Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Благоприятная конкурентная среда в России

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



Я, Салов Владимир, директор станкостроительного завода по производству деревообрабатывающего оборудования.

За последние три года обанкротились такие гиганты станкостроения: Ставропольский завод деревообрабатывающих станков, Днепропетровский ЗДС, Уссурийский ЗДС, Тюменский ЗДС, Курганский ЗДС, Кропоткинский ЗДС, Костромской ЗДС. За этот же период резко ухудшились наши экономические показатели и произошло это из-за засилья на Российском рынке импортных станков.

Хорошо, когда это станки лучших производителей в мире (лидеры по производству мебельного оборудования – Италия; итальянская мебель с Древнего Рима не имеет равных), но к сожалению, мы страдаем от болгарских и китайских станков низкого качества. Китайские производители копируют наши российские станки, притом не самые лучшие.

Можно было бы не обращать на них внимания, как на неконкурентоспособных, но, к сожалению, честной конкуренции на нашем рынке нет. Причина одна – все сто процентов ввозимых в Россию деревообрабатывающих станков проходят «черную» растаможку. Весь механизм я не знаю, но могу привести свой пример. Наше предприятие приобретает у итальянцев узлы к своим станкам. Когда только это решение принималось, я обратился к фирме, которая имеет большой опыт импортно-экспортных операций «Ивановоцентер», созданная еще В.П. Кабаидзе, в составе Ивановского завода тяжелого станкостроения и мне там дали такой расчет:

Стоимость форматной каретки фирмы «Gridgjio» - 1000$;

Затраты: оплата НДС (налог на добавленную стоимость 18%) - 180$;

таможенные сборы 5% - 50$;

транспортные расходы - 100$;

премия фирме - 50$;

Итого: - 1380$

Накладные расходы - 38%.

Я полгода не решался осуществлять сделку из-за достаточно высоких накладных расходов, пока мои итальянские партнеры не посоветовали обратиться к «таможенному брокеру» - т.е. фирме, которая занимается импортно-экспортными операциями.

Результат меня очень опечалил. Брокер попросил с меня за все 150$ с каретки – это 15 %, в которые входят все затраты. Понятно, что фирма за счет оптимизации экономит часть транспортных средств, но непонятно, куда исчезают НДС и таможенные сборы. Они или не платятся совсем или декларируются со стоимостью в десятки раз ниже настоящей. Благодаря такой растаможке, станкоторговые фирмы имеют с каждого импортируемого станка до 40% прибыли, а с отечественных 15-20%. Экономические рычаги заставляют торговцев продавать, при всех их минусах, импортные станки.

По данным, тех же станкоторговых фирм, в прошлом году по станкам нашей фирмы, процент рекламации составил 0,2%, по болгарским аналогичным станкам – 20%.

Оценить весь ущерб, наносимый «черной растаможкой» государству сложно, но можно приблизительно посчитать по нашим станкам.

Возьмем комбинированные станки Д300 и Д400. Четыре года назад их производили 4 фирмы с месячным выпуском 150 станков. В 2004 году мы остались единственными производителями и выпускали по 30 станков в месяц, следовательно, 120 станков продается импортных (в основном болгарские К5-320 и К5-400).

Оптовая стоимость станка 96 тыс. руб., раскладывается следующим образом:

стоимость материалов -39 тыс. руб.

зарплата -16 тыс. руб.

налоги (НДС, налог с прибыли и соцналог):

НДС -17 тыс. руб.

с прибыли - 5 тыс. руб.

соцналог - 8 тыс. руб.

Итого: -30 тыс. руб.

Доход предприятия -20 тыс. руб.

За год потери по налогам составили:

30х120х12=43 200 тыс. руб.

Этот тип станков составляет на наш взгляд примерно 1/200 рынка станков, следовательно все потери России за прошедший год составили

43 200х200=8 миллиардов 640 миллионов руб.

Цифра эта не завышенная, а заниженная.

Аналогичная ситуация происходит и в других отраслях машиностроения. Россия потеряла производство оборудования для легкой промышленности, сокращается производство металлообрабатывающих станков, а производство средств производства – основа государственной самостоятельности.

Для защиты российского рынка от недобросовестной конкуренции предлагаю:

  1. Разработать и внести предложения в таможенный кодекс РФ, препятствующие занижению стоимости растаможивающих товаров (в отношении деревообрабатывающих станков предлагаю для расчета оплаты НДС и таможенной пошлины «стоимостью аналогичного» товара считать рыночную стоимость этого станка на Российском рынке за вычетом 38%). Исключить практику беспошлинного ввоза запчастей (станки частично разбирают перед отправкой и декларируют как детали станков).

  2. Сделать запрос в генеральную прокуратуру с требованием провести комплексную проверку исполнения таможенного законодательства в отношении импортируемых в 2004 году деревообрабатывающих станков.
  3. Для развития инвестиционного и инновационного рынка России предложить рассмотреть в комитете по экономике и в правительстве России введение налоговых компенсаций на приобретение отечественного оборудования:

    - на оборудование, производящее средства производства (к которым отнести: металлообрабатывающее оборудование, металлургическое оборудование, горно-шахтное и горнорудное оборудование, электротехническое и лабораторное оборудование для металлообрабатывающей и металлургической промышленности) – 50% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;

    - на оборудование других отраслей машиностроения – 30% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;

    - с разбивкой компенсации на пять лет.

В качестве примера можно взять мировой исторический опыт «экономического чуда» Японии и Германии.

После Второй мировой войны экономика этих государств была полностью разрушена, заводы и оборудование вывезены по контрибуции в страны победителей. Применив налоговую систему поощрений покупателей, отечественной продукции, эти страны подняли свою экономику и вывели страны по уровню жизни населения в мировые лидеры.

Особенно интересна налоговая система льгот Японии. Льготы действовали на вновь выпускаемые модели оборудования дифференцированно:

- на оборудование, соответствующее отечественному уровню – 30%;

- на оборудование, превосходящее лучшие отечественные аналоги – 50%;

- на оборудование, превосходящее лучшие мировые аналоги – 100%;

только в течение 3-х лет и тоже дифференцированно:

- в первый год – 100%;

- во второй год – 70%;

- в третий год – 30%.

Это подтолкнуло предприятия и помогло им создать мощные конструкторские бюро, искать и скупать по всему миру лучшие промышленные образцы, патенты, научно-технические разработки, изобретения и финансировать свою науку.

Надеюсь, что мои предложения помогут нашей стране и нашему народу.


Предложения в проект Рекомендаций конференции


  1. Разработать и внести предложения в таможенный кодекс РФ, препятствующие занижению стоимости растаможивающих товаров (в отношении деревообрабатывающих станков предлагаю для расчета оплаты НДС и таможенной пошлины «стоимостью аналогичного» товара считать рыночную стоимость этого станка на Российском рынке за вычетом 38%). Исключить практику беспошлинного ввоза запчастей (станки частично разбирают перед отправкой и декларируют как детали станков).

  2. Сделать запрос в генеральную прокуратуру с требованием провести комплексную проверку исполнения таможенного законодательства в отношении импортируемых в 2004 году деревообрабатывающих станков.
  3. Для развития инвестиционного и инновационного рынка России предложить рассмотреть в комитете по экономике и в правительстве России введение налоговых компенсаций на приобретение отечественного оборудования:

    - на оборудование, производящее средства производства (к которым отнести: металлообрабатывающее оборудование, металлургическое оборудование, горно-шахтное и горнорудное оборудование, электротехническое и лабораторное оборудование для металлообрабатывающей и металлургической промышленности) – 50% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;

    - на оборудование других отраслей машиностроения – 30% налоговую компенсацию от стоимости оборудования по налогу на добавленную стоимость;

    - с разбивкой компенсации на пять лет.



Салов В.Р.,

Директор ООО «Техснаб»

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости