Москва, 2008
Авторы: Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, при финансовой поддержке Центра предпринимательства США-Россия
Целью настоящего исследования был анализ практики применения российскими предпринимателями УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН), которая была законодательно оформлена (в современном виде) в 2002 году и введена в действие в Российской Федерации с 1 января 2003 года.
Одной из основных причин проведения такого исследования являлись неоднократные высказывания представителей предпринимательского сообщества и объединений предпринимателей о необходимости пересмотра главных критериев применения УСН - величин дохода, позволяющих переходить на УСН и применять этот режим.
Это исследование является, возможно, первым, в котором на основе анализа данных из различных источников информации предпринята попытка проанализировать реальную ситуацию с применением УСН в Российской Федерации.
За прошедшие годы УСН стала, безусловно, «народной» системой налогообложения: количество предпринимателей, добровольно перешедших на УСН, увеличилось с 692 тыс. в 2003г., до 1602 тыс. в 2007г. – почти трехкратный рост.
При этом с момента введения УСН налоговые поступления в бюджеты различных уровней увеличились почти в 5 раз. В среднем, с учетом вновь созданных предприятий, поступление налоговых платежей от 1 предпринимателя увеличилось за эти годы в 2 раза. Отметим, что коэффициент-дефлятор УСН на 2009 год установлен всего лишь в размере 1,538.
Итоги исследования позволяют утверждать, что те предприниматели, которым интересна УСН, уже ее используют. А оставшиеся предприятия, чей оборот не превышает 60 млн. руб. – это в основном организации, которые не могут использовать УСН в силу других ограничений, например, ограничений по виду деятельности или числу занятых, или наличию филиалов.
Поэтому увеличение порогов применения УСН, с одной стороны, не приведет к каким-либо существенным сокращениям поступлений налогов. С другой стороны, позволит активно растущим компаниям не заниматься «делением» с целью сохранения возможности применять УСН, что существенно повлияет на сокращение расходов и повышение эффективности бизнеса, укрупнение бизнеса и, в перспективе, даст увеличение налоговых отчислений.
Центр предпринимательства США-Россия (www.cfe.ru) создан и финансируется Инвестиционным фондом США-Россия. Со времени своего открытия в 2002 году, Центр предпринимательства зарекомендовал себя как организатор успешных мероприятий, направленных на развитие предпринимательской культуры, укрепление профессиональных объединений и усиление взаимодействия владельцев предприятий с представителями инвестиционных структур и обслуживающего сектора. Программы Центра предпринимательства предоставляют российским предпринимателям необходимые знания и навыки для того, чтобы вывести свои растущие предприятия на более высокий уровень. Специально разработанные в США и адаптированные к российским условиям учебные модули помогают предпринимателям стать настоящими лидерами динамично растущего бизнеса, а конференции и деловые форумы стимулируют предпринимательскую активность и создают условия для обсуждения насущных проблем, обмена опытом, налаживания партнерских отношений и привлечения инвестиций.
- Аннотация, основные выводы
- Достоинства УСН
2.1. Плюсы для экономики от применения УСН
2.1. Плюсы для предпринимателей от применения УСН - Широкое распространение УСН среди российских предпринимателей
3.1. Официальная статистика
3.2. Опросы предпринимателей - Основные недостатки УСН
4.1. Основные недостатки УСН – взгляд со стороны
4.2. Основные недостатки УСН глазами предпринимателей - Аргументы в пользу повышения верхнего порога выручки
5.1. Текущая экономическая ситуация в России - довод в пользу изменения критериев УСН
5.2. Все кто хотел, уже применяет УСН - Рекомендации
Приложения:
2/ Законопроект об увеличении порогов доходов, дающих право на применение УСН
3/ Схема использования УСН
4/ Изменения в законодательстве, касающиеся УСН
5/ Анализ зарубежного опыта применения специальных режимов налогообложения МСП
6/ Основные показатели деятельности МСП
7/ Постановление Правительства Российской Федерации о предельных значениях выручки различных категорий МСП