В сфере поддержки малого бизнеса функции Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) определены Федеральным законом №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” (принят 14.06.1995 г., с изменениями):
- нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства;
- внедрение прогрессивных технологий финансирования малого бизнеса;
- повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе информационных систем;
- снижение административных барьеров;
- научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства, взаи- модействие со СМИ и пропаганда предпринимательской деятельности;
- международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
Целью принятой Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003-2005 гг. является создание правовых и экономических условий развития малого предпринимательства, обеспечивающих увеличение числа субъектов малого предпринимательства и занятых в малом предпринимательстве, а также повышение его доли в создании валового внутреннего продукта.
Проблема малого бизнеса была поднята 19 декабря 2001 г. на заседании Госсовета РФ. Тогда была одобрена “Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ”, и президент поручил правительству заняться ее реализацией. 23 января 2002 г. правительство подготовило Федеральную программу поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Финансовое обеспечение программы ожидается следующим:
Средства федерального бюджета: 2003 г. – 250 млн. руб., 2004 г. – 300 млн. руб., 2005 год – 450 млн. руб.;
Средства бюджетов субъектов РФ: 2003 г. – 1,2 млрд. руб., 2004 г.– 1,3 млрд. руб., 2005 г. – 1,5 млрд. руб.;
Средства внебюджетных источников: 2003 г. – 1 млрд. руб., 2004 г. – 1 млрд. руб., 2005 г. – 1,5 млрд. руб.
Финансовую политику поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства на основе соответствующих программ.
С 2002 г. в дополнение к общему режиму малые предприятия получили возможность выбора между упрощенной и вмененной системами налогообложения. Применение упрощенной и вмененной систем налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Вывод: К сожалению, сложно говорить о каких-либо существенных изменениях в лучшую сторону, произошедших в области развития малого бизнеса. В целом ситуация в данной сфере не изменилась и остается плачевной. Правительство не проводит какую-либо разумную политику в области развития малого бизнеса. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП РФ действует неэффективно и с задачами в этой области не справляется.
Необходимы принципиально иные подходы к развитию малого бизнеса в стране. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой, для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам. Однако по обоим перечисленным направлениям реальных сдвигов фактически не наблюдается.
По нашему мнению, в сфере малого бизнеса необходимо принятие следующих мер:
1. Реорганизация МАП РФ путем расформирования подразделений, отвеча- ющих за поддержку предпринимательства, то есть концентрация усилий МАП РФ только на антимонопольном регулировании.
2. На наш взгляд, курировать малый бизнес должно специальное неправитель- ственное агентство. При этом надо вспомнить, что поддержка малого бизнеса связана со стимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом и коррупцией.
3. Расформирование существующих государственных программ поддержки малого бизнеса в связи с неэффективностью и коррупцией. Бюрократы не должны кого-либо финансировать, это дело профессиональных коммерческих организаций.
4. Увеличение масштабов поддержки малого бизнеса, но не в виде прямых кредитов и грантов. Если судить о сумме, выделяемой в 2003 г. по федеральной программе господдержки (2,5 млрд. руб. из всех источников), то на каждое малое предприятие страны приходится бы всего 2900 руб. Но и эти деньги тратятся не эффективно.
5. В законе о взаимном страховании: надо решать проблему обеспечения малого бизнеса финансами для развития, а уже затем говорить о вовлечении малых предприятий в страхование. Закон нужен, но решить проблему финансирования малого бизнеса он не в состоянии.
6. Правительству пора вспомнить о таких методах стимулирования малого предпринимательства, как бизнес-парки и инкубаторы, кредитные гарантии, субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.
Говоря об упрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) – ставка 6% – и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) – ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль.
По нашему мнению, ставка налога с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но опять же речь не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.
Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества