Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Справка о результатах применения в 2003 году глав 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” с 1.01.2003 введены в действие главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), относящиеся к специальным налоговым режимам. Данные специальные налоговые режимы разработаны вместо ранее действовавшей упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.1995 № 222-ФЗ, и механизма налогообложения вмененного дохода, предусмотренного Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ.

Указанные режимы налогообложения ориентированы прежде всего на налогоплательщиков, занятых в секторе малого бизнеса, развитие и поддержка которых на сегодняшний день определены государством как приоритетные направления в проводимой им налоговой политике, и имеют целью снижение налоговой нагрузки на указанных налогоплательщиков, упрощение процедур учета и налогообложения результатов их деятельности, а также представления налоговой отчетности.

По имеющимся на сегодняшний день отчетным данным, на 1.07.2003 на упрощенную систему налогообложения перешло 584,5 тыс. налогоплательщиков, в том числе, 213,9 тыс. организаций и 370,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с аналогичным периодом 2002 года (на территории Российской Федерации действовала упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная Федеральным законом от 29.12.1995 № 222-ФЗ), количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения возросло на 404,8 тыс. единиц или на 325,3 %, в том числе, организаций - на 135,6 тыс. единиц или на 273,2 % и индивидуальных предпринимателей- на 269,2 тыс. человек или на 365,5%.

Значительный рост в первом полугодии 2003 года количества налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, объясняется изменившимися порядком и условиями применения данного режима налогообложения, позволившими не только упростить процедуру перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения, но и реально обеспечить снижение налоговой нагрузки, а также максимально упростить порядок ведения учета доходов и расходов и сократить объем представляемой ими налоговой отчетности.

Кроме того, на решение налогоплательщиков перейти на применение упрощенной системы налогообложения повлияло и то обстоятельство, что с введением в действие главы 26.2 Кодекса был устранен ряд существенных недостатков правового и методологического характера ранее действовавшего Федерального закона от 29.12.1995 № 222 - ФЗ.

Так, главой 26.2 Кодекса для организаций и индивидуальных предпринимателей установлены равные условия налогообложения результатов предпринимательской деятельности; предусмотрен заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения; налогоплательщикам предоставлено право выбора объекта налогообложения; установлены единые фиксированные ставки единого налога, существенно снижен уровень ставок единого налога - на 40% по объекту налогообложения “доходы” и на 50% по объекту налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, по сравнению с уровнем ранее применявшихся налоговых ставок, а также предусмотрено освобождение налогоплательщиков от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).

По состоянию на 1.01.2004 в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 17154,4 млн. рублей, что составляет 216,9% к уровню поступлений единого налога за 2002 год.

В федеральный бюджет поступило единого налога в сумме 5142,9 млн. рублей или 171,3% к уровню поступлений за 2002 год.

Увеличение поступлений по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обусловлено, прежде всего, увеличением количества налогоплательщиков.

Как показал анализ результатов применения в 2003 году упрощенной системы налогообложения, основная цель введения в действие главы 26.2 Кодекса - снижение размера возложенной на налогоплательщиков налоговой нагрузки, а также упрощение процедур ведения учета доходов и расходов и представления налоговой отчетности- в целом достигнута.

Большинством налогоплательщиков после перехода на упрощенную систему налогообложения представляются в налоговые органы только две формы налоговой отчетности - по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

С 1.01.2003 учет доходов и расходов налогоплательщиками ведется в упрощенном порядке (без применения метода двойной записи) в специальной Книге учета доходов и расходов, а также хозяйственных операций, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения - доходы, в указанной Книге учитываются только суммы полученных ими доходов от осуществляемой деятельности.

Возможность максимально снизить трудозатраты, связанные с ведением учета результатов предпринимательской деятельности, и послужило для большинства налогоплательщиков основной причиной выбора объекта налогообложения - доходы (68,6 процента налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения).

За период с момента принятия главы 26.2 Кодекса по настоящее время в указанную главу Кодекса трижды вносились изменения и дополнения. которые были направлены на расширение сферы применения этого специального налогового режима и устранение неоднозначности толкования отдельных налоговых норм.

В числе таких изменений следует отметить поправки, внесенные в главу 26.2 Кодекса Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ. В частности, данным Федеральным законом дополнен перечень расходов, уменьшающих доходы при определении объекта налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”. В указанный перечень расходов включены расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам, работам, услугам).

Включение в указанный перечень расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, оказало положительное влияние на переход с 1 января 2004 года на упрощенную систему налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.

Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ установлен порядок принятия для целей налогообложения средств, израсходованных налогоплательщиками на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства в различных сферах деятельности Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 117-ФЗ внесены изменения в отдельные положения главы 26.2 Кодекса (действуют с 1 января 2004 года).

В частности, из главы 26.2 Кодекса исключено положение, запрещающее применять упрощенную систему налогообложения организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Указанные организации и индивидуальные предприниматели получили право перейти на упрощенную систему при соблюдении необходимых условий, установленных указанной главой Кодекса. Утрачивает силу положение, касающееся установления с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объекта налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”. Таким образом, за налогоплательщиками, изъявившими желание перейти на упрощенную систему налогообложения, закреплено право выбора объекта налогообложения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд положений главы 26.2 Кодекса вызывает определенные сложности в применении упрошенной системы налогообложения, связанные с отсутствием, в отдельных случаях. их методологической взаимосвязи между собой и нормами иных глав Кодекса.

В первую очередь, это касается условий и ограничений по переходу на упрощенную систему налогообложения и дальнейшему ее применению. порядка определения и признания доходов и расходов, а также переходных положений, определяющих особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.

В связи с этим представляется целесообразным уточнить состав доходов от предпринимательской деятельности, учитываемых индивидуальными предпринимателями при определении объекта налогообложения.

Необходимо также уточнить порядок принятия расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов, используемых одновременно для осуществления видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход и видов предпринимательской деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения, а также расходов на приобретение нематериальных активов; порядок исчисления налоговой базы по единому налогу при реализации основных средств и нематериальных активов, приобретенных до применения упрощенной системы налогообложения; порядок исчисления налоговой базы по единому налогу и налогу на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и обратно; порядок исчисления налоговой базы по единому налогу и итогу на доходы физических лиц при переходе индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и обратно.

В целях исключения случаев занижения налоговой базы необходимо предусмотреть норму, исключающую из состава налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества.

По мнению МНС России, внесение в главу 26.2 Кодекса указанных поправок позволит не только существенно повысить эффективность применения упрощенной системы налогообложения, но и привлечь к ней внимание значительно большего количества налогоплательщиков, занятых в сфере малого бизнеса.

Что касается системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренной главой 26.3 Кодекса, то следует отметить следующее.

В 2003 году система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применялась на территории 84 субъектов Российской Федерации, в том числе в 81 субъекте Российской Федерации - в отношении вида предпринимательской деятельности в сфере оказание бытовых услуг; в 70 субъектах Российской Федерации - в отношении оказания ветеринарных услуг; в 82 субъектах Российской Федерации - в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; в 84 субъектах Российской Федерации - в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли; в 77 субъектах Российской Федерации- в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания; в 79 субъектах Российской Федерации - в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказание автотранспортных услуг.

На территории таких субъектов Российской Федерации как города Москва и Санкт-Петербург, Свердловская область, Коми-Пермятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа указанная система налогообложения в 2003 году не применялась (с 1.01.2004 введена в Санкт-Петербурге и Свердловской области).

По состоянию на 1.01.2004 количество налогоплательщиков, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, составляет 1847,9 тыс., в том числе 172,1 тыс. организаций и 1675,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2002 годом (на территории Российской Федерации действовал механизм налогообложения вмененного дохода, предусмотренный Федеральным законом от 31.07.98 № 148 - ФЗ) количество налогоплательщиков, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, снизилось на 153,2 тыс. единиц или на 7,7 процента. При этом, количество организаций, переведенных систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, увеличилось на 4,7 тыс. единиц или на 2,8 процента, а количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 157,9 тыс. человек или на 8,6 процентов.

По состоянию на 01.01.2004 в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило единого налога на вмененный доход 16443,2 млн. рублей, что составляет 64,3% к уровню поступлений единого налога за 2002 год.

В федеральный бюджет на указанную дату поступило 4930,8 млн. рублей, что составляет 154,4 % к уровню поступлений за 2002 год.

Снижение количества налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и общей суммы поступлений единого налога в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 году по сравнению с 2002 годом объясняется сокращением количества видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход (с 14 до 6), не введением в 2003 году системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в пяти перечисленных выше субъектах Российской Федерации; введением на территории субъектов Российской Федерации системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении не всех видов предпринимательской деятельности, предусмотренных главой 26.3 Кодекса, а также внесением федеральными законами от 31.12.2002 № 190 - ФЗ и № 191 - ФЗ в главу 26.3 Кодекса изменений и дополнений, предусматривающих сужение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и предоставление налогоплательщикам права на уменьшение исчисленной ими за налоговый период суммы единого налога на сумму выплаченных за этот же период времени своим работникам пособий по временной нетрудоспособности без ограничения размера такого уменьшения.

Несмотря на то, что данная система налогообложения по своей сути является почти полным аналогом ранее действовавшего на территории Российской Федерации механизма налогообложения вмененного дохода. предусмотренного Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ. и устранила ряд существенных его недостатков, оказывающих негативное влияние на размер налоговой нагрузки налогоплательщиков (значительно сокращен перечень полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению и введению в действие единого налога на вмененный доход; значения базовой доходности, физические показатели базовой доходности, а также предельные значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, устанавливаемого субъектами Российской Федерации, теперь закреплены непосредственно Кодексом), применение отдельных положений главы 26.3 Кодекса таких, например, как положения статей, 346.26 Кодекса, в части формулировок видов предпринимательской деятельности, 346.27 Кодекса в части понятийного аппарата, используемого в главе, а также положений статьи 346.28 Кодекса, устанавливающих обязанность налогоплательщиков вставать на учет и уплачивать единый налог на вмененный доход в каждом месте осуществления деятельности без учета периодичности ее осуществления, приводит к возникновению разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами, росту количества обращений налоговых органов в арбитражные суды и, как следствие, к поиску налогоплательщиками любых возможных способов занижения налоговой базы или уклонения от налогообложения.

Как показала практика применения главы 26.3 Кодекса, основными способами уклонения от налогообложения или занижения налоговой базы на сегодняшний день являются участившиеся случаи осуществление предпринимательской деятельности в разовом или эпизодическом порядке (до 5 дней в месяц) без постановки на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности и, соответственно, без уплаты единого налога на вмененный доход, а также случаи заключения различных договоров гражданско-правового характера, позволяющих на законных основаниях минимизировать объем тех или иных физических показателей базовой доходности.

В этих условиях представляется необходимым внесение изменений и дополнений в главу 26.3 Кодекса, предусматривающих в частности:

- уточнение формулировок видов предпринимательской деятельности, предусмотренных статьей 346.26 Кодекса и, в первую очередь, в сферах оказания бытовых и автотранспортных услуг, а также услуг общественного питания;

- уточнение порядка ведения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций для налогоплательщиков. осуществляющих одновременно виды предпринимательской деятельности. облагаемые единым налогом на вмененный доход и иные виды предпринимательской деятельности;

- уточнение понятия розничной торговли (данное понятие целесообразно привести в соответствие с нормами гражданского законодательства, а также положениями иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по данному вопросу);

- определение понятий стационарной торговой сети. имеющей торговые залы, а также стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов;

- уточнение порядка постановки налогоплательщиков единого налога на вмененный доход на учет по месту осуществления деятельности;

- уточнение понятий площади торгового зала и зала обслуживания посетителей;

- определение понятия услуг общественного питания с учетом услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей;

- определение понятия объекта организации общественного питания, имеющего зал обслуживания посетителей, а также понятия точки общественного питания (объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей);

- установление понятия транспортного средства;

- установление значения базовой доходности, а также физического показателя базовой доходности в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие торговых залов;

- установление ограничения по размеру уменьшения суммы исчисленного единого налога на вмененный доход на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности;

- распространение действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на организации, осуществляющие разносную торговлю.

Также необходимо уточнить порядок определения корректирующего коэффициента К2 в связи с различным подходом к установлению его значений законами субъектов Российской Федерации. При этом предусмотреть, что значения корректирующего коэффициента К2 могут устанавливаться отдельно по каждому фактору влияния на результаты предпринимательской деятельности. Единое значение корректирующего коэффициента К2 должно определяться как произведение установленных субъектами Российской Федерации значении данного коэффициента по каждому фактору влияния на результаты предпринимательской деятельности. Значения корректирующего коэффициента К2, учитывающего фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности, должно определяться как отношение количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода к календарному количеству дней в данном налоговом периоде.

В настоящее время МНС России подготовлены и направлены в Минфин России конкретные предложения по совершенствованию глав 26.2 и 26.3 Кодекса. С учетом данных предложений Минфином России подготовлены Концепция проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации”, Техническое задание на разработку указанного законопроекта, а также сам законопроект.


Информация представлена порталом ЧИРКУНОВ.RU. Налоговая перспектива

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости