Москва, 2005
Шестоперов А.М., Эксперт НИСИПП
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Объект, предпосылки и принципы реформ
1.2. Основные направления реформирования роли государства
1.3. Результаты реформ и проблемы реформаторов
Глава II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
2.1. Провозглашенные направления реформы
2.2. Смысл и логика административной реформы: основные ограничения
2.2. Результаты реформы и экономическое развитие: характер влияния и противоречия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Уже более 10 лет в России проводятся рыночные реформы самой различной направленности. При этом многие из них позволили достигнуть существенных результатов, которые коренным образом изменили общественные отношения в целом и хозяйственную сферу в частности. Очевидно, что встраивание российского государства в систему мировых хозяйственных связей, качественно изменяющуюся под влиянием глобализации, и интенсивного развития мировой экономики, возникновения информационных «сетевых структур» и ряда иных аналогичных явлений, задающих стандарты, которым должно следовать любое государство, претендующее на достойное место в мировом сообществе, требует также изменения самой сути государственного управления. Однако эта система не претерпела серьезных изменений и все менее и менее отвечает потребностям новой структуры российской рыночной экономики. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к компетентности, квалификации и профессионализму государственного аппарата и самой структуре исполнительной власти. Дальнейшее проведение всего комплекса преобразований во многом тормозится именно отсутствием административной реформы и реформы государственной службы. Низкая эффективность работы государственного аппарата, органов исполнительной власти и несовершенство механизма принятия государственных решений начинают выступать как все более и более значимые факторы ограничения экономической конкурентоспособности и тормозом социально-экономического развития страны . В сложившемся экономическом контексте ошибочные решения и административная нераспорядительность оказывают мультипликативное негативное воздействие на экономику, приводя к спаду деловой активности и демобилизации капиталов. Другими словами, административная реформа как таковая является не самоцелью, а способом решения экономических и социальных задач.
Осуществление преобразований – очень сложная и масштабная задача, результат решения которой во многом остается неопределенным. Любая реформа, в том числе и административная, требует разработки определенного алгоритма действий, определенного подхода к реформированию с целью обеспечения системности и последовательности проводимых изменений. В связи с проведением в России административной реформы перед реформаторами встает вопрос – как среди множества предложений и рекомендаций зарубежных и отечественных специалистов выбрать адекватный подход. Работа Правительственной комиссий по проведению административной реформы, а также преобразования в организационной структуре исполнительной власти, предпринятые в 2003-2004 гг., показали, что реформаторами была выбрана менеджериальная модель реформирования , основанная на постулатах теории нового государственного управления. Однако очевидно, что любая теоретическая модель, внедряемая в практику, имеет свои риски, возможности и границы применения, предопределенные как внешней, так и внутренней средой преобразуемого объекта. Таким образом, целью данной работы явилось рассмотрение характера влияния, основных направлений и пределов воздействия проводимой в России административной реформы на процесс социально-экономического развития, а также выявление внешних и внутренних противоречий осуществляемой реформы.
Актуальность темы обосновывается тем, что, во-первых, необходимо проанализировать имеющиеся результаты преобразований, соотнесенные с целями и ресурсами, и построить их в обоснованную и логическую систему, найти общие закономерности или установить, что таковых нет. Во-вторых, анализ текущих результатов административной реформы позволит выделить основные ошибки и противоречия реформы, а также рассмотреть основные причины данных противоречий. Всякая трансформация, особенно широкомасштабная, приводит в той или иной мере к дезорганизации системы, поэтому любой проект реформ должен включать оценку соответствующих издержек. Другими словами, данная работа позволит нам понять основные ограничения предлагаемого подхода к реформированию государства в российских условиях и последствия реформы для социально-экономического развития России. Актуальность темы определяется также недостаточной теоретической разработкой последствий реформирования государственного управления в российской литературе. Кроме того, тема исследования по своему содержанию отвечает потребностям государственных служащих и политиков, тех людей, кто разрабатывает политику, стратегию и тактику осуществления административной реформы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы, выделить основные предпосылки, принципы и условия предлагаемой модели реформирования государственного управления;
2. Обобщить основные ограничения предлагаемой модели;
3. Выявить логику и оценить ход административной реформы в России, выделить основные противоречия проводимой реформы.
При ознакомлении с книгами и статьями, научными отчетами по данной тематике была выявлена относительная недостаточность данных о влиянии проводимой административной реформы на экономическое и социальное развитие. В современных российских источниках информации акцент делается на разработке направлений административной реформы, однако должного внимания возможным ограничениям реформы практически не уделяется. Стоит отметить работы Л.В. Сморгунова по сравнительному анализу административных реформ в зарубежных странах. Материалами для работы стали также различные публикации и аналитические материалы в СМИ, в которых сделана попытка оценить текущие преобразования. Кроме того, интерес представляют оригиналы иностранной научной литературы, англоязычные отчеты и издания в рамках международных организаций, таких как Организация Экономического Сотрудничества и Развития и Всемирный банк.
Исходя из заявленных целей и задач исследования, целесообразно выделить следующую структуру обзора. В первой главе будут рассмотрены основные характеристики, предпосылки, составляющие и ограничения административной реформы в рамках парадигмы нового государственного управления. Вторая глава будет посвящена рассмотрению административной реформы в России, основных проблем и издержек, с которыми столкнулись реформаторы, и выявлению границ применимости используемого подхода в российских условиях.
В заключении будут представлены имеющиеся результаты и обобщены основные противоречия проводимой реформы.