Челябинск, 2004 г.
Автор: Старкова Е.А.
Южно-Уральский государственный университет
В современной экономике малое предпринимательство играет важную роль в решении экономических и социальных задач. Развитие малого предпринимательства — это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, который стимулирует насыщение ранка товарами и услугами. Так же малое предпринимательство является стабильной базой налоговых поступлений, как в России, так и в зарубежных странах. В целях усиления тенденции развития малого предпринимательства разрабатываются программы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Одним из направлений государственной поддержки является анализ действующего законодательства на предмет его эффективности для развития предпринимательской инициативы. Проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях неоднократно поднимались и в процессе реформирования бухгалтерского учета. В частности, в Программе реформирования была специально отмечена необходимость "ввести упрощенную систему учета для субъектов малого предпринимательства". Принципы учета и отчетности для малых предприятий различны в разных странах. Подходы к организации системы учета на малых предприятиях связаны с размерами этих предприятий и их экономическими показателями.
Рассмотрим, какие предприятия считаются малыми в российской и зарубежной практике.
В западных странах критерии отнесения предприятий к малым совершенно иные, нежели в Российской Федерации. Например, в Европе (ЕС) с 1999 г. для отнесения предприятий к малым применяются 3 критерия: валюта баланса, которая не должна превышать 3,125 млн. евро, оборот, не превышающий 6,25 млн. евро, и численность персонала, которая должна составлять не более 50 человек. До 1999 года показатели валюты баланса и оборота были примерно в 1,5 раза ниже. Такой рост данных показателей был осуществлен с целью увеличения числа предприятий, подпадающих под категорию малых. Это связано с развитием бизнеса в Европе. К тому же в европейских странах существует понятие "среднее предприятие", к которому предъявляются соответствующие критерии по выручке, валюте баланса и численности работающих.
В США подход к определению малых предприятий совершенно иной: предприятие является малым, если его ценные бумаги не обращаются публично на открытом рынке. Такие малые предприятия предоставляют только налоговую отчетность. Аналогично определяются малые предприятия в Канаде (малые предприятия — это предприятия, не являющиеся публичными). Такое определение связано с тем, что компания, которая не собирается привлекать средства на открытом рынке с помощью публичной эмиссии ценных бумаг, не имеет соответствующих стимулов к раскрытию финансовой информации, а также несению значительных затрат в связи с применением сложных методов оценки активов и обязательств с целью предоставления в отчетности более объективной рыночной информации.
В Российской Федерации к малым предприятиям в настоящее время относятся организации, максимальная численность работников которых от 30 до 100 человек (в зависимости от вида деятельности) и которые соответствуют критерию по составу уставного капитала. Эти критерии были установлены в 1995 году и до настоящего времени не пересматривались.
В настоящее время в Российской Федерации Правительство РФ рассматривает законопроект об изменении критериев отнесения предприятий к малым. Предлагаются два критерия: оборот и численность персонала. К тому же разрабатывается градация предприятий на "микропредприятия" (с численностью до 10 человек), "предприятия малого бизнеса" (с численностью до 100 человек) и "средние предприятия" (с численностью до 250 человек). Цель таких изменений — развитие малого предпринимательства и, как следствие, развитие экономики России (в западных странах экономика держится на малых предприятиях).
Число малых предприятий постепенно увеличивается из года в год. А с принятием изменений в критериях отнесения предприятий к числу малых их количество еще больше возрастет. Но законодательство по бухгалтерскому учету в основном направлено на регулирование учета и отчетности крупных предприятий. Встает вопрос о том, как правильно и рационально использовать бухгалтерское законодательство малым предприятиям. Ведь многие положения по бухгалтерскому учету не ориентированы на специфику малых предприятий. Поэтому необходимо решать вопросы о возможности и необходимости применения тех или иных нормативных требований и бухгалтерских стандартов.
Рассмотрим опыт зарубежных стран.
Вопрос об упрощении бухгалтерского учета для малых предприятий детально обсуждался в разных странах.
Например, в Канаде пришли к выводу, что разработка каких либо специальных стандартов учета для малых предприятий нежелательно; их отчетность должна быть подготовлена в соответствии с общими требованиями. Но ИГ СБС (Исследовательская группа Совета по бухгалтерским стандартам) рекомендовала установить, что правила учета и отчетности для малых предприятий могут отличаться от общих в том случае, когда эти общие правила не отвечают потребностям малого предприятия либо затраты на их применение слишком высоки (например, вопрос об учете и отчетности финансовых инструментов, информация об акционерном капитале, связанных сторонах, гудвиле и т.д.).
В Великобритании существует похожий подход, к тому же в 1997 г. был разработан стандарт финансовой отчетности для предприятий малого бизнеса (СФОМБ).
В странах ЕС специальных стандартов по бухгалтерскому учету для малых предприятий не разрабатывают, но такие предприятия освобождены от ряда требований по раскрытию информации, предоставлению и публикации отчетности.
Таким образом, общим для большинства стран являются более низкие требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, а также предоставлению и публикации бухгалтерской отчетности.
В Российской Федерации бухгалтерские стандарты разрабатываются и утверждаются для всех предприятий, хотя некоторые из них могут малыми предприятиями не использоваться (те, которые не отвечают нуждам малых предприятий). Упрощение учета в РФ для малых предприятий в основном касается больше "технического" аспекта бухгалтерского учета: упрощение идет по направлению сокращения рабочего плана счетов и возможностью применения упрощенной формы бухгалтерского учета с применением небольшого числа бухгалтерских регистров. Предоставление бухгалтерской отчетности малыми предприятиями обязательно, но допускается предоставлять отчетность в сокращенном виде.
Несмотря на продолжение процесса реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации остаются нерешенными ряд проблем, в частности:
1) остается открытым вопрос о применении всех требований бухгалтерских стандартов малыми предприятиями;
2) вопрос о разработке специальных стандартов для малых предприятий;
3) вопрос о совместимости финансовых требований с налоговыми (для малых предприятий это имеет большое значение).
При решении вопроса о применимости бухгалтерских стандартов необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие финансовой информации и управленческой информации. В финансовом учете операции должны отражаться таким образом, чтобы это соответствовало и управленческим нуждам предприятия;
2) информация, получаемая при использовании соответствующих стандартов должна отвечать потребностям пользователей финансовой отчетности малого предприятия;
3) стандарты должны быть совместимы с требованиями налоговых органов в части расчета налогооблагаемой прибыли. Но, т.к. в настоящее время бухгалтерский учет и налоговый учет разведены, то выполнение данного критерия (по моему мнению) невыполнимо. Следовательно, возникает следующая проблема: проблема соотношения бухгалтерского и налогового учета.
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что налоговый учет предназначен только для обеспечения правильности расчетов с государством. Следовательно, в нем нет необходимости отражать какую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к налоговым расчетам. Следовательно, налоговый учет должен быть как можно менее трудоемким.
Бухгалтерский учет же должен обеспечить потребность внутренних пользователей (менеджмент) в информации, необходимой им для управленческих целей. В ряде стран, в частности во Франции, особенностью национально плана счетов является двухуровневая система счетов для финансового и управленческого учета. Но вместе с тем, система управленческого учета применяется лишь крупными компаниями. В РФ типовой план счетов такой двухуровневой системы счетов не предусматривает, предусмотрены лишь счета, на которых может формироваться информация о затратах в разрезе, необходимом для предприятия.
Двухуровневая система счетов финансового и управленческого учета может быть самостоятельно разработана и применена малым предприятием. Это сократит объем учетной работы и повысит оперативность формируемой информации для управленческих целей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка специальных стандартов учета для малых предприятий не является необходимым элементом законодательного регулирования бухгалтерского учета. Такие предприятия вполне могут пользоваться "общими" стандартами (положениями) минуя те, использование которых является затратоемким при одновременном отсутствии информационной необходимости в конкретной информации. Например, в некоторых стандартах прямо указано, что "данное положение может не применяться малыми предприятиями". К числу таких стандартов относятся ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" и ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Отчасти это связано с тем, что круг собственников малых предприятий ограничен, так как по организационно-правовой форме — это общества с ограниченной ответственностью или закрытые акционерные общества.
Собственники таких предприятий активно участвуют в хозяйственной деятельности. К активным пользователям финансовой информации малых предприятий, предоставляемой в бухгалтерской отчетности, относятся менеджмент и собственники, а так же налоговые органы и органы государственной статистики. Органы управления и собственники предприятий — это, как правило, одни и те же лица, которые в полной мере осведомлены о ситуации на предприятии. А налоговые и статистические органы не востребованы в объективной и полной информации, содержащейся в отчетности, поэтому малые предприятия предоставляют, как правило, сокращенную бухгалтерская отчетность, а именно Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Поэтому и использование вышеуказанных бухгалтерских стандартов для малых предприятий в данном случае не имеет смысла, т.к. информация, получаемая при их использовании, остается невостребованной.
Но совсем по-другому может обстоять дело у тех предприятий, которые нуждаются в заемных средствах, инвестициях, возникает необходимость публичного размещения ценных бумаг организации. В этом случае несмотря на возможное наличие относительно больших затрат, связанных с применением некоторых положений бухгалтерских стандартов и раскрытием информации в отчетности (в полном объеме), предприятию выгоднее будет их осуществить, т.к. к числу пользователей отчетности добавляются потенциальные кредиторы, инвесторы. Они востребованы в информации и о движении денежных средств, и о капитале организации, и обо всех налоговых обязательствах. Поэтому в данном случае возникает необходимость предоставления отчетности в полном объеме, содержащей объективную, достоверную информацию, полученную при соблюдении всех требований бухгалтерских стандартов. А затраты предприятия на выполнение всех этих требований могут быть не сравнимы с выигрышем, который они получат в дальнейшем, а именно от привлечения заемного или инвестиционного капитала.
Таким образом, как в международной, так и в российской практике нет единого подхода к упрощению системы учета для малых предприятий. Упрощение учета на каждом конкретном предприятии будет зависеть от структуры организации, ее собственников, востребованности информации внутренними и внешними пользователями.
Информация представлена порталом Международной научно-практической конференции "Тoргово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства"