Москва, 2004
Список исполнителей:
Буев Владимир Викторович – вице-президент АНО НИСИПП
Шеховцов Алексей Олегович – генеральный директор АНО НИСИПП
Шестоперов Олег Михайлович – первый заместитель генерального директора АНО НИСИПП
Литвак Евгений Геннадьевич – заместитель генерального директора АНО НИСИПП
Чепуренко Александр Юльевич – генеральный директор АНО «Российский независимый институт социальных и национальных проблем»
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. ОТБОР РЕГИОНОВ ДЛЯ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПРОСНИКОВ
1.3. СБОР И АНАЛИЗ ДАННЫХ ОБ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЩИХ - ЧЛЕНАХ РАЗЛИЧНЫХ СРО
1.4. СБОР ДРУГИХ ФАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. АНАЛИЗ ПРИЧИН И ТЕНДЕНЦИЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СФЕРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
2.1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ И ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА
2.2. ПРИЧИНЫ И ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СФЕРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
3. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) И ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
4. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ.
4.1. УЧАСТИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА
4.2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ В ОТНОШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
4.3. МЕХАНИЗМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД БЮДЖЕТАМИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УРОВНЯ
4.4. УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
4.5. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БАНКРОТСТВЕ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
5. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
6. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРИНИМАЕМЫХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ
6.1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ
6.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ ПО СФЕРАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
6.4. ИНИЦИИРОВАНИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
6.5. ПОСТУПЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
6.6. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
7. ОБЗОР И АНАЛИЗ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
7.1. ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ
7.2. ОБЗОР И АНАЛИЗ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКА, КАСАЮЩЕЙСЯ БАНКРОТСТВА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СФЕРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ И МЕХАНИЗМОВ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ОПРОСНИК ДЛЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ОТОБРАННЫХ СУБЪЕКТОВ РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 10 ИЮНЯ 2003 Г. №984-РП «ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2003 Г. № 455-О
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ПРИЛОЖЕНИЕ №5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 25 АПРЕЛЯ 2003 Г. N 233
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ (СРО)
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 ТИПОВЫЕ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №8. СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПО ВОПРОСАМ БАНКРОТСТВА
ПРИЛОЖЕНИЕ №9. СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ БАНКРОТСТВА
Данное исследование было проведено на основе детального анализа ситуации в 3 субъектах Российской Федерации. Для этого на начальном этапе работы был проведен отбор регионов для исследования. Кроме того, анализировались материалы, которые касаются и других субъектов РФ.
Для достижения целей и решения поставленных задач были проведены следующие работы и мероприятия.
1. Проведен анализ причин и тенденций регионализации сферы несостоятельности (банкротства). В рамках данного компонента работ был проведен анализ причин и тенденций регионализации сферы несостоятельности (банкротства) в связи:
- с участием государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в делах о банкротстве и процедурах банкротства,
- с возникновением обязательств должника перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями,
- с деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - СРО) в субъектах Российской Федерации.
2. Проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Анализ нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня проводился на предмет соответствия федеральному законодательству, развития его норм, эффективности и механизмов представления органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований по денежным обязательствам в делах о банкротстве и процедурах банкротства, практики существования нормативно закрепленных порядков установления требований к кандидатуре внешнего управляющего на градообразующем предприятии.
3. Проведен анализ практики применения федерального законодательства, регулирующего участие органов исполнительной власти субъектов или органов местного самоуправления в деле о банкротстве и процедурах банкротства, а также в проведении финансового оздоровления.
4. Проведен анализ проблемы территориального зонирования саморегулируемых организаций (СРО) на предмет оценки влияние территориального зонирования на деятельность СРО и участия СРО в делах о банкротстве в субъектах Российской Федерации. Была проанализирована структура участия СРО по исследуемым регионам.
5. Проведен статистический обзор принимаемых мер государственной политики в регионах в сфере несостоятельности (банкротства).
6. Проведен обзор и анализ арбитражной практики по теме исследования.
7. На основе проведенного анализа разработаны предложения по реализации мер, направленных на предотвращение регионализации сферы несостоятельности (банкротства) и по совершенствованию нормативной правовой базы и механизмов правоприменения.