адвокат Курт Нойшитцер
І. Актуальные проблемы в сфере безопасности пищевой продукции в РФ
- Полученный опыт и собранный экспертами материал свидетельствуют о том, что в России регулирование в сфере безопасности пищевой продукции базируется на системе предрыночного контроля (регистрация так называемых новых продуктов, широкое применение обязательной сертификации) и пока лишь внешних признаках рыночного контроля. Таким образом, эта система не соответствует международным нормам и обычаям. Количество фальсифицированной продукции с неполным набором компонентов и неполной маркировкой в России в несколько раз больше чем в западноевропейских странах. Авторам данного документа были предоставлены данные, согласно которым количество фальсифицированной пищевой продукции на российском рынке составляет 60%. Уже одно это число само по себе говорит против существующей сегодня системы предрыночного контроля.
- Нынешняя система контроля не только не эффективна, но и вредит экономике России. Она создает препятствия для входа на рынок новой (российской или международной) продукции или ведет к удорожанию этого процесса, дает импульс для использования обходных путей, развития коррупции, порой ведет к произволу и излишним расходам.
- Статья 46 Федерального закона “О техническом регулировании” предусматривает переходные положения и создает границы для новой системы, которая при наполнении ее отдельными предписаниями должна устранить недостатки существующей системы и привести ее в соответствие с международными и европейскими стандартами.
- В качестве альтернативы предлагается перенять в значительной степени уже существующие и функционирующие в международном аспекте основные положения продовольственного права ЕС, в которых заложены требования ВТО и/или Кодекса Алиментариус (путь ll). Кроме того, все законодательные проекты ЕС проходят нотификацию в ВТО. Для выбора пути l или пути ll необходимо принятие политического решения со стороны соответствующих российских органов государственной власти. Авторы данных тезисов рекомендуют выбрать путь ll, поскольку это позволит России одновременно присоединиться к стандартам ВТО и ЕС и в значительной степени обеспечить свободу торговли.
- Российская система рыночного контроля в сфере пищевой продукции нуждается в срочном совершенствовании. Свободные ресурсы и кадры, которые будут получены в результате отказа в значительной степени от предрыночного контроля и обязательной сертификации, могут быть задействованы в системе государственного рыночного контроля. Безусловно, это требует широкой реструктуризации системы и переподготовки работников лабораторий, институтов тестирования и т.д. Финансирование рыночного контроля может быть обеспечено, например, за счет введения налога на пищевую продукцию вместо обязательных платежей промышленности за неэффективную систему сертификации, что в конечном итоге не должно повлиять на цену реализуемого потребителям товара.
- Способы и методы рыночного контроля должны быть, по мнению также и российских экспертов, более эффективными и приведены в соответствие со стандартами правового государства. Сюда относится соразмерность санкций, возможность добровольного устранения предприятиями незначительных нарушений, эффективный судебный контроль, а также избежание произвола и двойного контроля со стороны самих исполнительных органов. Это соответствует Конституции (статья 15), но на практике никоим образом не соблюдается. Глава 7 Федерального закона “О техническом регулировании” предусматривает реорганизацию рыночного контроля. В этом процессе полезен был бы опыт других государств-членов ЕС и ВТО, и особенно Германии.
- Содержание контрольной деятельности также требует перепроверки. Контроль должен быть в действительности, прежде всего, направлен на безопасность пищевой продукции и защиту потребителя от обмана, а не как это следует из предоставленных материалов о контрольной практике, в первую очередь на второстепенные вопросы, внешнее оформление и качество пищевых продуктов.
- В системе продовольственного права и права ведения конкурентной борьбы защита от обмана обеспечивается равным образом конкурентами, торгово-промышленными объединениями и потребительскими организациями и поддерживается дополнительным контролем со стороны органов государственной власти при необходимости с наложением запретов и санкций.
- Эти разнообразные рыночные регуляторы, функционирующие почти полностью без дополнительного государственного вмешательства – силы гражданского общества – могли бы быть укреплены, например, с помощью соответствующих оговорок в условиях закупки в торговых сетях, которые все больше распространяются в России. Помимо прочего они закрепляют, что изготовители и продавцы недоброкачественных, фальсифицированных и/или пригодных для обмана пищевых продуктов, а также пищевых продуктов, которые по результатам тестирования потребительскими объединениями получили неудовлетворительные оценки, незамедлительно вносятся в перечень с указанием соответствующей продукции, и, таким образом, неизбежно, что эти продукты не найдут больше своего покупателя.
- Также мало практикуются предусмотренные в соответствующих российских законах (Гражданский Кодекс РФ и Закон РФ “О защите прав потребителей) правовые предписания, направленные на обеспечение безопасности пищевой продукции, защиту от обмана и гарантию качества.
- Это касается не только предписаний об ответственности производителя за вред, причиненный вследствие недостатков товара, предусмотренной Законом “О защите прав потребителей” и Гражданским Кодексом РФ, но также положений договорного права относительно поставки товара с недостатками. Рекомендуется сквозная система ответственности, охватывающая все стадии производства и сбыта, аналогичная той, которая уже существует в ЕС и Германии и прошла испытание на практике.
Предрыночный контроль пищевой продукции осуществляется сегодня в России различными независимыми друг от друга инспекционными службами соответствующих министерств.
При этом на всех административных уровнях ведется сотрудничество; однако непосредственно на самих уровнях контроля отмечается дублирование и нечеткость в разграничении полномочий.
ІІ. Необходимость реформирования
Российская система предрыночного контроля едва ли может быть совместима с принципами ВТО (СПС и ТБТ соглашений). Если Россия намерена вступить в ВТО, в отношении чего уже были приняты соответствующие политические решения, эта система, по крайней мере, в сфере пищевой продукции, должна быть отменена или в значительной степени переработана и для этого, соответственно, необходимо определить продолжительность переходного периода. Поэтому Россия должна уже сейчас предпринять определенные шаги и сделать усилия для приведения своей системы продовольственного права с требованиями ВТО и принципами Кодекса Алиментариус. Согласно статье 15 Конституции РФ и статье 4 Федерального закона “О техническом регулировании” международные договоры, в которых участвует Россия, и, соответственно, международные нормы в продовольственном праве имеют приоритет над нормами национального права, и “…если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации” (Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ “О техническом регулировании”).
Особое значение Кодекс Алиментариус приобрел благодаря соглашениям СПС и ТБТ, в соответствии с которыми нормы и стандарты этих соглашений действуют в качестве образца в международной торговле. Также они играют важную роль в созданной в рамках ВТО обязательной международной процедуре разрешения торговых споров. Кодекс Алиментариус представляет собой собрание международных продовольственных стандартов, принятых Комиссией ФАО-ВОЗ Кодекс Алиментариус и представленных в единой форме. Российская Федерация является членом Комиссии Кодекс Алиментариус. Соответственно, Россия может путем активного участия в работе Кодекса Алиментариус влиять на развитие международных стандартов в области продовольственного права.
В первую очередь необходимо обеспечить, чтобы широко используемая до сих пор практика предрыночного контроля на основе обязательных стандартов и обязательной сертификации применялась в исключительных случаях для обеспечения безопасности, здоровья человека и животных, а также охраны окружающей среды, и в будущем применялась, только если это прямо предусмотрено законодательством. Таким образом, положения Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” от 2000 года изживут сами себя. А также будет утрачена возможность осуществлять предрыночный контроль на основе обязательных стандартов и обязательной сертификации, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности и охраны здоровья населения.
ІІІ. Два пути реформирования
После принятия Федерального закона “О техническом регулировании” российскому законодателю предстоит решить вопрос о конкретных путях приведения российского продовольственного права в соответствие с международными требованиями. По-видимому, предусматривается переработка горизонтальных и вертикальных норм продовольственного права в совокупности (путь l). При отсутствии единой системы реализация такого пути потребует много времени и может сопровождаться погрешностями. Нереальным этот путь представляется еще и потому, что согласно имеющейся у авторов информации российские органы государственной власти, по крайней мере, в последнее время, недостаточно принимали участие в консультациях ВТО и Кодекса Алиментариус по вопросам продовольственного права и без каких-либо последующих политических решений. Поэтому голос России в международной дискуссии по вопросам продовольственного права до сих пор остается не услышанным. Такое положение должно быть как можно быстрее изменено с тем, чтобы Россия могла непосредственно участвовать в международных процессах.
В отдельном перечне можно определить те отрасли, в которых наряду с этой новой, в основном горизонтальной системой должны быть учтены российские особенности (например, более низкие предельно допустимые нормы содержания пестицидов в картофеле и молоке, потребление которых в России значительно больше, чем в странах ЕС). Эти значения, требующие научного обоснования, могли бы быть одобрены органами ЕС и ВТО.
В случае выбора пути ll вертикальные предписания по отдельным продуктам могли бы быть сохранены на время переходного периода, но в ином качестве, например, в качестве руководящих принципов (аналогично руководящим принципам Комиссии Германской продовольственной книги) или в качестве Кодекса устоявшейся практики. Таким образом, на время переходного периода и при необходимости далее они будут содействовать обеспечению непрерывного национального правового регулирования.
В тех отраслях, в которых и на международном уровне, и в ЕС уже существует предрыночный контроль, как, например, в области ветеринарии, оценка существующих значений и методов при тесном согласовании могла бы дать вполне адекватное приведение в соответствие.
Путь ll может быть осуществлен путем соглашения с ЕС, возможность заключения которого предусмотрена статьей 49 Базисного регламента ЕС 178/2000.
Такое соглашение должно быть заключено с Европейским органом по безопасности пищевой продукции, в задачи которого согласно статье 22 Базисного Регламента входит научное консультирование, а также научная и техническая поддержка законодательства и политики Сообщества во всех отраслях, прямо или косвенно влияющих на безопасность пищевых продуктов и кормовых средств.
Соглашение обеспечит России доступ сразу ко всем актуальным научным данным в сфере безопасности пищевых продуктов и кормовых средств ЕС. Необходимо будет урегулировать сотрудничество Европейского органа по безопасности пищевой продукции и соответствующего российского центрального органа, который еще должен быть создан. Такое сотрудничество позволило бы присоединить Россию к системе быстрого предупреждения, предусмотренной статьями 50 – 57 Базисного регламента, международным соглашениям о приграничном контроле, предпринимаемым на уровне ЕС мерам по гармонизации и совершенствованию контроля пищевой продукции и др.
Одновременно удалось бы устранить дублирование контроля и избежать нечеткости в разграничении полномочий.
IV. Совершенствование и повышение эффективности рыночного контроля
В российском праве для этого предусмотрены в соответствующих нормах Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Закона РФ “О рекламе”, Закона РФ “О защите прав потребителей” достаточно возможностей, которые участниками рынка до сих пор не использовались.
С помощью воздействия сил гражданского общества возможно усиление уже имеющихся отраслевых объединений и создание головного объединения пищевой промышленности внутри РСПП. Внутриотраслевые стандарты и/или Кодекс устоявшейся практики, двусторонние и многосторонние системы обеспечения качества, аудит поставщиков, а также самоконтроль и др. (аналогично объединению Немецкой соковой промышленности) позволили бы разгрузить государственный контроль пищевой продукции.
V. Заключительные положения:
Конечно, возможно также комбинирование пути l и пути ll таким образом, чтобы настоящий проект сначала оказал поддержку по созданию предписаний по отдельным пищевым продуктам и отраслям, которые необходимы для наполнения Закона РФ “О техническом регулировании”, учитывая, прежде всего, установки ВТО и ЕС, а затем эта конструкция будет согласована с правом ЕС, и при отсутствии серьезных расхождений будет рассмотрено приведение в соответствие системы и ее структур. Однако авторы сомневаются, что такой путь возможен из-за установленных самой же Россией временных рамок.