Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес и реформа ЖКХ

Авторы: А.Л. Болховитин,
директор департамента строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Калужской области

Одним из основных положений проведения реформирования жилищно-коммунального хозяйства является снижение стоимости предоставляемых услуг при повышении их качества и своевременности предоставления.

В условиях существующей системы хозяйствования, с привлечением муниципальных эксплуатирующих предприятий добиться этого практически невозможно.

Причин тому несколько – предельная изношенность на муниципальных предприятиях производственной базы, техники, высокая доля общехозяйственных расходов в калькуляциях, жесткая привязанность к нормативной численности рабочих и аппарата управления.

Реальной альтернативой существующим муниципальным предприятиям могут и должны стать малые предприятия любой организационно-правовой формы. Они более гибко реагируют на колебания рынка услуг, способны в предельно малые сроки перестраивать свою деятельность, у них выше заинтересованность в закупке материалов и оборудования по оптимальным ценам, рациональному и бережному их использованию.

Необходимо отметить, что на современном этапе говорить о создании конкурентных отношений можно только в сфере предоставления жилищных услуг, поскольку коммунальные сети (электрические, тепловые, водопроводные и т.п.) жестко связывают потребителей с поставщиками.

Деятельность малых предприятий любых организационно-правовых форм осложняется рядом административных и экономических факторов.

Основной причиной, сдерживающей создание реальной конкуренции на рынке жилищных услуг, является недофинансирование работ.

Оно возникает из-за следующих факторов:

- неполной компенсации из бюджетов всех уровней предприятиям затрат, связанных с предоставлением ими льгот по оплате ЖКУ гражданами;

- неполной компенсации из бюджетов предприятиям затрат, связанных с предоставлением ими субсидий по оплате ЖКУ гражданам;

- имеющейся постоянной безвозвратной задолженности граждан по оплате ЖКУ.

Динамика изменения задолженностей по указанным статьям (по итогам I квартала 2003 года) отображена в таблицах:

Сведения о компенсации затрат предприятиям, связанным с предоставлением льгот, тыс. рублей

Вид услуг

Лимит на год

Профинансировано

% компенсации

“О ветеранах”      
Жилищные услуги 35418,0 6621,9 18,7
Коммунальные услуги 107107,7 18256,8 17,0
“О социальной защите инвалидов в РФ”      
Жилищные услуги - - -
Коммунальные услуги - - -
“О статусе военнослужащих”      
Жилищные услуги 1545,0 289,1 18,7
Коммунальные услуги 4722,0 874,0 18,5
“О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС”      

Жилищные услуги

2279,6 654,1 28,7
Коммунальные услуги 7635,1 2168,1 28,4
“О социальной защите многодетных семей в Калужской области”      
Жилищные услуги 539,8 225,8 41,8
Коммунальные услуги 2787,0 1359,6 48,8
В целом по всем Законам      
Жилищные услуги 39782,4 7790,9 19,6
Коммунальные услуги 122251,8 22658,5 18,5

Сведения о компенсации затрат предприятиям, связанным с предоставлением субсидий, тыс. рублей

Вид услуг Расчетная величина субсидий Профинансировано % компенсации
Все виды ЖКУ 23870,4 16037,2 67,2

Как видно из приведенных сведений, определенная доля финансовых средств не поступают ни на счета муниципальных жилищно-коммунальных предприятий, ни на счета каких-либо иных подрядчиков.

Кроме того, даже эти показатели имеют определенные тенденции к изменениям. Это не позволяет менеджменту потенциальных подрядчиков осуществлять бизнес-планирование не только на долгосрочную перспективу, но и на ближайшие сроки.

Другой и не менее важной причиной, не позволяющей изменить монопольное положение муниципальных предприятий на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, является не завершенное во многих муниципальных образованиях разделение функций подрядчика и заказчика, и, как следствие, невозможность сосредоточить финансовые средства из всех источников в одних руках, а также, отсутствие возможности реально сопоставить объемы финансирования работ от их качества и своевременности.

Опыт работы жилищно-коммунального комплекса Калужской области показывает, что в условиях создания Управляющих компаний (Служб Единого Заказчика) в ЖКХ уже сегодня в отдельных видах работ активно применяется труд альтернативных структур.

Прежде всего, это касается проведения капитальных ремонтов жилищного фонда и инженерных коммуникаций.

При строго определенном объеме работ и финансовых средств у подрядчиков возникает возможность оценить целесообразность участия в предоставлении той или иной услуги, а у собственника (специально уполномоченной на это структуры) – на конкурсной основе отбирать то или иное предприятие для выполнения комплекса работ или оказания услуг.

Уже сегодня такие виды работ, как капитальные ремонты кровель, герметизация межпанельных швов, замена инженерных сетей внутри жилых домов и ряд других, осуществляется силами малых негосударственных предприятий.

Наименее привлекательным видом работ с точки зрения субъектов малого предпринимательства является содержание и техническое обслуживание жилищного фонда и внутридомовых коммунальных систем.

Причина этого – во-первых, невозможность оценить объем и качество работ по конкретным численным показателям, во-вторых, значительный износ домов и сетей, обусловленный недоремонтом на протяжении ряда лет и не отраженный в устанавливаемых тарифах на этот вид услуг. Третье основание, вызывающее опасения малого бизнеса при вхождении в рынок ЖКУ, и о котором уже упоминалось выше – отсутствие полного финансирования по компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот.

Несмотря на имеющиеся трудности в привлечении субъектов малого предпринимательства в сектор обслуживания жилья, существуют пути повышения его привлекательности.

Первый путь – разделение тарифа на содержание и техническое обслуживание жилищного фонда на отдельные составляющие.

В настоящее время в состав этого тарифа входит три составляющие:

- содержание домохозяйства;

- техническое обслуживание жилищного фонда;

- текущий ремонт жилищного фонда.

Очевидно, что разделение тарифа на три составляющие приведет к тому, что такой вид деятельности, как текущий ремонт, можно расценивать и оплачивать по аналогии с капитальным ремонтом, а два других – по установленным в муниципальном образовании тарифам с учетом выделения составляющей на текущий ремонт.

Более того, такой вид деятельности, как содержание домохозяйства, практически не содержит издержек недофинансирования прошлых лет и вполне может стать экономически привлекательным для предпринимателей.

Наиболее сложная ситуация сложилась с проведением технического обслуживания жилищного фонда. Объяснение этому уже давались выше. Ситуация с этим видом работ существенно осложняется тем, что произошел крен от планово-предупредительной работы к аварийно-восстановительной, которая, во-первых, в два-три раза дороже, а, во-вторых, аварийные работы являются скорее работами по текущему ремонту, что не попадает под финансирование из соответствующей статьи затрат.

Для создания условий, которые позволили бы сделать работы по техническому обслуживанию привлекательными для создания конкурентных отношений, необходимо увеличить финансирование этого вида деятельности.

Путями увеличения денежных средств, направляемых на этот вид работ, могут быть следующие:

- увеличение статей калькуляции на техническое обслуживание при сохранении механизма нормативного формирования калькуляций;

- переход от нормативного пути формирования калькуляций к рыночному с одновременным усилением мер социальной защиты малоимущего населения;

- внесение в расходную часть бюджетов муниципальных образований затрат, связанных с постепенной компенсацией недофинансирования предыдущих периодов.

Какой путь приведет к существенному улучшению качества предоставления жилищных услуг в настоящее время пока недостаточно ясно, но факт того, что переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг потребителями (населением) не оправдал себя и не привел к коренным изменениям в жилищно-коммунальном комплексе, уже признан и на федеральном, и на местном уровнях.

Несмотря на имеющиеся объективные трудности, положительные примеры успешной деятельности малых предприятий в жилищной сфере уже есть.

Так, жилищный фонд муниципального образования “Город Малоярославец” обслуживается силами как муниципального жилищного предприятия “Наш дом”, так и двумя малыми предприятиями, имеющими статус обществ с ограниченной ответственностью (ООО “Системы жизнеобеспечения” и ООО “Феникс”). Опыт работы и отзывы жителей однозначно показывают, что указанные частные предприятия работают гораздо более эффективно, с большей ответственностью, а, самое главное, предоставляют услуги более высокого качества, нежели предприятия муниципальные.

Аналогичный положительный опыт имеется и в муниципальном образовании “Город Людиново и Людиновский район” (ООО “Норд-сервис”).

Существенную лепту в процесс активного привлечения субъектов малого предпринимательства в сферу оказания жилищных услуг могут внести Товарищества Собственников Жилья (ТСЖ).

Поскольку ТСЖ имеют возможность, согласно действующему законодательству, осуществлять функции управления жилищным фондом, находящимся в собственности членов ТСЖ, фактически они могут либо заключать договора на эксплуатацию жилья с существующими муниципальными жилищными предприятиями, либо, что более важно, устанавливать договорные отношения со специально нанятыми структурами, способными и готовыми выполнять весь необходимый комплекс работ.

Граждане, проживающие в домах, в которых организованы ТСЖ, получают возможность реального выбора поставщика услуг либо по результатам конкурса, либо по оптимальному соотношению цена-качество. В этих условиях наиболее целесообразно использование Товариществами Собственников Жилья услуг малых предприятий.

Таким образом, уже имеющийся опыт показывает, что привлечение малого бизнеса в жилищно-коммунальную сферу возможен и целесообразен. Основные усилия органов власти необходимо сосредоточить на принятии административных решений и создании дополнительных экономических условий, позволяющих сформировать цивилизованный рынок в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Информация представлена "Объединения предпринимателей Калужской области"