(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
В сентябре 2004 года принят Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления должны принять и организовать выполнение «…планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования» (статья 17, часть 1, пункт 6). И хотя в полном объеме Закон вступит в силу с 1 января 2006 года, многие муниципальные образования уже приступили или в ближайшее время приступят к разработке таких планов и программ.
Многие скажут: «А что в этом нового?». На протяжении последних пяти лет в ряде регионов России велась активная работа по созданию стратегий развития муниципальных образований. В некоторых субъектах федерации, например, в Новгородской области, уже успело сформироваться устойчиво-отрицательное отношение к этим документам. Причина одна: на бумаге все красиво, а на деле ничего не происходит, стратегия «не работает»! Во многих муниципальных образованиях (МО) разработанная стратегия не была принята представительным органом власти и не приобрела статус документа, обязательного для выполнения.
Почему же так получается? Неужели и здесь проявляется наша российская «самобытность»? Во всем мире стратегический план – это основа поступательного движения вперед, а у нас – ненужная формальность.
Одна из главных причин такого положения дел состоит в том, что согласно сложившейся традиции у нас такие документы разрабатываются достаточно узким кругом лиц. Чаще всего это работники местной администрации, которые привлекают в качестве экспертов специалистов ВУЗов и научно-исследовательских институтов. В ряде регионов - преимущественно там, где на эти цели удалось привлечь средства международных благотворительных организаций - к этой работе привлекались зарубежные консультанты и эксперты. При этом местное сообщество, включая представителей деловых кругов и объединения предпринимателей, оказывается вне этого процесса. В лучшем случае их знакомят с уже готовым документом, предлагая высказать свои замечания и предложения, которые далеко не всегда учитываются. Таким образом, рождается по существу формальный документ, который, несмотря на красивые формулировки, не «работает».
Кроме того, нужно помнить, что стратегия не может быть реализована без стратегического плана, в котором её основные положения преобразуются в конкретные программы и проекты, направленные на решение ключевых проблем МО. Причем по каждому проекту должны быть определены сроки его выполнения, индикаторы успешности, персонально ответственные лица и финансовые ресурсы с указанием источников их формирования. После широкого обсуждения и принятия местным Законодательным Собранием или иным представительным органом такой стратегический план становится документом, который трудно игнорировать, а наличие четких контрольных параметров позволяет следить за его выполнением.
К сожалению, в большинстве случаев всё сводится к разработке только стратегии развития МО, в которой приведен анализ текущего социально-экономического состояния, названы основные стратегические направления и пути их реализации. До разработки стратегического плана дело, как правило, не доходит.
В результате, несмотря на большую работу, проделанную многими солидными организациями, и значительные средства, затраченные на эти цели целым рядом зарубежных благотворительных фондов (включая программу TACIS, Фонд Сороса и другие), лишь немногие российские МО могут «похвастать» наличием реального стратегического плана, который действительно позволяет решать ключевые проблемы МО и добиваться положительных перемен в жизни каждого жителя.
Нужно сказать, что успешное решение этой задачи невозможно без эффективного использования предпринимательского ресурса и реализации конкретных проектов, учитывающих интересы и возможности местного делового сообщества. Поэтому объединения предпринимателей должны принимать в разработке стратегического плана развития МО самое активное участие. Это в полной мере соответствует их миссии и позволяет оказать реальное содействие развитию предпринимательства.
Мировой опыт показывает, что технология разработки и принятия стратегического плана социально-экономического развития МО должна включать следующие этапы:
-
Формирование Группы Стратегического Планирования (ГСП), в состав которой должны войти представители местных органов власти, бизнес-ассоциаций и других общественных организаций, руководители крупных (градообразующих) предприятий, консультанты и эксперты, представители СМИ.
- Проведение предварительных опросов (анкетирование) различных социальных групп для выявления ключевых проблем МО.
- Разработка проекта концепции социально-экономического развития МО.
- Обсуждение проекта концепции в СМИ и на «круглых столах» с участием всех заинтересованных организаций.
- Утверждение концепции представительным органом власти МО (местным Законодательным Собранием, Думой и т.п.).
- Разработка стратегии социально-экономического развития МО, которая предусматривает
- социально-экономический анализ МО;
- определение ключевых проблем, препятствующих эффективному развитию МО;
- определение стратегических направлений развития МО, нацеленных на решение ключевых проблем;
- разработку программ по реализации каждого стратегического направления (в том числе - программы поддержки и развития предпринимательства);
- определение индикаторов успешности;
- формирование проектов, обеспечивающих решение конкретных задач по каждому стратегическому направлению.
- Разработка стратегического плана социально-экономического развития МО на ближайшие 2-3 года.
- Реализация стратегического плана; контроль и текущая корректировка.
Участвуя в этой работе, общественные организации, жители города, объединения предпринимателей имеют возможность лоббировать интересы местного сообщества посредством включения в стратегический план проектов, направленных на решение ключевых проблем МО. Выступая в этой роли, местное сообщество автоматически перестаёт быть просителем и становится надежным партнером власти в реализации плана социально-экономического развития МО.
Этот механизм успешно работает во всех цивилизованных странах, включая страны ЕЭС и Восточной Европы - наиболее близкие России на современном этапе. Нужно сказать, что и в России уже есть немало успешных примеров решения этой задачи. Пожалуй, одной из первых стала разработка стратегических планов социально-экономического развития трех шахтерских МО Тульской области – Веневского района, г. Алексина и Алексинского района - в рамках программ TACIS МЕРИТ-1 и Фонда Сороса «Малые города». В процессе этой работы был сформирован методический пакет, включающий все необходимые формы, кейсы и конкретные рекомендации, позволяющие в достаточно короткие сроки (3-4 месяца) провести в МО все необходимые мероприятия и согласовательные процедуры. Опыт применения этого методического пакета в ряде МО Сибирского Федерального округа показывает, что данная технология успешно работает и в наших, российских, условиях.
Для того чтобы облегчить решение этой задачи, на первом этапе целесообразно провести трехдневный семинар-тренинг, в котором примут участие будущие члены ГСП – руководители местной администрации, предприниматели и представители общественных организаций. Цель семинара – разработка проекта концепции социально-экономического развития МО. Используя готовые формы и кейсы, участники не только подробно знакомятся с методикой проведения этой работы, но и применяют её на практике, разрабатывая и презентуя различные варианты концепции. В результате совместного обсуждения выбирается один вариант, который становится рабочим и представляется на широкое обсуждение.
Проведение такого семинара позволяет существенно повысить эффективность работы ГСП и заметно ускорить процесс разработки стратегического плана. Об этом свидетельствует опыт проведения подобных семинаров в целом ряде МО. В качестве последних примеров можно назвать семинары, проведенные в г. Юрге Кемеровской области (август 2003 г.), г. Бодайбо Иркутской области (сентябрь 2003 г.), г. Сосновоборске Красноярского Края (ноябрь 2003г.), г. Арзамасе Нижегородской области (январь 2004 г.), г. Калуге (март 2004 г.).
Цитко Ю.А.,
директор УДЦ г. Тулы
Рутковская И.Б.