Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Торгово-промышленные палаты и вопросы безопасности предпринимательской деятельности

Файлы

(Из материалов межрегиональной конференции "Безопасность предпринимательской деятельности. Проблемы, тенденции, перспективы", 26 февраля 2009 года, г. Тамбов)

Пучков С.И. - советник президента Балашихинской ТПП

В своем сообщении на конференции я хотел бы коротко остановиться на нескольких вопросах по предлагаемой повестке конференции:

  1. Комплексная программа ТПП РФ «Безопасный бизнес в России»;
  2. О роли торгово – промышленных палат России в вопросах безопасности предпринимательской деятельности;
  3. О некоторых методах и формах в деятельности торгово-промышленных палат в организации и управлении безопасностью предпринимательской деятельности
  4. Взаимодействие ТПП в вопросах безопасности предпринимательской деятельности;
  5. Муниципальные ТПП и вопросы безопасности предпринимательской деятельности (на примере Московской области);
  6. Пилотный проект для муниципальных ТПП – «Общественная приемная по вопросам безопасности предпринимательской деятельности»;
  7. Некоторые подходы к концепции безопасности предпринимательской деятельности в Российской Федерации (Проект);
  8. Заключение.

Комплексная программа ТПП РФ «Безопасный бизнес в России»

Мы, собравшиеся здесь в Тамбовской ТПП, за что ей большая благодарность, представители федеральной, региональных и муниципальных ТПП, объединений негосударственных структур безопасности работающих во взаимодействии с ТПП присутствуем при знаменательном событие. В третьей раз, с 90-тых годов, в системе ТПП делается попытка разработки и реализации целостного, надежного и эффективного комплекса негосударственных мер обеспечения безопасности предпринимательства, отвечающих духу высказывания Никкола Макиавелли: «Только те средства по обеспечению безопасности хороши, надежны и долговечны, которые зависят от вас самих и вашей собственной энергии».

В апреле 1995 года в целях реализации проекта целостной системы обеспечения безопасности национально ориентированного предпринимательства по инициативе, в том числе и ТПП РФ, был учрежден Совет по безопасности предпринимательства России, первым и возможно последним Председателем Правления, которого стал Самыкин Станислав Сергеевич. Постановлением Президиума ТПП РФ от 26 марта 1997 года «Об итогах работы по формированию системы обеспечения безопасности предпринимательства» был дан старт работы по Проекту «Безопасный бизнес в России».

Упоминание об этой программе можно найти, например, в программе деятельности ТПП РФ на 2002-2004 годы, где мы должны были, цитирую: «…Обеспечить взаимодействие с государственными правоохранительными органами в целях профилактики экономической преступности и коррупции по программе «Безопасный бизнес в России»…». В следующей программе деятельности ТПП РФ на 2005 – 2006 годах среди основных направлений деятельности по созданию экономико-правовых условий для эффективного и цивилизованного ведения бизнеса мы должны были, в том числе, цитирую проводить «..последовательную реализацию мер, предусмотренных комплексной программой ТПП РФ «Безопасный бизнес в России».

Это последнее упоминание этой программы в документах ТПП РФ.

Второй раз попытка реанимировать как-то программу «Безопасный бизнес в России» Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ сделал в 2003 году, когда проводилась работа над проектом «Безопасность предпринимательской деятельности в Российской Федерации».

Короткая справка: 28 мая 2003 года состоялось заседание комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «О концепции безопасности предпринимательской деятельности в Российской Федерации».

10 июля 2003 года прошло первое заседание рабочей группы по подготовке проекта концепции. В конце июля 2003 года концепция проекта «Безопасность предпринимательской деятельности в Российской Федерации» и анкета, подготовленная мною по этому проекту, были разосланы по всем ТПП с просьбой, высказать свои предложения по концепции проекта и возможно представить собственные оригинальные материалы для включения в проект.

Ответили из 162 существующих в то время торгово-промышленных палат, только 4:

  • Южно-Уральская ТПП – внесла ряд предложений в проект. Кроме того, он обсуждался в Объединение комплексной охраны (ОКО) г. Екатеринбурга, которое тоже внесло ряд предложений.
  • ТПП Нижегородской области внесло два предложения в проект.
  • Пермская ТПП – поделилась своими мыслями о необходимости обеспечения экономической безопасности предпринимательства и создание информационного поля для обеспечения экономической безопасности предпринимательства.
  • Балашихинская ТПП – исходя из своей практики, а также практики работы ряда торгово-промышленных палат Центрального Федерального округа РФ (ЦФО РФ) (Московской, Ярославской, Костромской) предложила на базе торгово-промышленных палат создавать единую систему безопасности предпринимательской деятельности (СБПД).

Этот путь может быть следующим (оставляю так, как это было показано в 2003 году): Образование при Ассоциации ТПП ЦФО РФ Координационного Совета по созданию единой системы безопасности предпринимательской деятельности.

    Создание на базе ТПП, входящих в Ассоциацию локальных СБПД, с учетом особенностей развития малого и среднего бизнеса в их регионах. Организация информационного взаимодействия локальных СБПД внутри Ассоциации ТПП ЦФО РФ. Объединение всех созданных локальных СБПД в единую систему в рамках Ассоциации ТПП ЦФО РФ.

Примерная схема создания системы безопасности предпринимательской деятельности на базе торгово-промышленных палат показана на рис. (см. ниже).

Для создания СБПД на базе региональных ТПП необходимо выполнение следующих условий:

  • Добрая воля и заинтересованность исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и общественных организаций в развитии цивилизованного предпринимательства в своем регионе. Установление между ними взаимопонимания и оперативного взаимодействия.
  • Наличие (или создание) в торгово-промышленной палате подразделения, которое занимается вопросами экономической безопасности. Это может быть структурное подразделение ТПП или самостоятельное юридическое лицо, созданное при палате и с участием палаты в качестве учредителя. Полномочия подразделения экономической безопасности (по опыту Московской ТПП) могут быть установлены распоряжением главы исполнительной власти. В распоряжении определяются цели создания данной структуры, даются указания местным органам исполнительной власти оказывать всемерную поддержку и помощь в ее работе.
  • Наличие в регионе негосударственных структур безопасности (частных охранных, детективных, консалтинговых и т.п.), то есть предприятий, оказывающих услуги в сфере безопасности предпринимательства. При вступлении в члены ТПП эти предприятия своим потенциалом могут стать исполнительным механизмом создаваемой системы безопасности предпринимательства. Тщательный отбор предприятий НСБ исключит нахождение в них криминальных элементов.
 

В заключение исторического экскурса в вопросе комплексной программы «Безопасный бизнес в России» нельзя не упомянуть о том, что ни в Программе деятельности Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации на 2007-2011 годы, ни в документах ТПП РФ 2008 года, касающихся вопросов безопасности предпринимательской деятельности (имеются в виду Постановление Правления ТПП РФ от 26 июня 2008 г. №37-4 «О мерах по укреплению экономической безопасности предпринимательства, защите от противоправных поглощений» и Постановление Правления ТПП РФ от 11 ноября 2008 года №44-5 «Об участии предпринимательского сообщества в выполнении Национального плана противодействия коррупции. Практика работы Торгово-промышленной палаты Саратовской области»), упоминания об этой программе совсем нет, также как и о проекте «Безопасность предпринимательской деятельности в Российской Федерации».

О роли торгово–промышленных палат России в вопросах безопасности предпринимательской деятельности

В пункте 1 статьи 2 ГК РФ говорится, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Иными словами, государство, скажем так, не может гарантированно обеспечить защиту интересов и прав собственности всех хозяйствующих субъектов. Поэтому предприниматель должен озаботиться безопасностью своего бизнеса сам. Следовательно ему необходимо иметь хотя бы общее представление: об источниках и факторах угроз; организации системы обеспечения безопасности (путем создания соответствующего подразделения и (или) обращения в частное охранное предприятие); об экономической разведке и контрразведки; информационной безопасности; психологических аспектах обеспечения экономической безопасности - кстати, чрезвычайно важный вопрос и т.д..

В материале Вестника ТПП Московской области № 9 за 2001 год «Обеспечение безопасности цивилизованного предпринимательства. Роль и место торгово-промышленных палат» мы попытались очертить проблемы формирования целостной негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательства в нашем регионе.

Не останавливаясь на этих материалах (они у Вас находятся в раздаточных материалах, и вы с ними можете ознакомиться, в дальнейшем), хочется коснуться некоторых общих проблем присущих безопасности предпринимательства в России.

Ситуация парадоксальна: бизнесом в России занимаются уже миллионы людей, а термин «бизнес» в нынешнем российском законодательстве отсутствует. Его нет в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, Гражданском кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. Только в Налоговом кодексе любознательный читатель обнаружит словосочетание «игорный бизнес». Естественно, нет в законодательстве России норм, связанных с защитой и безопасностью бизнеса. Напротив, своеобразным бизнесом, по мнению бывшего полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, стала судебная система, куда крупные компании (да и сама власть) порой пытаются делегировать своих представителей.

Не секрет, что у каждого бизнеса в России есть свои особенности, а у каждого предпринимателя есть свои персональные трудности. Это субъективные проблемы и специфика конкретной деятельности. Однако есть нечто общее для всех отечественных предпринимателей малого и среднего бизнеса, а также для тех, кто намеревается создавать свое дело. Это «общее» заключается в том, что российское законодательство не дружественно к малому и среднему бизнесу. И, второе – у нас до сих пор социально неблагоприятное отношение к деловой деятельности.

Предприниматели не управляют у нас государством, они в нем живут и действуют. И для того, чтобы добиться успехов, им надо действовать в этих самых «недружественны» условиях.

Взаимоотношения народа и государства это тоже своеобразная война. В цивилизованных странах государство «обслуживает» человека, а человек за это платит ему деньги, в виде налогов. У нас сложилась другая ситуация: человек работает на государство. И государство не оказывает услуги (кредитные, законодательные, правозащитные) предпринимателю, а навязывает их. Как рэкетир. В нашем государстве, как полагают (не без оснований) те, кто им правит, мирно налогов не получить. Значит, их надо добывать грубой силой и хитростью.

Наш отечественный предприниматель, пока он не стал олигархом, политиком – депутатом и частью Власти, вынужден действовать, как партизан на оккупированной территории, которую постоянно прочесывают карательные отряды противника.

И тактика у него в отношении государства должна быть партизанской. Честный бой тут не возможен. Это будет честный бой паренька с рогаткой и эскадрильи штурмовиков. Обрабатывая территорию «по площадям», они его даже не заметят.

Значит надо действовать по - партизански. Небольшими группами, при первой же опасности «закапывать» оружие в тайных или недоступных противнику местах и сливаясь с прочим нищем населением, с которого и взять – то нечего.

Это должно стать правилом, по крайней мере, до тех-пор, пока предприниматель не сможет «купить» хотя бы районную администрацию. Действительно в условиях «полуфеодальной» России расположение местного «герцога» - важнейший, если не главный фактор успеха.

Так что предпринимателю необходимо помнить, и он это отчетливо понимает, что территория, где он ведет свой бизнес – это его земля, которая лишь временно «оккупирована» враждебными законами и корыстными чиновниками. Придет время – и порядок будет. Но пока его нет, лучше партизанить и побеждать, чем гибнуть в неравном бою или пресмыкаться перед оккупантами.

Как сказал когда-то один пехотный майор: «Сапоги жмут? Узких сапог не бывает, бывают неправильные ноги!». Так, что если у предпринимателя не будет возможность заказать подходящую обувь, он постарается сделать, и делает, свои предпринимательские «ноги» такими, чтобы им не слишком жали налоговые «сапоги».

Возвращаясь к теме нашего разговора необходимо учитывать вышесказанное и по возможности помогать предпринимателю партизанить на временно «оккупированной» территории. Как? Это решать, всему сообществу системы муниципальных, региональных и Российской торгово-промышленных палат. «Защитников» у предпринимательства в настоящее время много, помощи мало.

Хочется также обратить Ваше внимание на одну проблему, без которой, все наши начинания могут повиснуть в воздухе. Как говорил известный классик: «Кадры решают все». Проблема кадров в сфере безопасности предпринимательской деятельности в системе торгово-промышленных палат, да и не только в них, стоит очень остро. Да и как ей не стоять, если уважающий себя специалист по безопасности предпринимательской деятельности за такие деньги работать в торгово-промышленной палате не будет. К сожалению, ставка на отставников из правоохранительных структур, как показывает практика, зачастую не выход из положения. Но это – тема совершенно другой конференции.

Можно выделить следующие основные направления действий по формированию безопасных условий предпринимательства:

  • совершенствование государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности и отношений по ее охране;
  • совершенствование деятельности государственных правоохранительных органов;
  • судебная защита прав и интересов предпринимателей;
  • страхование предпринимательских рисков;
  • развитие частной охранно-детективной деятельности;
  • информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства.

Первые два направления лежат вне возможностей прямого влияния отдельного предпринимателя. Однако остальные могут быть использованы им практически, хотя для этого необходимы специальные знания. Тем не менее, необходимо знать общие принципы действий в каждом из этих направлений.

Судебная защита интересов предприятия возможна не только в суде или арбитраже, но и в третейском суде, возможность обращения в который может быть предусмотрена прямо в договоре. Постоянно действующие третейские суды существуют при торгово-промышленных палатах России. Необходимо отметить, что третейское разбирательство носит конфиденциальный характер, что взимаемый третейский сбор меньше, чем госпошлина, и что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда.

В третейском соглашении можно предусмотреть, что решение третейского суда является окончательным, в этом случае оно не может быть оспорено участвующей в деле стороной. По заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда, арбитражным судом выдается исполнительный лист на принудительное исполнение решений третейского суда.

Страхование имущества, рисков и личное страхование являются вторым доступным предприятию путем повышения уровня безопасности и снижения тяжести последствий чрезвычайных событий. Хотя оно и связано с дополнительными расходами, к нему необходимо прибегать при проведении операций, неудачный итог которых может оказаться фатальным для предприятия.

Обращение к услугам частных охранно-детективных фирм могут позволить себе многие предприятия. Анализируя развитие социально-экономической и криминальной обстановки в нашей стране, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в ближайшем будущем число лиц и объектов, нуждающихся в охране, будет увеличиваться. Во-вторых, правоохранительные органы не смогут обеспечить безопасность всем нуждающимся.

Одному справляться с текущими проблемами сложно, на Западе уже давно бизнес решает свои проблемы, объединившись в ассоциации и союзы. На самом деле и в России сегодня уже действуют объединения предпринимателей, существуют и государственные структуры, которые призваны помогать малому бизнесу. Просто предприниматель часто не знает об их существовании, поэтому, рассчитывает в основном на свои силы.

Защита интересов предпринимателей (в том числе в вопросах безопасного ведения своего бизнеса) одно из основополагающих направлений деятельности торгово-промышленных палат России. Эта целевая функция конкретизируется действующим законодательством, Уставом ТПП РФ, торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований в следующие задачи, определяющие предмет деятельности и функции палат:

  • защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов по вопросам, связанным с осуществлением их деятельности, в том числе и за границей;
  • организация работы в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов;
  • принятие мер к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • ведение негосударственного Реестра российских организаций и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом;
  • организации деятельности третейских судов;
  • оказание содействия в реализации прав на объекты промышленной собственности;
  • свидетельствование форс - мажорных обстоятельств и проведение различного рода экспертиз.

Кроме того, к сфере вопросов безопасного ведения бизнеса имеют отношение и другие задачи торгово-промышленных палат, касающиеся как взаимодействия с органами власти, информационного, консалтингового обслуживания, так и обучения, содействия в привлечении инвестиций и т.д.

Таким образом, безопасность как широкое, комплексное понятие пронизывает всю сферу деятельности торгово-промышленных палат, поэтому к решению задачи обеспечения безопасности предпринимательства необходим комплексный системный подход, заключающийся в применении уже существующих форм и методов, развитии новых, в тесном взаимодействии с другими направлениями деятельности палат, с государственными органами, с профессиональными предпринимательскими объединениями, специализирующимися в области обеспечения безопасности бизнеса.

...

Полная версия - в приложенных файлах (doc, pdf)

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости