(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Сегодня все чаще можно слышать такое мнение: основой гражданского общества является стратегическое социальное партнерство власти, бизнеса и сообщества. Эта тема сегодня как никогда актуальна.
Это не случайно, в России крепнет утверждение, что все слои населения и органы власти должны работать сообща, в одном направлении - укреплять российскую государственность, бороться с бедностью, развивать экономический потенциал страны.
Под руководством некоммерческого партнерства предпринимателей Владимирской области «Единение» проведено несколько «Круглых столов» по данной проблеме, в которых приняли участие представители аппарата Полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе, администрации Владимирской области, депутаты ЗС и Владимирского горсовета, ученые и предприниматели. На этих встречах шла дискуссия по таким вопросам как: Что такое бизнес? Что такое власть? Почему ставится вопрос об их взаимодействии? Государственное регулирование экономики и вмешательство в дела бизнеса: где грань? Кто эту грань контролирует и как? Какой вид бизнеса сегодня нужен и привлекателен для экономики?
Необходимость и важность встреч представителей власти и бизнеса в том, чтобы совместно определить пути по созданию наиболее благоприятного сотрудничества представителей бизнес - сообщества и государственных структур.
Без этого невозможно как нормальное функционирование бизнеса, так и получение государственными органами средств в бюджет для решения стоящих перед ними задач.
Отношения власти и бизнеса должны формироваться на более эффективном уровне сотрудничества. У каждого должна быть своя задача: у бизнеса - получать прибыль, платить налоги, создавать рабочие места. Задача государства - создать четкие и понятные правила игры для бизнеса, эффективно использовать те средства, которые получает бюджет в качестве налоговых платежей от предпринимателей.
Поскольку бизнес является источником общего богатства, государство должно способствовать развитию бизнеса, активнее поддерживать отечественного производителя. Однако встречается немало случаев, когда российские фирмы и иностранные компании, которые обладают несоизмеримо большими финансовыми возможностями, ставятся у нас в стране в одинаковые условия. На чьей стороне будет преимущество в такой конкуренции – сомневаться не приходиться.
Развитию малого бизнеса мешают административные барьеры. При разрешении конкретных проблем иногда становится не понятно кто «власть» - то ли губернатор, то ли депутаты, то ли чиновники, следствием чего хорошее дело может «разбиться» о подпись чиновника. Например, не всегда просто начинающему предпринимателю получить земельный участок или муниципальное помещение в аренду или собственность.
Принимаемые Законы как федерального, так и областного уровня часто трактуются неоднозначно. Различными подзаконными актами, ведомственными инструкциями зачастую выхолащивается сама суть принимаемых законов. В качестве примера можно привести абсолютно разную инвестиционную привлекательность различных субъектов РФ.
Существующая налоговая система для многих предпринимателей не приемлема. Она не дает развиваться предпринимательству, и душит его в самом начале развития. Из-за отсутствия нормальных для ведения бизнеса налогов предприятия не могут планировать свой бюджет. В качестве примера можно привести единый налог на вмененный доход. С 01.04.2005 года увеличилась базовая доходность по ЕНВД на 50%. Не каждый предприниматель сможет осуществлять свою деятельность дальше, так как уже при существующих налогах многие держатся на плаву. Необходимо установливать налоги на срок 3-5 лет, а не изменять налоговые ставки в любое удобное для власти время.
Иногда устные консультации представителей налоговых органов приводят к совершению ошибок предпринимателями. В нашей области существует прямая линия по вопросам налогообложения. Предприниматель, задавая вопрос по телефону, получает неверный ответ, но он еще об этом не знает. О своей «ошибке», услышанной от неграмотного специалиста налоговой инспекции, он узнает через некоторое время, при проведении одной из проверок налоговыми органами, и тогда ему уже насчитают пени за нарушение законодательства и привлекут к налоговой ответственности.
Часто наблюдается превышение полномочий со стороны налоговой инспекции. Практически ни одна проверка налоговых органов не бывает в пользу предпринимателя, т.е. когда нет никаких нарушений. Приходят для того, чтобы найти, а не для того, чтобы проверить, предупредить возникновение налоговых нарушений.
Хочу заметить, что есть сегодня предприниматели, которые беспокоятся не только о своей собственной прибыли, но и о том, как принести пользу обществу и экономике региона в целом. Заслуги людей, принимающих участие и оказывающих помощь в реализации социально значимых проектов, должны быть отмечены, общество должно знать о них.
Например, можно разработать и принять Закон «О благотворительной деятельности», по которому предприниматели, выделяющие средства на благотворительность, могут быть освобождены от налогов на выделенную сумму.
Из всего вышеизложенного напрашиваются следующие выводы:
- Власть и бизнес - это не хозяин и подчиненный, а равноправные партнеры.
- Взаимодействие власти и бизнеса взаимовыгодно, повышает ответственность обеих сторон и формирует социальный капитал.
- Необходимо повышать социальный уровень развития любого вида бизнеса.
- Решение проблем, жизнедеятельность партнерства власти и бизнеса напрямую зависит от всеобщей активности в этом направлении.
- Между бизнесом и властью должен вестись корректный и разумный диалог.
- При принятии любых решений органами власти относительно предпринимательской деятельности необходимо прислушиваться к мнению представителей бизнеса с целью развития экономического сектора региона.
А. В. Коробушин,
директор некоммерческого партнерства предпринимателей
Владимирской области «Единение»