Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего образование и функционирование профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики. Итоговый отчет

Файлы

Москва, 2004

Оглавление

Введение

1. Изучение общих аспектов возникновения и функционирования саморегулируемых организаций.

1.1. Определение и функции саморегулирования

1.2. Классификация организаций саморегулирования

1.3. Добровольное и делегированное саморегулирование

1.4. Выводы

2. Анализ нормативно-правовой базы

2.1. Классификация СРО на основании рассматриваемых законов

2.1.1. Реклама

2.1.2. Арбитражные управляющие

2.1.3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

2.1.4. Управляющие компании

2.1.5. Аудиторы

2.1.6. НПФ

2.1.7. Оценщики

2.1.8. Добровольные СРО

2.2. Выводы

3. Анализ практики применения норм и положений действующего законодательства и иной нормативной правовой базы федерального уровня о саморегулируемых организациях

3.1. Анализ арбитражной практики

3.2. Анализ практики применения норм законодательства и иной нормативной правовой базы федерального уровня о саморегулируемых организациях и существующих возможностей по защите прав и законных интересов граждан в части возмещения нанесенного субъектами профессиональной (предпринимательской) деятельности ущерба

3.2.1. Возмещение ущерба в деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

3.2.2. Возмещение ущерба в деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг

3.2.3. Взаимодействие страховых компаний с саморегулируемыми организациями

3.3. Выводы

4. Проблемы страхования ответственности членов саморегулируемых организаций, создания компенсационных фондов, обществ взаимного страхования

4.1. Проблемы страхования профессиональной ответственности в России

4.1.1. Общие проблемы страхования профессиональной ответственности

4.1.2. Практические проблемы страхования профессиональной ответственности арбитражных управляющих

4.2. Проблемы использования компенсационных и иных фондов, а также обществ взаимного страхования

4.2.1. Проблемы использования компенсационных фондов

4.2.2. Проблемы использования обществ взаимного страхования

4.3. Выводы

5. Анализ зарубежного опыта образования и функционирования саморегулируемых организаций.

5.1. США

5.2. Австралия

5.3. Канада

5.4. Великобритания

5.5. Выводы

6. Предложения по совершенствованию законодательства в области саморегулирования предпринимательской деятельности

7. Основные выводы

Приложение

Введение

Реализуемая в настоящее время политика дерегулирования направлена на снижение степени государственного вмешательства в ход экономических процессов, исходя из так называемой презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Логика преобразований предполагает последовательное проведение в жизнь принципа обоснованности государственного воздействия на экономику с использованием законного права принуждения (регулирования). Оптимизация государственного регулирования осуществляется в соответствии с принципами обязательной, максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых функций государственного регулирования с параллельным сокращением вмешательства в сферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны либо не проявляются вовсе (упразднением избыточных функций), что в конечном итоге будет служить основной цели – сокращению административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.

В этой связи остро стоит вопрос об упразднении избыточных функций государственного регулирования и о передаче части функций государственного регулирования на рынок, руководствуясь критериями важности поставленных задач и экономической эффективности. Практическое выражение указанные приоритеты нашли в рамках реализуемой политики дерегулирования, в частности:

– в «пакете Грефа» – Федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

– в Федеральном законе «О техническом регулировании»;

– в мероприятиях по проведению административной реформы, реформы государственной службы, системы бюджетирования и местного самоуправления, разграничению функций между уровнями власти;

– в преобразовании системы налогообложения;

– в преобразованиях, связанных со вступлением в ВТО.

Дерегулирование экономики предполагает развитие механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики как альтернативы прямому государственному регулированию. Саморегулирование, рассматриваемое как институт, в рамках которого группой экономических агентов устанавливаются легитимные регулирующие хозяйственную деятельность правила и контролируется их исполнение, позволяет эффективно решить ряд важнейших задач. С теоретической точки зрения, саморегулируемые организации в состоянии преодолевать изъяны (провалы) рынка и содействовать реализации целей социальной политики, с меньшими издержками, чем в случае прямого государственного регулирования, что обусловлено уменьшением вероятности проявления изъянов государства. Вполне очевидно, что в данном случае развитие саморегулирования обеспечивает повышение общественного благосостояния и темпов экономического роста. Вместе с тем, существует возможность возникновения негативных эффектов функционирования саморегулируемых организаций, что в первую очередь, связано с возможным ограничением конкуренции. Выбор конкретной регулирующей опции, направленной на решение определенной задачи государственного регулирования, либо принятие решения о передаче функции на рынок/задействовании механизмов саморегулирования должны осуществляться на основе сопоставления масштабов проявления изъянов рынка и изъянов государства и проведения многоаспектного анализа с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек (соотношения затраты-результат) и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны (в самом общем виде – хозяйствующих субъектов, потребителей и государство) с целью установления баланса интересов. Содержательной основой, на которой должна строиться процедура доказательства необходимости вмешательства в предпринимательскую деятельность и выбора оптимальной опции, является оценка регулирующего воздействия.

Развитие института саморегулирования в рамках отечественной хозяйственной системы имеет относительно короткую историю, что связано с исторически обусловленными характеристическими свойствами последней. Вместе с тем, накоплен достаточно обширный опыт, связанный с функционированием различного рода профессиональных ассоциаций, которые обладают некоторыми присущими саморегулируемым организациям чертами. Первые собственно саморегулируемые организации возникли как объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг с принятием в 1996 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг». В настоящее время в различных секторах экономики функционирует значительное число объединений субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности (фактически являющихся саморегулируемыми организациями), деятельность которых отчасти регулируется рядом отраслевых законов, а отчасти – лишь нормами гражданского законодательства.

Исходя из основных целей реформы системы регулирования, а также в силу возрастания роли института саморегулирования в национальной экономике, становится очевидной необходимость законодательного оформления деятельности саморегулируемых организаций и содействия дальнейшему развитию профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики (параллельно препятствуя проявлению негативных эффектов).

Одновременно с целью повышения качества правового регулирования, обоснованности и адекватности принимаемых решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в целом и саморегулируемых секторов экономики в частности необходимо изучать теоретические основы их функционирования, анализировать и обобщать существующий позитивный зарубежный опыт (в экономически развитых странах внедрение элементов саморегулирования происходило эволюционно на протяжении длительного периода и, соответственно, накоплен значительный опыт в этой сфере).

Целью настоящего исследования является содействие дальнейшему улучшению политики в области регулирования деятельности саморегулируемых организаций через изучение теоретических аспектов их функционирования, обобщение существующего отечественного и зарубежного опыта и разработку предложений по совершенствованию законодательства в области саморегулирования предпринимательской деятельности.

Первый раздел отчета посвящен изучению общих аспектов возникновения и функционирования саморегулируемых организаций, включающему в себя анализ возможных сфер деятельности саморегулируемых организаций и перспективы сокращения объемов государственного регулирования с передачей части регулирующих функций на уровень профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования различных секторов экономики.

Во втором разделе приведен анализ нормативной правовой базы федерального уровня, регулирующей образование и функционирование профессиональных ассоциаций, которые являются инструментом саморегулирования различных секторов экономики, на предмет выявления положительных аспектов нормативно-правового регулирования, пробелов и недостатков, подлежащих устранению, а также положений, требующих усовершенствования.

В третьем разделе представлен анализ практики применения норм и положений действующего законодательства и иной нормативной правовой базы федерального уровня о саморегулируемых организациях, в частности анализ арбитражной практики и изучение законодательства на предмет практической реализации отдельных положений и существующих возможностей по защите прав и законных интересов граждан в части возмещения нанесенного субъектами профессиональной/предпринимательской деятельности ущерба.

Четвертый раздел отчета посвящен анализу проблем, с которыми сталкиваются саморегулируемые организации, их члены и органы государственной власти в связи с развитием механизма саморегулирования и страхования рисков.

В заключении предложены направления совершенствования законодательства в области саморегулирования предпринимательской деятельности.

В рамках настоящего исследования при проведении анализа практики применения норм и положений действующего законодательства и иной нормативной правовой базы федерального уровня о саморегулируемых организациях, а также выявления проблем, с которыми сталкиваются саморегулируемые организации, их члены и органы государственной власти в связи с развитием механизма саморегулирования и страхования рисков, особое внимание было уделено профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и в сфере арбитражного управления. Причиной послужила развитость в данных секторах института саморегулирования и механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов профессиональной/предпринимательской деятельности и факт наличия проработанной нормативной правовой базы.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости