Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Практика взаимодействия малого и крупного бизнеса. Информационно-аналитический сборник

Файлы

Москва, июнь 2004 г.

Институт предпринимательства и инвестиций

Академия менеджмента и рынка

В настоящем сборнике анализируются российская и мировая практика, прежде всего участников АТЭС, взаимодействия малого и крупного бизнеса. Рассматриваются общие проблемы и тенденции, роль государства и кооперации малого и крупного бизнеса в эффективном использовании ресурсов национальной экономики, а также важность такого взаимодействия для перевода экономики на инновационный путь развития.

При подготовке настоящего сборника были использованы официальные документы и материалы Торгово-промышленной палаты РФ, Российского Союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Экспертного Совета Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, НОУ «Институт предпринимательства и инвестиций», Академии менеджмента и рынка, Венчурного Инновационного Фонда России, материалы IV и V Всероссийских конференций представителей малых предприятий.

Редакционная группа

В.Ш. Каганов (руководитель), В.П. Ващенко, Е.В. Боброва, В.Ю. Заведеева

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России в сопоставлении с мировой практикой.

2. Роль государственной промышленной политики в развитии взаимодействия малого и крупного бизнеса в России

2.1. Основные подходы и принципы промышленной политики

2.2. Выбор критериев промышленной политики

2.3. Структуры промышленной политики

2.4. Государство

2.5. Интегрированные бизнес-группы

2.6. Социальные силы новой экономики

2.7. Конфликты интересов и политическая воля государства

2.8. Цели и задачи промышленной политики

2.9. Содействие промышленной политики дебюрократизации экономики и государственного управления

3. Экономическое развитие

3.1. Модернизация производства – безальтернативное условие развития

3.2. Повышение национальной конкурентоспособности

3.3. Расширение рынков сбыта продукции отечественного производства

3.4. Институциональные реформы и структурные преобразования

3.5. Информатизация бизнеса, общества и государства

3.6. Повышение инвестиционной привлекательности промышленности

4. Развитие малого и среднего бизнеса

4.1. Усиление притока в Россию иностранного капитала и качественное изменение его структуры

4.2. Проблемы градообразующих предприятий

5. Опыт взаимодействия предпринимательских структур в ряде стран – участников АТЭС и Евросоюза

5.1. Япония

5.2. Китайская народная республика

5.3. Республика Корея

5.4. Евросоюз

6. Механизмы интегрирования малого и крупного бизнеса

6.1. Франчайзинг

6.2. Субконтрактация

6.3. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия

7. Мировой и российский опыт развития венчурного инвестирования

7.2. Тенденции на рынке российского венчурного капитала

7.3. Проблемы венчурного инвестирования в России

7.4. Возможные способы привлечения в Россию зарубежного венчурного капитала

8. Опыт участников АТЭС и других стран в использовании различных механизмов государственного участия в процессе прямого венчурного инвестирования

8.1. Великобритания

8.2. США

8.3. Тайвань

8.4. Япония

8.5. Сингапур

8.6. Индия

8.7. Рейтинг инвестиционно привлекательных стран для прямых зарубежных инвестиций (FDI) с июля 1998 г. по сентябрь 2003 г

Заключение


Введение

В структуре национальных экономик развитых стран, включая страны АТЭС, постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального развития. В рыночных условиях спрос определяет всё - объемы, ассортимент, качество и т.д. При этом интегральная эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса.

Эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики, как и её отдельных региональных и отраслевых секторов, также зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий.

В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса особую роль играет государство, которое предоставляет льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки. Именно государство может стимулировать крупные фирмы, отдавая предпочтение при распределении государственного заказа тем из них, которые будут выполнять его с привлечением малого бизнеса, так как большинство малых предприятий производственной сферы вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних предприятий. Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий.

Кооперация малого и крупного бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам. Следовательно, достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий.

Все эти вопросы эффективно решаются в большинстве стран, входящих в АТЭС. Эти страны составляют регион мира, который сегодня является одним из самых динамично развивающихся, в том числе за счет целенаправленной политики поддержки и развития малого бизнеса. На долю участников АТЭС приходится 40% населения мира и 60% мирового ВВП.

В российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.

Для подъема российской экономики исключительно важен опыт участников АТЭС по содействию максимальному увеличению числа малых предприятий в производственной сфере, стимулированию развития взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации российской экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости