Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ. Отчет по результатам общероссийского исследования

Файлы

Москва, 2005



Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.2 ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ УСЛОВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.3 ОБЗОР ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЦЕНКАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2. ОПИСАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 3. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ РЕГИОНОВ

3.1 ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГОВ

3.2 РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ

3.3 ИНТЕГРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ И АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА

3.4 КОММЕНТАРИИ К ТАБЛИЦЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ

4. ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1 ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ НА ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ВАЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В РЕГИОНЕ

4.3 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

5. АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ МАСШТАБЕ И В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

5.1 ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

5.2 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

5.3 ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

5.4 СВОБОДА ДОСТУПА НА РЫНОК (СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ)

5.5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ

5.6 ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

5.7 ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

5.8 ДЕЛОВЫЕ СЕТИ (ПРЕОДОЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ)

5.9 УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

5.10 МОТИВАЦИЯ БИЗНЕСА

5.11 КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

6. АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВБ

6.1 ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

6.2 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

6.3 ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ

6.4 СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕД

6.5 ИЗДЕРЖКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ОРГАНАМИ И ПРОВЕРЯЮЩИМИ ИНСТАНЦИЯМИ

6.6 ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

6.7 УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

6.8 МОТИВАЦИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

6.9 КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

7. ПРИМЕР ОПИСАНИЯ РЕГИОНА – КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

8. СПЕЦИФИКА ОЦЕНОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (СТОЛИЦА РЕГИОНА - ПЕРИФЕРИЯ), ОТРАСЛИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1 АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.2 АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.3 АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОТРАСЛЕВОМ РАЗРЕЗЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРОСНИК ИССЛЕДОВАНИЯ



Введение

В марте 2005 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с ВЦИОМ провели исследование, научной целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах РФ. В рамках проекта не ставилось никаких политических целей, кроме привлечения внимания общественности и органов всех уровней государственной власти к актуальным проблемам малого бизнеса, имеющим место в России в целом и в отдельных регионах.

В ходе исследования были опрошены собственники и высшие менеджеры малых предприятий. Таким образом, все результаты и выводы исследования опираются на субъективные свидетельства представителей предпринимательского сообщества.

Проведению опроса предшествовала работа по определению набора факторов и отдельных аспектов, изучение которых необходимо для формирования адекватной картины условий предпринимательства в регионах РФ. К этой работе были привлечены эксперты – представители малого бизнеса, специалисты федеральных и региональных органов власти, представители общественных организаций, независимые эксперты и др.

В целом набор факторов соответствует парадигме изучения деятельности субъектов рынка, которая фокусируется именно на институциональных аспектах предпринимательского климата: деятельность регуляторов рынка с точки зрения законных интересов малого бизнеса, обеспеченность деловой инфраструктурой и цена доступа к ней, доступность внешних финансовых ресурсов и т.п.. Более подробно вопрос методологии рассмотрен в соответствующем разделе документа.

Здесь же укажем, что принятый подход принципиально оставляет за рамками исследования такие фундаментальные факторы функционирования бизнеса, как размеры регионального рынка и уровень спроса со стороны физических лиц и компаний, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами и т.д. Все эти факторы, в отличие от институциональных, либо не находятся под непосредственным контролем органов власти, либо являются константой (например, географическое положение).

Таким образом, основные результаты исследования представляют собой не больше и не меньше, чем оценку предпринимателями отдельных регионов ситуации с институциональными факторами предпринимательского климата. Малый бизнес отвечает на вопрос о том, насколько дружественна по отношению к деловому сообществу та среда его существования, отдельные элементы которой в принципе создаются и изменяются намерениями и действиями властей, актами законотворчества, в целом человеческой волей и умом.

Отметим при этом, что за конкретные аспекты предпринимательского климата в полной мере отвечают отнюдь не только региональные и местные администрации, к которым чаще всего адресуют свои претензии субъекты малого предпринимательства, но также региональные законодательные собрания и законодательные органы МСУ, федеральные органы власти, предпринимательские организации и сам малый бизнес. Поэтому результаты исследования адресованы государству и обществу в целом.

В этой связи неверно рассматривать рейтинги регионов, которые приводятся в отчете по результатам исследования, как обвинительный акт региональным властям и считать, что в регионах из нижней части списка с условиями ведения малого бизнеса «все плохо», а из верхней части – «все хорошо». Тем более, что в некоторых случаях расположение регионов в той или иной части списка достаточно условно, и означает лишь, что регионы-лидеры несколько менее неблагополучны по данному параметру бизнес-климата по сравнению с другими участниками листинга.

Конструктивным подходом к интерпретации рейтингов мы полагаем внимательное изучение проблемных аспектов малого предпринимательства и подготовка инициатив, направленных на улучшение ситуации. С другой стороны, следует учесть позитивный опыт отдельных регионов, рассмотреть, какими фундаментальными причинами обусловлены положительные оценки условий предпринимательства в данном регионе, и если этот опыт не связан жестко с региональной спецификой – распространить его на другие субъекты РФ. В рамках исследования основные трудности малого бизнеса описаны в масштабе всей страны и отдельных регионов, что существенно облегчает задачу государственным и неправительственным организациям, занимающимся вопросами развития малого бизнеса. Именно это мы считаем главным результатом проекта.

 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости