И.М. Ерохина,
А.Д. Прокофьев
Калужское ОСБ №8608
1. Роль малого бизнеса в экономике.
Малый бизнес играет огромную роль в решении текущих социально-экономических задач и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малый бизнес в состоянии за короткий срок создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Сегодня в странах с развитой экономикой малый бизнес являются важным “локомотивом” экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для развития предпринимательства имеет важнейшее значение, как для малого сектора, так и экономики в целом.
Экономическая среда современной России все еще не насыщена малым бизнесом. Основной причиной этого является отсутствие условий для развития малого бизнеса. В расчете на 1000 жителей число малых предприятий в России в 10-14 раз меньше чем странах ЕС.
2. Проблемы развития малого бизнеса.
В последнее время в нашей стране достаточно активно обсуждаются проблемы развития малого предпринимательства. Однако как отметил в своем докладе Президент ТПП Российской Федерации Е.М.Примакова на IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий 29 апреля 2003 года:
“Никаких перспектив для подъема малого бизнеса не содержит и нынешний вариант новой среднесрочной экономической программы, разработанной правительством РФ. … Все мы устали от бесконечных разговоров о развитии малого предпринимательства, а проблема с мертвой точки не сдвигается. И об этом достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что отечественный малый бизнес до настоящего времени никак не может выйти на уровень до дефолта 1998 года ни по общему числу малых предприятий, ни по количеству занятого на них населения, ни по своему вкладу в валовой внутренний продукт страны.
Принятые законы, а кое- какие законы были приняты, и сказать об этом нужно ради справедливости, из пакета по дебюрократизации позволили снизить контроль при “входе на рынок”, но сам “контроль на рынке” остается запретительно высоким. В своем обращении в ТПП РФ предприниматель из Санкт-Петербурга писал, что гораздо уместнее сейчас ставить вопрос не о поддержке и о защите малого бизнеса со стороны государства, а наоборот, - о защите его от государства.”
К сожалению, сегодня государство рассматривает малый бизнес, исключительно как источник пополнения бюджета. В качестве иллюстрации этого процесса достаточно вспомнить введение в г. Калуге с 1 апреля 2003 г. сбора за право торговли. По мнению городской управы этот сбор позволит получить городу 20 млн. рублей дополнительно, а по мнению предпринимателей – это очередной побор, который пойдет не на улучшение ситуации в городе, а на содержание аппарата управления.
Помимо чрезмерно зарегулированности рынка, еще одним серьезным препятствием развития малого бизнеса в РФ является ограниченный доступ к финансированию. Недостаточные возможности и часто неспособность привлечь внешнее финансирование сказываются на всех стадиях развития предприятия: будь то формирование, расширение или стадия замещения капитала.
Сегодня при обращении предприятий малого бизнеса за кредитами в банки и те, и другие сталкиваются с целым рядом проблем:
- как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствование законодательства по защите прав кредиторов;
- предприятия малого бизнеса, как правило, не располагают достаточным обеспечением;
- кредитование малого бизнеса требует от банков значительных трудозатрат, удельные операционные расходы, при кредитовании малого бизнеса выше, чем при кредитовании крупного бизнеса.
На начальном этапе своего существования предприятия малого бизнеса сталкиваются с проблемой отсутствия или недостаточности оборотных и основных средств. Одним из наиболее доступных способов решить эту проблему является получение банковского кредита. Сегодня порядок выдачи кредитов регулируется нормативными документами Банка России, которые не проводят разделения между предприятиями малого бизнеса и крупными промышленными предприятиями. Фактически, действующие инструкции и нормативные акты, определяющие порядок кредитования предъявляют к потенциальным заемщикам одни и те же требования, независимо от их масштаба, что косвенно ограничивает банки в возможности выдачи кредитов малым предприятиям.
3. Кредитование банками малого бизнеса.
Рабочим центром экономических реформ - либеральная инициатива в конце 2001 года было проведено исследование посвященное изучению состояния и перспектив развития сферы банковских финансовых услуг малому бизнесу в России. В частности проводилось анкетирование кредитных организаций с целью оценки привлекательности для них работы с предприятиями малого бизнеса. В опросе участвовало около 50 кредитных организаций среднерусского региона, Урала, Поволжья, запада России, Дальнего Востока и Сибири.
Проведенный опрос подтвердил, что сегодня практически единственным значимым критерием измерения финансового состояния клиентов для банка является показатель оборотов по счетам. Были упомянуты также такие показатели, как объем выручки, прибыль. Следует отметить, что отношение банка к клиенту, имеющему расчетный счет в банке, определяется именно объемом денежных средств, оборачивающихся на этом счете, и только в случае обращения клиента за кредитом банк оценивает его финансовое состояние на основе данных финансовой отчетности, располагаемого обеспечения и т.д.
Набор банковских услуг, оказываемых сегодня предприятиям малого бизнеса, остался практически неизменным с 1996 г. Наиболее часто малому бизнесу предлагаются такие услуги как расчетно-кассовое обслуживание и кредитование. Также оказываются услуги: привлечение средств на депозиты,
конверсионные операции, обслуживание экспортно-импортных операций и операций с векселями, то есть стандартные банковские продукты.
Сегодня все больше банков готовы кредитовать малый бизнес. Как сказано в исследовании, около 97% опрошенных банков сказали, что осуществляют кредитование малого бизнеса.
Как уже отмечалось ранее, необходимым условием кредитования малого бизнеса является наличие обеспечения. Наиболее предпочтительным является обеспечение в виде товарно-материальных ценностей, недвижимости. Менее охотно в качестве обеспечения банки принимают денежные средства, ценные бумаги, векселя банков, гарантии, в т.ч. и гарантии органов власти.
Эти предпочтения обусловлены не столько оценкой качества обеспечения, сколько оценкой видов обеспечения Банком России. Согласно требованиям Банка России кредитные организации обязаны классифицировать все ссуды по степени риска, при этом одним из факторов оценки риска является вид обеспечения. Гарантии, в том числе гарантии органов власти, поручительства, залог ценных бумаг не является с точки зрения Центрального банка первоклассным обеспечением, поэтому ссуды, выданные под эти виды обеспечения, относятся к более высокой степени риска. Соответственно банки обязаны в большем размере создавать резервы, которые при этом не относятся на уменьшение налогооблагаемой базы.
Основные кредиты, предоставляемые сегодня малому бизнесу, это кредиты на срок до 1 года. Необходимо отметить, для становления бизнеса один год это очень малый срок.
Как отмечено выше, при обращении в банк за кредитом, малые предприятия сталкиваются с такими трудностями, как требование предоставления обеспечения, высокая стоимость, короткие сроки кредитования. Кроме того, сам процесс изучения заявки существенно бюрократизирован, требует большого количества заключений и согласований даже в маленьких банках, (это не относится к заемщикам, связанным с участниками банка). В ряде случаев срок рассмотрения заявки превышает срок оборота средств в соответствии с бизнес-планом, что отрицательно сказывается на бизнесе предпринимателя.
Таким образом, сегодня банки положительно оценивают перспективы работы с малым бизнесом. Однако сдерживающим фактором является дефицит долгосрочных ресурсов у банков и оборотных средств у малых предприятий. Кроме того, действующая сегодня нормативная база препятствует увеличению кредитования малого бизнеса.
4. Заключение.
Несмотря на все трудности, с которым сталкиваются малый бизнес, ему удается наращивать объемы производства. Так в 2001 году выпуск товаров и услуг субъектами малого предпринимательства составил 7,1 млрд. руб., в 2002 году объем выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства составил 8,7 млрд. руб.
Расположенные на территории Калужской области банки проводят достаточно активную кредитную политику. По состоянию на 01 января 2003 года общий кредитов выданных коммерческими банками, расположенными в Калужской области составил 3, 8 млрд. руб. Объем кредитов выданных Калужским ОСБ №8608 и ОСБ, расположенными на территории Калужской области составил 2,3 млрд. руб.
Таким образом, доля отделений Сберегательного банка на рынке кредитования составляет около 61%.
Отделения Сберегательного банка, расположенные на территории Калужской области активно занимаются кредитованием малого бизнеса. В 2002 году около 30% кредитов было выдано малому бизнесу.
В течение 2002 года, субъектам малого предпринимательства было выдано кредитов на сумму 1,568 млрд. руб., в т.ч.:
- промышленным предприятиям – 0,531 млрд. руб.;
- торговым предприятиям – 1,024 млрд. руб.
- сельскохозяйственных предприятий – 0,013 млрд. руб.
По состоянию на 01 января 2003 года, остаток ссудной задолженности предприятий малого бизнеса составил 644,1 млн. рублей, в т.ч.:
- промышленных предприятий – 190,2 млн. руб.;
- торговых предприятий – 445,8 млн. руб.;
- сельскохозяйственных предприятий – 8,0 млн. руб.
Таким образом, несмотря на все трудности, с которыми связано кредитование малого бизнеса, Калужское ОСБ № 8608 и отделения Сберегательного банка РФ, расположенные на территории Калужской области, активно кредитуют малый бизнес.
С целью стимулирования банков к кредитованию малого бизнеса было бы целесообразно установить более дифференцированные нормативы создания резервов под возможные потери, предоставив банкам большую свободу в оценке возможных рисков кредитования. В частности, подходы к оценке рисков, установленные Положением Банка России № 137-П в отношении создания резервов под возможные потери по прочим активам, представляются более целесообразными, чем требования Инструкции Банка России № 62а от 30.07.2997 г. в отношении создания резервов по задолженности, приравненной к ссудной. Его можно было бы принять за основу общей политики оценки рисков. Делегирование большей cамостоятельности в оценке рисков будет положительным образом сказываться на бюджетном и налоговом планировании банков.
Регулирующим органам необходимо разработать и внедрить в практику пруденциального надзора, новые нормативы оценки финансового состояния предприятий, которые должны применяться при вынесении мотивированных суждений со стороны банковского надзора об обоснованности создания банками резервов под возможные потери по ссудам.
Перечисленные меры будут способствовать притоку капитала в сферу малого бизнеса и расширению сферы взаимодействия малых предприятий и банков.
Информация представлена "Объединения предпринимателей Калужской области"