Автор: Смирнов Н. В.
МГУ им. М. В. Ломоносова
Экономический факультет
Кафедра экономики труда и персонала
1. Введение
2. Понятие фирмы
2.1 Технологическая концепция
2.2 Контрактная концепция
2.3 Стратегическая концепция
2.4 Виды фирм по размеру
3. Эмпирические исследования, подтверждающие различия в оплате труда, связанные с размером фирмы
4. Фирма на рынке продукта
4.1 Ниши, занимаемые фирмами на рынке продукта
4.2 Различия в капитальном ресурсе
4.3 НИОКР и вознаграждение персонала
4.4 Влияние бизнес цикла на благосостояние работников
4.5 Стратегическое стимулирование спроса
4.6 Риски и занятость
4.7 Поведение фирм в сфере услуг
5. Фирма на рынке труда
5.1 Сравнение монопсонистической и конкурентной заработной платы
5.2 Анализ поведения фирм на внешнем рынке труда
5.2.1 Трудовой контракт и связанные с ним издержки
5.2.2 Модель дифференциации труда
5.2.3 Неоднородность капитала и принцип «лучшее – лучшим»
5.2.4 Ниши, занимаемые фирмами на рынке труда
5.3 Анализ кадровой политики фирм на внутреннем рынке труда
5.3.1 Разделение риска
5.3.2 Инвестиции в человеческий капитал
5.3.3 Стимулирующая функция заработной платы
Приложение 1. Новая электронная структура Микрософта
Вознаграждение работников зависит от множества факторов. Одним из них является размер фирмы, на которую он работает. Вопрос, на который нацелена ответить данная работа, состоит в том, является ли данный фактор значимым, а если является, то какие к этому обоснования и как это соотносится с экономической политикой фирмы? Концепции фирмы, факторы, влияющие на ее размеры, общая классификация фирм по размерам рассмотрены в главе 2. Размер предприятия оказывает положительное влияние на вознаграждение работника. В главе 3 обзорно приведены некоторые факты, полученные на основе эмпирических исследований, которые подтверждают данное утверждение. Эффект превышения вознаграждения работников крупных предприятий над вознаграждением работников мелких фирм можно назвать "эффектом надбавки к зарплате, связанной с размером фирмы" (англ.: size-wage premium effect). Наличие данного эффекта говорит о том, что рабочие места и сами работники варьируются в зависимости от размера фирмы. Эти различия могут быть обусловлены особенностями поведения фирмы как на рынке продукта (глава 4), так и на рынке труда (глава 5). Анализ рынка продукта нацелен на выявление закономерностей в поведении фирм в зависимости от таких факторов как структура отрасли, НТП, стадия бизнес цикла, рисковые условия. Анализ рынка труда разбивается как бы на два основных блока: анализ внешнего (параграф 5.2) и внутреннего (параграф 5.3) рынка труда. Эффекты, возникающие на внешнем рынке труда, включают в себя проблему заключения трудовых контрактов и связанных с этим издержек, неоднородность труда и капитала и проблему их совмещения, различные ниши, занимаемые фирмами на этом рынке. Анализ внутреннего рынка труда включает в себя проблемы разделения риска, инвестиций в человеческий капитал и стимулирующей функции заработной платы. Все рассматриваемые в работе факты и модели указывают на существование взаимосвязи вознаграждения работника и размера фирмы. Большинство из них указывает на ее позитивность.