Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Возможности оптимизации деятельности субъектов малого бизнеса при переходе на упрощенную систему налогообложения

Братск 

Н.В. Грохотова, Е.Н. Грудинина

Братский Государственный Технический университет

Важной составляющей рыночной экономики является малое предпринимательство, которое в значительной мере способствует созданию конкурентной атмосферы на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Известно, что далеко не каждому хозяйствующему субъекту из числа малых организаций по силам организовать с помощью высококвалифицированных бухгалтерских кадров ведение бухгалтерского и налогового учета, представлять бухгалтерскую отчетность и возможные налоговые декларации без ошибок, влекущих за собой применение налоговых санкций к организациям и мер административной ответственности к должностным лицам.

Для большинства организаций – субъектов малого предпринимательства существует возможность сократить число налоговых деклараций до одной в квартал при переходе на упрощенную систему налогообложения. В результате этого происходит замена уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физ. лиц); единого социального налога; налога с продаж и налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц) уплатой единого налога.

Кроме того, организации, работающие с упрощенной системой, не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Еще один плюс: предприятия, перешедшие на упрощенную систему, могут не вести бухгалтерский учет. Исключение сделано только для основных средств и нематериальных активов. Для этого достаточно завести на каждый из объектов (или на каждую группу) учетные карточки и начислять амортизацию в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01) и “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/200).

Право перехода на УСН предоставляется вновь созданным организациям (вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям) с момента создания (регистрации) и действующим организациям – с начала календарного года при условии, что у организации по итогам девяти месяцев текущего года доход по реализации без учета НДС и налога с продаж не превысил 11 млн. руб. (для индивидуальных предпринимателей ограничений нет).

На наш взгляд решение вопроса использования упрощенной системы для вновь создаваемых и для действующих организаций осуществляется по-разному.

Для принятия решения необходимо провести анализ величины налоговых обязательств по трем вариантам:

  • традиционная система налогообложения;
  • УСН, объект налогообложения – доходы;
  • УСН, объект налогообложения – доходы за вычетом расходов.

Если предприятие уже работало по традиционной системе, то при переходе на упрощенную, оно значительно сократит расходы, связанные с подготовкой бухгалтерской отчетности. С другой стороны, ни одна организация не застрахована от того, что в какой-то момент ей придется вернуться с упрощенной на обычную систему налогообложения. Речь идет о выполнении следующих условий при переходе на упрощенную систему:

  • доля непосредственного участия других организаций не более 25 %;
  • средняя численность работников за отчетный период составит не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не выше 100 млн. руб.;
  • доход по итогам календарного года – не выше 15 млн. руб.

Тогда бухгалтер столкнется с трудной задачей – необходимостью восстановить все данные бухгалтерского учета.

Неудобен отказ от бухгалтерского учета и тем фирмам, которые наряду с уплатой единого налога по упрощенной системе платят единый налог на вмененный доход. Ведь при ЕНВД бухучет вести надо.

Еще более серьезные проблемы у фирмы могут возникнуть с НДС. Во-первых, в некоторых случаях организации, перешедшие на упрощенную систему, этот налог все-таки платят. Речь идет об НДС, взимаемом на таможне со стоимости импортных товаров, от которого данная система не освобождает. Во-вторых, фирма, перешедшая на УСН, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели-плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с фирмами, работающими по упрощенной системе, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.

Сложности с расчетом единого налога могут возникнуть также и у тех фирм, которые до перехода на упрощенную систему использовали метод начисления. Если же предприятие применяло кассовый метод, сложностей не будет, ведь и на упрощенной системе оно станет определять свои доходы и расходы тем же образом, т.е. доходы принимаются по мере их фактического поступления, а расходы – по мере их фактической оплаты. Это означает, что, рассчитывая единый налог, стоимость товаров (работ, услуг) можно включить в расходы, если выполнено два условия:

  • товары (работы, услуги) получены (приняты) и использованы в производственной деятельности или перепроданы;
  • за них перечислены деньги или перепродано имущество продавцу.

Такой порядок ведет к тому, что существенно занижается сумма расходов (в них не включается стоимость неоплаченных покупок) и осложняется работа бухгалтера. Ведь, чтобы правильно рассчитать налог, ему нужно следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их уплатой.

Неблагоприятные последствия работы по кассовому методу сказываются и на размере доходов. Налоговые органы требуют включать в них авансы в счет предстоящих продаж товаров (работ, услуг). Для тех, кто работает по предоплате, ведет к тому, что доходы существенно возрастают, а, следовательно, увеличиваются суммы налога.

Для вновь создаваемых предприятий учет вышеперечисленных отрицательных моментов при переходе на УСН не менее важен. Вопрос необязательности ведения бухучета рассматривается как преимущество в том случае, если имеется большой запас надежности не превышения установленных законодательством критериев и, следовательно, необходимости обратного перехода на традиционную систему налогообложения.

Однако если негативные стороны УСН не окажут существенного влияния на деятельность предприятия и решение о переходе будет принято, то возникает новая проблема выбора. А именно, выбор налогооблагаемой базы при уплате единого налога. В случае, если объектом налогообложения будут являться доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %, а если объектом налогообложения будут являться доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %. При этом выбранный объект налогообложения не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы.

Если фирма приняла за объект налогообложения доходы, то расчет единого налога осуществляется следующим образом. Сначала определяется сумма дохода. Она складывается из выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также их внереализационных поступлений. Далее надо умножить сумму доходов на 6% (налоговая ставка) и уменьшить налог на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд, уплачиваемых за тот же отчетный период. Следует обратить внимание: каков бы ни был размер пенсионных взносов, предприятие может принять к вычету только ту их часть, которая не превышает половины от первоначальной суммы единого налога.

После уменьшения единого налога на величину пенсионных взносов необходимо сделать еще один вычет – исключить из налогового платежа сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за истекший отчетный (налоговый) период.

Таким образом, данный вариант выбора объекта налогообложения имеет ряд таких преимуществ, как простота расчета; минимум рисков, связанных с неправильным учетом расходов; возможность сокращения единого налога на сумму взносов в Пенсионный фонд и пособий по временной нетрудоспособности.

Предприятия, выбравшие в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами, рассчитывают единый налог по ставке 15 %. В доходы здесь включают выручку от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. Кроме принятых в Налоговом кодексе расходов налогооблагаемый доход можно уменьшить на первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов. Причем это можно сделать сразу после их ввода в эксплуатацию – амортизацию начислять не нужно.

Несомненно, положительной стороной в выборе этого объекта налогообложения является возможность влиять на сумму единого налога, планируя и перераспределяя расходы. Но, с другой стороны, возникает риск, связанный с неправильным учетом расходов.

Еще один серьезный недостаток заключается в том, что налогооблагаемый доход нельзя уменьшить на остаточную стоимость нематериальных активов, которые были приобретены или созданы до перехода на упрощенную систему. Кроме того, в список расходов, учитываемых при упрощенной системе, не включены некоторые затраты, возникающие практически у каждой организации. К ним относятся:

  • представительские расходы;
  • издержки, связанные с доставкой, хранением и предпродажной подготовкой товаров;
  • вознаграждения, выплаченные посредникам, помогающим приобрести или реализовать товары (работы, услуги);
  • расходы на подготовку и переподготовку кадров;
  • расходы на консультационные и юридические услуги.

Выбор объекта налогообложения во многом зависит от вида деятельности налогоплательщика. Считать налог с доходов, уменьшенных на величину расходов, выгодно предприятиям, которые получают небольшую прибыль (менее половины от выручки) и не выплачивают работникам высоких зарплат.

Разумеется, у таких фирм не должно быть крупных долгов перед поставщиками, поскольку, как мы уже отмечали, налогооблагаемый доход уменьшают только на сумму оплаченных товаров (работ, услуг).

Выгоднее всего платить единый налог с доходов тем фирмам, у которых затраты составляют лишь значительную часть от полученного дохода (посредникам, разработчикам программного обеспечения, консультационным центрам и т.д.).

В 2003 году большинство фирм выбрало объектом налогообложения доходы. В этом случае ставка единого налога невелика, а его расчет прост. Кроме того, на размер налога, начисленного с доходов, существенно влияет сумма пенсионных взносов и пособий по временной нетрудоспособности. Если такие затраты у фирмы велики, то выбор данного объекта налогообложения может снизить налоговые платежи более чем в два раза.

Однако считать единый налог с доходов можно только до конца 2004 года. А уже с 2005 года объект налогообложения при упрощенной системе будет только один – разница между доходами и расходами.

Таким образом, принятие решения о переходе на УСН – ответственный шаг, который при определенных условиях, может привести как к положительным, так и отрицательным результатам. Большую роль в этом вопросе играют опыт и квалификация бухгалтера, который, в отличие от узко специализированных работников крупных предприятий, обязан знать абсолютно все аспекты бухгалтерского и налогового учета.

Для оценки возможностей перехода на упрощенную систему налогообложения и принятия правильного управленческого решения необходимо провести анализ величины налоговых обязательств и их изменения при смене условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства.


Информация представлена порталом Международной научно-практической конференции "Тoргово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости