Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Если малого бизнеса мало, он становится большим

Автор: Михаил Мамута

Москва, 2004

Совершенно ясно, что наша банковская система пока не в силах удовлетворить даже малую часть потребности предпринимателей и населения в заемных деньгах. И причины такой ситуации всем известны. Но как же выходят из положения микрофинансовые организации и на чем основан их оптимистический взгляд на перспективы развития этого вида финансового обслуживания? На этот и другие вопросы мы попросили ответить директора Российского микрофинансового центра Михаила МАМУТУ.


— В процессе перехода к рынку в начале 90х в России появились субъекты малого предпринимательства, которых прежде не существовало как явления. Одновременно существенно возросло число людей, которых принято называть необеспеченными. К тому времени. часть банковской системы по сути своей являлась продолжением советской; новые же частные банки часто создавались для обслуживания ограниченных групп людей и предприятий, так что обе эти клиентские группы довольно долго выпадали из поля зрения классических кредитных институтов. Даже в случаях, когда малый бизнес получал доступ к кредитам, оценка его кредитоспособности происходила по стандартным правилам и процедурам, которые не учитывают его основных особенностей.

Свободное место на рынке должно было заполниться: и постепенно действительно стали развиваться альтернативные, небанковские виды кредитных предложений. Изначально это был «серый» или даже совсем «черный» сектор, ростовщики, но потом появились организации, работающие на легальной основе и ориентирующиеся на обслуживании мелких клиентов. Данная ситуация типична и с точки зрения мировой практики — в большинстве стран мира рынок финансовых услуг для малого бизнеса и населения развивается за счет разных видов финансовых институтов. Так или иначе, в России около 10 лет назад стали появляться и развиваться небанковские формы финансирования мелкого бизнеса и малообеспеченных слоев населения. Собирательно подобные малые (в пересчете на одного конечного получателя)займы получили название микрофинансирования.

Микрофинансовый рынок существует во многих странах, хотя четко выделить его зачастую сложно. Ведь в разных странах неудовлетворенный спрос в финансовых ресурсах испытывают разные прослойки людей. Поскольку у нас появление малых предприятий и индивидуальных предпринимателей шло очень быстрыми темпами, а уровень жизни, особенно в провинции, тоже упал очень быстро, прослойка потребителей микрофинансовых услуг получилась довольно широкой. Сегодня потенциальный спрос на финансовые услуги только в области предпринимательского кредитования составляет не менее $57 млрд, а спрос на рынке потребительского кредитования вообще никто не считал. Но, полагаю, его емкость не менее S2025 миллиардов.

На фоне во многом стихийного, инициированного потребностью «снизу» роста рынка возникновение Российского микрофинансового центра было вполне закономерно, ибо уже к концу 90х стало ясно, что дальнейшее развитие сектора микрофинансирования нуждается в развитой инфраструктуре поддержки. К тому времени появилось множество различных микрофинансовых организаций: кооперативы, фонды поддержки предпринимательства, частные и международные программы, деятельность которых регулируется общим и специальным законодательством и нормативами.

Для эффективной деятельности микрофинансовых организаций необходимо благоприятное законодательство, защита профессиональных интересов, обучение кадров, разработка стандартов, налаженный информационный обмен с государством... Именно всем этим и занимается сегодня Российский микрофинансовый центр.

— Может ли заниматься микрофинансированием коммерческий банк? Иными словами, могут ли операции такого типа быть выгодным для «стандартной» кредитной организации?

— Хочу здесь отметить, что «микрофинансирование» не означает «небанковское финансирование». Многие банки сегодня демонстрируют, что кредитование малого бизнеса — выгодный и надежный продукт и играют все большую роль в развитии микрофинансирования.

Чуть более подробно об этом. Еще несколько лет назад, сразу после кризиса 1998 года, было принято считать, что банку невыгодно заниматься классическим микрофинансированием (суммы и сроки маленькие, эффективность невысокая и т.д.). На самом деле как любой другой экономический вопрос, этот также определяется регулированием затрат.

Очевидно, что банк вынужден балансировать; с одной стороны, ему необходимо соблюдать нормативные и отчетные требования ЦБ, а с другой, делать продукт, который позволяет снизить затраты на обслуживание одного клиента. Выполнение двух этих задач можно совместить, только применяя массовые модели кредитования. В области потребительского кредитования, как известно, сегодня число таких банков стремительно растет. Кредитование потребителя для банка выглядит более простым, нежели кредитование малого бизнеса: требования ЦБ упрощены, методика оценки рисков проще.

Однако развитие предпринимательского кредитования, несомненно, один из приоритетов в экономическом развитии России. Поэтому возникает вопрос: может ли банк реализовать кредитную модель, которая позволит финансировать микробизнес? Для этого важно понимать, что собой представляет подобная деятельность. Микробизнес — бизнес стартующий или семейный (с числом работа гон (их обычно до десяти человек), а также сервис, мелкое производство и розничная торговля, крестьянско-фермерские хозяйства. В настоящее время в России насчитывается около 3 миллионов субъектов малого предпринимательства, которых можно классифицировать как микропредприятия. Это и юридические лица, и частные предприниматели.

В чем состоят удачные методы достижения банком такого клиента? Говоря очень упрощенно, — в скоринговых моделях кредитования малого бизнеса, построенных на том. что в пределах однородной целевой аудитории клиентов (торговля, услуги, производство) большинство рисков также однородны. Следовательно, методика оценки риска упрощается. За счет упрощения удается существенно снизить затраты и в итоге — увеличить нагрузку на одного менеджера. Таким путем происходит преодоление точки безубыточности; предоставление микрокредитов становится рентабельным. Хороший пример банка, успешно применяющего подобные модели в области предпринимательского микрофинансирования, — КМБ-Банк.

Что может ограничивать банк в достижении точки безубыточности? В первую очередь масштабы его деятельности. Чтобы достичь эффекта экономии на масштабах, необходимо иметь достаточно разветвленную региональную сеть. Потому что легко снимаются верхние 15% рынка, а потом затраты существенно увеличиваются. Локальный банк может снять эти «сливки», но дальше он не пойдет, поскольку это уже будет экономически нецелесообразно. Хотя, конечно, 15% в каждом регионе — это тоже очень много.

Итак, первая модель, при которой банк достигает микрофинансового рынка, — модель скорингового кредитования в масштабах одного или нескольких регионов. Но даже в этом случае 85% рынка остаются неохваченными. Может ли банк достичь и этих клиентов? Один из вариантов — экономически выгодное взаимодействие между банками и небанковскими микрофинансовыми институтами. Предположим, в регионе существует МФО: кредитный кооператив, фонд поддержки малого предпринимательства. Как правило, в силу ограниченности доступа к рынку капитала, у этих типов организаций намного более ограничены ресурсы.

Поэтому одним из устойчивых вариантов взаимодействия может быть кредитование банком не заемщика-предпринимателя непосредственно, а его достижение через микрофинансовую организацию.

Взаимодействуя с МФО, банк достигает конечного потребителя, приобретает новый рынок и при этом не несет рисков и затрат, связанных с кредитованием конкретного заемщика.

Плюсы микрофинансовой организации в этой ситуации также совершенно очевидны: она приобретает дополнительный источник средств.

Некоторые клиенты, обслуживающиеся в микрофинансовой организации, постепенно перерастают этот уровень. Подобное происходит примерно в десяти-двадцати случаях из ста, и тогда клиент переходит на обслуживание непосредственно в банк, причем кредитная история у него уже сформирована.

Формы взаимодействия банка и МФО могут быть и более сложными. Совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства мы провели исследование, целью которого была оценка перспектив взаимодействия банков и микрофинансовых организаций. Было выделено 7-8 возможных форм, в том числе — кредитование банками МФО, синдицированные кредиты... Или, скажем, МФО внедряет среди своих членов пластиковые карты банка-партнера. Ведь повсеместно принятая практика, когда мелкий бизнесмен всюду возит с собой «наличку», несет много рисков. Может МФО выполнять и функции агента банка по сбору депозитов, такие примеры есть, хотя пока, к сожалению, не в России.

Таким образом, формируется достаточно устойчивая система, где каждый субъект находит свой финансовый интерес и занимает свое место, не составляя конкуренции партнеру.

Следует учитывать, что суммарный охват микрофинансового рынка всеми существующими типами финансовых организаций (и банковских, и небанковских) пока не превышает 10% спроса. Понятно поэтому, что до развития жесткой конкуренции на этом рынке еще далеко. Практика показывает, что даже в крупных региональных центрах, — таких, как Нижний Новгород или Самара, охват рынка составляет не более 2025%. О районных центрах или о селе и говорить нечего. Полностью поддерживая и приветствуя инициативу банков по развитию микрофинансовых программ, мы должны понимать, что коснется это на первом этапе областных центров. Остается неохваченным громадный пласт сельских территорий. Задача «одномоментно» дойти до этого клиента нереальна даже для Сбербанка. И именно здесь эффективными могут стать микрофинансовые организации небанковского типа, здесь их сотрудничество с банками наиболее экономически целесообразно.

— Что происходит с микрофинансовой организацией, когда она растет?

— Действительно, если МФО работает хорошо, то растет обязательно. И в какой-то момент она становится заинтересованной в том, чтобы привлекать широкие средства населения и юрлиц во вклады, для того, чтобы расширить возможности доступа к коммерческим источникам финансирования. Тогда к такой МФО должны применяться определенные меры регулирования. Здесь одним из вариантов может стать создание небанковской депозитно-кредитной организации. Их деятельность регулирует Банк России. Подобные структуры могут привлекать только срочные вклады и только от юридических лиц, а также выдавать кредиты.

Небанковская депозитно-кредитная организация, в свою очередь, может быть преобразована в банк. К сожалению, создание кооперативных банков нашими законами сейчас не предусмотрено. Между тем в Германии, например, кооперативные банки — неотъемлемая часть финансовой системы, которая в целом выглядит так: внизу судно-сберегательная касса (некий аналог кредитного кооператива), затем кооперативный банк. У нас кооперативных банков, как я уже сказал, нет. И проблему эту нужно решать, видимо, на законодательном уровне.

В целом, как мне кажется, расширение взаимодействия небанковских микрофинансовых организаций и банков имеет хорошие перспективы. Нашему центру уже удается налаживать связи с банками. Мы уделяем этому большое внимание и считаем построение мощной разносторонней системы финансовой поддержки малого предпринимательства одним из своих приоритетов. Чрезвычайно важный шаг — подписание соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией российских банков и создание в структуре АРБ комитета по развитию микрофинансирования. В нынешнем году планируется осуществить первые пилотные проекты взаимодействия банков и МФО.

— Какие типы микрофинансовых организаций существуют в мире?

— В разных странах микрофинансирование устроено по-разному. Есть страны с очень сильными традициями кредитной кооперации: Германия, Ирландия, США и Канада (хотя надо подчеркнуть, что не везде кредитный кооператив является микрофинансовой организацией — все, как уже говорилось выше, зависит от того, какие клиентские группы он обслуживает). В Юго-Восточной Азии в области микрофинансирования преобладают некоммерческие организации, по статусу близкие к фонду в нашем понимании. Развиваясь, они иногда трансформируются в банки. Соответственно и тенденции везде разные, но можно выделить несколько глобальных.

Одна из них заключается в том, что классические некоммерческие микрофинансовые организации стремятся к коммерциализации. Донорские или бюджетные деньги приходят не навечно, поэтому микрофинансовые организации должны становиться самоокупаемыми и коммерчески успешными.

Вторая глобальная особенность микрофинансирования состоит в том, что растет понимание того, что микробизнес и вообще малообеспеченные слои населения — прекрасные заемщики, которые с ответственностью относятся ко взятым на себя обязательствам и могут реализовывать коммерчески прибыльные проекты. Особенно их лояльность по отношению к кредитору высока, если микрофинансовая организация предлагает таким клиентам не единичный заем, но долгосрочную стратегию сотрудничества. Это очень важно, ведь стратегическая линия работы МФО с клиентом направлена на повышение уровня его капитализации. У людей остается больше собственных средств, которые они могут реинвестировать в развитие своего бизнеса. На каком-то этапе они уже в силах выйти на фондовый рынок, привлечь венчурное финансирование, словом, сделать то, что недоступно, если не имеешь ни копейки за душой. И не стоит рассчитывать в этом плане на что, что государство обеспечит всех желающих стартовым капиталом. Во-первых, это некорректно с экономической точки зрения, а во-вторых, на всех и не хватит. Так что один из главных результатов развития микрофинансирования в России, который, надеемся, будет достигнут — это повышение уровня жизни наименее обеспеченных слоев населения и капитализации малого бизнеса.

Очевидно, по мере прихода на наш рынок крупных иностранных банков чисто российские банки или банки со смешанным участием будут все больше разворачиваться в сторону провинции, села. Потому что именно там непаханное поле, остро нуждающееся в финансах. А на помощь банкам будут приходить МФО. Кстати, примеров подобного взаимодействия немало и сейчас: например, партнерство Сбербанка с Воронежским и Белгородским фондами поддержки малого предпринимательства, или Далькомбанка с Каунтерпарт Бизнес Фондом в Хабаровске. Одни банки создают кредитные кооперативы, чтобы достичь удаленных районов, где филиал создавать накладно, другие заключают соглашения с существующими МФО. Вариантов довольно много, так же, как, судя по нашему опыту, и перспектив. Погружение в этот рынок дает понять, что его существование — долгосрочная, вызванная самой жизнью потребность, которая не исчезнет, а напротив, будет со временем развиваться.


Вопросы задавала Ирина СЛЮСАРЕВА

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости