Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Свое будущее предприниматели должны определять сами

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



Если считать, что перестройка началась в 1986 году, то уже девятнадцать лет наше общество движется в направлении развитого капитализма. А собственно капиталисты – те, кого в России именуют нейтральным словом «предприниматели», в большинстве своем остаются в аморфном состоянии, практически никак не участвуя в сознательном формировании благоприятной среды для собственного обитания и развития.

Конечно, они движутся в некоем, выбранном каждым из них направлении, лелея перед собой цель - добраться до берегов Благополучия и Процветания. Однако на практике принцип их движения может быть охарактеризован известными словами: «Плыви мой челн по воле волн».

Представим себе отдельно взятые субъекты предпринимательской деятельности (и коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей) в виде больших и малых кораблей движущихся в океане современной рыночной экономики и взглянем на них с высоты птичьего полета. Нам представится весьма удручающее зрелище, напоминающее хаотичное броуновское движение: одни суда беспомощно дрейфуют в саргассовых морях несовершенного противоречивого законодательства; другие, уже добравшись до берега, не могут войти в порты, чтобы продать свои товары, закупить воду и провиант только из-за того, что не умеют договориться с местными чиновниками; третьих топят пиратские бриги недобросовестной конкуренции; вся акватория усеяна кораблями, тщетно отбивающимися от неправомерно наседающих шлюпов отдельных государственных органов, и происходит это только потому, что капитаны не умеют достойно представить и защитить свои права и законные интересы перед представителями власти; повсеместно виднеются следы катастроф: отсутствие подробных лоций и опытных лоцманов (т.е. знаний и опыта ведения предпринимательской деятельности) приводит многие корабли на рифы и мели; громадное большинство капитанов и не подозревают о существовании созданных государством удобных льготных гаваней и маяков, предупреждающих об опасностях.

Присутствие на водной глади единичных корветов и бригантин, а также редких и малочисленных групп кораблей, умело лавирующих в саргассах, огибающих рифы, побеждающих пиратов, уверенно минующих шлюпы властей и победно входящих в порты назначения, в еще большей степени выявляет общую картину неэффективности и разобщенности предпринимательских сил.

Попытка прибегнуть к столь аллегорическому описанию, продиктована желанием максимально наглядно, хотя и несколько упрощенно, отразить обстановку, в которой сегодня осуществляют свою деятельность предприниматели, к которым я отношу и коммерческие организации (ООО, АО, кооперативы и т.д.), и индивидуальных предпринимателей.

Достойно удивления, что как и девятнадцать лет назад, большинство предпринимателей, являющихся наиболее активной частью населения, стремящихся с минимальными затратами получать максимальную прибыль, не осознают, что сегодня для них реально и крайне выгодно объединяться.

А, объединившись, совместными усилиями формировать наиболее комфортную среду своего обитания, которая не только создаст условия для процветания собственного бизнеса, но и обеспечит быстрый реальный рост благосостояния всего государства за счет выхода бизнеса из тени, увеличения занятости населения и размеров заработной платы, повышения конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках, роста налоговых сборов, сокращения неоправданно раздутого аппарата чиновников и расходов на их содержание, возрождения в широком общегосударственном масштабе традиций меценатства и благотворительности.

Вышесказанное не является маниловщиной, а основывается на реальности, что подтверждается анализом официальных высказываний Президентов России и Республики Башкортостан, норм действующего законодательства, направленностью изменений в существующие законодательные акты и новых нормативных правовых актов, а также многолетним опытом развития бизнес-сообществ в других странах.

Чтобы не быть голословным, приведу слова Президента РФ В.В. Путина из Послания Федеральному Собранию РФ от 19 апреля 2002 года: «Сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики – по величине налоговой нагрузки, …… по гарантиям защиты права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов …. низкая оценка возможностей России (со стороны Правительства - авт.) …. не предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики. Речь, прежде всего – о том потенциале, который есть в предпринимательстве …..», и далее: «Считаю, что основное сейчас: это – создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и - с выгодой для себя - вкладывать в экономику своей собственной страны. Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И, прежде всего – придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов».

Как предприниматель с шестнадцатилетним стажем, владелец и руководитель юридической фирмы, активно участвующий в общественной жизни предпринимательского сообщества Уфы и республики, могу утверждать, что сегодняшняя социально-экономическая и политическая обстановка, а также состояние нормативно-правовой базы государства позволяют предпринимателям, при условии их объединения (в союзы, ассоциации), весьма эффективно достигать следующих целей:

  1. Формировать законодательную базу России и Башкортостана, обеспечивающую, всемерное развитие предпринимательства (пути достижения: а) регулярное внесение законодательных инициатив по изменению действующего законодательства и принятию новых законов; б) активное консолидированное участие всех предпринимательских сил в выборах различных уровней и последующая законотворческая деятельность депутатов-предпринимателей в Государственной думе РФ, Госсобрании РБ, местных Советах)
  2. Осуществлять постоянное взаимодействие с государственными (муниципальными) органами и организациями, обеспечивая в процессе переговоров принятие решений направленных на поддержку предпринимательства, устранение административных и иных барьеров на пути его развития (пути достижения: на основании постоянно поступающей информации от предпринимателей с мест, ведение объединениями предпринимателей переговоров с государственными (муниципальными) органами и организациями любых уровней в интересах конкретных предпринимателей и предпринимательства в целом).
  3. Реально осуществлять представление и защиту прав и законных интересов, как отдельных предпринимателей, так и предпринимательства в целом в любых органах (включая судебные) и организациях, добиваясь в каждом конкретном случае решений положительных для предпринимателей.
  4. Повышать компетентность и информированность предпринимателей, профессионализм и квалифицированность их работников (пути достижения:

    а) проведение встреч по обмену опытом, а также семинаров, конференций, симпозиумов, (как по общим вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, так и в области профессиональных интересов отдельных групп предпринимателей); проведение обучения, повышения квалификации и переподготовки работников предпринимательских структур;

    б) более широкое освещение в СМИ проблем предпринимательства и путей их разрешения, положительного опыта отдельных предпринимателей и их объединений;

    в) создание в интернете широко разрекламированной, реально действующей системы сайтов предпринимательских объединений, через которые предприниматели в режиме реального времени смогут задавать вопросы и получать на них ответы, общаться друг с другом на форумах, вырабатывая совместные решения;

    г)создание и ведение баз данных, в т.ч.: о неправомерных действиях должностных лиц государственных (муниципальных) органов и организаций в отношении предпринимателей и о практике пресечения таковых действий, о недобросовестных работниках, клиентах, поставщиках, иных деловых партнерах).

Мной кратко рассмотрены лишь несколько основных целей, достижение которых в значительной степени поможет предпринимателям республики.

Следует отметить, что реализация вышеуказанных целей уже осуществляется. И осуществляется не на пустом месте, а на базе созданной предпринимателями совместно с республиканскими и городскими органами власти инфрастуктуры по поддержке предпринимательства в г. Уфе и в республике, куда входят: Союз предпринимателей г. Уфы, Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства РБ, Ассоциация организаций предпринимательства РБ, Ассоциация женщин-предпринимателей РБ, более 20 отраслевых ассоциаций предпринимательских структур (таких, как: Ассоциация предпринимателей автосервиса РБ, Башкирская республиканская ассоциация содействия предприятиям оптовой торговли, Ассоциация мебельщиков РБ, Союз торговых рынков РБ, Башкирская республиканская ассоциация юридических компаний, Ассоциация профессиональных участников рынка рекламы, Союз парикмахеров и косметологов РБ и другие).

Не будем останавливаться на том, что уже конкретно сделано объединившимися предпринимателями Уфы и республики. Хотя сделано и не мало, но это является только первым этапом консолидации предпринимательских сил, началом цивилизованного диалога предпринимателей с властью и участия предпринимателей в формировании депутатского корпуса различных уровней.

Пришло время обсуждать и определять стратегию следующего этапа развития предпринимательских сил. Тем более, в период перед выборами различных уровней, в которых предприниматели должны принять самое активное участие, проводя своих депутатов, поддерживая своим выбором сложившиеся в городе и республике традиции конструктивного диалога между предпринимателями и властью.

Согласно идеологии, принятой Союзом предпринимателей г. Уфы, оптимальным путем объединения предпринимателей является создание ими своих отраслевых ассоциаций и одновременное участие тех же предпринимателей в территориальных предпринимательских союзах (ассоциациях), так как права и интересы предпринимателя зависят и от отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность (строительство, торговля, оказание услуг и т.д.) и от той территории, где располагается его бизнес (город, район). В частности, именно органы местной власти конкретной территории распоряжаются выделением земельных участков под размещение бизнеса; сдают в аренду нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности; принимают решение о размещении муниципальных заказов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг); в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие интересы предпринимателей в данном городе (районе); в пределах, установленных законодательством, вправе предоставлять освобождение от уплаты части местных налогов (платежей, сборов) и т.д.

Кроме того, на территории города и республики существует ряд важных вопросов, в решении которых заинтересованы все предпринимательские структуры, независимо от их отраслевой принадлежности: налаживание постоянного конструктивного диалога с государственными (муниципальными) органами и организациями, направленного на обеспечение режима наибольшего благоприятствования добросовестным законопослушным бизнесменам; создание системы федерального, республиканского и местного законодательства, обеспечивающего реальную защиту прав и законных интересов любых предпринимательских структур; замена существующей малоэффективной системы налогообложения – на налоговую систему, стимулирующую всемерное развитие предпринимательства и, в конечном итоге, повышающую сумму налоговых сборов; введение простого (быстрого) и понятного порядка выделения и оформления земельных участков и недвижимости под размещение объектов бизнеса; создание и развитие общей для всех субъектов предпринимательской деятельности – инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательства на данной территории.

Началом практической работы по объединению предпринимателей, исходя из совмещения отраслевых и территориальных интересов, явилось создание при Совете Союза предпринимателей г. Уфы Координационного совета, в состав которого входят руководители ряда уже существующих отраслевых ассоциаций.

С моей точки зрения, единая структура общественного самоуправления предпринимателей республики не должна обременять конкретного предпринимателя уплатой непомерных и многочисленных взносов в отраслевые и территориальные объединения различных уровней. Этого можно достичь, объединением существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства в единую республиканскую систему.

Суть системы заключается в том, что любой предприниматель, вступающий в члены отраслевой ассоциации, исходя из положений учредительных документов этой ассоциации, обязуется вступить и в члены союза предпринимателей того города (района), на территории которого он осуществляет свою деятельность. И наоборот, вступление предпринимателя в территориальный союз налагает на него обязанность вступить в соответствующую его профилю деятельности отраслевую ассоциацию. При этом предприниматель уплачивает разумные и посильные взносы только в один адрес (или в территориальный союз или в отраслевую ассоциацию). А далее уплаченные взносы распределяются между этими союзом и ассоциацией в заранее оговоренной пропорции. Кроме того, каждый союз и ассоциация в свою очередь перечисляют определенную часть средств от полученных взносов - в Ассоциацию организаций предпринимательства РБ (АОП РБ), членами которой они являются. Республиканский и территориальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства, тесно взаимодействуя с АОП РБ, территориальными союзами и соответствующими государственными (муниципальными) органами, обеспечивают финансовую поддержку малого предпринимательства в соответствии с Законом РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан».

Республиканские отраслевые ассоциации осуществляют постоянное взаимодействие по профессиональным вопросам с министерствами соответствующего профиля.

Однако для того, чтобы реализовать эту систему и достичь желаемых для предпринимательства результатов, необходимо массовое участие самих предпринимателей в создании и деятельности своих предпринимательских объединений. Только в Уфе работают более 7 тысяч малых предприятий и порядка 20 тысяч индивидуальных предпринимателей, число же членов предпринимательских союзов и ассоциаций, расположенных в г. Уфе, измеряется сотнями.

Каждому из предпринимателей уже сегодня следует принять для себя решение: будет ли он сам определять правила игры в окружающем его мире, будущее своего дела, или, полагаясь на российский «авось», продолжит дрейфовать без руля и ветрил.

В одной из пьес Бертольда Брехта есть эпизод, в котором на сцену по одному выходят люди, сокрушенно произнося: «А что я мог сделать один?!» Количество людей на сцене все время растет, голоса сливаются в неразборчивый ропот, который медленно, но верно перерастает в мощное общее скандирование: «А ЧТО Я МОГ СДЕЛАТЬ ОДИН?!» Большинство предпринимателей очень часто напоминают этих людей из пьесы.

В заключение надо сказать, что занявшие активную жизненную позицию бизнесмены могут найти своих единомышленников в Союзе предпринимателей г. Уфы, в Уфимском городском фонде развития и поддержки малого предпринимательства, в Ассоциации организаций предпринимательства РБ, в Фонде развития и поддержки малого предпринимательства РБ, в существующих отраслевых ассоциациях.



Вишневский Владимир Андреевич,

юрист, директор юридической компании «Фонд «Аякс»,
Председатель Башкирской республиканской ассоциации юридических компаний,
зам. председателя Совета Союза предпринимателей г. Уфы



Воронина Вероника Александровна,

Директор Союза предпринимателей г. Уфы Республики Башкортостан,
директор ООО «Трек»

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости