(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
I Общее описание организации
ЗАО «Оренбургский Бизнес-Инкубатор» (ОБИ) формируется из акционеров, заинтересованных в развитии малого и среднего бизнеса на основе поддержки предпринимательских идей. Источниками этих идей могут быть сами предприниматели.
В задачу Бизнес-Инкубатора на первых порах входит создание условий для трансформации идеи в реальность. При этом Бизнес-Инкубатор выступает в роли:
- Среды развития:
а) дает место;
б) основные услуги.
- Места общения и обсуждения (по клубному принципу консультации)
- Гаранта при получении кредита (инкубированная фирма является самостоятельным юридическим лицом).
Параллельно на базе Бизнес-Инкубатора создается клуб предпринимателей с членским взносом 5 тыс. рублей. Членство в клубе позволяет получить гарантию под кредит, получить напрокат автомобиль, участвовать в клубных мероприятиях.
В бизнес-плане определено и третье направление деятельности Бизнес-Инкубатора – лизинговая деятельность для инкубируемых фирм. Суть этого вида услуг заключается в том, что на 2 млн. рублей, осуществляется мини-лизинг (2-4 года) для выходящих инкубатора фирм. Но это возможно при наличии финансирования.
В целом работа Бизнес-Инкубатора не имеет прибыли и рассчитана на вовлечение в активный бизнес от 25 до 50 (из 100) предпринимателей, приходящих в Бизнес-Инкубатор.
II Характеристика окружающей среды
Нынешняя политическая и экономическая ситуация в России требует «воспитания» человека-предпринимателя (рискующего, берущего на себя ответственность, умеющего считать, ладящего с людьми и т.д.).
Во-первых, государственные учреждения и предприятия не могут, да и не должны обеспечивать приемлемый доход гражданину, если на это он потенциально способен сам.
Во-вторых государство становиться богаче, при увеличении количества людей со средствами и высокими доходами.
В-третьих, в нынешних условиях руководителей крупных предприятий тоже нужно готовить через предпринимательство, то есть будущие крупные руководители предприятий и государства – это нынешние предприниматели. Чем их больше, тем больше шанс в поднятии экономики страны.
В-четвертых, предприниматель – это состояние души и лишь каждый десятый потенциально может стать предпринимателем. Нельзя стать предпринимателем по чей-то рекомендации. Это чаще всего заканчивается потерей времени и денег.
В Оренбурге и Оренбургской области на сегодняшний день предприниматели разобщены и не имеют контакта. Поэтому неоднократно подчеркивается о необходимости организации условий контакта. Лучшей, на наш взгляд, является клубная форма. Здесь будут собираться люди, умеющие считать деньги и платящие деньги.
Экономически выгодно потратить 3-4 млн. рублей, на развертывание 25-50 предпринимательских идей, чем выдать их в качестве зарплаты гос. служащим или пособие безработным. Первые принесут доход и выплатят налоги.
Политически развертывание здоровых рыночных отношений возможно при формировании предпринимательского класса. А он сформируется и выживет только объединившись в тесный клуб. После этого можно бороться и за крупный гос.заказ, и за соответствующие законодательные решения. Можно работать на приемлемых условиях франчайзинга с крупными фирмами. Культурная сфера в России, Оренбургской области в частности, не ориентирована на цель «организуй доходное дело», «придумай интересней, чем конкурент», «привлеки к себе покупателя». В результате руководители крупных предприятий доторговливают стране (но не себе) в убыток, остатки национальных богатств и идей; наемные рабочие требуют заплатить за каждый свой шаг в соответствии с существующими ценами и магазинах, особо не задумываясь в общественной значимости своих дел, продукции.
В России заканчивается период первоначального накопления капитала. А дальше либо:
- рынок – но для этого нужно соответствующая мораль и государственная стратегия.
- экономическая война за передел вплоть до полного разрушения экономики.
Отдельные элементы второго направления начали прослеживаться.
Чтобы повернуть к первому направлению нужна крупная прослойка (класс) людей-предпринимателей.
Самотеком это делать уже поздно. Требуется создание Бизнес-Инкубаторов, где вероятность «зарождения» предпринимательского клана, клуба, сообщества более высока. После его расширения постепенно будет меняться мораль и потенциальные предприниматели постепенно из сомневающихся и морально боящихся смогут стать реальными.
III Организационный план
Для начала работы Бизнес-Инкубатора необходимо помещение общей площадью 500 м2, из которых:
- 250 – 300 м2 составляет 25 офисов для инкубируемых фирм с предоставлением стола, четырех стульев, телефона.
- 100 м2 – помещение для совещаний, две комнаты для переговоров.
- 50 – 60 м2 составляют офисы обслуживания:
а) информационно-секретарский
б) бухгалтерский
в) консультационный
Календарно Бизнес-Инкубатор начинает жизнь с окончания переговоров Агентства поддержки малого и среднего бизнеса с Администрацией города, потенциальными акционерами из числа госструктур и предприятий, заинтересованных в развитии предпринимательства и трудоустройстве населения.
С помощью акционеров закупается и формируется материально-техническая часть:
- шесть компьютеров – 96 тыс. руб.
- множительный аппарат формат А3 -12 тыс. руб.
- факс, модем
- три принтера + сканер – 21 тыс. руб.
- десять кондиционеров или сплит систем – 60 тыс. руб.
- пять автомобилей для низкости проката -150 тыс. руб.
- офисная мебель – 170 тыс. руб.
- оборудование для бара и т.д.
Назначается директор Бизнес-Инкубатора, который предлагает совету акционеров (попечительскому совету) кандидатуру начальников бухгалтерского, информационно-секретарского, консультационного и лизинговых отделов.
Одновременно создается предпринимательский клуб «Предприниматель», который определяет штатное членство на основе ПИФ. Аккумулированные деньги представляют собой страховой фонд для обращения в банк за кредитами членов клуба, а также для финансирования необходимых текущих затрат. Члены клуба кроме этого имеют возможность получить бесплатно консультации, взять напрокат автомобиль.
С определенной приемлемой для предпринимателей периодичностью (например раз в неделю) работает клуб с информационной, культурной и развлекательной программой.
Информационно-секретарский отдел осуществляют техническое, секретарское и информационное сопровождение работ инкубаторских фирм.
Этим расширяется время для творчества, реализации своих ноу-хау параллельно отдел формирует базу данных по потребностям малого и среднего бизнеса в мини-лизинге. Услугами лизингового отдела могут воспользоваться инкубируемые фирмы и другие члены клуба «Предприниматель».
Отдел бухгалтерского учета обслуживает сам Бизнес-Инкубатор с его внутренними (25-30) фирмами, а также внешние небольшие фирмы. Максимальная загрузка отдела: подготовка квартальных и годовых балансов для 100 клиентов небольших фирм.
Инкубируемые фирмы могут работать как самостоятельные юридические лица или предприниматели. Здесь их могут привлечь низкая арендная плата, универсальные услуги, информационная привлекательность.
Инкубируемые фирмы могут оказаться в составе инкубатора, тогда люди принимаются на работу с внесением паевого взноса (8,4 тыс. руб.), получают зарплату либо пока не закончатся паевые деньги. Нормально развивающая внутренняя инкубируемая фирма отпочковывается через регистрацию и лизинговый договор (если к тому времени инкубатор профинансировал покупку оборудования).
IV План маркетинга и анализ рынка
Предприниматель – это предусмотрительный и предприимчивый человек, наряду с целеустремленностью и организованностью. Риск проявляется через осторожность (умение определить границу неоправданного риска) и предусмотрительность (способность иметь обратную связь по результатам). Поэтому настоящий предприниматель неохотно делится своими мыслями, если ими может воспользоваться другой, трудно идет на контакт с посторонними. Пока не сформируется достаточно широкий (35 – 40) круг постоянно контактирующих действующих предпринимателей, в определенной степени доверяющих друг другу, желающих и способных поделиться опытом с начинающими.
Начинающих предпринимателей не следует привлекать бесплатностью. Это скорее насторожит настоящего предпринимателя и привлечет предпринимателя, желающего еще какое-то время (1,5 – 2 года) просуществовать за счет Бизнес-Инкубатора. Логика действия Бизнес-Инкубатора: взаимный риск (осторожность и предусмотрительность). Бизнес-Инкубатор изучает предпринимателя (требует изложенную на бумаге бизнес-идею), взимает с него вступительный взнос (5 тыс. руб.). Настоящий предприниматель просчитывает свои возможности, занимает деньги и платит за льготные сервисные услуги и аренду оборудования, пытаясь развернуть свое дело.
Считается нормальной ситуацией. Когда предприниматель (по натуре), работая в чьей-то команде, в последующем хочет организовать свое дело. Бизнес-Инкубатор ставит данное действо себе в задачу.
Если опираться на мнение специалистов-управленцев, то каждый десятый трудоспособный может стать предпринимателем. Таким образом, только в городе Оренбурге порядка 30 тыс. людей данной категории. Реально в различной форме функционируют около 2,5 – 3 тыс. Задача Бизнес-Инкубаторов подтолкнуть остальных к самостоятельной деятельности и самообеспечению.
Частные предприниматели чаще всего работают в сфере торговли и услуг. Первый сектор практически заполнен и уже не несет значительной прибыли. Практически время «легких» денег закончилось. Пришло время для предпринимателей осваивать сферу услуг: перевозки, с/х переработка, обслуживание на дому, прачечные, химчистки, ремонтный сервис, строительство, фасовка, упаковка и т.д. Эта сфера деятельности достаточно доходна, но не освоена. Сюда через информацию, рекламу, сервис можно привлечь достаточно большое количество потенциальных предпринимателей.
Оренбургская область, как аграрная, переживает сейчас скрытую сельскую безработицу. Можно ее частично сокращать через развертывание (но опять не бесплатное) сельскохозяйственной переработки в сельской глубинке. Например, мытье и расчесывание шерсти, первичная переработка пуха, выхаживание молодняка коз и свиней и т.д. с последующей продажей конечному потребителю.
Продвижение сельскохозяйственной продукции на рынок одна из небольших задач разобщенных сельскохозяйственных производителей (особенно по шерсти, пуху, шкурам). Этим могут заняться предприниматели.
Привлечение различных категорий предпринимателей обеспечивается через рекламу, клубные мероприятия, сообщение информации о работе Бизнес-Инкубатора на «Русском радио», ТКР «Регион», газетах «Южный Урал», «Оренбургская неделя».
V Финансовый план
Для работы инкубатора необходимы следующие задачи:
- Покупка или аренда помещения
- Капитальный ремонт данного помещения в соответствии с задачами инкубатора.
- Наем работников инкубатора.
- Покупка офисного оборудования, мебели, техники.
Проект очень чувствителен к недостатку финансовых средств, поскольку деятельность инкубатора несет скорее социальный и политический эффекты, чем коммерческий. Поэтому без бюджетной поддержки особенно первых год-два (пока не сложится имидж инкубатора и он не вышел на полный пакет услуг) деятельность инкубатора не возможна.
Елманова Н. И.,
Начальник отдела по развитию народных промыслов
ЗАО "Оренбургское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса»