Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес и власть: стратегия взаимодействия

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



В свете проводимой реформы местного самоуправления тема развития малого бизнеса приобретает особое звучание, что обусловлено, прежде всего, потенциальными возможностями предпринимательского сектора. Малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, способно помочь экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы.

За последние два года в экономике Пермской области наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства. Поводом к этому послужило рассмотрение и одобрение Законодательным Собранием Пермской области Концепции политики Пермской области по развитию малого предпринимательства на 2002-2006 годы, принятие и реализация Областной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 2003-2004 годы.

Общая динамика деятельности субъектов малого предпринимательства в последние два года имеет положительный характер.

области от льготных схем налогообложения поступило 401,6 млн. рублей, или 1,8 % от доходной части бюджета.

По данным Управления федеральной налоговой службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу, средний уровень годового налогооблагаемого дохода индивидуальных предпринимателей, работающих по единой

По оценочным данным, в 2004 году в Пермской области число субъектов малого предпринимательства (СМП) составило 139,3 тыс., в том числе 18,2 тыс. малых предприятий и 121,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это на 7,2% больше по сравнению с 2003 годом. Доля малых предприятий в количестве крупных, средних и малых предприятий составила 77,3%, что на 4,5% выше уровня прошлого года.

Рост численности СМП произошел за счет увеличения числа как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и малых предприятий. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях увеличилась более чем в два раза и составила по итогам 2004 года 145,7 тыс. человек.

Сложившаяся еще в период становления малого предпринимательства отраслевая структура в последние годы практически не меняется, при этом большинство малых предприятий являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость. Наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий остаются торговля и общественное питание. Количество малых предприятий в данной отрасли составляет 38,4%, а количество работающих на них составило 23,4% от общего числа работников всех малых предприятий.

Торговля и общественное питание – достаточно традиционные отрасли для малых форм хозяйствования, не требующих больших первоначальных затрат, обеспечивающие быструю отдачу от вложений. Эти отрасли народного хозяйства довольно привлекательны для малого предпринимательства и быстро развиваются на этапе их становления. В последние годы темпы роста основных показателей деятельности малых предприятий в области торговли и общественного питания продолжают оставаться высокими, что характеризует наличие потенциала для дальнейшего насыщения рынка по этим видам деятельности.

Следующими по распространенности среди СМП являются строительство и промышленность. Удельный вес числа предприятий этих отраслей экономики на конец 2004 года был зафиксирован на уровне 18,2% и 16,0% соответственно. Они обеспечивали рабочие места в строительстве – 19,7% от всех работников сектора малого предпринимательства, в промышленности – 29,1%. Столь высокий показатель занятых на малых предприятиях в промышленной сфере объясняется, прежде всего, отраслевой спецификой экономики региона в целом.

Наблюдаемый в 2003-2004 годах рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их инвестиционная активность, рост налоговых поступлений от них шли в русле общероссийских тенденций и были обусловлены сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и т.д.).

При этом рост носит преимущественно экстенсивный характер, поскольку увеличение количества малых предприятий в рассматриваемый период сопровождается соответствующим увеличением численности занятых на них.

В 2004 году малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на 49007,5 млн. руб., что составило в сопоставимых ценах 126,2% к уровню аналогичного показателя 2003 года. В общем объеме выпуска товаров и услуг на долю малых предприятий приходится 13,2% против 7,1% - в 2003 году.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2004 году составили 3279,5 млн. руб. (в 2003 году – 4370,4 млн.руб.). Максимальные инвестиции в собственный капитал отмечаются в сфере промышленности, наименьший показатель относится к сферам сельского хозяйства и ЖКХ. При этом в целом инвестиционная активность малых предприятий находится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет 11,1% (в 2003 году - 13,4%).

В консолидированный бюджет Пермской области за 2004 год поступило от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы: по единому налогу на вмененный доход – 420,5 млн. рублей; по упрощенной системе налогообложения - 552,3 млн. рублей. Итого по льготным схемам налогообложения за 2004 год в консолидированный бюджет Пермской области поступило 973 млн. рублей, что составило 3 % от всех налоговых отчислений. Для сравнения: за 2003 год в бюджет системе налогообложения, в 2003 году составил 25,8 тыс. руб., а среднемесячный доход этой категории - 2,1 тыс. руб.

Низкая собираемость налогов от малого бизнеса подтверждает тот факт, что особенностью российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства и значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.

Между тем, в соответствии с грядущими изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве в связи с реформированием местного самоуправления, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с 1 января 2006 года именно на поступления от малого предпринимательства делается ставка по обеспечению доходной части местных бюджетов. От эффективности, открытости, социальной ответственности малого бизнеса напрямую будет зависеть уровень жизни и развитие экономики того или иного города или района.

Учитывая значение развития сектора малого бизнеса как части социально-экономической политики, появляется необходимость ведения диалога власти и бизнеса для поиска интересных и важных для экономики решений. Особую роль в этом должны играть институты гражданского общества, которые представляют бизнес-сообщество.

На сегодняшний день в Пермской области действует 30 общественных предпринимательских и отраслевых объединений, около 40 специализированных кредитно-финансовых организаций и консалтинговых структур. На уровне субъекта РФ вопросы развития малого предпринимательства находятся в ведении комитета потребительского рынка, развития предпринимательства и туризма аппарата администрации области.

Региональная власть активно привлекает к обсуждению проблемных вопросов государственного регулирования малого бизнеса некоммерческие партнерства, общественные предпринимательские и отраслевые объединения, Советы предпринимателей при администрациях городов и районов. Стоит задача по оказанию содействия в консолидации усилий предпринимателей с целью их объединения и позиционирования как реального сектора экономики - «среднего класса».

22 декабря 2004 года в Перми состоялась Вторая региональная конференция представителей малого и среднего бизнеса, в которой приняли участие более 600 делегатов из всех городов и районов области. Среди участников конференции – депутаты Законодательного Собрания области, представители исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, Уральского фонда поддержки малого предпринимательства, Пермской торгово-промышленной палаты, Регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», Пермской областной организации Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса, Делового предпринимательского клуба «Единение». Итогом этого форума стало Соглашение между администрацией области и общественными объединениями, определяющее пути совместного решения целого ряда проблем в нормативно-правовом регулировании и кредитовании, кооперации и саморегулировании предпринимательства.

Особенно важно уделять сегодня внимание работе с органами местного самоуправления в части формирования мотивации к открытому взаимодействию с бизнесом. Понимая, что муниципалитеты заинтересованы в конкретных результатах работы малого бизнеса, до местных властей доводится информация о механизмах государственного регулирования малого предпринимательства, эффективных инструментах его стимулирования, основных тенденциях отраслевого развития.

С привлечением органов местного самоуправления создается реестр СМП, зарегистрированных и действующих на территории области. Это должно способствовать решению проблем статистических наблюдений за деятельностью СМП, разработке конкретных мероприятий с учетом отраслевой структуры и, в конечном итоге, формировать обеспеченность населения услугами торговли, общественного питания, бытовыми услугами и другими видами деятельности в территориальном разрезе.

В 2004 году с целью упрощения доступа предпринимателей к кредитно-финансовым ресурсам реализация механизма микрофинансирования была передана с регионального уровня на муниципальный. Из областного бюджета муниципальным фондам на эти цели было выделено более 10 млн. руб. В течение года дополнительно созданы 16 муниципальных фондов, сейчас их – 25. Муниципальные фонды за счет средств областного бюджета обеспечены оргтехникой, мебелью и доступом к электронной справочно-правовой системе.

В целях дальнейшего развития системы микрокредитования, являющейся наиболее востребованной в территориях, организовано обучение специалистов муниципальных фондов с приглашением представителей Российского микрофинансового центра. Развитие микрофинансовых институтов (кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и др.) позволит создать систему реальной кредитно – финансовой поддержки СМП. Задача местной власти - максимально продуктивно использовать этот механизм для экономического роста в сфере малого бизнеса.

Наряду с созданием благоприятных финансово-кредитных условий, содействием развитию инновационных малых предприятий в качестве приоритетного направления деятельности региональных властей на 2005 год определено стимулирование вовлечения в предпринимательскую деятельность. Планируется создать систему государственной пропаганды предпринимательских инициатив, обучения основам предпринимательской деятельности, содействия начинающим предпринимателям в организации и ведении бизнеса – все это призвано формировать в регионе экономическую основу для проводимых реформ.

У нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», несомненно, будут как положительные последствия, так и отрицательные. Положительные заключаются в том, что местное самоуправление дойдет до каждого гражданина. С другой стороны, можно ли считать само местное самоуправление готовым к решению ставящихся перед ним этих задач, как населением, так и государством? Административная реформа проводится «сверху», без учета мнения населения. И это может стать серьезным барьером при осуществлении новых полномочий местными властями.

Действенным инструментом для органов местного самоуправления на первоначальном этапе внедрения реформы может стать открытость и ответственность за принимаемые решения, стремление к сотрудничеству и налаживание цивилизованных рыночных, партнерских взаимоотношений с малым бизнесом, современное состояние которого свидетельствует о наличии значительных производственных, инвестиционных, налоговых, социальных ресурсов.



Немытов А. Б.,

председатель комитета потребительского рынка,
развития предпринимательства и туризма
аппарата администрации Пермской области

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости