В Санкт-Петербурге уже пятый год подряд отмечается стабильный рост экономики: за 2002 год, по предварительной оценке, валовой региональный продукт (ВРП) увеличился в сопоставимых ценах на 11,1% по сравнению с 2001 годом.
В результате стабильного роста к концу 2002 года ВРП Санкт-Петербурга увеличился на 36,2% по сравнению с 1998 годом.
Индекс промышленного производства в Петербурге составил в 2002 году 130,8%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2002 году возросли на 14,6% по сравнению с 2001 годом.
В 2002 году в Санкт-Петербурге было собрано 87,425 млрд. рублей налогов (без учета единого социального налога), сборов и других обязательных платежей, что на 12,3% превысило объем поступлений в 2001 году.
Из этой суммы в федеральный бюджет перечислено 35,949 млрд. рублей, в бюджет Петербурга - 51,477 млрд. рублей. Поступления по единому социальному налогу в 2002 году составили 38,608 млрд. рублей, что на 45,1% больше, чем в 2001 году.
Доходы бюджета города за 2002 год достигли 65 млрд. 373,6 млн. рублей, расходы - 64 млрд. 423,2 млн. рублей. Профицит бюджета Санкт-Петербурга в 2002 году составил 950,385 млн. рублей, или 1,45% от доходов.
Достигнутые за последние 5 лет темпы роста экономики города позволяют прогнозировать на ближайшую среднесрочную перспективу сохранение положительной динамики основных макроэкономических показателей.
Уточненный вариант прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2004 год и на период до 2006 года разработан Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга при участии других органов исполнительной власти города на основании нормативно-методических материалов Минэкономразвития РФ, направленных письмом от 09.09.03 № МД-1671/21.
Численность постоянного населения в Санкт-Петербурге, по оценке, в 2003 году сократится на 27,3 тыс. человек, или на 0,6%, что связано с более высоким показателем рождаемости в текущем году по сравнению с 2001-2002 гг.
Тенденция уменьшения численности постоянного населения Санкт-Петербурга сохранится на протяжении всего прогнозируемого периода, как в абсолютных, так и в относительных показателях. Сокращение постоянного населения за период с 2004 по 2006 годы составит 1,3 - 1,5%, абсолютная убыль населения по 1 варианту прогноза составит 59,8 тыс. человек, по 2 варианту - 23,8 тыс. человек.
В 2003 году законом Санкт-Петербурга утверждена целевая программа “Демографическое развитие Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы”. Ее реализация позволит улучшить демографическую ситуацию в городе в среднесрочной перспективе.
В 1999 году объем валового регионального продукта Санкт-Петербурга (далее - ВРП) составил (в сопоставимых ценах) 106,2% от уровня предыдущего года, в 2000 году - 110,5%, в 2001 году - 104,5%.
В 2002 году, по предварительной оценке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, объем ВРП составил 111,1% к уровню 2001 года.
Разработка прогноза развития экономики Санкт-Петербурга на 2004-2006 годы в соответствии с методическими указаниями Минэкономразвития РФ выполнена по двум вариантам - умеренный и оптимистический.
Рост ВРП в 2004-2006 годах, также как и в предшествующие годы, в обоих вариантах прогноза определяется ростом внутреннего и внешнего спроса на товары и услуги, производимые в Санкт-Петербурге. Расчет объемов ВРП, с учетом факторов внутреннего и внешнего спроса, позволяет прогнозировать ежегодные темпы его прироста в 2004-2006 годах на уровне 4,5 - 6,3% по 1 варианту и 5,9 - 8,1% - по 2 варианту.
Промышленность - важнейшая отрасль экономики Санкт-Петербурга, на долю которой приходится четверть валового регионального продукта.
На протяжении многих лет доля промышленности в общем объеме платежей в бюджетную систему существенно превышает удельный вес других отраслей экономики (в 2002 году - треть всех поступлений). На промышленных предприятиях занято свыше 20% работающего населения города.
Роль промышленности в формировании бюджета Санкт-Петербурга и значительное число работников, занятых в отрасли, позволяют отнести успешное развитие промышленного комплекса к основным факторам социальной стабильности в городе.
|
по объему промышленной продукции |
по поступлениям налоговых платежей |
по численности работников |
Промышленность, |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Электроэнергетика |
13,1 |
6,8 |
3,8 |
Металлургия |
4,9 |
0,2 |
3,4 |
Химическая и нефтехимическая |
1,7 |
2,0 |
3,5 |
Машиностроение и металлообработка |
31,9 |
33,9 |
53,8 |
Лесная, деревообрабатывающая и |
2,6 |
2,1 |
4,2 |
Промышленность строительных |
3,1 |
3,5 |
3,2 |
Легкая промышленность |
1,9 |
2,4 |
5,1 |
Пищевая промышленность |
35,3 |
43,0 |
14,1 |
Прочие |
5,5 |
6,1 |
8,9 |
В сформировавшейся структуре промышленности явно доминируют две отрасли - машиностроение и металлообработка и пищевая промышленность. Суммарная доля этих отраслей в 2002 году составила 67,2% всего объема промышленного производства в Санкт-Петербурге.
Машиностроительный комплекс Санкт-Петербурга производит треть объема промышленной продукции города, обеспечивает занятость более 150 тысяч работников и свыше трети налоговых поступлений от промышленности.
Сложные наукоемкие производства, такие как энергетическое и электротехническое машиностроение, турбостроение, дизелестроение, приборостроение, радио- и электронная промышленность, станкостроение и многие другие отрасли, составляют основу машиностроительного комплекса города.
Особая роль в развитии комплекса принадлежит судостроительной промышленности. Санкт-Петербург - крупнейший центр судостроения в России.
Пищевая промышленность представлена в Санкт-Петербурге практически всеми видами производств, связанных с переработкой и выпуском пищевых продуктов. На ее долю (по данным за 2002 год) приходится около 35,3% объема промышленного производства Санкт-Петербурга, 43,0% налоговых поступлений от промышленности.
Около 54% объема выпуска пищевой промышленности дают табачные и пивоваренные производства. Доля кондитерской промышленности составляет 5,3%, хлебопекарной - 8,7%, мясной и молочной - 8,5%, производства безалкогольных напитков - 11,1%.
Характерной особенностью развития промышленного производства в Санкт-Петербурге является его цикличность - периоды значительного подъема чередуются с замедлением темпов роста, что связано со значительной долей производства продукции с длительным циклом изготовления в машиностроении города.
Ведущие позиции в машиностроительном комплексе Санкт-Петербурга занимают судостроение, энергетическое машиностроение и электротехническая промышленность, где цикл изготовления продукции составляет от одного до трех и более лет. Специфика производства в этих отраслях оказывает непосредственное влияние на динамику показателей развития машиностроения и металлообработки и промышленного сектора в целом.
Высокий уровень индекса промышленного производства (ИПП) в Санкт-Петербурге в 2002 году (130,8% к уровню 2001 года), в первую очередь, связан с завершением крупных экспортных заказов в машиностроении и металлообработке (ИПП - 148,6%).
В 2002 году существенный рост производства был отмечен также и в других отраслях промышленности Санкт-Петербурга: черной металлургии (137,3%), промышленности строительных материалов (111,9%), электроэнергетике (106,5%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (109,6%).
В пищевой промышленности наблюдалось замедление темпов роста (103,7%), которое связано, в первую очередь, с насыщенностью рынка продукцией отрасли.
Наряду с этим, в 2002 году не была преодолена тенденция спада производства в ряде отраслей промышленного комплекса Санкт-Петербурга - химической и нефтехимической промышленности (97,4%), цветной металлургии (91,3%), легкой (87,4%) и полиграфической промышленности (97,1%).
В ряде отраслей, снизивших объемы выпуска, главным препятствием роста производства является сокращение спроса на продукцию вследствие высокой конкуренции на рынке аналогичных товаров, в том числе импортных. При этом конкурентные преимущества импортных товаров определяются не только качеством, но и их относительной дешевизной.
В цветной металлургии снижение объемов произошло из-за значительного сокращения производства вторичных цветных металлов в связи с повышением таможенных пошлин на вывоз цветного лома. Кроме того, почти на четверть уменьшился выпуск фольги алюминиевой из-за банкротства крупнейшего предприятия отрасли - ОАО “Красный выборжец”.
Анализ ситуации, сложившейся в промышленном секторе, позволяет отметить основные проблемы, решение которых позволит создать условия для устойчивого развития производства в Санкт-Петербурге, а именно:
- необходимость проведения масштабной модернизации и обновления основных производственных фондов в большинстве отраслей промышленности Санкт-Петербурга;
- недостаточность инвестиций в сферу производства;
- дефицит оборотных средств предприятий;
- опережающий рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, форсирующий рост затрат на производство и снижение конкурентоспособности отечественных товаров;
- неэффективность существующей системы таможенного администрирования по выполнению функции защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.
В 2003 году динамика индекса промышленного производства в Санкт-Петербурге отличается нестабильностью, что связано с неравномерностью выполнения крупных заказов в машиностроении в текущем и в базовом 2002 году. Так, по итогам I квартала ИПП составил - 102,4%, в I полугодии - 126,2%, за январь - август - 116,1% к соответствующему периоду прошлого года.
Высокие темпы роста производства в промышленности Санкт-Петербурга в текущем году обеспечены, прежде всего, за счет успешной работы машиностроительного комплекса. ИПП по отрасли за январь - август т.г. составил 131,1%.
Существенно возросли объемы выпуска продукции на судостроительных предприятиях города, где в текущем году уже завершено выполнение ряда крупных заказов.
В ОАО “Балтийский завод” сданы заказчикам два фрегата для ВМФ Индии (“Меч” и “Трезубец”) и танкер - химовоз для Германии.
Со стапелей ФГУП “Адмиралтейские верфи” спущен на воду танкер - продуктовоз “Троицкий мост”.
ОАО “Судостроительный завод “Северная Верфь” завершило постройку служебно-разъездного катера VIP-класса и универсального сухогруза смешанного “река-море” плавания “Святой Георгий Победоносец” из серии судов проекта “Валдай”.
ОАО “Морской завод “Алмаз” осуществило сдачу бонопостановщика “Тюмень” и нефтемусоросборщика “Рубеж”.
В течение января-августа т.г. ОАО “Ленинградский металлический завод” и ОАО “Электросила” отгрузили энергооборудование для II энергоблока АЭС “Тянь Вань” (Китай). Кроме того, осуществлялась поставка энергооборудования для других зарубежных и российских заказчиков.
Положительное влияние на динамику производства в машиностроении оказывает значительный рост государственного оборонного заказа на предприятиях города. В целом по ОПК Санкт-Петербурга объем средств на финансирование госзаказа для МО РФ в 2003 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на четверть.
До конца 2003 года на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга будут завершены работы по постройке судов различного назначения.
В ноябре т.г. ОАО “Балтийский завод” планирует осуществить сдачу третьего фрегата для ВМФ Индии (“Секира”) и танкера-химовоза для Германии. Будут изготовлены два корпуса танкеров для Голландии.
ОАО “Судостроительный завод “Северная Верфь” сдаст заказчику второе судно серии проекта “Валдай” - сухогруз “Святитель Алексий”.
Планирует завершить крупный заказ для Индии ОАО “Ленинградский металлический завод”.
С учетом выполнения намеченного ожидаемые темпы роста в машиностроении и металлообработке в 2003 году составят 120,0%.
По итогам года сохранится положительная динамика и в других отраслях промышленности.
Сдерживающее влияние на показатели работы промышленного комплекса Санкт-Петербурга в 2003 году окажет пищевая промышленность, где выпуск продукции не превысит уровень прошлого года.
В 2003 году в Санкт-Петербурге наблюдается рост объемов кондитерской, рыбной, винодельческой, ликеро-водочной, мясной, маслосыродельной, молочной продукции.
Однако в табачной и пивоваренной отраслях, которые определяют итоги работы пищевой промышленности, объемы производства стабилизировались и по итогам текущего года ожидается некоторое снижение выпуска относительно 2002 года.
Причинами снижения объемов производства в этих отраслях является, прежде всего, насыщенность потребительского рынка табачной и пивоваренной продукцией. Кроме того, на деятельности предприятий пивоваренной отрасли отрицательно сказалось существенное повышение акцизов с 1 января 2003 года и последовавший за этим рост цен на пиво. Ассортиментный сдвиг в сторону более дешевой продукции в этих отраслях приводит к снижению индекса-дефлятора в 2003 году.
С учетом оценки ситуации и динамики развития отраслей промышленности в 2003 году индекс промышленного производства по Санкт-Петербургу составит около 108,0% к 2002 году, объем промышленной продукции - 264 млрд. рублей.
промышленности Санкт-Петербурга в 2004-2006 гг.
В 2004-2006 годах в Санкт-Петербурге прогнозируется сохранение тенденции роста промышленного производства.
Структура промышленного комплекса не претерпит существенных изменений. По-прежнему определяющее влияние на итоги работы промышленности будут оказывать машиностроение и металлообработка, а также пищевая промышленность.
Условия функционирования машиностроения Санкт-Петербурга в 2004-2006 годах будут определяться не только наличием крупных экспортных заказов, но и ростом спроса на внутреннем рынке России.
В ОАО “Силовые машины” на период 2004 - 2006 годы подписаны, а также находятся в стадии проработки контракты на поставку и модернизацию оборудования для тепловых и гидравлических электростанций России, Вьетнама, Египта, Индии, Китая, Колумбии, Ливии, Турции, Финляндии и Швеции. Также будут выполняться работы по реконструкции генерирующего электрооборудования для Ленинградской АЭС, Ровенской и Южно-Украинской АЭС, ТЭС “Уонг Би” (Вьетнам), ГЭС “Джердап” (Сербия). Завершится изготовление гидроагрегатов для Бурейской ГЭС, строящейся в соответствии с инвестиционной программой РАО “ЕЭС России”.
Судостроительные предприятия города в ближайшие году продолжат работы по строительству судов гражданского и военного назначения для российских и зарубежных заказчиков.
В 2004 году ФГУП “Адмиралтейские верфи” планирует сдачу второго нефтеналивного танкера для ОАО “Совкомфлот”, в 2004-2006 годах - пяти дизель-электрических подводных лодок для ВМС Китая и подводной лодки “Санкт-Петербург” для ВМФ России. На предприятии сформирован портфель заказов на несколько лет вперед.
ОАО “Судостроительный завод “Северная верфь” продолжит строительство универсальных сухогрузов типа “река-море” серии “Валдай”, двух эсминцев для ВМС Китая, а также корветов по заказу ВМФ России со сроками сдачи в 2005-2006 годах.
ОАО “Судостроительная фирма “Алмаз” в 2004 году завершит строительство десантных кораблей на воздушной подушке “Зубр” (ВМС Греции) и патрульных катеров “Соболь” (ФПС России).
Прогнозируемые среднегодовые темпы роста производства в машиностроении и металлообработке в 2004-2006 годах составят 105,0-106,0%.
В другой ведущей отрасли Санкт-Петербурга - пищевой промышленности - среднегодовые темпы роста производства будут умеренными - 101,0%-102,0%.
Следует отметить, что на многих предприятиях пищевой промышленности в последние годы была проведена модернизация, реконструкция и техническое перевооружение производств, построены новые цеха и заводы, освоены новые виды продукции. Вследствие этого, отрасль получила наиболее динамичное развитие и не только обеспечивает потребности населения города в продуктах, но и поставляет некоторые их виды в другие регионы России и на экспорт.
На среднесрочную перспективу прогнозируется рост выпуска винодельческой и ликероводочной продукции, слабоалкогольных напитков. К концу 2004 года будет введен в эксплуатацию завод по производству водки и ликеро-водочных изделий “Русский стандарт”.
Сохранится рост объемов производства в рыбной промышленности.
Намечается увеличение выпуска продуктов быстрого приготовления. Так, в 2004 году ООО “Конди” планирует ввести в строй новый завод по производству пельменей.
Однако рост производства отдельных видов продукции нивелируется снижением производства табачных изделий и пива, что связано с насыщенностью рынка аналогичной продукцией.
Важным фактором развития пищевой промышленности является также уровень покупательской способности населения. Резервы роста производства в пищевой промышленности будут реализовываться по мере повышения спроса на потребительском рынке.
В целом за период с 2003 по 2006 год прирост объема промышленного производства в Санкт-Петербурге составит около 15 - 22% к уровню 2002 года.
В связи со спецификой машиностроения Санкт-Петербурга, которая характеризуется производством крупных единичных заказов с длительным циклом изготовления, в 2002 году по этой отрасли и по промышленности города в целом отмечается несопоставимость статистических показателей: объема произведенной промышленной продукции в действующих ценах организаций и индекса промышленного производства (ИПП).
В соответствии с установленным порядком статистического учета по продукции с длительным производственным циклом в объем произведенной промышленной продукции включается стоимость произведенных за отчетный период работ. Для расчета ИПП учитывается готовая продукция в натуральном выражении. В результате при завершении ряда крупных заказов (как, например, в энергомашиностроении Санкт-Петербурга в 2002 году), возникает разрыв в отчетности по стоимостному показателю и по ИПП.
В целях обеспечения корректности статистических показателей в форме 2п по разделу III “Промышленность” в целом по промышленности и по отрасли “машиностроение и металлообработка” в 2002 году индекс-дефлятор приведен на основе статистических данных о динамике цен производителей промышленной продукции.
Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом России, работа которого представлена всеми видами транспорта, осуществляющего международные грузовые и пассажирские перевозки.
II и III Евроазиатские транспортные конференции, состоявшиеся в Санкт-Петербурге, закрепили факт создания интермодального транспортного коридора Север-Юг, проходящего через Санкт-Петербург до Ирана и Индии, и включили в него новые государства. Все это повлечет за собой увеличение транзитного грузопотока.
Санкт-Петербургский транспортный комплекс включает шесть составляющих: морскую, речную, железнодорожную, автомобильную, авиационную и трубопроводную.
Основными документами, определяющими стратегию развития Санкт-Петербургского транспортного узла, являются “Генеральная схема развития Санкт-Петербургского портового узла (Большого порта Санкт-Петербург)”, “Программа совершенствования и развития подъездных автомобильных дорог к Большому порту Санкт-Петербург”, “Обоснование инвестиций в развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла Октябрьской железной дороги”, “Градостроительная концепция развития зоны аэропорта Пулково” и “Концепция совершенствования и развития системы организации движения в Санкт-Петербурге”.
В настоящее время значительные средства направляются на сооружение кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД). Сданным проектом связана программа совершенствования подъездных автомобильных дорог к Большому порту Санкт-Петербург, в рамках которой разработаны маршруты движения грузового автотранспорта из морского порта на основные федеральные автодороги: “Россия”, “Скандинавия”, “Кола”, Санкт-Петербург - Псков, “Нарва”. Предполагается, что КАД свяжет все выходы на эти трассы. Для этого планируется строительство ряда путепроводных развязок, в том числе с железнодорожными путями в районе станций Заневский пост, Охта - Товарная, Нарвская и на Витебском направлении.
Санкт-Петербургский железнодорожный узел, связывающий Россию с Финляндией и Эстонией, стыкуется с морской составляющей, ведущей в страны Западной Европы. В нем сходятся дороги 10 железнодорожных направлений. По объему грузоперевозок Санкт-Петербург стоит на 2 месте после Московского железнодорожного узла.
Сегодня реализуется целый ряд проектов, направленных на оптимизацию движения поездов, увеличение пропускной способности, организацию обходов Санкт-Петербурга для транзитных составов.
Предполагается построить 6 путепроводов, реконструировать 18 станций с удлинением путей для организации движения грузовых поездов длиной 75-100 вагонов, электрифицировать 270 км магистралей, ввести дополнительно 8 тяговых подстанций и усилить устройства электроснабжения на 98 км путей.
В Санкт-Петербурге реализуется программа совершенствования управления грузоперевозками.
Большое внимание уделяется развитию морской составляющей Санкт-Петербургского транспортного узла.
Перспективными для развития признаны район бывшего морского торгового порта, портовые комплексы городов Ломоносов и Кронштадт, Бронка, Горская, а так же ряд площадок под пассажирские терминалы.
В рамках целевой федеральной программы “Модернизация транспортной системы России (2002-2010)” (подпрограмма “Реформирование пассажирского транспорта общего пользования”) разработаны и реализуются “Комплекс программных мероприятий по стабилизации и развитию наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования Санкт-Петербурга до 2015 года” и “Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга с 2004 по 2015 годы”.
Прогноз развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге выполнен только в ценах соответствующих лет, так как в существующей государственной отчетности по малому предпринимательству отсутствует информация по показателю “объем продукции в сопоставимых ценах” и “индекс физического объема” по малым предприятиям.
По данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, в Санкт-Петербурге в 2002 году осуществляло свою деятельность 89,6 тыс. малых предприятий, объем произведенной продукции (услуг) которых составил 95308 млн. рублей. Численность занятых на малых предприятиях Санкт-Петербурга в течение 1992 - 2002 гг. выросла более чем в 4 раза и составила 621,3 тыс. человек.
Доля налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от субъектов малого предпринимательства в 1999 году составляла 18 %, а в 2002 году увеличилась до 28%. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации продукции, работ и услуг свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях в сфере промышленности и строительства, инновационная деятельность в отраслях реального сектора экономики развивается пока не в достаточной мере.
По первому варианту прогноза в результате негативного влияния комплекса факторов, ухудшающих экономическую ситуацию в Санкт-Петербурге, малое предпринимательство сохранит специфические для кризисного периода функции: борьба за выживание, первоначальное накопление капиталов. При этом будет наблюдаться незначительное увеличение количества вновь создаваемых малых предприятий за счет роста уровня безработицы в городе.
По второму варианту прогноза малое предпринимательство в Санкт-Петербурге получит дальнейшее развитие. В случае успешной реализации мероприятий, намеченных Правительством Российской Федерации и Администрацией Санкт-Петербурга в области государственной поддержки малого предпринимательства, в городе будет развиваться благоприятная экономическая среда, стимулирующая создание и устойчивую деятельность малых предприятий. Реализация мероприятий Целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства" на 2002-2004 годы, утвержденной законом Санкт-Петербурга от 08.04.2002 № 114-12, приведет к увеличению количества малых предприятий к 2006 году, в первую очередь, в области строительства и торговли и общественного питания.
Оценка объема инвестиций в основной капитал за 2003 год и прогноз на 2004-2006 годы с расшифровкой по отраслям и источникам финансирования производились по крупным и средним предприятиям без досчета на субъекты малого предпринимательства в связи с отсутствием необходимой статистической информации в Петербургкомстате.
Данные прогноза на 2004-2006 годы носят заявительный характер и отражают потребности в федеральном финансировании. Следует отметить, что лишь при значительных объемах финансирования федеральных целевых программ и проектов возможно достижение прогнозируемых объемов инвестиций в основной капитал.
В 2002 году из-за несопоставимости круга отчитывающихся организаций не представилось возможным рассчитать динамику инвестиций в основной капитал в процентах к 2001 году по отраслям промышленности.
Показатель “прямые иностранные инвестиции” представлен только по строке 312 в тыс. долл. США. В рублевом исчислении по строке 298 данный показатель не представлен в связи с отсутствием информации в Петербургкомстате.
Положительная тенденция увеличения инвестиционной активности в Санкт-Петербурге, наблюдаемая в течение последних нескольких лет, продолжилась в 2002 и в январе-августе 2003 года. Причем темпы роста инвестиций в Санкт-Петербурге значительно превосходили аналогичный показатель по России.
Основными причинами высоких темпов роста инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге явились: более высокая конкурентоспособность и устойчивый спрос на продукцию петербургских предприятий; потребность в обновлении основных производственных фондов; стабильно высокие сальдированные финансовые результаты деятельности предприятий и организаций Санкт-Петербурга; расширение инвестиционных возможностей предприятий за счет прироста собственных средств, стабильное функционирование сектора финансово-кредитных услуг, в результате чего доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал существенно возросла; увеличение инвестиций из федерального бюджета, в том числе в связи с подготовкой к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.
В 2002 году объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций составил 63,5 млрд. руб., или 105% к соответствующему периоду предыдущего года. Более трети всех инвестиций в основной капитал составили инвестиции на транспорте. Значительные объемы были отмечены в промышленности. Причем доля промышленности сократилась почти на 10 п.п. Лидером по-прежнему осталась пищевая промышленность, за ней следуют машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.
Основным источником финансирования инвестиций стали привлеченные средства (более 60%). Из них около четверти составили бюджетные средства. Значительно выросла доля заемных средств других организаций (с 2% в 2001 году до 10% в 2002 году).
Рост инвестиционной активности продолжился и в январе - августе 2003 года. Объем инвестиций в основной капитал за данный период по полному кругу организаций составил 53,9 млрд. руб., или в 1,6 раза больше, чем за январь-август 2002 года.
По-прежнему наиболее привлекательными отраслями экономики для инвестирования остаются транспорт и промышленность. Далее следуют управление, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство.
В структуре инвестиций в основной капитал существенных сдвигов не произошло: привлеченные средства преобладают над собственными средствами предприятий.
Прирост инвестиций за январь-август 2003 года происходил на фоне улучшения финансовых результатов деятельности предприятий и организаций города. В составе собственных средств наибольшей удельный вес имеет прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий (27,3% от общего объема инвестиций). При этом за указанный период объем прибыли, направляемой предприятиями на инвестиции в основной капитал, возрос по сравнению с аналогичным периодом 2002 года в действующих ценах почти в 2 раза.
В составе привлеченных средств максимальная доля приходится на бюджетные средства, объем которых увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2002 года более чем на 80%. В структуре бюджетных средств удельный вес федерального бюджета выше, чем доля бюджета Санкт-Петербурга. Увеличение поступления средств федерального бюджета в Санкт-Петербург в I полугодии 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года связано, в первую очередь, с финансированием подготовки к 300-летнему юбилею города. В дальнейшем возможно снижение поступления инвестиций из федерального бюджета в экономику Санкт-Петербурга, при одновременном увеличении инвестиций из бюджета Санкт-Петербурга.
По оценке, в 2003 году объем инвестиций в основной капитал составит 117% к уровню 2002 года. Прогнозируемый инвестиционный рост в последующие годы основывается на том, что в условиях падения доходности различных финансовых инструментов создаются предпосылки для инвестирования в реальный сектор экономики. Наибольшая доля вложений будет направляться в транспорт, торговлю и общественное питание, ЖКХ и промышленность. Основные объемы капитальных расходов по отрасли “транспорт” направляются на строительство КАД и подходов к ней, на объекты инвестиционной программы МПС РФ, на строительство и реконструкцию дорог. В 2004-2006 годах продолжатся работы по транспортной составляющей защитных сооружений от наводнений, по восстановлению движения на Кировско-Выборгской линии метрополитена, намечен ввод 4 пускового комплекса Правобережной линии Петербургского метрополитена. За счет привлеченных средств продолжатся строительные работы на железнодорожном Ладожском вокзале, расширение железнодорожных путей на ст. Автово, развитие и строительство терминалов.
Инвестиции в промышленности будут направлены на строительство новых мощностей в ОАО “Ленэнерго” и ЗАО “Северо-Западная ТЭЦ”. В пищевой промышленности наиболее крупными проектами являются строительство двух новых мясоперерабатывающих заводов: ООО “Дарья” и ЗАО “Стрелец”. Планируется обновление технологического оборудования и вспомогательных производств в ОАО “Пивоваренная компания “Балтика”, ООО “Пивоварня Хейнекен”, ОАО им. Степана Разина, ООО “Браво Премиум”.
Учитывая завершение крупных инвестиционных проектов, в 2004-2006 годах прогнозируется снижение темпов роста инвестиций в промышленности до 7-8 % в год. В пищевой промышленности приток инвестиций примет более стабильный характер, ежегодные темпы роста оцениваются в 5-7%.
В целом объемы инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций составят, по оценке, в 2003 году 83,3 млрд. руб. В 2004 году прогнозируется увеличение инвестиций с учетом заявленного федерального финансирования до 106,5 - 116,7 млрд. руб. (по I и II вариантам), в 2005 году - до 120-136 млрд. руб. и в 2006 году - до 140 - 160 млрд. руб.
Главным источником инвестиций на протяжении последних лет являлись собственные средства предприятий и организаций (прибыль и амортизационные отчисления), что объяснялось общей неблагоприятной экономической ситуацией в стране, которая тормозила развитие кредитного и фондового рынков. По мере стабилизации экономического положения роль собственных средств в структуре источников финансирования инвестиций начинает снижаться.
В прогнозируемом периоде структура источников финансирования инвестиций будет трансформироваться в сторону повышения доли привлеченных средств и уменьшения доли собственных средств предприятий. Подобная структура существует в экономически развитых странах мира, где основную роль в инвестиционном процессе играют банковские кредиты и эмиссии облигаций.
Вместе с тем продолжится рост объемов собственных средств предприятий, создавая тем самым основу для все большего роста накоплений, что позволит обеспечить обновление основного капитала.
Большое значение будет иметь реализация проектов, способствующих росту экономической активности в регионе и развитию перспективных городских территорий, создающих необходимые условия для дальнейшего экономического роста. Особое внимание будет уделяться реализации проектов по развитию гостиничной инфраструктуры.
Рост объемов привлекаемых средств будет осуществляться также за счет внутренних заемных средств банков, внебюджетных источников и иностранных инвестиций.
Увеличение реальных доходов населения в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий и оздоровлением банковской системы создадут необходимые условия для роста инвестиций в реальный сектор экономики.
В I полугодии 2003 года в Санкт-Петербурге на фоне значительного роста общего объема инвестиций в основной капитал (170% к соответствующему периоду 2002 года) сохранялся начавшийся в 2002 году спад активности в сфере иностранных инвестиций (59,4% к соответствующему периоду 2002 года). В 2002 году объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Санкт-Петербурга, сократился по сравнению с 2001 годом на 25 %. При этом структура инвестиций по сравнению с прошлым годом практически не изменилась: прямые инвестиции - 9,6%, портфельные - 1,4%, прочие инвестиции - 89%. Причем прочие инвестиции (в их числе различные кредиты) сократились на 35%.
Бурный рост притока иностранных инвестиций в предшествующие годы был обусловлен, прежде всего, предпринимаемыми Администрацией Санкт-Петербурга мерами по улучшению инвестиционного климата в городе. В настоящее время приток инвестиций в значительной степени ограничивается нестабильностью федеральной налоговой политики (многократные изменения в инвестиционном законодательстве в течение прошлого года). В стадии обсуждения и введения в действие находятся законы РФ о валютном регулировании, новый таможенный кодекс, реформируется судебная система, естественные монополии.
Отраслевая направленность инвестиций отражает заинтересованность зарубежных инвесторов в получении быстрой прибыли от инвестиций, не связанных с длительным процессом модернизации производства. Большая часть иностранных инвестиций направлялась в промышленность (78,2%), причем главным образом - в пищевую (59%). Примерно такие же соотношения сохраняются и в 2003 году.
Спад инвестиционной активности в определенной степени может быть объяснен усложнением процедур согласования в связи с введением нового Земельного кодекса и чрезмерной централизацией регулирования инвестиционной деятельности в органах городской власти (инвестиции в недвижимость), не оправдавшими себя нововведениями процедур регистрации юридических лиц, а также реакцией на возможный рост инвестиционных рисков в связи с предстоящими в 2003 году выборами губернатора Санкт-Петербурга.
Инвестиции поступали, в основном, со стороны транснациональных или крупных национальных компаний, решающих стратегические вопросы занятия рынков - Юнилевер, Скания Бас, Жилет, Хейникен, Сименс и др. Бизнес, рассчитывающий на скорую отдачу, в большей степени наталкивается на административные барьеры, связанные с федеральными вопросами и, в частности, на ужесточение порядка получения въездных виз, получение разрешения, что становится существенным препятствием для инвестирования.
Тем не менее, есть все основания полагать, что в предстоящий период возобновится рост поступления иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. При этом будет усиливаться наметившаяся в 2003 году тенденция изменения направленности инвестиций с преимущественным увеличением доли прямых и портфельных. Основаниями для оптимистического прогноза (II вариант) в области привлечения иностранных инвестиций могут стать:
- эффект от мощной маркетинговой и PR-кампании в зарубежных средствах массовой информации, которой стало празднование в 2003 году 300-летия Санкт-Петербурга с участием лидеров более 40 государств;
- завершение губернаторских выборов;
- повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга на фоне повышения инвестиционной привлекательности России. По оценкам международных рейтинговых агентств, долгосрочный кредитный рейтинг Санкт-Петербурга в иностранной валюте постоянно повышается и соответствует рейтингу России (а по некоторым оценкам и превышает его);
- стабилизация федерального законодательства, регулирующего инвестиционные процессы;
- активизация процессов реструктуризации промышленности и внедрение методов корпоративного управления (рост портфельных инвестиций);
- развитие транспортной инфраструктуры, строительство набережных, мостов и путепроводов, подключение строящейся КАД к уличной дорожной сети;
- развитие территорий, предназначенных для строительства логистических, терминальных транспортных комплексов, въездных сервисных комплексов, промышленных зон. Принятие нового Генерального плана развития города до 2015 года;
- повышение привлекательности потребительского рынка Санкт-Петербурга за счет роста доходов населения (прямые инвестиции в пищевую промышленность, торговлю и общественное питание, сферу услуг).
В таких условиях возможен постепенный возврат к экспоненциальному увеличению среднегодовых темпов роста иностранных инвестиций. Если в 2004 году рост прямых иностранных инвестиций может составить не более 18-20%, что будет соответствовать среднему общероссийскому показателю, то к 2006 году он может достичь 100% и более.
В случае, если не будут использованы преимущества, которые Санкт-Петербург получил в результате проведения празднования 300-летия города, и не оправдаются ожидания в связи с выборами нового губернатора, наибольший приток иностранных инвестиций можно ожидать в 2004 году, а затем среднегодовые темпы прироста будут составлять не более 10-15% (I вариант).
Прогноз раздела “Финансы” СЭР Санкт-Петербурга на 2004-2006 года разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Прогноз раздела построен на основе сопоставления доходов с расходами. Раздел “Финансы” прогноза СЭР Санкт-Петербурга включает свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, территориальных отделений государственных социальных внебюджетных фондов, а также прибыль прибыльных предприятий и организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и амортизационные отчисления.
Раздел “Финансы” охватывает основные источники средств, направляемых на развитие производства и осуществление социальных программ. Он не включает денежные средства населения.
Прогноз раздела разработан на основе отчетных данных за предыдущие годы, ожидаемых итогов в текущем году и основных прогнозных параметров социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2004-2006 годы.
Для прогнозирования раздела “Финансы” на 2004-2006 года использовались данные Санкт-Петербургского Комитета государственной статистики, отчеты Комитета финансов, Управления федерального казначейства, государственных внебюджетных фондов, Северо-Западного таможенного управления, Министерства экономического развития и торговли РФ, материалы по формированию бюджета Санкт-Петербурга Комитета финансов и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга с учетом особенностей развития экономики города. При формировании баланса использовались методические рекомендации Минэкономразвития России.
Показатели прогноза, объединенные в разделе “ДОХОДЫ”, представляют собой средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления), средства бюджетов (налоговые и неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и прочие поступления), средства внебюджетных фондов (средства единого социального налога).
В расчетах учтены изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также ряд других обстоятельств, влияющих на объем доходов.
Необходимо отметить, что сложившиеся позитивные тенденции в экономике города не дают возможности прогнозировать существенное увеличение доходной части бюджета СанктПетербурга. Федеральная налоговая политика, направленная на снижение налогового бремени, реализуется в основном за счет бюджетов регионов.
Доходная часть прогноза раздела на 2004 год (без учета взаимоотношений с другими уровнями власти) по прогнозу составит 392 701 млн. рублей, или 86,38 % от ВРП.
В раздел включен результат хозяйственной деятельности по всем предприятиям и организациям города, независимо от форм собственности.
Прогнозируется, что налоговые доходы в Санкт-Петербурге составят 43,78% от доходной части баланса, прибыль прибыльных предприятий - 26,48%, средства единого социального налога - 16,97 %, амортизационные отчисления - 6,15 %.
Из собранных на территории субъекта Российской Федерации финансовых средств в федеральный бюджет направляется 196 584 млн. рублей (из них по налогам на внешнюю торговлю - 89 589 млн. рублей). При этом затраты федерального бюджета на территории Санкт-Петербурга составят в 2004 году 121 779 млн. рублей, или 61,9 % от собранных в федеральный бюджет на территории Санкт-Петербурга доходов. Таким образом, чистое изъятие денег на федеральные нужды по разделу “Финансы” составит 74 805 млн. рублей.
Доходы по разделу с учетом взаимоотношений с федеральным уровнем власти по прогнозу составят 317 896 млн. рублей.
Общая сумма расходов прогнозируется в размере 321 550 млн. рублей, из них на расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета- 36,06 %, что характеризует социальную направленность бюджетной системы города, на расходы предприятий за счет прибыли и амортизации приходится 33,14%, бюджетные инвестиции прогнозируются на уровне 12,3% от общих расходов.
Общие расходы по разделу “Финансы” на 2004 год превышают доходы на 3 654 млн. рублей, что является следствием выпадения определенных доходов, таких, например, как налог с продаж.
В 2005 году доходная часть по первому и второму вариантам прогноза составляет, соответственно, 448 517 млн. и 459 937 млн. рублей, рост по вариантам составляет по отношению к предыдущему году 14,21% и 17,12%. В 2006 году доходная часть по первому и второму вариантам - 530 502 млн. и 547 994 млн. рублей, рост - 18,28% и 19,15% соответственно.
Доля прибыли предприятий и организаций в данных доходах в 2005 году составит 25,92 %, налоговых доходов бюджетов всех уровней - 42,85%, средств единого социального налога - 17,71 %, амортизационных отчислений - 6,94 %, в 2006 году - соответственно 24,77%, 41,49%, 17,75%, 9,74%.
Прогнозируется, что из собранных на территории Санкт-Петербурга финансовых средств федеральному уровню власти в 2005 году будет передано 227 579 млн. рублей, в 2006 году - 262 260 млн. рублей. Затраты федерального бюджета на территории Санкт-Петербурга оцениваются в 2005 году - 138 083 млн. рублей, в 2006 году - 161 579 млн. рублей.
Общая сумма расходов по разделу “Финансы” в 2005 году - 359 021 млн. рублей, из них на расходы предприятий за счет прибыли и амортизации - 33,98 %; на расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета - 37,71 %. Расходы в 2006 году прогнозируются 429 821 млн. рублей, из них на социально-культурные мероприятия планируется 36,78% от общих расходов бюджета.
Превышение доходов над расходами на 2005-2006 годы или наоборот не ожидается (проекты бездефицитные, доходная и расходная части сбалансированы).
Численность трудовых ресурсов, по оценке, в 2003 году увеличится по сравнению с 2002 годом на 6,1 тыс. человек или на 0,2%.
В целом за период с 2004 по 2006 годы численность трудовых ресурсов увеличится на 12,3 тыс. человек или на 0,4% (по I варианту прогноза), и на 10,4 тыс. человек или на 0,3% (по II варианту прогноза). При этом среднегодовое увеличение численности трудовых ресурсов в Санкт-Петербурге за 2004-2006 годы достигнет 6,1 тыс. человек в среднем за год (по I варианту прогноза) и 5,2 тыс. человек (по II варианту прогноза).
Численность занятых в экономике в 2003 году, по оценке, увеличится на 7,2 тыс. человек или на 0,3%. Занятые в экономике в настоящее время составляют 78% от трудовых ресурсов.
За период с 2004 по 2006 годы абсолютный прирост численности занятых в экономике составит 9,6 тыс. человек или 0,4% (по I варианту прогноза) и 8,1 тыс. человек или 0,3% (по II варианту прогноза).
При этом абсолютный среднегодовой прирост достигнет, соответственно, 4,8 тыс. и 4,1 тыс. человек в среднем за год.
Темпы роста занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере в прогнозируемом периоде составят 100,4% (I вариант) и 100,3% (II вариант прогноза).
Численность занятых в материальном производстве к 2006 году достигнет 67% от численности всех занятых в экономике, а в непроизводственной сфере - 33%.
На предприятиях и в организациях государственного сектора в прогнозируемом периоде предполагается занятость на уровне 33,8%, а в частном секторе - 54,6% работающих.
Темпы роста занятых как в государственном, так и в частном секторе в 2004 году составят 100,2% (I вариант) и 100,3% (II вариант).
Численность учащихся с отрывом от производства, занятых в домашнем хозяйстве, военнослужащих и других категорий трудоспособного населения изменится незначительно. Так, в частности, численность учащихся с отрывом от производства в 2003 году составила 344 тыс. человек, а к 2006 году этот показатель достигнет 346,0 - 346,1 тыс. человек.
Динамика численности безработных.
В 2001-2003 годы высокий уровень инвестиций, рост заказов в промышленности, интенсивное строительство, развитие сферы услуг в Санкт-Петербурге предопределили рост потребности в рабочей силе, рост занятости и сокращение числа безработных граждан.
Ожидается, что в 2004-2006 годы ситуация на рынке труда не претерпит значительных изменений. Несколько возрастет дефицит рабочих кадров, особенно среди специалистов высокой квалификации, при расширении возможностей трудоустройства неработающих и сокращении общей безработицы (рассчитанной по методике МОТ).
При этом возможно некоторое увеличение численности регистрируемых безработных, главным образом - в связи с изменением системы социальных выплат, а также ростом контингента молодежи 16-18 лет, впервые выходящей на рынок труда и испытывающей трудности в поиске работы.
При расчете фонда заработной платы (ФЗП) на 2004-2006 годы использовались прогнозируемые темпы роста ФЗП в Российской Федерации и фактическая средняя заработная плата, сложившаяся в Санкт-Петербурге в 2002 году.
В 2002-2003 годах отмечался опережающий рост средней заработной платы по сравнению с индексом цен. Прирост ФЗП в 2003 году по сравнению с 2002 годом, по оценке, составит 25,6%.
ФЗП рассчитан исходя из общей численности работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга (2382 тыс. человек), с учётом работающих в личном подсобном хозяйстве и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Увеличение ФЗП в 2006 году по сравнению с 2003 годом прогнозируется на уровне 68,9% - 77,9% (по 1 и 2 вариантам соответственно). Среднегодовые темпы прироста ФЗП в течение 2004-2006 гг. составят 23 - 25,3%.
Рост ФЗП обусловлен:
- ростом численности занятых в экономике Санкт-Петербурга в течение всего прогнозируемого периода;
- повышением размера средней заработной платы. Так, в частности, заработная плата по Санкт-Петербургу за 2003 год возрастет на 25% по сравнению с 2002 годом и составит 6613 руб.
В основу расчета показателей прогноза баланса денежных доходов и расходов населения Санкт-Петербурга были положены варианты сценарных условий функционирования экономики России в прогнозируемом периоде, разработанные Правительством Российской Федерации. В качестве исходной информации использовались данные Минэкономразвития России, Петербургкомстата, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.
Доходы населения
Денежные доходы населения Санкт-Петербурга в 2002 году составили 276 905,3 млн. руб. В реальном выражении денежные доходы по сравнению с 2001 годом увеличились на 13,2 %. В 2004 году прогнозируется увеличение реальных денежных доходов населения по сравнению с 2003 годом на 7,8 % и 9,7 % по 1 и 2 варианту соответственно.
В 2003 году наиболее значительную часть (53,6%) в доходах населения составит оплата труда наемных работников, социальные трансферты - 13,7%, доходы от предпринимательской деятельности - 9,3%. По прогнозу до 2006 года структура доходов изменится незначительно.
По уточненному прогнозу денежные доходы населения Санкт-Петербурга в 2005 году составят 499 545,9 млн. руб. и 515 045,6 млн. руб. по 1 и 2 варианту соответственно. В реальном выражении прогнозируется рост денежных доходов по сравнению с 2004 годом на 9,2 % и 10,9 %. В 2006 году сохранится тенденция увеличения реальных денежных доходов населения по отношению к 2005 году на 9,5% и 11,1% по 1 и 2 вариантам соответственно. В абсолютном выражении сумма денежных доходов достигнет по первому варианту 587 203,8 млн. руб., по второму варианту - 612 180,9 млн. руб.
Расходы населения
В 2002 году денежные расходы населения Санкт-Петербурга составили 291 447,5 млн. руб., в 2003 году, по предварительной оценке, они достигнут 366 972,6 млн. руб. Наиболее существенная часть расходов населения направлена на покупку товаров и оплату услуг: в 2002 году на эти цели было направлено 69,5 % всех денежных расходов, в 2003 году их доля увеличится до 70,4 %. К 2006 году прогнозируется рост доли данного показателя в общей структуре расходов населения до 73,5 %.
Общая сумма расходов и сбережений населения в 2004 году по первому варианту составит 436014,5 млн. руб., по второму варианту - 438670,1 млн. руб., в 2006 году - 597394,1 млн. руб. и 616894,6 млн. руб. соответственно.
Сохраняется сложившаяся и характерная для Санкт-Петербурга тенденция превышения расходов населения над доходами. В рассматриваемом периоде прогнозируется постепенное снижение разницы между расходами и доходами населения к 2006 году до 10190,3 млн. руб. по первому варианту и 4713,7 млн. руб. - по второму варианту.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по оценке Комитета по труду и социальной защите в реальном исчислении практически не изменяется, рост происходит за счет изменения индекса потребительских цен.
В связи с прогнозируемым общим увеличением реальных денежных доходов населения, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению будет плавно уменьшаться и составит в 2003 году 20,8 %, а в 2006 году по первому варианту прогноза - 18,7 %, по второму варианту - 18,0 %.
По оценке на 2003 год, оборот розничной торговли составит 174557 млн. рублей или 113% к 2002 году. На 2004 год прогнозируется рост оборота на 12,1% по первому варианту и на 13,0% - по второму варианту, в том числе за счет открытия новых предприятий в рамках реализации Адресной программы размещения объектов потребительского рынка до 2004 года. В 2005 году прирост товарооборота по прогнозу составит 11,2% по первому варианту и 12,1% по второму варианту, в 2006 году - соответственно 10,0% и 11,0%.
Прирост объема услуг общественного питания в 2004 году прогнозируется на уровне 7,3% (по 1 варианту) и 8,1% (по 2 варианту). В 2005 году этот показатель увеличится на 7,0% по первому варианту и на 7,8% - по второму варианту прогноза и составит порядка 12 млрд. рублей. В 2006 году прирост оборота общественного питания прогнозируется на уровне 8,0% по первому варианту и 9% - по второму варианту. Объем оборота в 2006 году составит более 14 млрд. рублей и по сравнению с 2001 годом увеличится в сопоставимых ценах на 28%.
Объем платных услуг населению в 2003 году увеличится на 2,0% по сравнению с 2002 годом. Объем платных услуг на 2004 - 2006 годы спрогнозирован, исходя из роста услуг по сценарным условиям (соответственно, 3% по первому варианту и 4 % - по второму варианту) и сложившейся динамики роста объема услуг по видам деятельности. В прочие виды платных услуг включены услуги гостиниц и аналогичных средств размещения.
К числу наиболее динамичных сегментов сферы платных услуг населению относится связь. В настоящее время население Санкт-Петербурга имеет возможность получать весь спектр современных телекоммуникационных услуг вплоть до цифрового высококачественного телефона и проведения телеконференций. Протяженность созданной в Санкт-Петербурге первичной транспортной сети связи превышает 40 тыс. км. Межстанционные линии связи в основном построены на оптоволоконных кабелях со скоростями до 40 Гбит/сек с использованием новейших технологий. Общая протяженность волоконно-оптических линий связи превышает 6 тыс. км.
В городе активно строятся сети и студии кабельного телевидения, проводится реконструкция систем коллективного приема телевидения для приема максимально возможного количества эфирных телевизионных каналов. В настоящее время более 622 тысяч абонентов пользуются услугами кабельного телевидения, позволяющего принимать до 15 телевизионных программ (без учета спутникового телевидения).
В настоящее время на петербургском рынке работают более 300 операторов различных видов связи. Обеспеченность телефонами составляет 44 номера на 100 жителей и является одной из самых высоких в России.
В 2004 году объем услуг связи, по прогнозу, составит 19,8 - 19,9 млрд. рублей.
Среднегодовой индекс потребительских цен в 2003 году составит, по оценке, 113,7%. Индекс потребительских цен декабря 2003 года к декабрю 2002 года, по оценке, составит 112,0%, декабря 2004 года к декабрю 2003 года - 110,1%, 2005 года к 2004 году - 108,5%, 2006 года к 2005 году - 107,0%, т.е. в пределах прогнозных значений по Российской Федерации.
В 2002 году объем производства потребительских товаров составил 72071 млн. рублей, или 107,4% к 2001 году, в том числе продовольственных - 45425 млн. рублей (115,1%), непродовольственных - 26646 млн. рублей (96,3%).
Объем производства потребительских товаров на 2003 год спрогнозирован исходя из фактического выпуска товаров за 8 месяцев т.г. и прогноза на сентябрь - декабрь 2003 года, а также в соответствии с показателями Минэкономразвития России. По оценке на 2003 год, объем производства ожидается на уровне 2002 года. Основными причинами такого положения являются насыщенность рынка аналогичной продукцией, высокая степень конкуренции на потребительском рынке, ограниченность товарного сырьевого рынка.
Начиная с 2004 года, прогнозируется прирост производства потребительских товаров. Прирост составит в 2005 году по первому варианту 1,6%, по второму - 2,5%, в 2006 году - соответственно 1,6% и 2,6%. Прирост производства продовольственных товаров в 2005 и 2006 годах ожидается по первому варианту на уровне 2,0%, по второму - 3,0%. По непродовольственным товарам прогнозируется прирост по первому и второму вариантам: в 2005 году - 0,7% и 1,6%; в 2006 году - 101,0% и 102,0%.
В структуре производства потребительских товаров ожидается увеличение удельного веса продовольственной группы товаров с 63,0% в 2002 году до 67,1% по первому и 66,3% - по второму вариантам прогноза на 2006 год; соответственно, уменьшение доли непродовольственных товаров с 37,0% до 32,9-33,7% .
Здравоохранение
Политика в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Основными направлениями развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2004 года и разработанной “Концепцией развития здравоохранения Санкт-Петербурга” и направлена на решение наиболее острых проблем в отрасли: качественное улучшение помощи детям, пожилым людям, совершенствование экстренной помощи, борьба с социально значимыми заболеваниями.
В целях совершенствования материальной базы отрасли на капитальные вложения за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга в 2004 году намечено направить 686,9 млн. руб. За счёт средств бюджета Санкт-Петербурга будет продолжено строительство онкологической больницы в пос. Песочный, реконструкция детской городской больницы № 19 им. К.А.Раухфуса, хирургического корпуса Покровской больницы, строительство двух спортивных комплексов, завершено строительство поликлиники для взрослых и начата реконструкция главного корпуса Мариинской больницы. В рамках целевой программы “Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста на 2000-2009 годы” будет продолжено строительство специального жилого дома для одиноких граждан пожилого возраста, реконструкция реабилитационного центра детского дома-интерната № 1 и строительство центра социальной реабилитации инвалидов в Пушкине.
За счёт средств федерального бюджета в 2004 году предполагается продолжить строительство следующих федеральных учреждений: лечебного корпуса Научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера, клинико-поликлинического комплекса Научно-исследовательского института кардиологии, Научно-исследовательского института онкологии им. проф. Н.Н.Петрова, Научно-исследовательского рентгенорадиологического института и некоторых других учреждений с общим лимитом государственных инвестиций в объёме 516,3 млн. руб.
Кроме этого, для продолжения строительства и реконструкции Мариинской больницы, Онкологической больницы и детской городской больницы им. К.А.Раухфуса в 2004 году необходима государственная поддержка из федерального бюджета в объёме 170,0 млн. руб.
Приоритетными направлениями развития отраслей “Здравоохранение” и “Социальная политика” до 2006 года останутся развитие и совершенствование первичной медицинской помощи, экстренной медицинской помощи, дальнейшее развитие адресной помощи детям, пожилым и инвалидам, а также улучшение материально-технической базы спортивных учреждений. На эти цели из бюджета Санкт-Петербурга в 2005 году планируется направить 1023,34 млн. руб. (137,3% к уровню 2004 года), в 2006 году - 1130,6 млн. руб. (102,4%). За счёт этих средств к 2006 году будет завершено строительство: хирургического корпуса Покровской больницы, лучевого и палатного корпусов онкологической больницы, двух спортивных комплексов в Приморском и Московском районах города, а также завершена реконструкция главного корпуса Мариинской больницы, детской городской больницы №19 им. К.А.Раухфуса и других объектов.
За счёт средств федерального бюджета к 2006 году планируется завершить строительство клинико-поликлинического комплекса НИИ кардиологии, лечебного корпуса НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера и продолжить строительство блока вспомогательных служб НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р.Вредена и других объектов здравоохранения федерального подчинения. На эти цели потребуется привлечение средств федерального бюджета в 2005 году в объёме 564,0 млн. руб., в 2006 году - 609,0 млн. руб.
Развитие системы образования в 2004-2006 годах во многом зависит от ресурсного обеспечения, важнейшей составляющей которого является бюджетное финансирование. Средства необходимы на сохранение и развитие различных типов образовательных учреждений, на удовлетворение возрастающих потребностей населения в разнообразных образовательных услугах, на развитие способностей детей в интересах личности, общества, государства.
На эти цели выделено из средств бюджета Санкт-Петербурга в 2004 году 195,47 млн. руб., в 2005 году предполагается выделить 315,0 млн. руб., в 2006 году - 407,9 млн. руб.
В 2004 году планируется при поддержке федерального бюджета в объёме 30,0 млн. руб. завершить реконструкцию здания бывшего ПТУ № 4 для размещения комплекса школы с пристройкой (для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей) и реконструкцию здания школы № 108; продолжить строительство общеобразовательной школы в Приморском районе и реконструкцию здания детского дома № 51.
В 2004-2006 годах предполагается завершить строительство трёх детских дошкольных учреждений в Курортном и Приморском районах города, реконструкцию спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва в Кировском районе, продолжить строительство Учебно-оздоровительного центра с бассейном ГОУ “Дворец творчества юных”, морского кадетского корпуса в Кронштадте.
Одной из важнейших задач отрасли в 2004-2006 годах остается сохранение известных не только в нашем городе, но и за рубежом объектов культуры.
На работы по реставрации и реконструкции учреждений культуры из бюджета Санкт-Петербурга предполагается выделить в 2004 году 109,4 млн., в 2005 году - 255,5 млн. руб. и в 2006 году - 303,7 млн. руб.
За счёт этих средств будут завершены работы по реконструкции котельной и систем электроснабжения в ГМЗ “Павловск”, государственного воинского историко-мемориального кладбища в Кронштадте, дома-интерната ветеранов сцены им. М.Г.Савиной и продолжены работы по реконструкции инженерных сетей и строительству новых павильонов в Зоопарке.
По федеральной целевой программе “Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга” необходимо в 2004 году финансирование из федерального бюджета в размере 495,0 млн. руб.,. в 2005 и в 2006 годах - по 500,0 млн. руб. За счет средств федерального бюджета будет продолжена реставрация и реконструкция историко-архитектурного заповедника “Петропавловская крепость”, Театра музыкальной комедии, Шереметьевского дворца, Главного Адмиралтейства, Ботанического института им. В.Л. Комарова, концертно-выставочного комплекса “Смольный Собор” и других объектов.
В Санкт-Петербурге в период с 2004 по 2006 годы за счет всех источников финансирования прогнозируется рост инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов до 172% в сопоставимых ценах к уровню 2002 года (по оптимистическому варианту прогноза).
Анализ экологической ситуации в Санкт-Петербурге свидетельствует о все еще существующих проблемах, требующих неотложного решения с привлечением финансовых средств всех уровней бюджета, в т.ч. и федерального.
Ключевой проблемой, решение которой позволит принципиально улучшить экологические показатели, является строительство объектов городской канализации. Выполнение прогнозируемых мероприятий и объема привлекаемых в эту сферу инвестиций обеспечат полное выполнение международных соглашений в области охраны окружающей среды и сохранения экосистем Балтийского моря, под юрисдикцией которых находится территория Санкт-Петербурга.
Отличительной особенностью предстоящего периода с точки зрения приоритетов в источниках финансирования является существенное увеличение доли бюджетных ассигнований. Это связано с тем, что период с 2004 по 2006 годы является пусковым для ряда приоритетных и капиталоемких природоохранных объектов города. Данная тенденция подтверждается значительным ростом объема инвестиций из бюджета Санкт-Петербурга (со 172,6 млн. руб. в 2001 году до 275 млн. руб. в 2002 году).
На краткосрочную перспективу часть инвестиций на природоохранные объекты предусмотрено направить из фонда развития инфрастуктуры Санкт-Петербурга. Фонд развития инфраструктуры включен в бюджет города в 2003 году и предназначен в том числе для строительства и капитальной реконструкции природоохранных объектов Санкт-Петербурга.
Некоторое снижение общего объема инвестиций в 2006 году связано с вводом в эксплуатацию (полностью или пусковых очередей) крупных природоохранных объектов, в т.ч. комплекса по переработки промышленных отходов на полигоне “Красный Бор”, комплекса Юго-Западных очистных сооружений и ряда других. Эти объекты являются крайне капиталоемкими и оказывают влияние на инвестиционные показатели прогноза в целом.
В 2004-2006 годах основную долю финансовых средств, направленных на природоохранное строительство, планируется сосредоточить на следующих целевых задачах:
- обеспечение пропуска 98% городских сточных вод через очистные сооружения;
- строительство локальных очистных сооружений предприятий со специфическими стоками;
- увеличение мощности СОВС;
- строительство завода по переработке промышленных и токсичных отходов.
В прогнозируемый период будут преобладать природоохранные инвестиции в капитальное строительство по категории “охрана и рациональное использование водных ресурсов”, которые составят около 80% от всех инвестиций.
Большая часть инвестиций по данному направлению приходится на ГУП “Водоканал Санкт-Петербург”, в т.ч. на завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений, строительство коллекторов канализационных сетей, строительство и реконструкция очистных сооружений в г. Ломоносове и г. Петродворец, строительство завода по сжиганию осадка очистных сооружений и др.
Не менее значимым для Санкт-Петербурга и Ленинградской области является строительство в 2004-2006 годах предприятия по переработке промышленных токсичных отходов на полигоне “Красный Бор”, что требует существенных вложений из федерального и региональных бюджетов. Последнее объясняет необходимый существенный рост инвестиций из федерального бюджета, определенных федеральной целевой программой “Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)”, подпрограмма “Отходы”.
Выполнение инвестиционных программ и ввод в эксплуатацию указанных объектов определяют резкое снижение поступлений загрязняющих веществ в окружающую среду к 2005-2006 годам. Так, сокращается годовой сброс в Финский залив: по БПК - на 23 тыс.тонн, по общему фосфору - на 820 тонн, по общему азоту - на 4250 тонн, на 50% снижаются сбросы других загрязнений, утилизируются и перерабатываются не менее 25000 тонн/год токсичных промышленных отходов, включая все опасные и особо опасные, и т.д. Такое существенное снижение объема поступления токсикантов в окружающую среду определяет значимый рост показателей предотвращенного экологического ущерба в 2005-2006 годах.
Специфической чертой прогнозируемого периода является абсолютное преобладание инвестиций ограниченного числа предприятий (25-28). В последних, кроме ключевых общегородских пусковых объектов, предусматривается строительство объектов природоохранного назначения (в первую очередь - локальных очистных сооружений и СОВС) на АО “Ленэнерго”, АО “Ижорские заводы”, ОАО “Кировский завод”, ФГУАП “Пулково”, ГУП “завод МПБО-2”, ФГУП “Адмиралтейские верфи” и других промышленных предприятиях города.
Помимо указанных направлений природоохранных инвестиций, предусматривается выполнение работ по очистке и дноуглублению обособленных водных объектов города, развитию системы контроля и управления качеством атмосферного воздуха, а также других мероприятий.
При сохранении существующих тенденций роста валового регионального продукта, выполнение планируемых природоохранных мероприятий позволит после 2006 года перейти от периода стабилизации качества окружающей среды к ее постоянному и существенному улучшению.
По данным Северо-Западного таможенного управления, внешнеторговый оборот предприятий и организаций Санкт-Петербурга в 2002 году составил 6616,63 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2001 годом на 12%.
В 2002 году, по сравнению с 2001 годом, экспорт сократился на 9% и составил 1739,19 млн. долларов США.
Товарная структура экспорта Санкт-Петербурга практически не изменилась. Первое место занимают поставки продукции машиностроения. Второе место - черные и цветные металлы. Третье место по-прежнему занимает продукция деревообрабатывающей промышленности. При этом стоимостные показатели объемов экспорта продукции машиностроения, а также черных и цветных металлов составили соответственно 641,38 и 403,3 млн. долларов США или 80% и 90% по сравнению с 2001 годом.
В 2002 году импорт, по сравнению с 2001 годом, увеличился на 23% и составил 4877,44 млн. долларов США. Товарная структура импорта за 2002 год не претерпела существенных изменений. Лидирующие позиции в структуре импорта в СПб в 2002 году по-прежнему занимали продовольственные товары и сырье для их производства, продукция машиностроения, продукция нефтехимического комплекса. При этом импорт продовольственных товаров составил 2132 млн. долларов США (увеличение по сравнению с 2001 годом на 33%), машин и оборудования - 1194,79 млн. долларов США (увеличение на 3%), продукции нефтехимии - 548,67 млн. долларов США (увеличение на 45%). По сравнению с 2000-2001 годами произошло снижение темпов прироста импорта, как в целом, так и по основным товарным группам, за исключением резкого роста поставок продукции нефтехимии, что связано с динамикой мировых цен на нефть в 2002 году.
Географическая направленность экспортно-импортных потоков Санкт-Петербурга не претерпела больших изменений по сравнению с 2001 годом. Основные экспортные потоки из Санкт-Петербурга направлены в Финляндию, страны СНГ и США.
Основной объем импортных товаров поступает из Германии, США, Финляндии.
Укрепление реального курса рубля и рост потребительского спроса в первом полугодии 2003 года стали основными причинами резкого (34%) увеличения объемов внешнеторгового оборота Санкт-Петербурга за первые 6 месяцев текущего года (экспорт вырос на 70%, импорт - на 22%).
Экспорт из Санкт-Петербурга в страны СНГ и Балтии в 2002 году по сравнению с 2001 годом сократился на 12 % и составил 492,5 млн. долларов США. В товарной структура экспорта Санкт-Петербурга первое место занимает продукция машиностроения, второе - продовольственные товары, третье - продукция химической промышленности.
Импорт из стран СНГ и Балтии в Санкт-Петербург в 2002 году по сравнению с 2001 годом сократился на 17% и составил 552,83 млн. долларов США.
Лидирующие позиции в структуре импорта в СПб из стран СНГ и Балтии в 2002 году по-прежнему занимали продовольственные товары и сырье для их производства, продукция машиностроения, продукция нефтехимического комплекса.
Основные партнёры по экспорту из Санкт-Петербурга среди стран СНГ - Белоруссия, Украина и Казахстан, по импорту - Белоруссия и Украина.
При подготовке прогноза на 2004-2006 годы учитывалась специфика Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортного узла Северо-Запада, второго по величине субъекта внешнеэкономической деятельности. Одновременно принималась во внимание промышленная ориентированность экономики Санкт-Петербурга и консервативность спроса на производимую продукцию в условиях международной конкуренции и замедления экономического роста в большинстве развитых стран.
Транзитно - транспортная специализация Санкт-Петербурга (перевалка грузов, доставляемых морским путем) также оказывала и будет оказывать в дальнейшем существенное влияние на объем и структуру экспортно-импортных потоков.
Учитывая благоприятные условия для совершенствования структуры внешней торговли, а также особое внимание городских властей к вопросам поддержки и развития конкурентоспособных предприятий и продвижения продукции Санкт-Петербурга на внешних рынках, с высокой степенью вероятности можно прогнозировать дальнейшее увеличение внешнеторгового оборота в 2004-2006 гг.
Главная задача экономической политики Администрации на 2004 и последующие годы - создание условий для устойчивого роста ВРП.
Решение этой задачи связано с повышением конкурентоспособности производимых в Санкт-Петербурге товаров и услуг на рынках России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также с созданием условий для динамичного развития промышленности, транспорта, туризма, строительства, торговли и общественного питания.
Инвестиционная политика Администрации города будет направлена на:
увеличение капитальных вложений в основные отрасли городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (в том числе - фонда развития инфрастуктуры и других бюджетных инструментов);
развитие совместного бюджетного и внебюджетного финансирования приоритетных для развития города проектов;
развитие и освоение новых территорий, прежде всего - вокруг КАД;
активизацию процесса вывода промышленных предприятий из центра города;
обеспечение отдачи от вновь созданных к 300-летию Санкт-Петербурга объектов культурно-досуговой сферы;
развитие транспортной транзитной функции, прежде всего - Морского порта и железнодорожной логистики.
Все это в конечном итоге приведет к созданию новых, в том числе высокооплачиваемых, рабочих мест и позволит увеличить к концу 2006 года реальные душевые денежные доходы населения не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом.
Государственный сектор экономики Санкт-Петербурга представлен государственными организациями федерального уровня, а также государственными предприятиями, учреждениями и рядом акционерных обществ, входящих в систему городского хозяйства.
Всего организаций, относящихся к государственному сектору экономики, в городе насчитывается несколько тысяч. Только государственных унитарных предприятий в Санкт-Петербурге около 1500, из них более 400 находится в ведении органов исполнительной власти города, двести с лишним предприятий не имеют отраслевой принадлежности. В федеральной собственности находится более 700 предприятий, из них в оборонном комплексе - около 100.
В общем объеме произведенной продукции (услуг) федеральные организации государственного сектора значительно превышают долю предприятий госсектора экономики города, которая составляет не более 20%.
В 2001-2002 гг. происходило уменьшение общего числа предприятий и организаций государственного сектора экономики Санкт-Петербурга и, в частности, значительное сокращение значительного количества государственных унитарных предприятий городского хозяйства.
В нынешних условиях ГУПы ведут, по сути дела, коммерческую деятельность, при этом эффективность такой деятельности и степень контроля со стороны государства над менеджментом предприятий остается на низком уровне. Такое положение дел послужило одним из основных аргументов для принятия решений о приватизации ряда ГУП городского и федерального значения.
Администрацией Санкт-Петербурга в течение 2003 года ликвидированы и реорганизованы путем слияния около двухсот государственных предприятий и учреждений. Принято распоряжение об оптимизации количества петербургских государственных унитарных предприятий, в котором предусматривается приватизация ста ГУП, координацию и регулирование деятельности которых осуществляют отраслевые Комитеты и Территориальные органы исполнительной власти города.
Реформирование государственных организаций Санкт-Петербурга продолжится и в 2004 году.
В частности, продолжится работа по подготовке предложений о приватизации государственных унитарных предприятий, деятельность которых напрямую не связана с осуществлением функций и целей государства, или занимающихся потенциально конкурентными видами деятельности. Предстоит ликвидировать убыточные предприятия, реорганизовать сеть государственных учреждений с целью ее укрупнения.
Особое внимание будет уделено совершенствованию механизмов управления отраслевой структурой государственной собственности. В первую очередь это относится к реформированию государственных унитарных предприятий в жилищно-коммунальной сфере, теплоэнергетике, на транспорте и др., исходя из необходимости привлечения к развитию инфраструктуры ГУП частных инвестиций, развития конкуренции, повышения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности указанных предприятий, значительного повышения конкурентоспособности производимой продукции и качества предоставляемых услуг.
В планируемом году будет происходить изменение абсолютных показателей развития государственного сектора экономики в сторону увеличения.
Наблюдается положительная динамика роста объема произведенной промышленной продукции организациями госсектора: в 2004 году этот показатель составит 27,3 млрд. руб., индекс промышленного производства (ИПП) - 105% к уровню 2003 года. Доля государственного сектора в общем объеме выпуска продукции возрастет с 9,1% до 9,4%.
В первую очередь, высокие показатели динамики промышленного производства в государственном секторе экономики связаны со значительным ростом (на 25%) государственного оборонного заказа на предприятиях города.
Кроме этого, в значительной степени рост производства обеспечен за счет деятельности ведущего судостроительного предприятия ФГУП “Адмиралтейские верфи”, где в 2004 году продолжатся работы по выполнению крупных заказов на строительство судов различного назначения.
Успешно развивается крупнейшее предприятие целлюлозно-бумажной отрасли - ГП “Санкт-Петербургская бумажная фабрика объединения “Гознак”.
Предприятие уделяет постоянное внимание вопросам технологического перевооружения производства и повышению качества товаров. В 2003 году продукция предприятия (бумага с водяными знаками) стала лауретом конкурса “Сделано в Санкт-Петербурге”. Высокая конкурентоспособность продукции позволяет ГП “Санкт-Петербургская бумажная фабрика объединения “Гознак” наращивать объемы производства.
В 2003 и 2004 годах ожидается снижение оборота розничной торговли на 2-3% ежегодно (в сопоставимой оценке). Удельный вес оборота розничной торговли организаций государственного сектора в общем обороте организаций торговли всех форм собственности характеризуется устойчивой тенденцией сокращения. Это свидетельствует о том, что в негосударственном секторе розничная торговля развивается более динамично. Процесс приватизации предприятий государственного сектора в значительной степени затронул организации этой сферы деятельности. Сохранение тенденции опережающего развития негосударственного сектора отрасли может являться следствием преимуществ организаций этого сектора в обеспечении потребительского рынка и их более эффективной работой, как по предполагаемому ассортименту товаров, так и по уровню потребительских цен на продовольственные товары и товары длительного пользования.
В прогнозируемом периоде продолжится интенсивное развитие объема платных услуг населению, оказываемых государственными организациями, в среднем на 4%, ориентированное, в основном, на средне и высокодоходные группы населения. В первую очередь, это услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
В 2004 году прогнозируется увеличение доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, как за счет сдачи в аренду дополнительных площадей, выявленных в ходе инвентаризации объектов недвижимости, так и за счет усиления контроля за состоянием и использованием недвижимого имущества. В целях оптимизации структуры государственного сектора экономики продолжатся процессы приватизации ГУПов, что позволит сократить расходы бюджета по управлению и увеличить доходы от продажи государственного имущества.
Важным инструментом, позволяющим более эффективно проводить работу по регулированию деятельности и реформированию государственного сектора экономики, стал, принятый Государственной Думой Российской Федерации, Закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”. Однако в тексте указанного закона недостаточно прописаны положения о казенных предприятиях. Этот вопрос, серьезно влияющий на процесс реформирования предприятий госсектора, требует, по нашему мнению, скорейшего уточнения в нормативном порядке.
Информация представлена Официальным порталом Администрации Санкт-Петербурга