад Советского Союза, конфликты на межнациональной почве, общая неустойчивость политического и социально- экономического положения страны в 90-х годах ХХ века привели к значительным миграционным подвижкам, наплыву беженцев и вынужденных переселенцев, резкому снижению рождаемости и увеличению смертности, что крайне негативно сказалось на демографическом состоянии регионов России.

Современное демографическое состояние населения в Российской Федерации характеризуется изменением репродуктивного поведения, семейно-брачных отношений, ускорением процессов старения и ростом заболеваемости населения, ухудшением демографии и положения женщин в обществе и т.д.

По данным социологического опроса, проведенного Государственным комитетом по статистике России в декабре 1992 года, только 8 % бездетных молодых супругов не высказали желания родить ребенка. В 1994 году уже почти четвертая часть (24%) женщин в возрасте 18-44 лет, не имевших в то время детей, не собирались ими обзаводиться, 41% предполагал родить только одного ребенка, менее трети (31 %) –двух, всего 3%- трех и более детей. Среди женщин этого возраста, имевших одного или двух детей, соответственно 76% и 96 % не планировали заводить еще одного ребенка. Поэтому в предстоящее десятилетие следует ожидать сохранения наблюдающихся темпов ослабления потребности в детях и репродуктивных установок. К 2025 году более половины населения в России будет предпочитать однодетную модель семьи.[1]

Неблагоприятные тенденции в воспроизводстве негативным образом сказываются на возрастной структуре населения. Анализируя возрастной состав населения, можно отметить, что как по всей России, так и в регионах с традиционно многодетным семейным укладом, происходит резкое сокращение жителей моложе трудоспособного возраста - активного источника пополнения трудовых ресурсов. В частности, в Республике Северная Осетия – Алания за период с 1985 г. по 1995 г. абсолютная численность детей в возрасте до 4 лет уменьшилась на 9,7 тыс. человек. В то же время отмечается значительный рост в республике удельного веса населения старше трудоспособного возраста – с 17,9 % в 1989 г. до 22 % в 2002 г. Удельный вес населения Северной Осетии в возрасте 65 лет и старше вырос за указанный период с 9,4 % почти до 13 %. Согласно международным критериям, население региона считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. Следовательно, указанные изменения удельного веса возрастных групп свидетельствуют о быстром старении населения Северной Осетии.

Итоги переписи населения 2002 года подтвердили, что роль главного источника формирования численности населения республики стало играть не естественное, а механическое движение населения. В межпереписной период 1989-2002 г.г. на долю миграционного прироста пришлось 73% роста численности осетинского населения республики, тогда как в 1979-1988г.г.-всего 10 %.[2] Происходит естественная убыль населения, когда коэффициент смертности выше коэффициента рождаемости. С 1989 г.по 2002г. общий коэффициент рождаемости в республике сократился с 18,0 до 11,6 чел. на 1000 чел. населения или в 1,55 раза.. За этот же период коэффициент смертности вырос в Северной Осетии в 1,36 раза- с 9,5 до12,9 чел. на 1000 чел. населения. Изменения численности постоянного населения республики за 2003 год также характеризуют снижение показателя по сравнению с 2002 г. на 2,7 тыс.чел. или на 0,4 %, в том числе за счет естественного сокращения численности – на 1,0 тыс.чел., за счет внешней миграции – на 1,7 тыс.чел. Миграционная убыль населения республики за 9 м-цев 2004 года составила 1551 чел. против 1334 чел., зарегистрированных на 01.10.2003 г. Общие итоги естественного движения и миграции, изменения возрастной структуры населения сказываются , в первую очередь, на росте коэффициента демографической нагрузки.

В 1985 году на каждые 1000 человек трудоспособного возраста в республике приходилось 294 человек старше трудоспособного возраста, в 1995 г.- уже 368 чел., в 2003 году – 731 чел. П о данным Государственного комитета статистики Российской Федерации, в2015 году Северная Осетия будет относиться к регионам с самой высокой демографической нагрузкой: 776-747 чел. нетрудоспособного возраста на 1000 чел. трудоспособного возраста.[3]

В сложившейся ситуации особое значение приобретает стимулирование и государственная поддержка малого предпринимательства, так как глубинными причинами ухудшения демографической ситуации в регионах являются социально-экономические факторы. Так, например, экономические преобразования, «свертывание» деятельности крупных и средних промышленных предприятий в Республике Северная Осетия-Алания привели к вынужденному высвобождению высококвалифицированной рабочей силы, которая нашла свое применение преимущественно в предпринимательской деятельности.

Основной причиной выезда из республики молодых специалистов, по итогам проведенных автором опросов, является поиск высокооплачиваемой работы. Следовательно, регулирование процесса сохранения трудовых ресурсов и снижения миграции трудоспособного населения также возможно с помощью экономических рычагов государственной поддержки предпринимательской деятельности на начальных этапах организации, в том числе рабочих мест.

Решение задач повышения кокурентоспособности страны и регионов невозможно без развития инновационного предпринимательства, конкурентоспособности трудовых ресурсов, которая опять же достигается сегодня в предпринимательской среде. Россия, согласно последним расчетам Всемирного экономического форума, по уровню конкурентоспособности занимает 70-е место в мире среди 102 стран, по которым проводились расчеты. Более низкие рейтинги конкурентоспособности отмечены лишь у некоторых наименее развитых стран тропической Африки и Латинской Америки [4]. Без массового вовлечения населения в предпринимательскую деятельность, поощрения инновационного предпринимательства и государственного регулирования рынка трудовых ресурсов, поддержки естественных рыночных стимулов повышения квалификации, на наш взгляд, нереально достичь конкурентоспособности ни в региональном, ни в общенациональном масштабах. За рубежом малые инновационные компании – авторы более 50 процентов всех мировых нововведений и около 95 процентов самых революционных из них [5].

Кроме того, рост занятости и повышение фактических доходов населения неминуемо сказывается на состоянии здоровья населения, то есть на качественных характеристиках конкурентоспособности трудовых ресурсов. Малое предпринимательство в своем развитии предлагает, с одной стороны, массовый рынок медицинских услуг, с другой, повышая благосостояние людей, дает возможность профилактики, диагностики и лечения заболеваний. В свою очередь, улучшение состояния здоровья населения, трудовых ресурсов – это дополнительные резервы экономического развития республики, залог демографической стабилизации.

Таким образом, государственная поддержка и развитие малого предпринимательства сегодня позволит избежать дефицита трудовых ресурсов и кризисных явлений в экономике страны и регионов – завтра.



Цориева А.Т.,
заместитель министра, Президент Ассоциации деловых женщин РСО-Алания
Министерства промышленности и предпринимательства РСО-Алания


Литература:

1, 3 - Л. Арчегова. Демографическая ситуация: современность и перспектива. ж-л «Дарьял»№1.2000г.С.190

2 - А. Дзадзиев. Этнодемографическая ситуация в Северной Осетии в межпереписной период 1989-2002 г.г.Бюллетень Владикавказского института управления .№9.Владикавказ.2003.С164

4 - Д. Жантиев. Белое население вымирает Ж-л «Малое предпринимательство» №11 2004г. с. 6

5 - Е. Примаков. Потенциал малого бизнеса: как использовать его? Ж-л «Малое предпринимательство» №11 2004г. с.8.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости