Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес и ассоциации в странах запада: опыт последних 30 лет

Файлы

Государственный университет - Высшая школа экономики

Автор: А.Зудин

Представительство интересов бизнеса: основные формы

Функции ассоциаций

Как форма коллективного (согласованного) действия агентов рынка ассоциации бизнеса обладают двойным институциональным статусом. С одной стороны, они образуют одно из звеньев в механизме управления экономической системой (economic governance system), наряду с рынком, иерархиями, сетью взаимных обязательств и т.д. С другой стороны, ассоциации служат одной из форм организации интересов. В этом качестве они выступают составной частью гражданского общества и политической системы.

Особенности институционального статуса определяют основные функции ассоциаций бизнеса и как части механизма управления экономической системой и как формы организации интересов. Можно выделить четыре таких функции: рыночная координация, предоставление услуг, переговоры с профсоюзами, представительство интересов.

Функции рыночной координации и предоставления услуг своим членам ассоциации бизнеса выполняют скорее как часть механизма управления экономической системой, а переговоры с профсоюзами и представительство интересов, - в основном, как часть гражданского общества и политической системы.

Основные типы ассоциаций

Среди конкретных разновидностей ассоциаций бизнеса, сложившихся под влиянием обстоятельств, принято выделять три основных типа: ассоциации бизнеса как таковые, союзы работодателей, торговые палаты. Первые два типа, в свою очередь, обычно подразделяются на общенациональные и отраслевые. Наряду с «чистыми» типами, выделяются и «смешанные»: межотраслевые, региональные.

Ассоциации бизнеса (branch/trade/industry associations) – наиболее распространенный тип. Это добровольные объединения участников какой-либо отрасли или сектора экономики. Профильная функция: регулирование горизонтальной конкуренции среди своих членов и вертикальной конкуренции между участниками сбытовой цепочки. Конкретными проявлениями этой функции служат распределение экспортных квот, разработка профессиональных стандартов, повышение качества выпускаемой продукции. Часто выполняют функции представительства интересов. Достаточно однородная членская база позволяет легче «гармонизировать» интересы, вырабатывать согласованные позиции (коллективные интересы), представлять и продвигать эти коллективные интересы в общественном мнении и органах власти. Ассоциации бизнеса занимаются также предоставлением селективных услуг своим членам, например, организацией обмена сырьем в масштабах отрасли сырьем, обеспечением разработки и соблюдения стандартов для продукции, выпускаемой в отрасли.

Одна из часто встречающихся разновидностей – ассоциация малого бизнеса, которая объединяет мелких предпринимателей и оказывает им профильные услуги (В последнем случае определяющим фактором членства служат не отрасль или функция, а размер фирмы.) Ассоциации работодателей (employers associations) – добровольные объединения, которые специализируются в области трудовых отношений. Сфера деятельности: стандарты труда, переговоры по заработной плате, вопросы подготовки кадров. Чаще всего, создаются на отраслевой основе, но по договоренности с профсоюзами, могут объединять и компании различных отраслей.

Торговые (и)ли торгово-промышленные палаты (Chambers of Commerce and/or Industry):

создаются для представительства интересов предпринимателей какого-то географического региона (критерий членства – территориальный). В принципе, все предприятия соответствующего региона вне зависимости от отраслевой принадлежности, размеров и т.д. могут быть членами конкретной палаты. Членская база отличается принципиальной разнородностью. Палате приходится примирять конфликтующие интересы компаний самых различных категорий. Общую позицию выработать особенно трудно. По этим причинам палаты концентрируются на предоставлении своим членам наиболее необходимых для них услуг. В то же время, наличие широкой членской и региональной базы делает палату особенно удобной для выполнения функций, делегируемой правительством

«Континентальная» и «англо-саксонская» модели

В зависимости от наличия специального закона, а также принципа членства (добровольное – обязательное) выделяют две основные модели палаты – «континентальная» и «англо-саксонская». Согласно «континентальной» модели, палаты представляют собою корпорации созданные на основе отдельного закона, а членство в них является обязательным. Палаты континентальной модели обладают публично правовым статусом, Это наделяет их определенными привилегиями в отношениях с правительством, как правило, официальным правом на консультации и выполнение публичных функций, делегируемых палате публичной властью. В соответствии с «англосаксонской» моделью палата представляет собою добровольное объединение (членство - добровольное), не предполагающее никакого специального закона, регулирующего ее деятельность.

К сильным сторонам палаты «континентальной» модели можно отнести высокую защищенность со стороны закона и публичной власти. Обязательное членство гарантирует полностью представительный характер палаты, отсутствие проблемы «безбилетника», а также широкие и надежные источники денежных поступлений. Палата континентальной модели располагает гарантированным доступом в органы власти, монополию на региональное представительство и отсутствие конкуренции. В то же время континентальная модель обладает и существенными минусам: отсутствует добровольность, монополия на представительство и гарантированный доступ во власть порождают утрату сильных стимулов к эффективной работе и ориентации на спрос, трудность в представлении четких позиций вследствие обязательства представлять сбалансированную точку зрения, гарантированная защита со стороны власти может обернуться постоянным вмешательством в дела палаты.

Свои плюсы и минусы имеет и «англосаксонская» модель палаты. Среди плюсов: независимость, добровольное членство создает сильные стимулы к эффективной работе и ориентации на спрос, свобода определять характер работы и набор конкретных функций, реализуемых палатой. В числе минусов: проблема безбилетников, конкуренция с другими палатами за предоставление услуг и выполнение представительской функции, отсутствие надежных источников финансовых поступлений, отсутствие политического влияния.

Проблема специализации

Как правило, конкретные разновидности ассоциаций бизнеса в различной пропорции совмещают эти основные функции. Существующие типы ассоциаций не вполне совпадают с функциональной специализацией. Несмотря на существование ассоциаций работодателей, специализирующихся на отношениях с профсоюзами, только в немногих случаях наблюдается последовательное разделение ролей между отраслевыми ассоциациями и отраслевыми союзами работодателей. Во Франции отраслевые ассоциации бизнеса наряду с профильными функциями часто выполняют функций союзов работодателей. Функциональная специализация гораздо более характерна для ассоциаций бизнеса в Германии. Там разделений ролей между ассоциациями бизнеса и союзами работодателей проводится более последовательно. Наиболее завершенную форму специализация по функциям приобретала в немногих случаях. До недавнего времени такая полная специализация была характерна для Швеции, где функциональное разделение между ассоциациями бизнеса и союзами работодателей последовательно прослеживалась с отраслевого уровня до общенационального.

Аналогичное можно сказать и про функцию представительства интересов. До недавнего времени эта функция не становилась объектом специализации в работе ассоциаций бизнеса. Как правило, представительство интересов совмещалось с выполнением каких-либо других функций: переговоров с профсоюзами, рыночной координации или предоставления услуг. В то же время функциональная специализация или ее отсутствие в работе конкретной ассоциации бизнеса не является постоянной величиной. Она возникает под влиянием конкретных обстоятельств и со временем может меняться: специализированные функции могут превращаться во вспомогательные и наоборот.

Альтернативные формы представительства

Ассоциации бизнеса не являются чем-то уникальным ни как часть механизма управления экономикой, ни как форма организации интересов. Наряду с ассоциациями существуют и альтернативные формы организации интересов. Функции представительства неорганизованных или слабо организованных интересов отдельных отраслей и секторов могут брать на себя министерства и другие правительственные ведомства. (Наиболее известный пример – министерство сельского хозяйства во многих странах.).

В последнее время крупная фирма все чаще воспринимается как особая форма организации интересов, обладающих значительным весом в экономике и повышенной социальной значимостью. В данном случае фирма трактуется как сообщество связанных с нею разнородных участников (stakeholders), в состав которых, как правило, включают акционеров, менеджмент, наемных работников, члены их семей, поставщиков и покупателей, жителей местных сообществ и т.д. Представительство интересов крупных компаний, как правило, осуществляется внутренними подразделениями соответствующего профиля («политические отделы») и специализированными внешними посредниками (консалтинговые фирмы).

...

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости