Москва, 2004
Авторы: Ресурсный центр малого предпринимательства, Российский микрофинансовый центр
Материалы подготовлены Ресурсным центром малого предпринимательства в рамках проекта Агентства США по международному развитию «Межпарламентская рабочая группа по малому предпринимательству «Дума РФ – Конгресс США».
Исследование финансировалось из средств гранта, предоставленного Агентством США по международному развитию.
Мнения, высказанные в данном исследовании, отражают взгляды авторов и не обязательно совпадают с точкой зрения Агентства США по международному развитию.
Аннотация.
Основные результаты.
Выражение признательности.
Что такое микрофинансирование: определение объекта исследования.
Информационная база, оценка объема выборки.
Структура информационной базы.
Типология организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги.
География российского микрофинансирования.
Целевые клиентские группы российских микрофинансовых организаций.
Спектр микрофинансовых услуг российских МФО.
Информация о займах.
Портфель займов российских небанковских МФО.
Размер клиентской базы микрофинансовых организаций в части выдачи займов.
Доступность микрофинансирования.
Характер обеспечения займов.
Возможный объем кредитования.
Плата за пользование микрофинансовыми ресурсами.
Привлечение сбережений: объемы и условия.
Объемы сберегательных операций.
Условия привлечения денежных сбережений и вкладов.
Сбережения как источник формирования имущества МФО.
Качество портфеля займов.
Рентабельность.
Приложение 1. Распределение числа организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги, по регионам, принявших участие в опросе. Отсортировано по числу МФО.
Приложение 2. Список сокращений.
Предлагаемая работа является второй частью исследования «Анализ развития микрофинансирования в России», реализуемого в рамках проекта Агентства США по международному развитию «Межпарламентская рабочая группа по малому предпринимательству «Дума Российской Федерации – Конгресс США». Исследование проведено Ресурсным центром малого предпринимательства совместно с Российским микрофинансовым центром и «ФИНКА Интернэшнл, ЛЛС», при поддержке «Девелопмент Альтернативз, Инк», Лиги кредитных союзов, Национального союза организаций финансовой взаимопомощи, Союза сельских кредитных кооперативов и Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Если в первой части работы давалась оценка спроса на микрофинансовые услуги, то настоящий материал формирует представление об основных участниках рынка микрофинансирования, объеме и характере реализованных в 2003 году микрофинансовых услуг.
Объявляя текущий 2005 год Международным годом микрофинансирования, Организация Объединенных Наций помимо достижений социальных и экономических задач, четко означила и такую цель, как сбор и анализ достоверных данных о состоянии микрофинансирования: доступность и условия получения в отдельных странах мира, информация о клиентах, а также типах и объемах предлагаемых услуг1.
Действительно, без информационного обеспечения невозможно принимать качественные решения в области регулирования микрофинансовой деятельности, оценивать эффективность проводимых мер по стимулированию ее развития, а также отслеживать результативность самого инструмента. Одной из главных целей предлагаемой работы является формирование качественной и количественной агрегированной картины состояния рынка предложения микрофинансовых услуг. Но помимо общего обзора не менее важной задачей проекта являлся пообъектный анализ основных участников рынка. Подобного рода исследование, проведенное на основе единой методологии вне зависимости от организационно-правовой формы, статуса и срока функционирования, позволит построить сравнительную оценку деятельности отдельных организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги. Пообъектная информация поможет сориентироваться потенциальным инвесторам и донорам как внутри страны, так и за ее пре-делами, при выборе наиболее эффективных направлений вложения средств в развитие российского микрофинансирования. На основе собранной информации планируется выпуск Всероссийского каталога микрофинансовых организаций (МФО), где будут представлены профили институтов, занимающихся микрофинансированием.
В настоящий момент единственной организацией, специализирующейся на проведении сравнительных анализов деятельности микрофинансовых организаций в различных странах, является Microfinance information еXchange2. К сожалению, информация о российских МФО практически отсутствует в сети MixMarket, что отрицательно сказывается на вовлечении доноров и инвесторов в развитие российского рынка микрофинансирования. Разработанный по результатам данного проекта Всероссийский каталог должен положить начало пообъектного мониторинга МФО в России, который в дальнейшем должен быть скорректирован в сторону стандартов Microfinance information еXchange, в том числе за счет включения в опросный инструментарий бОльшего числа показателей и характеристик, отслеживаемых данной международной организацией.
Микрофинансирование получает все большее распространение на российском рынке, постепенно становясь частью ее финансовой системы, дополняющей традиционный банковский сегмент, расширяя доступ к заемным средствам той категории бизнеса и населения, которая не отвечает требованиям банков к заемщикам.
Формальное определение микрофинансовой деятельности на законодательном уровне в России отсутствует. Однако существующая нормативно – правовая база позволяет легитимно осуществлять микрофинансовую деятельности в различных организационно-правовых формах. Как правило, это некоммерческие организации: потребительские и кредитные кооперативы, фонды, неправительственные МФО. Микрофинансовый рынок на данный момент полуформален, но это является положительным моментом, позволяющим путем «естественного отбора» выработать наиболее эффективные формы и продукты микрофинансирования.
Микрофинансирование можно определить как легитимное предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их социальных услуг, направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства. Подчеркнем, что речь идет не только о выдаче займов, но и о депозитном микрофинансировании, микролизинговых операциях, о консультировании и обучении.
В территориальном плане распространение микрофинансирования в России неравномерно и определяется, во-первых, присутствием (ранее или на данный момент) международных программ, во-вторых, отношением региональных и местных властей к малому предпринимательству. Хотя сегодня этот инструмент признан официально на уровне государства как эффективный способ решения финансовых проблем малого бизнеса (микрофинансовая составляющая присутствует практически во всех региональных программах развития малого предпринимательства), из-за нечеткости законодательной базы позиция региональных и местных властей существенно влияет на развитие микрофинансирования в отдельных субъектах Российской Федерации. По результатам анкетирования, микрофинансирование наиболее представлено в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Лидерами среди регионов стали Нижегородская и Ростовская области.
С точки зрения жизненного цикла рынок микрофинансовых услуг проходит этап институционального формирования. На рынке четко выделяется группа лидеров из числа МФО, достаточно продолжительно и успешно функционирующих в этой нише. Большой разрыв между спросом на микрофинансирование и его предложением, не позволяет формироваться «барьерам входа» для новых организаций, желающих заниматься этим видом деятельности.
По экспертным оценкам, сделанным на основе результатов проекта, объем микрофинансового рынка в части предоставления займов можно определить в 4,6 – 5,6 млрд. руб. В 60% случаев средства предоставляются на предпринимательские цели со сроком погашения до 12 месяцев под относительно высокие по сравнению с банковским кредитом проценты. Усредненная максимальная записанная в политике организаций годовая ставка процента составила 45%, минимальная – 26% годовых. Отметим, что в ряде случаев, например, в рамках определенных подпрограмм, МФО устанавливают специальный льготный процентный режим для целевых клиентских групп, чаще всего, таковыми становятся сельскохозяйственные производители или промышленный малый бизнес. Таким образом, микрофинансирование наиболее адекватно для пополнения оборотных средств и предназначено, в первую очередь, для сферы торговли и услуг. Качество микрофинансовых услуг с позиций доступности, требований к обеспечению и возможных (допустимых) размеров займов свидетельствует, что этот инструмент существенно больше отвечает характеру спроса на внешнее финансирование со стороны субъектов малого предпринимательства, нежели традиционное банковское кредитование.
Важной характеристикой масштаба рынка является показатель охвата клиентов. По экспертным оценкам, сделанным на основании результатов исследования, клиентская база микрофинансовых институтов оценивается в 160-180 тыс. получателей займов.
Привлечение сбережений – второй по распространенности вид микрофинансовых услуг. Здесь емкость рынка составляет порядка 2 млрд. руб. с охватом 100 тыс. клиентов-вкладчиков. Законодательно не все МФО могут заниматься сберегательными операциями. Результаты обследования подтвердили, привлекают сбережения только микрофинансовые институты, зарегистрированные в форме потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Говоря о финансовой эффективности, следует отметить, что риски портфелей у большинства российских МФО отвечают международным нормам и не превышают в 50% случаев четырех процентный рубеж. Уровень возвратности практически такой же, как в банковском секторе. У каждой второй МФО уровень просрочек не превышал 2,7%. Кроме того, микрофинансовые организации работают с достаточно хорошей рентабельностью - в среднем по обследованным МФО операционная окупаемость составляла 127%. Таким образом, несмотря на то, что российский рынок микрофинансовых услуг появился относительно недавно, и существует целый комплекс нерешенных методологических и законодательных проблем, у него хорошие перспективы для развития в России. Причин тому несколько, назовем главные:
- во-первых, высокая действенность (качественное соответствие характера спроса и предложения) микрофинансового инструмента в расширении доступа к внешнему финансированию субъектам малого предпринимательства;
- во-вторых, высокий и реально существующий спрос на подобного рода услуги.
- в-третьих, хорошая эффективность и финансовая устойчивость организаций, работающих в этом сегменте;
- в-четвертых, активные процессы по его институализации и формированию единых стандартов деятельности;
- и наконец, опыт других стран, в том числе Западной Европы и США свидетельствует об устойчивом сосуществовании различных форм финансовых посредников на рынке возвратного финансирования малого бизнеса, что позволяет предполагать долгосрочный характер развития микрофинансового рынка и в России.
1 http://www.yearofmicrocredit.org/pages/whyayear/whyayear_highlights.asp#launch/