Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса России

4 марта 2003 г. состоялась расширенная коллегия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Присутствовавший на коллегии министр финансов РФ А.Кудрин заявил о том, что в 2003 г. Минфин, видимо, не сможет выделить 100 млн. руб. на развитие малого предпринимательства, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”. “Согласно плану Министерства по антимонопольной политике изменения в законодательство, уточняющие порядок выделения средств из этого фонда, будут включены только в III квартале 2003 г., так что, видимо, мы не сможем выделить эти средства”, – заявил А.Кудрин.

По мнению вице-премьера, существующий порядок финансирования мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса не гарантирует целевое и эффективное использование денег. В настоящее время, МАП не перешел к распределению этих денег на прозрачной конкурсной основе в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса. Вместо этого, МАП предлагает сохранить значительно менее прозрачную схему распределения этих средств через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который не несет никакую ответственность в соответствии с законом за их целевое использование. “Сегодня деньги из бюджета приходят в МАП, без конкурса перетекают в Фонд поддержки малого предпринимательства и далее распределяют их уже сотрудники фонда, с которых взятки гладки и спроса никакого”, – заявил А.Кудрин.

Кроме того, глава Минфина подчеркнул, что само существование ФФПМП – мера временная, и для успешного функционирования малого бизнеса нужны просто нормальные общие условия в экономике. “Я не считаю, что налоговая нагрузка у малого бизнеса должна быть меньше. Нужно упрощать систему уплаты налогов”, – заявил А.Кудрин.

Вывод: Оценивая высказывания главы Минфина в области поддержки малого бизнеса, следует отметить, что в целом выбрано верное направление на повышение эффективности использования федеральных средств. Однако одного этого явно недостаточно. Необходим комплексный подход к стимулированию развития малого бизнеса.

Напомним, что в соответствии с Федеральной программой поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 гг. в 2003 г. планируется выделение примерно 2,5 млрд. руб. (250 млн. руб. из федерального бюджета, 1,2 млрд. руб. из бюджетов субъектов РФ и 1 млрд. руб. из внебюджетных источников).

Очевидно, что ситуация в сфере малого бизнеса остается плачевной и деятельность правительства в этом направлении неудовлетворительна, полностью отсутствует разумная политика. Количество малых предприятий снижается: на 01.01.2000 г., по данным Госкомстата РФ, – 890,6 тыс., на 01.01.2001 г. – 879,3 тыс., на 01.01.2002 г. – 843 тыс. В расчете на 1000 человек населения страны приходится 6 малых предприятий, в то время как в ЕС – 30.

Численность занятых на малых предприятиях по итогам 2001 г. составила 7,4 млн. чел. Учитывая индивидуальных предпринимателей (на 01.01.2002 г. – 4,5 млн. чел.), общее количество занятых в этом секторе составляет 11,9 млн. человек или 16,7% экономически активного населения (в ЕС – 50%-60%). Вклад малых предприятий в ВВП России – 10-11%, тогда как в мировой экономике на малый бизнес приходится более половины производимой продукции, товаров и услуг.

Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП РФ действует неэффективно и с задачами в этой области не справляется, что признал глава МАП И.Южанов, подводя итоги 2002 г.

Таким образом, необходимы принципиально иные подходы. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой, для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам.

Говоря об упрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) – ставка 6% – и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) – ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль. Несмотря на то, что в рамках упрощенной системы налог на прибыль называется налогом на доход, уменьшенный на величину расходов, по сути (составу расходов, учитывающихся при определении налоговой базы) это одно и то же.

Однако, несмотря на все преимущества налогообложения оборота, с 1 января 2005 года оно, согласно закону, будет отменено, и все налогоплательщики должны будут выбрать объектом налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов – систему, доказавшую свою неэффективность. Непонятно, для чего тогда нужно было разрабатывать новую систему обложения оборота с 6%-ой ставкой, которая могла бы реально повлиять на многие процессы в экономике?

Вместе с тем, по нашему мнению, ставка налога с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но речь, конечно же, не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.

Сохранение же с 2005 г. налогообложения прибыли в упрощенной системе налогообложения вместо налогообложения оборота (переход к которой был бы логичен и обоснован), не приведет к позитивному эффекту: отдача налоговых органов не повысится, собираемость этого налога не увеличится и в целом деятельность организаций останется в тени при отсутствии какого бы то ни было стимулирующего фактора.

В сфере малого бизнеса необходимо принятие следующих мер:

  1. Реорганизация МАП РФ путем расформирования подразделений, отвечающих за поддержку предпринимательства, то есть концентрация усилий МАП РФ только на антимонопольном регулировании.
  2. На наш взгляд, курировать малый бизнес должно специальное неправи- тельственное агентство. При этом надо вспомнить, что поддержка малого бизнеса связана со стимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом и коррупцией.
  3. В 2005 г. осуществить переход к налогообложению оборота, а не возвращаться вновь к налогообложению прибыли.
  4. Расформирование существующих государственных программ поддержки малого бизнеса в связи с неэффективностью и коррупцией.
  5. Увеличение масштабов поддержки малого бизнеса, но не в виде прямых кредитов и грантов. Если судить о сумме, выделяемой в 2003 г. по федеральной программе господдержки (2,5 млрд. руб. из всех источников), то на каждое малое предприятие страны (из расчета 843 тыс. на 01.01.2002 г., по данным Госкомстата) пришлось бы всего 2900 руб. Но и эти деньги тратятся не эффективно.
  6. Кроме того, правительству пора вспомнить о таких методах стимулирования малого предпринимательства, как бизнес-парки и инкубаторы, кредитные гарантии, субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.

Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости