Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Некоторые актуальные проблемы малого бизнеса. Взгляд предпринимателя

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



  • Велик соблазн, пользуясь возможностью высказаться, рассказать о той запредельной глупости, с которой сталкивается каждый из нас, работающих сегодня в малом бизнесе, при решении любых – и очень мелких, ежедневных, и глобальных, если это применимо к нашему бизнесу, вопросов в процессе работы.

  • Но ясно осознаешь, что тратить на это время бессмысленно, ведь это не единичные случаи отдельно взятого малого предприятия, а сложившаяся единая государственная система, загнавшая в угол и поставившая на грань выживания практически весь малый бизнес.
  • Мы говорим сегодня об условиях для эффективного развития малого предпринимательства в интересах общества и государства. Т.е. вопроса о том: нужен ли или нет малый бизнес, вроде бы и не стоит. А что же в действительности?
  • Лично для меня, для человека, который в малом бизнесе уже четырнадцать лет, сейчас, как никогда остро, на повестке дня стоят три главных вопроса..
  • Первый: Подавляющая часть основополагающих принятых и принимаемых законов никак и нигде не учитывает специфику нашего бизнеса. Я это связываю с тем, что наши интересы сегодня в органах законодательной власти практически никто не представляет: на выборы у малого бизнеса нет денег (а не секрет, что это весьма дорогостоящее мероприятие), партии увлечены крупным бизнесом – они существуют за их счет, в органах государственной власти вроде бы все «за», но… обещать это не значит жениться, и когда доходит до дела – про нас либо забывают, либо отодвигают на задний план и до лучших времен.
  • Последний наглядный пример этого - появление поправок в Трудовой кодекс о праздновании Нового года (только что не до весны) - за счет работодателей! Кто-нибудь из наших депутатов подумал и просчитал, откуда взять эти деньги малым предприятиям, у которых нет ни сверх доходов, ни сверх прибыли на оплату дополнительных выходных дней? Для нас и оплата обязательных 28 календарных дней оплачиваемого отпуска – это тяжелое бремя, потому что, во-первых, чтобы один гулял 28 дней, кто-то другой должен работать на этом рабочем месте, а у нас нет лишних людей, у нас каждый на счету и по пальцам, и, во-вторых, чтобы ему оплатить этот отдых, я должна отнять эти деньги у тех, кто заменяет отсутствующего, либо делать его работу сама, потому что сама - это бесплатно. Поэтому, лично я первый раз пошла в отпуск, когда моей фирме было 6 лет. И таких среди моих знакомых, кто занимается малым бизнесом, большинство!
  • Так вот, возьму на себя смелость утверждать, что при рассмотрении законов особые условия работы в малом бизнесе (а они действительно особые - мы с вами это знаем) в настоящее время не учитываются, не рассматриваются и не принимаются в расчет. Именно поэтому, я считаю, у нас остро стоит вопрос о лоббировании наших интересов как в законодательных, так и в государственных органах управления.
  • Второй очень важный вопрос: это сложившаяся система налогового и бухгалтерского учета, юридического оформления и ведения бизнеса. Данная система настолько далека от реальных возможностей малого бизнеса, что не дает никаких шансов вести легальный бизнес в правовом поле, даже если ты этого и очень хочешь.
  • Ведь посмотрите, что происходит. Количество документации нарастает катастрофически, это уже не наводнение. Это цунами, которое поглотит весь живой работающий бизнес. Каждый год мы получаем новые формы отчетности, видоизмененные балансы, новые требования по ведению и заполнению документации. Правила игры меняются постоянно. Как может малый бизнес, в котором как правило один, максимум два бухгалтера, заваленные бумагами под потолок, отсутствует юрист, на которого у большинства просто нет денег, изучать и заполнять новые формы со штрих кодом и без, бесконечные усовершенствованные инструкции по ведению учета, новые строчки и колонки, которые то добавляются, то отменяются... А чем, как не издевательством над здравым смыслом является Единый социальный налог ( вдумайтесь в название), когда только в пенсионный фонд надо рассчитать и сделать три платежа, а ведь есть еще и «мед.страх.» и «соц.страх.». Я уверена, что если господина Кудрина попросить рассчитать заработную плату и начислить налоги в организации с 20 работниками, у него это займет не менее двух рабочих дней. Причем, без обеда. Мало того, что размер этого налога противоречит здравому смыслу и просто заставляет своей несоразмерностью «уводить» часть заработной платы в тень, так ведь и правила его начисления еще усложнили настолько, что выплата заработной платы для любой бухгалтерии ничего, кроме страшной головной боли не вызывает. Как на минном поле – шаг вправо, шаг влево – и пени, пени и штрафы. Господа чиновники! Если уж назвали налог единым, то обозначьте процент отчислений от каждого рубля заработной платы и один расчетный счет для перечислений. И все!!! А дальше – куда надо, туда и тратьте! Вам на принятие такого решения даже не потребуется денег из бюджета. Напротив, какое количество чиновников можно освободить для полезной работы в масштабах государства, ведь мы все с вами знаем, что количество государственных фондов, работников в этих фондах и проверяющих нас из этих фондов превысило все мыслимые и немыслимые пределы. Поэтому решение этой проблемы лично я связываю с третьим, и тоже очень важный вопросом: так нужен или нет государству сегодня малый бизнес? Стоит вопрос о его развитии или стоит задача аккуратно «придушить» и сконцентрироваться, как на крупных государственных и частных монополиях?
  • Если проанализировать все усилия наших чиновников, то следует признать: в таких условиях бизнес не развивается. У нас нет простой и доступной законодательной базы, нет внятных и реальных налогов. Мы ничем не защищены от произвола чиновников, поэтому почти каждая налоговая проверка – это прощание с бизнесом, потому что пени и штрафы несоразмерны с доходами и рисками в нашем бизнесе.
  • У нас сложилась сознательно созданная чиновниками и законодателями ситуация, когда предпринимателю, который не занимается криминальным бизнесом и не хочет им заниматься, а хочет просто спать спокойно и не бояться за свое будущее и будущее своих близких, каждые два-три года выгоднее тихонько продать фирму какому-нибудь дяде Васе и начать с чистого листа, чем пытаться жить по тем правилам, которые сейчас установили чиновники.
  • Одним словом, Вам нужен малый бизнес? Отлично, тогда установите на ближайшие пять лет два, три, максимум пять фиксированных реальных по своей величине налогов, перечень документов для отчетности из пяти наименований и все – отойдите в сторону и дайте нам работать!


Дыбова Елена Николаевна,

генеральный директор ООО "Эллен - Вест",
член Комитета ТПП РФ по развитию частного
предпринимательства малого и среднего бизнеса

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости