Москва, 2003
БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Введение
1. Логика современного этапа экономических реформ в российской федерации
1.1. Теоретические предпосылки политики дерегулирования
1.2. Тенденции государственного вмешательства в российскую экономику в период реформ
2. Эволюция мер политики по дебюрократизации экономики
3. Промежуточные итоги и выявившиеся проблемы
3.1. Закон "о государственной регистрации юридических лиц"
3.2. Закон "о лицензировании отдельных видов деятельности"
3.3. Закон "о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"
3.4. Закон "о техническом регулировании"
3.5. Оценка позитивных изменений, произошедших с принятием первого пакета законов по дебюрократизации
4. Направления развития реформы дерегулирования
4.1. Меры по реализации “презумпции невмешательства” государства
4.2. Логика взаимодействия реформ
5. Рекомендации по дальнейшей реализации политики дебюрократизации и дерегулирования
5.1. Рекомендации общего характера
5.2. Совершенствование нормативно-правовой базы регистрации юридических лиц
5.3. Совершенствование нормативно-правовой базы лицензирования
5.4. Развитие нормативно-правовой базы контрольно-надзорной деятельности
5.5. Развитие нормативно-правовой базы технического регулирования
Литература
Приложение 1. Формализованные процедуры оценки необходимости государственного вмешательства в экономику: опыт Австралии
Приложение 2. Формализованные процедуры введения норм государственного регулирования: опыт США
Настоящий доклад содержит результаты исследования предварительных итогов вступления в действие первого пакета законов по дебюрократизации российской экономики, а также перспектив и приоритетных направлений дальнейшего развития политики дебюрократизации.
Первая глава посвящена характеристике существующих теоретических подходов к анализу политики дебюрократизации и обоснованию необходимости проведения подобной политики в России..
Вторая глава содержит описание эволюции мер политики дебюрократизации в период 2001-2003 гг., в рамках которого подробно характеризуется изменение состава задач, которые ставились в ходе разработки и реализации этой политики, выявляется, какие из задач реализованы в полной мере или частично, а какие были переформулированы или сняты.
В третьей главе описаны результаты экономического анализа текстов законов по дебюрократизации "первой волны" ("О государственной регистрации юридических лиц", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О техническом регулировании") и результаты первых эмпирических исследований успешности их действия, базирующихся на опросах предпринимателей и данных, полученных от органов власти субъектов федерации. В главе приводится также количественная экономическая (стоимостная) оценка положительных изменений в предпринимательском климате, обусловленная вступлением в действие первых двух из названных законов.
Четвертая глава отчета посвящена обсуждению приоритетных направлений дальнейшего развития политики дебюрократизации и дерегулирования, включая вопросы выработки процедур принятия регулирующих нормативно-правовых актов, препятствующих выстраиванию административных барьеров на путях осуществления предпринимательской деятельности, и взаимодействия и субординации осуществляемых в настоящее время реформ государственного управления в связи с проведением политики дебюрократизации.
Пятая глава включает рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы политики дебюрокартизации, вытекающие из анализа практики применения законов "первой волны" и приоритетных направлений дальнейшего развития политики в этой сфере.
Приложения к отчету включают материалы о зарубежном опыте использования формализованных процедур подготовки и экономической оценки эффективности мер государственного регулирования экономики.