Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малое предпринимательство в новых реалиях: проблемы глобализации, роста конкурентоспособности

Современное мировое хозяйство пронизано взаимосвязями, представляя собой интегрирующуюся систему. Национальные экономики интернациализуются, свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы. Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).

При всей противоречивости результатов глобализации большие государства - США, Канада, Мексика, Бразилия - и малые страны - Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и др. - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов. Интернационализацию рынка технологий, капитала и труда весьма эффективно использовала - наш северный сосед – Финляндия, население которой составляет 5 млн. чел. Финляндия являет из себя уникальный образец бережного сохранения традиций и умения освоить инновационную культуру как стратегический ресурс развития в XXI веке.

Динамичное развитие экономики, позволившее Финляндии достойно встретить вызовы XXI века, опиралось на эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Для этих целей создана гибкая система государственно-общественной и частной поддержки малых и средних предприятий (МСП). Финансовые механизмы этой поддержки, разработанные и реализуемые такой государственной структурой, как “Финвера”, а именно - гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование - являются примером пионерных решений. Не случайно, что на международной конференции по проблемам доступа малого бизнеса к ресурсам (15-16 апреля 2002 года в Москве), организованной ТПП России, МАП России, Федеральным фондом ПМП и другими организациями, опыт “Финверы” по гарантированию и распределению рисков, практически осваиваемый в Тульской области, получил всеобщее признание.
Еще одним результатом глобализации по-фински стало превращение малых городов и деревень в инновационные бизнес-инкубаторы.

В условиях глобализации отчетливо проявляет себя один из законов современного бизнеса - закон гравитации, который можно сформулировать так: “Чем лучше дела идут у крупной компании, тем больше сила притяжения к ней финансовых и интеллектуальных ресурсов, которые она направляет для перехода на новую фазу развития и модернизации, а также поддержку малых и средних предприятий”. Результатом действия этого закона является мультипликативный инновационный эффект.

Глобализация требует превращения не одной, а многих отраслей в конкурентоспособный на мировом рынке комплекс. В 2001 году Финляндия по рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума обогнала США. По объемам ВВП, - около 181 млрд. долларов, приблизилась к самой “свободной экономике” мира – Гонконгу. Это явилось результатом разработки и реализации на государственном уровне стратегии инновационного развития.

В докладах Всемирного экономического форума “The Global Competitiveness Report” выделяют восемь основных агрегатных факторов конкурентоспособности. Первый фактор – “открытость и прозрачность экономики”, выводимый с помощью 13 показателей. Второй – “политика и роль государства”, характеризуемый более 20 показателями. Третий – “развитость финансовой системы”, оцениваемый 24 показателями. Четвертый фактор – “эффективность производственной и социальной инфраструктуры”, определяемая с использованием 16 характеристик. Пятый – “уровень инновационности технологического развития”, который оценивается с помощью двадцати трех индикаторов. Шестой фактор – “уровень конструктивности и инновационности менеджмента”, раскрываемый системой из 23 показателей. Седьмой – занятость, “уровень квалификации и производительности труда”, который выводится с помощью 17 показателей. Восьмой фактор – “развитость судебной системы и других правовых и иных институтов, определяющих характер политики государства (либеральной или с усилением государственного регулирования); глубину институциональных преобразований (в странах с переходной экономикой”); это определяется комплексом из 23 индикаторов. Нами введены еще девятый и десятый фактор, оцениваемые, в основном, экспертно. Девятый фактор – уровень развития малого бизнеса, включая насыщенность МП, в том числе инновационные малые предприятия (ИМП), степень поддержки МП и т.д. - всего 4 показателя. (Системы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. ФФПМП, 2001 год.). Десятый фактор – антикоррупционность, снижение административных барьеров. Каждому из десяти интегральных факторов присваивался определенный вес (балл). Привлекались также результаты обследований и экспертиз (по девятому-десятому фактору – в основном – данные экспертиз). На основании взвешивания оценок выводились рейтинги (места) стран.

Объединяющая интересы крупного, среднего и малого финского бизнеса философия предельно проста. Укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствуя росту благосостояния людей и авторитета страны в мире. В результате на каждого жителя Финляндии в 2001 – 2002 годах приходилась величина ВВП в сумме более 23 тысяч долларов ВВП. (Для сравнения в России этот показатель, в зависимости от методов расчета, в 10-15 раз меньше.) Честность и прозрачность – определяющие черты нравственного предпринимательства - являются составляющими не только человеческого бытия, но и правил ведения бизнеса. В Финляндии. Страна занимает первое место в рейтинге наименее коррумпированных государств.

Конкурентоспособность и экономический рост

По мнению ряда исследователей, “конкурентный статус” нашей страны (место ее экономики в мировой конкурентной системе) пока остается крайне низким.
Эта оценка исходит из ряда факторов. В совокупном мировом ВВП доля экономики России с 1992 года резко упала и остается в пределах 1-1,5%. Сохраняются ярко выраженная сырьевая ориентация экономики на мировом рынке и отношение к российской экономике, как “неисчерпаемому” источнику природных энергоносителей и сырья - нефти, газа, леса, минерального сырья, строительных материалов, торфа и др. Развитие же черной и цветной металлургии - при приоритете инновационных технологий и ресурсов в XXI веке - это уже не представляет значительного стратегического интереса.

Выход из сложившегося положения требует срочной разработки стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики как одного из основных условий наращивания темпов экономической динамики.

Высокая доля топливно-энергетических товаров в экспорте при относительно большом удельном весе самого экспорта в ВВП привела к тому, что топливно-энергетический экспорт стал одним из важнейших факторов экономического развития России.

По удельной концентрации экспорта товаров топливно-энергетической группы в ВВП (более 10 %) Россия входит в лидирующую группу стран мира. Подобные конкурентные псевдо-преимущества опираются на возможность "вчерашнего дня" - естественные запасы природных ресурсов и наличие дешевой рабочей силы. В то время как конкурентные преимущества XXI века определяются высоким уровнем технологического развития, финансовой мощью, комплексностью инфраструктуры, как, например, в Финляндии, США, Канаде, Сингапуре, Гонконге. В обозримом будущем у России нет иного выхода кроме проведения структурной революции в пользу производственно-инновационного сектора МСП и коренной модернизации экономики.

На первый план выходит способность национальной экономики производить и потреблять новые товары и услуги в условиях жесткой конкуренции. При этом основным результатом такой жесткой конкуренции должны быть: адаптация предприятий – лидеров к новым условиям мирового рынка и сохранения их лидерских позиций внутри страны. Для этого необходима программа государственной поддержки отечественных экспортеров.

В преддверии вступления в ВТО принципиальнейшее значение приобретает незамедлительная разработка национальной среднесрочных и долгосрочных программ повышения конкурентоспособности с целью и обеспечения оптимальных темпов экономического роста. В этих программах упор должен быть сделан на поддержку малого и среднего предпринимательства. При разработке названных программ целесообразно использовать сводные индексы конкурентоспособности, измеряемые с помощью основных агрегатных факторов.

Удивительно, но только совсем недавно – в конце 2001 года, руководству страны стало понятно то, что для многих экономистов было очевидно уже много лет. Доминирование в экономической политике интересов олигархий и монополий, опирающееся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность же такова: чем больше эффективно работающих на рынке, конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темпы экономического роста сферы.

Вывод из этих “перевоплощений” таков. Необходимо – срочно проявить политическую волю для резкого снижении налогового пресса, создания своих “силиконовых долин”, развития науко-градов и бизнес-инкубаторов. Это позволит на практике реализовать имеющийся потенциал повышения конкурентоспособности и экономического роста за счет интенсивного развития малого бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Темпы прироста числа новых малых предприятий (по 100-150 тыс. в год), увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг на действующих МП (890 тыс.) и индивидуальными предпринимателями (4,5-5 млн. ПБЮЛ) без образования юридического лица зависят от нескольких условий и факторов.

Первое условие связано с созданием благоприятного предпринимательского климата. Это означает повсеместное действие в регионах и муниципалиях принятых ГосДумой и подписанных Президентом России законов о дебюрократизации. Если будет проявлена политическая воля, то произойдет существенное упрощение регистрации, сокращение числа проверок и контролирующих органов, значительное уменьшение числа лицензируемых видов деятельности. Это должно резко снизить пресс коррупции (на взятки уходит ежегодно, по данным фонда “Идем” 37 млрд. долл.), уменьшить потери средств предпринимателям, которые вынуждены создавать 20-30% “резервы” от объема продукции и доходов (для “откупных”). Таким образом, у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные выводимые из тени финансовые и материальные ресурсы. В результате величина вклада в ВВП значительной части малых предприятий должна возрасти (по экспертным оценкам, на 3-5 процентов). Примерно на 8-10 процентов должен возрасти и объем инвестиций малых предприятий в основные фонды (на 3,5- 5,0 млрд. руб.). Улучшится положение с оборотными средствами на покупку сырья, заработную плату и т.п.

Второе обязательное условие теснейшим образом связанное с первым. Это – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки и, прежде всего, на начинающих предпринимателей. Автор является сторонником радикальных решений - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационные) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, т.н. офицерских, инвалидных малых предприятий, а также - для социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. При этом не отрицается необходимость внесения изменений в “Налоговый Кодекс” (часть II). Как предлагалось еще в 1997 – 1998 годах, речь идет о введении двух специальных режимов для малого предпринимательства – “упрощенной системы налогообложения” для промышленных, строительных и инновационных субъектов малого предпринимательства и “единого налога на вмененный доход” - для розничной торговли, массового питания, автозаправок, предприятий сферы услуг (прачечных, химчисток, ателье и т.п.).

Третье условие также непосредственно связано с повышением конкурентоспособности и ускорением роста числа малых предприятий. Это условие заключается в необходимости концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из Федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2003 – 2005 годов на таких приоритетных направлениях, как:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включиться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

- массовое освоение микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей - новых малых предприятий и ПБЮЛ; эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга, как гибких финансовых технологий и, одновременно, конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, соединяющих интересы крупного и малого бизнеса; создание таких элементов инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы, научные и инновационные парки (“долины”, анклавы в российских науко-градах – Арзамасе, Обнинске, Дубне, Пущине и т.д.).

Четвертое условие это - налаживание межведомственной координации и контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за решениями Президента РФ, Госсовета России. Пока, как говориться, у “семи нянек дитя без глазу”, а именно, у МАП России – отвечающего за госполитику, Минфина – за бюджет, Минэкономразвития - программы, Минтруд - занятость, Минпромнауки - инновации, МНС - налоги, Минобразования - кадры.

Рассмотренные четыре взаимосвязанных условия являются необходимыми, но не достаточными для обеспечения экономического роста.

Пятому условию – активизации покупательского спроса и постепенному преодолению доминирующего (из-за диктата бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения – нами придается особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле из-за недостаточных доходов у основной части населения. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям, не консервируют ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), но и сужают его. Те в свою очередь крайне вяло наращивают выпуск новой продукции, не получая тем самым необходимой прибыли для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий. Связанное с консервацией ассортимента ухудшение качества продуктов повседневного спроса – хлебобулочных изделий, молочных продуктов, вареных колбас и т.д. - разлагающе проявляется скрытая, ползучая инфляция. Пенсионеры, как правило, покупают стандартный набор продуктов питания. Значительные резервы ускорения развития малого предпринимательства и повышения конкурентоспособности следует искать в регионах.

ВТО и проблемы малого предпринимательства

В 2001 году и начале 2002 года на разных уровнях, международных и российских форумах широко обсуждались вопросы, связанные с вступлением России в ВТО. Большинство политически не предвзятых участников дискуссий, представляющих органы исполнительной и законодательной власти, объединения предпринимателей и научную общественность, считают, что вступление России в ВТО – объективная необходимость. Речь идет скорее об условиях и сроках этого вступления. Существенно то, что приобретет Россия при вхождении в число полноправных членов этой организации и что потеряет. Наиболее заинтересованной стороной в понимании “плюсов” и “минусов” этого были, олигархии, монополии, крупные концерны и холдинги, ведущие банки. Постепенно радужные настроения относительно ВТО сменилось серьезным беспокойством. Интересы же малого и среднего предпринимательства отодвигались на второй план.

Опыт Финляндии, Канады, Италии, Мексики и других стран показывает, что необходимо заранее, а это значит для России - уже в 2002 году, - подготовить правовую основу и сами программы защиты позиций отечественного малого предпринимательства. Для этого необходимо оговорить и специальные условия и меры защиты МП на стадии предварительных переговоров, которые вели и ведут рабочие группы Правительства России. В первую очередь это относится к малым и средним предприятиям пищевой, швейной, текстильной, обувной, трикотажной, мебельной, промышленности, сферы услуг.
Правительство России неоднократно заявляло, что будет стремиться к снижению средней ставки импортных пошлин до уровня Евросоюза и США в 3-4%. Но пока этот уровень составляет 16-17%, и лишь в отдельных странах 10-11%, что соответствует тому уровню, который требуется от России для вступления в ВТО. По некоторым же позициям, импортные пошлины уже значительно снижены. Это касается, прежде всего, импорта технологического оборудования, который в 2001 году увеличился на 30 процентов. Получая такое оборудование в лизинг, выигрывают и многие МСП.

Банковский сектор и страхование в нашей стране еще сильно отстают от уровня своих зарубежных аналогов и потребностей. По возможностям в работе с малыми предприятиями и освоенным финансовым технологиям иностранные банки на порядок превосходят российские. С приходом иностранных банков на российский рынок отечественные банки могут быть существенно потеснены. Иностранные банки станут контролировать не только вешние, но и внутренние платежи. и если заранее не ввести ограничений по вывозу капитала это может повлечь за собой дальнейший отток значительных средств за границу.
В то же время иностранные кредитные организации могут привнести не только новые технологии, но и своей конкуренцией окажут стимулирующее воздействие на модернизацию российских банков.
Для подготовки МСП к работе в условиях глобализации, учитывая международный опыт, целесообразно, чтобы альянс государственных структур (Минэкономразвития России, МАП России, ФФПМП и др.) с ТПП России, Российским агентством МСП привел к созданию оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в потребностях в странах СНГ и т.п. Это, возможно, сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА на основе систем ФФПМП, ТПП России и интернет-технологии. Малым предприятиям с трудом дается инвестиционное проектирование и оценки инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, уровень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же "сигналы мирового рынка" рядовому российскому бизнесмену еще долго будет не под силу. Но именно с целью защиты для отраслей пищевой и легкой промышленности необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая каталогизацию, стандартизацию, экологический мониторинг и др.). Эта система может быть отстроена по открытому принципу и совместима с другими государственными системами, которые станут частью федеральной целевой программы "Электронная Россия".

Для регионов с преобладанием отраслей пищевой и легкой промышленности необходимо разработать специальные программы поддержки с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка инвестиций в перерабатывающем секторе остается одной из острых проблем в малом предпринимательстве. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясопереработке, обувной, швейной, трикотажной отраслях, требуют многомиллиардных вложений от 30 до50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортно-ориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это еще при невысоком уровне потребительского спроса). Импорт этой продукции в 2000-2001 годах продолжал расти. По итогам же 2001 года его объем увеличился почти на 20 процентов. По мнению экспертов, тенденция роста импорта сохранится и в 2002-2003 годах.

Далека от решения проблема объема государственной поддержки сельского хозяйства, которая неоднократно поднималась на переговорах по вступлению России в ВТО.
Цена же решения этой проблемы – продовольственная безопасность страны. В техническом перевооружении сельского хозяйства наша страна отстала от развитых государств на 40-50 лет. До рациональной нормы в сельском хозяйстве не хватает почти 800 тыс. тракторов, примерно же 2/3 имеющихся в хозяйствах тракторов подлежит списанию. Государству придется и впредь дотировать сельское хозяйство. США это делали в течение последних 70 лет, а европейские страны - более 40 лет.
При вступлении в ВТО предусматривается увеличение импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию и технику, а также введение количественных ограничений на импорт. Без этого не обходилась ни одна страна, пока сельское хозяйство и агробизнес в целом становились конкурентоспособными.
Но поля и фермы это - лишь исходные звенья всей агропромышленной цепочки, завершающейся продажей продуктов в магазинах и их потреблением. России придется отстаивать экспортные субсидии в сельском хозяйстве, право на которые имеют все страны – члены ВТО.

Проблемы аграрного сектора, вероятно, долго еще останутся предметом острой дискуссии между нашей страной и Евросоюзом. Дело в том, что в Европе сельское хозяйство, мягко говоря, не совсем рыночное. Для этой в ВТО предусмотрены значительные дотации. Россия тоже требует дотации - до 15 млрд. долларов в год. Дотации сельскому хозяйству в бюджете 2002 года предусмотрены в сумме около 3 млрд. долларов.
Большинство продовольственных транснациональных компаний, которые работают в России и готовы придти на наш рынок (ТНК), проходят стадию очередной модернизации. Если раньше ТНК вынуждены были адаптировать свою продукцию и услуги к особенностям конкретных региональных рынков, то в результате глобализации населению придется, как это уже произошло во многих странах, адаптироваться к стандартизованным продуктам. Примером этого является ассортимент такой известной франчайзинговой системы, как “Мак-Дональдс”. “Мак-Дональдс” сдает свои позиции под напором экспансии других ресторанных сетей во многих странах, которые обновили набор продуктов и услуг с ориентацией на борьбу за снижение веса у многих людей, введя овощные и фруктовые низкокалорийные блюда.

Подведем некоторые итоги. В ВТО действует правило “пока не согласовано всё, не согласовано ничего”. Условия же вступления России будут согласованы уже к концу 2002 года.

Острым остается вопрос о тарифах естественных монополий. ВТО требует, чтобы Россия довела уровень внутренних тарифов на газ и электроэнергию до уровня экспортных, вряд ли это приемлемо.
Наша страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невозможно. Поэтому необходимо как можно скорее продумать стратегию развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы иметь возможность через ВТО влиять на правила игры, например, во всемирной торговле.

В заключении отметим, что до 40% ВВП России образуется в процессе внешней торговли (почти 96% мировой торговли приходится на страны - члены ВТО). Правила же игры на мировом рынке пока вырабатываются без участия России. Вступление в ВТО - это - переход российской экономики к новому статусу, который дает дополнительные инструменты для защиты своих интересов. В тарифной защите автомобилестроения и авиастроения, сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, судостроения, рынка ценных бумаг, банковского сектора необходим прагматичный подход. Необходимо защищать эти секторы экономики, но на понятных принципах. Российские же малые и средние предприятия должны получить адаптационный период в 5-7 лет для подготовки к жесткой конкуренции при выходе на открытый рынок.

На первый план выходят реформирование естественных монополий (при ужесточении государственного контроля), перестройка бюджетной политики, преодоление административно-бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, борьба с коррупцией. Кроме того - необходима налоговая революция в малом бизнесе, массовое освоение гибких механизмов доступа малых предприятий к финансовым ресурсам - микрофинансирования, гарантирования, лизинга, франчайзинга, поворот в банковском секторе к нуждам МП, его реструктуризация, создающая условия для эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса.


Информация представлена порталом "Инновации, Инвестиции, Индустрия"