(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Я, Салов Владимир, директор станкостроительного завода по производству деревообрабатывающего оборудования.
За последние три года обанкротились такие гиганты станкостроения: Ставропольский завод деревообрабатывающих станков, Днепропетровский ЗДС, Уссурийский ЗДС, Тюменский ЗДС, Курганский ЗДС, Кропоткинский ЗДС, Костромской ЗДС. За этот же период резко ухудшились наши экономические показатели и произошло это из-за засилья на Российском рынке импортных станков.
Хорошо, когда это станки лучших производителей в мире (лидеры по производству мебельного оборудования – Италия; итальянская мебель с Древнего Рима не имеет равных), но к сожалению, мы страдаем от болгарских и китайских станков низкого качества. Китайские производители копируют наши российские станки, притом не самые лучшие.
Можно было бы не обращать на них внимания, как на неконкурентоспособных, но, к сожалению, честной конкуренции на нашем рынке нет. Причина одна – все сто процентов ввозимых в Россию деревообрабатывающих станков проходят «черную» растаможку. Весь механизм я не знаю, но могу привести свой пример. Наше предприятие приобретает у итальянцев узлы к своим станкам. Когда только это решение принималось, я обратился к фирме, которая имеет большой опыт импортно-экспортных операций «Ивановоцентер», созданная еще В.П. Кабаидзе, в составе Ивановского завода тяжелого станкостроения и мне там дали такой расчет:
Стоимость форматной каретки фирмы «Gridgjio» - 1000$;
Затраты: оплата НДС (налог на добавленную стоимость 18%) - 180$;
таможенные сборы 5% - 50$;
транспортные расходы - 100$;
премия фирме - 50$;
Итого: - 1380$
Накладные расходы - 38%.
Я полгода не решался осуществлять сделку из-за достаточно высоких накладных расходов, пока мои итальянские партнеры не посоветовали обратиться к «таможенному брокеру» - т.е. фирме, которая занимается импортно-экспортными операциями.
Результат меня очень опечалил. Брокер попросил с меня за все 150$ с каретки – это 15 %, в которые входят все затраты. Понятно, что фирма за счет оптимизации экономит часть транспортных средств, но непонятно, куда исчезают НДС и таможенные сборы. Они или не платятся совсем или декларируются со стоимостью в десятки раз ниже настоящей. Благодаря такой растаможке, станкоторговые фирмы имеют с каждого импортируемого станка до 40% прибыли, а с отечественных 15-20%. Экономические рычаги заставляют торговцев продавать, при всех их минусах, импортные станки.
По данным, тех же станкоторговых фирм, в прошлом году по станкам нашей фирмы, процент рекламации составил 0,2%, по болгарским аналогичным станкам – 20%.
Оценить весь ущерб, наносимый «черной растаможкой» государству сложно, но можно приблизительно посчитать по нашим станкам.
Возьмем комбинированные станки Д300 и Д400. Четыре года назад их производили 4 фирмы с месячным выпуском 150 станков. В 2004 году мы остались единственными производителями и выпускали по 30 станков в месяц, следовательно, 120 станков продается импортных (в основном болгарские К5-320 и К5-400).
Оптовая стоимость станка 96 тыс. руб., раскладывается следующим образом:
стоимость материалов -39 тыс. руб.
зарплата -16 тыс. руб.
налоги (НДС, налог с прибыли и соцналог):
НДС -17 тыс. руб.
с прибыли - 5 тыс. руб.
соцналог - 8 тыс. руб.
Итого: -30 тыс. руб.
Доход предприятия -20 тыс. руб.
За год потери по налогам составили:
30х120х12=43 200 тыс. руб.
Этот тип станков составляет на наш взгляд примерно 1/200 рынка станков, следовательно все потери России за прошедший год составили
43 200х200=8 миллиардов 640 миллионов руб.
Цифра эта не завышенная, а заниженная.
Аналогичная ситуация происходит и в других отраслях машиностроения. Россия потеряла производство оборудования для легкой промышленности, сокращается производство металлообрабатывающих станков, а производство средств производства – основа государственной самостоятельности.
Для защиты российского рынка от недобросовестной конкуренции предлагаю:
-
Разработать и внести предложения в таможенный кодекс РФ, препятствующие занижению стоимости растаможивающих товаров (в отношении деревообрабатывающих станков предлагаю для расчета оплаты НДС и таможенной пошлины «стоимостью аналогичного» товара считать рыночную стоимость этого станка на Российском рынке за вычетом 38%). Исключить практику беспошлинного ввоза запчастей (станки частично разбирают перед отправкой и декларируют как детали станков).
-
Сделать запрос в генеральную прокуратуру с требованием провести комплексную проверку исполнения таможенного законодательства в отношении импортируемых в 2004 году деревообрабатывающих станков.
-
Для развития инвестиционного и инновационного рынка России предложить рассмотреть в комитете по экономике и в правительстве России введение налоговых компенсаций на приобретение отечественного оборудования:
- на оборудование, производящее средства производства (к которым отнести: металлообрабатывающее оборудование, металлургическое оборудование, горно-шахтное и горнорудное оборудование, электротехническое и лабораторное оборудование для металлообрабатывающей и металлургической промышленности) – 50% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;
- на оборудование других отраслей машиностроения – 30% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;
- с разбивкой компенсации на пять лет.
После Второй мировой войны экономика этих государств была полностью разрушена, заводы и оборудование вывезены по контрибуции в страны победителей. Применив налоговую систему поощрений покупателей, отечественной продукции, эти страны подняли свою экономику и вывели страны по уровню жизни населения в мировые лидеры.
Особенно интересна налоговая система льгот Японии. Льготы действовали на вновь выпускаемые модели оборудования дифференцированно:
- на оборудование, соответствующее отечественному уровню – 30%;
- на оборудование, превосходящее лучшие отечественные аналоги – 50%;
- на оборудование, превосходящее лучшие мировые аналоги – 100%;
только в течение 3-х лет и тоже дифференцированно:
- в первый год – 100%;
- во второй год – 70%;
- в третий год – 30%.
Это подтолкнуло предприятия и помогло им создать мощные конструкторские бюро, искать и скупать по всему миру лучшие промышленные образцы, патенты, научно-технические разработки, изобретения и финансировать свою науку.
Надеюсь, что мои предложения помогут нашей стране и нашему народу.
Предложения в проект Рекомендаций конференции
-
Разработать и внести предложения в таможенный кодекс РФ, препятствующие занижению стоимости растаможивающих товаров (в отношении деревообрабатывающих станков предлагаю для расчета оплаты НДС и таможенной пошлины «стоимостью аналогичного» товара считать рыночную стоимость этого станка на Российском рынке за вычетом 38%). Исключить практику беспошлинного ввоза запчастей (станки частично разбирают перед отправкой и декларируют как детали станков).
-
Сделать запрос в генеральную прокуратуру с требованием провести комплексную проверку исполнения таможенного законодательства в отношении импортируемых в 2004 году деревообрабатывающих станков.
-
Для развития инвестиционного и инновационного рынка России предложить рассмотреть в комитете по экономике и в правительстве России введение налоговых компенсаций на приобретение отечественного оборудования:
- на оборудование, производящее средства производства (к которым отнести: металлообрабатывающее оборудование, металлургическое оборудование, горно-шахтное и горнорудное оборудование, электротехническое и лабораторное оборудование для металлообрабатывающей и металлургической промышленности) – 50% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;
- на оборудование других отраслей машиностроения – 30% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;
- с разбивкой компенсации на пять лет.
Салов В.Р.,
Директор ООО «Техснаб»