Юрий Немытых,
"Эксперт"
В России в целом складываются благоприятные рыночные условия для ведения малого бизнеса. Успех его развития в регионах зависит от действий местных властей, то есть от того, насколько они отвечают курсу президента.
На очередном заседании 16 октября 2003 г. федеральное правительство обсуждало проблемы развития малого бизнеса в России. Отныне кабинет министров будет уделять им максимум внимания, декларировал премьер Михаил Касьянов: "Малышей нужно холить и лелеять, тем более что они должны составлять основу нашей экономики". Премьер подвел итоги нескольких месяцев пристального и возрастающего интереса власти (как в центре, так и на местах) к малому предпринимательству. На Урале интерес формально выразился следующим образом: в Челябинске 19 ноября под патронажем областного правительства пройдет первый съезд предпринимателей малого и среднего бизнеса Южного Урала. Аналогичное мероприятие имело место в конце августа и в Екатеринбурге. В день сдачи номера в печать (22 октября) состоялось собрание руководителей объединений предпринимателей области: на нем принят устав координационного совета, который будет исполнять решения съезда.
Повышенный интерес чиновников к проблемам малого бизнеса не случаен. Осень 2003 года может стать поворотным моментом для российского малого предпринимательства. Администрация президента Путина если еще и не объявила официально о ставке на развитие класса средних собственников и построение гражданского общества, то скоро вынуждена будет это сделать. О том, что президент решил наконец выполнить обещание двухгодичной давности "взять курс на развитие малого предпринимательства в России", говорит и недавнее назначение вице-премьером Бориса Алешина, в чьи обязанности входит "поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса", а также бурная деятельность общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России". Как сказал на условиях анонимности один из активных членов свердловского отделения "Опоры России", организация создана по прямой инициативе Владимира Путина, потерявшего доверие к неизменно положительным отчетам с мест и намеренного получить достоверную информацию "о том, что на земле делается".
Результаты превзошли ожидания: отдельные сведения, собранные "Опорой России" (по результатам анкетирования 247 малых предприятий различной формы собственности и предпринимателей без образования юридического лица в 34 регионах РФ) прямо противоречат тому, о чем пишут в официальных отчетах чиновники.
Далеко ли до Европы
Вступление России в ВТО - уже неизбежность. Оно высвободит из промышленности миллионы рабочих рук, занять которые сможет только малый и средний бизнес. В ближайшее десятилетие баланс сил и капиталов перераспределится между основным производством (группа А) и производством товаров и услуг (группа Б) в пользу последнего. Чтобы избежать экономического кризиса, государство должно стимулировать перетекание капитала из сырьевых отраслей и способствовать возникновению центров притяжения освобождающихся ресурсов. Принять капитал, удержать и умножить его способен средний и малый бизнес.
- Идеи удвоения ВВП и вступления в ВТО стали чрезвычайно популярны, - говорит Владимир Брылин, генеральный директор Свердловского регионального агентства поддержки малого бизнеса. - А я хочу, как в известном фильме, спросить: позвольте, а кто оплачивает этот банкет? Крупный бизнес не потянет - инвестиционных ресурсов не хватит. А вот инвестиционный потенциал малого бизнеса превышает возможности и иностранцев, и крупняка.
Малый и средний бизнес играет роль того "кипящего слоя", где генерируется большинство идей, появляются точки роста, как в обществе, так и в экономике. От его судьбы, вполне возможно, зависит судьба всей страны. Однако класс средних собственников еще только предстоит создать. Сравните: на тысячу жителей в России приходится 5,65 малых предприятий, в Великобритании - 46, в Японии - 49,6, в Италии - 68, в США - 74,2. И чтобы поднять российский малый бизнес на уровень европейского, желания одного только центра, даже подкрепленного конкретными действиями, недостаточно. Требуется инициатива с мест.
Съезд предпринимателей Свердловской области показал: проблем у малого бизнеса меньше не стало, но их состав изменился (см. диаграмму "Главные проблемы малого бизнеса"). Большинство мест в хит-параде по-прежнему удерживают "монстры" - высокие налоги и административные барьеры. Прочие проблемы - чисто экономического характера: нехватка финансов, площадей, производственных фондов, персонала. По меткому определению генерального директора ЗАО "Коралл"Владимира Питателева, это "те факторы, которые мешают малому бизнесу стать средним".
Четыре из топ-шестерки препятствий на пути развития бизнеса - проблемы, так или иначе связанные с работой государственных институтов. Заметим, о пресловутой "государственной поддержке малого бизнеса" и речи не идет: в качестве поддержки предприниматели называют элементарное выполнение властями взятых на себя обязанностей. В условиях "дырявой" правовой системы эффективное выполнение властных функций определяется степенью сотрудничества центральной и местной властей. От этого сотрудничества зависит и судьба бизнеса в отдельно взятом регионе. Главное препятствие - административные барьеры: они ниже там, где федерация и область исправляют ошибки друг друга, и практически непреодолимы, если действия властей разных уровней не согласованы.
Взаимоотношения власти и бизнеса затянуты в узел противоречий. Центр пытается способствовать росту малого и среднего предпринимательства, но (пока этот класс не достаточно силен) продолжает опираться на региональные элиты. Местное чиновничество, сознавая, что с укреплением влияния среднего класса его собственное влияние сойдет на нет, реагирует по-разному. В некоторых регионах пытаются поддержать начинания центра и своими силами помочь бизнесу развиться. В других - попытки федерального центра поднять малый бизнес (читай - сильных граждан) спускаются на тормозах. Региональные власти, не желая терять позиции и электорат, проводят собственную политику и пытаются создать дружественную себе прослойку - многочисленные получиновничьи бизнес-ассоциации. Яркий пример первого пути в УрФО - Челябинская область, второго - Свердловская. Между ними и разгорится борьба за лидерство в развитии малого бизнеса.
Наступая на пятки
Свердловская область пока сохраняет в УрФО лидирующие позиции по ряду показателей состояния малого бизнеса: валовому объему производства, числу предприятий и занятых работников. В 2003 - 2004 годах Свердловская область, по оценкам областного правительства, сохранит положительную динамику по этим показателям (см. диаграмму "Основные показатели развития малого предпринимательства в Свердловской и Челябинской областях". Заметим, к слову, что некоторые показатели могут восприниматься неоднозначно. Так, увеличение числа предприятий вполне можно списать на дробление и без того "малого" бизнеса: регистрацию фирм-однодневок с целью ухода от налогов). По мнению предпринимателей, кризис малого бизнеса в Свердловской области - впереди. "Рост в отдельных отраслях наблюдается из-за благополучного налогового режима 2000 - 2002 годов. В 2004-м он сменится стагнацией", - считает председатель Свердловской торгово-промышленной палаты (ТПП) по работе с предприятиями малого бизнеса Борис Соколов.
В будущем году предпринимателям Среднего Урала придется пожинать плоды года текущего. А по мнению руководителя отдела малых и средних предприятий металлургического комплекса Союза металлургов Свердловской области Юрия Верещагина, на протяжении всего 2003 года бизнес, малый и не только, лихорадило. Лицензирование различных видов деятельности то вводилось, то отменялось, ставки арендной платы за землю в течение месяца увеличивались и вновь понижались в разы, выросло по сравнению с прошлым годом число поборов, установленных местными властями. Только приостановление деятельности единого налога на вмененный доход в 2003 году на территории Свердловской области, по мнению президента областного негосударственного фонда развития малого предпринимательства "Екатеринбургская ассоциация малого бизнеса" Владимира Лобка, привело к тому, что треть малых предприятий вынуждена была уйти в тень. Количество реально работающих малых предприятий в области не растет: исчезает и разоряется столько же, сколько возникает новых. По данным областного управления статистики, 35% малых предприятий существуют менее двух лет, а число долгожителей, протянувших десять лет, не превышает 0,5%.
Челябинская область, ближайший конкурент Свердловской, между тем не только показывает положительную динамику, но и успешно внедряет практические меры поддержки малого бизнеса. Если пессимистичные прогнозы свердловских предпринимателей сбудутся, лидер среди уральских регионов вполне может смениться.
В июле прошлого года постановлением губернатора Челябинской области Петра Сумина введены центры обслуживания физических и юридических лиц при муниципалитетах, работающих по принципу "одного окна". Рассказывает председатель комитета по экономике правительства Челябинской области Юрий Клепов:
- Суть нововведения в том, что предприниматель не бегает по инстанциям, а отдает необходимые документы в центр, где конкретный специалист направляет их для согласования во все разрешительные структуры: СЭС, пожарникам, главархитектуре. Предприниматель получает документы на выходе либо с положительной резолюцией, либо с отрицательной, при этом причины отказа обязательно оговариваются письменно. Такой механизм значительно сужает среду обитания коррупции: на всех уровнях чиновники договариваются с чиновниками, возможности "доить" предпринимателя просто нет. Сокращаются и сроки: любой вопрос решается в три дня, в исключительных случаях - в две-три недели. Сегодня центры успешно работают в 15 муниципальных образованиях из 43. Еще в девяти разрабатывают проекты.
Центры "одно окно" приносят несомненно положительный результат. "Когда принимали закон о регистрации и едином реестре юридических лиц, предполагалось, что факт регистрации завершает формальности: зарегистрировавшись, предприниматель сможет начать работать, - говорит директор Центра содействия предпринимательству Свердловской области Евгений Копелян.
- Со временем регистрация выродилась в одну из многочисленных бюрократических процедур. Вас только включают в реестр, а все остальное делайте сами: получайте разрешения на строительство, землеотводы, от СЭС и так до бесконечности". Но справедливости ради скажем: "единое окно" лечит не болезнь - противоречивость законодательства и неисполнение существующих законов, а только симптом - крайнюю забюрократизированность регистрационных процедур.
Еще одно челябинское нововведение, уникальное для УрФО: с 1 марта введена единая база проверок контролирующими органами субъектов предпринимательства. Каждая проверяющая организация заполняет по результатам проверки типовой бланк, все бланки стекаются в областное правительство. На их основе постоянно обновляется база данных. В результате можно оперативно отследить частоту и законность дублирующих проверок, понять, что предпринимателя пытаются "задавить", и воспрепятствовать этому.
Также постановлением губернатора введен реестр платежей, взимаемых с субъектов предпринимательства. В результате, как сообщили в правительстве Челябинской области, отменены более 20 актов местного самоуправления, вводящих различные поборы с предпринимателей, включая, например, "сбор за подготовку постановления главы города". Реестр издан в форме методического пособия, и если с предпринимателя хотят взять деньги, он всегда может узнать, законны эти требования или нет. Опираясь на этот нормативный документ, можно обращаться в суд.
Ошибки глобальности
В Свердловской области ничего подобного пока не предвидится. Главным достижением ее власти считают августовский съезд, впервые проведенный на уровне правительства области.
Мероприятие как форма общения различных представителей бизнеса, конечно, принесло положительный эффект. Итоговый документ съезда достоверно и скрупулезно описал проблемы малого бизнеса. Но предложенные методы их решения вызывают сомнения. Требования разделены на две части: к федерации и к местной законодательной и исполнительной власти, а также муниципалитетам. В верхи об этих проблемах в последние годы не слал петиции только ленивый, и очередное напоминание никакой роли не сыграет. Да и требования вряд ли однозначно выполнимы (в частности, снижение ЕСН до 15 - 20%). Часть, обращенная к местным властям, носит слишком общий характер и не может служить руководством к действию по принципу "здесь и сейчас". Неудивительно, что заместитель министра экономики и труда Свердловской области Николай Беспамятных, отвечая на вопросы "Э-У" о том, какие из решений съезда претворены или хотя бы начали претворяться в жизнь, перечислял совещания, рабочие группы, рекомендации, но конкретных сроков не называл. А на несколько пунктов просто развел руками - мол, на это пока времени нет.
Как отметил Владимир Питателев, "съезд опоздал года на три". Сложившегося положения он исправить не может, так что все мероприятие не более чем попытка утихомирить недовольных, предоставив им шанс выговориться. Кроме того, действительно независимых предпринимателей на съезде было до обидного мало. Большинство делегатов - председатели и президенты различных бизнес-ассоциаций, так или иначе аффилированных с местными властями. "Чтобы съезд имел смысл, необходимо потеснить олигархическую верхушку и выбирать разных предпринимателей, своих и чужих", - подчеркивает председатель Свердловского отделения "Опоры России" Евгений Артюх.
Между тем именно наличие в Свердловской области большого количества (около 50) бизнес-ассоциаций и 40 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства - одно из главных стратегических преимуществ Среднего Урала по сравнению с регионами-конкурентами. До настоящего момента малый бизнес существовал скорее не благодаря, а вопреки действиям властей. Чтобы предприниматели начали лоббировать собственные интересы во власти, им необходимо консолидироваться до уровня сплоченной политической силы. Подобные объединения - первый этап консолидации. В будущем власти Свердловской области смогут не только эффективно сотрудничать с ними в разработке и проведении мер, необходимых для развития бизнеса, но и с их помощью заручиться политической поддержкой бизнес-сообщества.
В части политической консолидации бизнеса и власти Средний Урал значительно опережает соседние регионы. Одно из свидетельств этому - Конвенция развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, подписанная 23 июня 2003 года представителями правительства области, партии "Единая Россия", ряда муниципалитетов и нескольких крупных объединений предпринимателей. И хотя "обязательства", взятые на себя участниками конвенции, - скорее высказанные вслух добровольные намерения поддерживать друг друга, сам факт существования документа говорит о том, что в Свердловской области малый и средний бизнес имеет все шансы раньше других стать политической силой. Задача-максимум для власти сейчас - используя политическое объединение, шагнуть от заверений в поддержке к практическому сотрудничеству с бизнесом.
Практические достижения свердловских властей пока не столь значительны. Отметим программу микрокредитования с бюджетом 35 млн. рублей (и это на 25 тысяч существующих малых предприятий). В Челябинске пошли другим путем: власти принципиально не кредитуют малый бизнес из бюджетных средств. Мотивируют просто: на всех денег не хватит, а если не на всех - буйно разрастется коррупция. Примерно те же деньги расходуются, по их мнению, более эффективно, если компенсировать малому бизнесу проценты по кредитам, взятым в коммерческих банках. С таким расчетом денег хоть и с натяжкой, но хватает на большую часть желающих.
С 1 января 2004 года в Свердловской области вновь введен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Как считают многие бизнесмены, отменен ЕНВД под давлением крупных торговых сетей, имеющих лоббистов в областной думе. Малый бизнес, таким образом, лишился важнейшего конкурентного преимущества. В течение года совместными усилиями правительства и части думы налог вновь удалось протолкнуть. Возврат ЕНВД, хоть и запоздалый, - достижение в том числе и правительства.
Когда на территории Среднего Урала будут введены центры "одно окно", в правительстве не знают. Но уже заработала упрощенная схема регистрации и оформления малых предприятий. Как сообщил Николай Беспамятных, теперь формальности малые предприятия будут преодолевать в 1,5 раза быстрее, чем крупные. Звучит неплохо. Однако проведем нехитрый расчет. По наблюдению президента Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Анатолия Филиппенкова, только процедура перевода помещения из жилого в нежилой фонд занимает почти год: предпринимателю необходимо получить около двухсот подписей в пятидесяти инстанциях. В полтора раза быстрее, чем год - это восемь месяцев. А центры "одно окно", как показывает практика, в большинстве случаев справляются с этой задачей за две-три недели.
Еще одна общая проблема, выделяемая самими властями во всех субъектах, - слабая информационная поддержка бизнеса. Опять же решать проблему пытаются по-разному. В Челябинске при муниципалитете постоянно действует информационно-консультационный центр, куда предприниматель может обратиться по интересующему его вопросу. Этот центр своими силами издает тематические информационные сборники для начинающих: "Маркетинг", "Как зарегистрировать и начать бизнес". Свердловские чиновники в качестве мер информационной поддержки называют все те же съезды, конференции, а также Дни малого бизнеса, регулярно проводимые в городах области.
Лифт, который не работает
Острая борьба двух регионов за лидерство в деле развития малого бизнеса впереди, и исход ее не ясен. За последний год власти Челябинской области явно преуспели в области точечных практических мер, заложили основы экономического роста малого бизнеса в перспективе. В Свердловской области достигли больших политических успехов. Плюс Средний Урал объективно обладает определенными преимуществами - большими кадровыми, территориальными, финансовыми ресурсами. Поэтому отрыв его пока достаточно велик. Вполне возможно, исход борьбы будет зависеть даже не от выбора наиболее эффективного пути решения проблем, а от того, в каком регионе власти первыми возьмутся за те важнейшие для бизнеса вопросы, которые пока остаются абсолютно без внимания.
Одной из таких проблем, возможно, ключевой, является социальная незащищенность и неравенство предпринимателя. Как не без горечи констатировал на съезде в Екатеринбурге председатель общественной организации "Предприниматели Северного Урала" Василий Седельников, "бизнесмен лишен многих социальных гарантий, к примеру, права на больничный лист и пособия по уходу за ребенком. Ущемлены и его права как работодателя. Предпринимателю без образования юридического лица запрещено вести трудовые книжки. Мы даже благодарность работнику занести туда не можем. Плюс лишняя волокита с оформлением трудовых отношений через посредничество властей. Еще один момент: все социальные налоги мы платим в полном объеме. По полной оплачивается и больничный лист работника. А государство компенсирует эти затраты из расчета 450 рублей в месяц". Ситуация порождает затаенную обиду предпринимателя, его недоверие и неприязнь к власти вообще. В том регионе, где представители властей первыми поймут это и постараются хотя бы частично изменить положение на уровне местного законодательства, не дожидаясь указаний центра, доверие бизнеса к власти и его желание сотрудничать с ней усилятся. Проблему административных барьеров, головную для бизнеса, не решить по отдельности ни властям, ни тем более предпринимателям. Главное препятствие для совместного решения насущных вопросов - отсутствие у малого бизнеса механизмов проталкивания своих идей в верхи. Подавляющее большинство предпринимателей не видит для себя легальных возможностей влияния на власть (см. диаграмму "Оценка предпринимателями эффективных способов воздействия на власть").
Заместитель председателя Ассоциации малого и среднего бизнеса города Новоуральска (Свердловская область) Тимофей Бархатов надеется, что "съезд станет тем лифтом, который довезет наши мнения в верхи". Вряд ли этому суждено сбыться. Съезд (его планируется проводить раз в два года) не сможет оперативно отслеживать ситуацию и не позволит власти уловить "злобу дня". Нужен постоянно действующий механизм. Создание его серьезно облегчило бы работу самих чиновников и законодателей.
Для того, чтобы возник бум малого и среднего предпринимательства, необходимо прежде всего нормализовать работу властей всех уровней. На вопрос, адресованный малому предпринимательству, "какая поддержка государства вам необходима", мы традиционно получаем ответ: "Никакой. Главное, чтобы государство не мешало. Пусть выполняет минимум законов, которые уже приняты, а только потом принимает новые".
Требование простое. Но без эффективного сотрудничества всех ветвей власти оно вряд ли выполнимо. Если существующие препятствия развитию бизнеса будут вдруг преодолены, на их месте вырастут новые. Сверхзадачей государства должно стать создание системы, при которой появляющиеся проблемы будут отслеживаться и оперативно решаться. А это возможно лишь в том случае, если бизнес, федеральные, областные и муниципальные власти будут не соперниками, а заинтересованными партнерами. Только тогда средний класс в России станет основополагающим, а "демократичное гражданское общество" не формулировкой в конституции, а реальностью.
Информация представлена порталом Комитета по развитию малого предпринимательства