Москва – 2004
Автор: Шаститко А.Е. ,
Зам. генерального директора Фонда «Бюро экономического анализа»
д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
A_Shastitko@beafnd.org, beaddg@mail.ru
Представленный доклад* является первым в серии аналитических материалов, посвященных вопросам идентификации и выбора структурной (институциональной) альтернативы для осуществления экономических обменов в условиях неравномерного распределения значимой информации о характеристиках товаров и услуг, а также склонности людей к недобросовестному поведению в условиях, обеспечивающих его безнаказанность. Основная задача доклада – зафиксировать концептуальные рамки изучения вопросов дерегулирования экономики. Рассматриваются различия в содержании компенсации и устранении рыночных изъянов, а также раскрывается возможность использования нерегуляторных альтернатив как средства компенсации рыночного изъяна. Указаны существенные характеристики благ, которые могут повлиять на выбор структурной альтернативы. На примере трех сфер экономического обмена (политической, финансовой и товарной) показаны проблемы, сопряженные с использованием более простых механизмов управления контрактными отношениями в связи с переходом благ из одной категории в другую. Сформулированы предложения по оптимизации сети подведомственных учреждений и предприятий на примере Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сформулированы определения основных терминов и понятий, использованных в данном докладе.
ВВЕДЕНИЕ
- КОМПЕНСАЦИЯ VS. УСТРАНЕНИЕ ИЗЪЯНОВ РЫНКА
- ПРИМЕРЫ СООТНОШЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ И УСТРАНЕНИЯ ИЗЪЯНОВ РЫНКА
ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. О ПРИНЦИПАХ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА)
ГЛОССАРИЙ
ЛИТЕРАТУРА
Дерегулирование экономики как важнейшая характеристика реформы экономической политики не только в развитых странах, но и в странах с развивающейся рыночной экономикой, является объектом пристального внимания и дискуссий в научной экономической литературе. Предлагаемая работа нацелена на то, чтобы связать практические проблемы реформирования экономической политики (устранение административных барьеров, дерегулирование, административная реформа) с фундаментальными вопросами, которые изучает новая институциональная экономическая теория1. Такая взаимоувязанность должна создать возможности для рассмотрения разнородных аспектов дерегулирования и устранения административных барьеров в едином ключе.
Поскольку существуют различные подходы к определению основных понятий, в частности, регулирования и дерегулирования экономики, в целях большей определенности мы будем использовать следующее определение данных терминов: (1) регулирование – это применение юридических инструментов для достижения целей социально-экономической политики, предполагающее принуждение государством частных лиц и организаций действовать предписанным образом под угрозой применения санкций [Hertog Den J, 2000], (2) дерегулирование экономики – процесс замещения в механизмах управления трансакциями (контрактных отношений) публичной административной формы их поддержки (компенсации контрактных рисков) структурными (институциональными) альтернативами2. Важно также учитывать, что реформа регулирования не сводится к процессу дерегулирования, рабочее определение которого дано выше. Это связано, прежде всего, с тем, что в рамках данной реформы должно быть повышено качество и самого процесса государственного регулирования, что сопряжено в первую очередь с проведением административной реформы.
В числе фундаментальных вопросов, которые изучает новая институциональная экономической теория - объяснение оснований и различающихся по существу форм координации действий и согласования ожиданий экономических агентов (дискретных институциональных альтернатив) в связи с влиянием на условия и результаты, соответственно, координации и согласования, со стороны государства. В теоретическом, а также практическом планах данный вопрос важен еще и потому, что это влияние противоречиво как с точки зрения информационных аспектов взаимодействия, так и с точки зрения стимулов экономических агентов.
В нашу задачу не входит подробное описание содержания и эволюции теорий регулирования3. В представленном докладе будут отмечены лишь основные вехи в развитии теоретических представлений об основаниях и сфере распространения, прежде всего, государственного регулирования.
В представленном докладе рассматривается соотношение между компенсацией и устранением изъянов рынка как особыми формами настройки механизмов согласования ожиданий и координации действий экономических субъектов с позиции изменения структуры трансакционных издержек (по участвующим в экономических обменах субъектам) и в контексте различных вариантов влияния государства на условия и результаты экономических обменов. Указанный вопрос рассматривается в связи с классификацией благ в зависимости от издержек оценки трансформационных и трансакционных характеристик товаров и услуг в различных сферах экономической деятельности. Также как и выбор механизма координации, его настройка сопряжена с распределительными последствиями, которые, скорее всего, неравнозначны с точки зрения изменения уровня благосостояния отдельных групп участников экономического обмена. Вот почему в докладе будет затронут вопрос о компенсационных сделках.
Вопросу о влиянии государства на экономические процессы посвящено практически необозримое множество исследований в рамках различных исследовательских традиций. Некоторые стратегии экономических исследований второй половины двадцатого века были построены на том, чтобы систематически обосновать необходимость более активного участия государства в организации и функционировании экономической системы изъянами рыночного механизма координации.
Суть аргументации сводилась к тому, что функционирование рынка как механизма координации сопряжено с издержками. Отсюда – вмешательство государства как средства снижения издержек координации и повышения эффективности функционирования экономической системы в целом. Другие направления исследований, особенно широко проводившиеся начиная с 70-х годов прошлого века, наоборот, объясняли и доказывали ограниченность возможностей государства в решении проблем координации и эффективного размещения ресурсов, указывая на изъяны государства в решении вопросов координации действий экономических субъектов.
К концу XX века сложились предпосылки для операционального сравнительного анализа структурных альтернатив, обеспечивающих согласование ожиданий экономических агентов и распределение между ними выигрышей, с одной стороны, и предполагающих различный «формат» участия государства в этих альтернативах, с другой.
По сути дела, основная задача реформы системы регулирования состоит в том, чтобы отладить механизм выбора адекватного формата участия государства в обеспечении устойчивости контрактных отношений, в рамках которых протекают процессов производства товаров и предоставления услуг, в рамках широкого спектра доступных структурных альтернатив.
Последовательность изложения в данном докладе организована следующим образом. В первом разделе рассматривается комплекс вопросов, связанных с соотношением компенсации и устранением рыночных изъянов в контексте выбора институциональной структуры для поддержки экономических обменов. Во втором разделе общий вопрос рассматриваться на примере экономических обменов в трех сферах – политической, товарной и финансовой – в контексте возможного перехода того или иного блага из одной категории в другую с учетом не только трансформационных, но и трансакционных характеристик данных благ. Далее представлены основные выводы и рекомендации. В приложении на примере решения вопроса об оптимизации сети подведомственных учреждений и предприятий показаны возможные варианты адаптации институциональных структур под существующие задачи обеспечения экономических обменов с учетом имеющихся ограничений. Поскольку в докладе используется специализированный категориальный аппарат, основной текст сопровождается глоссарий с рабочими определениями основных понятий и терминов.
*Доклад подготовлен в рамках Программы ТАСИС «Дерегулирование экономики и устранение административных барьеров в Российской Федерации». Автор доклада несет ответственность за ошибки и идеи, сформулированные в докладе.
1 О характеристиках новой институциональной экономической теории см. [Шаститко А.Е., 2003]. Данное направление экономической теории доказало свою продуктивность не только в сфере анализа форм экономической организации, но и в сфере экономической политики.
2 В зависимости от поставленной задачи рабочее определения данного понятия может меняться. Например, в другой работе дерегулирование определено следующим образом: процесс трансформации основополагающих правил, устраняющий условия для воспроизводства устаревших, искажающих стимулы экономических агентов, а также сопряженных с вымогательством ренты регуляций, процесс, который формирует условия для создания системы истинных сигналов, обеспечивающих компенсацию изъянов в механизмах координации действий экономических агентов. [Шаститко А.Е., 2003]
3 Данная задача в значительной мере решена в работе [Hertog den J, 2000].