Мировая и российская практика доказала необходимость создания условий для взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия малых и крупных предприятий. Достичь этого можно только путем последовательной государственной политики, направленной на создание условий для развития бизнеса, ликвидации монополизма и развития конкуренции с учетом отраслевых особенностей.
Участники Конференции считают, что необходимо принять дополнительные меры по созданию условий для взаимодействия малого и крупного бизнеса по следующим механизмам и направлениям:
- развитие и внедрение инновационных технологий в промышленности;
- создание условий для цивилизованной конкуренции хозяйствующих субъектов;
- ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение деятельности малого предпринимательства;
- развитие системы субконтрактации;
- развитие территорий на основе кластерных технологий и промышленных зон.
Исходя из вышеизложенного, участники IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий считают необходимым осуществить следующее.
В Российской Федерации нормативная правовая база, ориентированная на стимулирование развития малого предпринимательства, находится в стадии становления. На данном этапе необходимо ее совершенствование путем внесения уточнений и изменений в действующие законы, разработки новых законодательных актов, в том числе по вопросам взаимодействия малого и крупного бизнеса. Однако коренное улучшение действующего законодательства потребует в перспективе разработки новой законодательной модели, предусматривающей корректировку значительной части действующих законов в сфере регулирования экономической деятельности.
Для этого необходимо осуществить следующее.
1.1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:
- поддержать проект Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (новая редакция), разработанный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
- поддержать инициативу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о перераспределении налогов, поступающих от субъектов малого предпринимательства, в пользу региональных и местных бюджетов в целях стимулирования деятельности региональных и муниципальных органов власти по развитию малого предпринимательства;
- продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения малого бизнеса, в том числе внести изменения в главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и 26.3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющие в полной мере решить проблему снижения налогового бремени на субъекты малого предпринимательства и оптимизировать систему налогообложения.
1.2. Поддержать новые законодательные инициативы предпринимательского сообщества России, направленные на создание эффективной модели социального партнёрства бизнеса и власти в целях формирования в стране социально-ориентированной экономики. Взять за основу предложения Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Российской Федерации о совершенствовании федерального законодательства, включая:
- Концепцию законотворческой деятельности Совета Федерации Российской Федерации в области малого и среднего предпринимательства;
- Концепцию активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса.
Решить проблемы формирования конкурентной среды в условиях глобализации экономики, в том числе разработать практические рекомендации по формированию необходимых нормативных документов, содействующих защите субъектов малого российского предпринимательства, в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства и повышения эффективности защиты интересов малого и среднего бизнеса Правительству Российской Федерации предложить:
2.1. Внести дополнения в законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с целью обеспечения широкого привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению государственных и муниципальных заказов.
2.2. Регулярно рассматривать на совместных заседаниях антимонопольных органов совместно с объединениями предпринимателей вопросы недобросовестной конкуренции в отношении малых предприятий.
2.3. Установить на федеральном законодательном уровне порядок формирования тарифов и цен на товары (услуги) монополий, ограничив сроки периодичности изменения законодательства.
и бизнес-инкубирования
Совместное участие крупных и малых инновационных предприятий в перевооружении производства, в разработке новых видов продукции, научном обслуживании производства может дать серьезный экономический эффект.
С целью формирования национальной инновационной системы, повышения конкурентоспособности продукции и услуг отечественных предприятий необходимо следующее:
3.1. Предложить Правительству Российской Федерации:
- разработать дополнительные меры, направленные на стимулирование создания и развития внебюджетных фондов, средства которых направляются на коммерциализацию технологий посредством развития малых инновационных предприятий;
- разработать дополнительные меры, направленные на создание условий, стимулирующих крупные предприятия к передаче неиспользуемых производственных площадей малым предприятиям;
- предусмотреть меры содействия малым производственным предприятиям в улучшении качества продукции и оформления соответствующих сертификатов и лицензий посредством оказания технической помощи, а также в повышении профессионального уровня сотрудников;
- предусмотреть дополнения в действующее законодательство, стимулирующее малые предприятия к вложениям средств в развитие и использование инновационных технологий.
3.2. Рекомендовать представителям крупного бизнеса:
- рассмотреть возможность предоставления площадей для развития малых инновационных предприятий.
3.3. Рекомендовать Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Российскому союзу промышленников и предпринимателей (работодателей), общественным объединениям предпринимателей, региональным органам власти и территориальным торгово-промышленным палатам совместно с крупными предприятиями разработать и обеспечить реализацию в регионах пилотных проектов по созданию бизнес-инкубаторов, в том числе с использованием зданий и сооружений, находящихся в федеральной собственности.
малого и среднего бизнеса
С целью создания условий доступа к финансово-кредитным ресурсам для малого предпринимательства, выгодных как малому бизнесу, так и финансово-кредитным организациям, рекомендовать следующее.
4.1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
- восстановить в Налоговом кодексе Российской Федерации ранее действовавшее исключение из налогооблагаемой базы кредитных организаций доходов, полученных от кредитов, предоставленных малым предприятиям, при одновременном сохранении для малых предприятий порядка отнесения расходов по кредитам к расходам, учитываемым при налогообложении;
- ускорить принятие Закона РФ “О кредитной кооперации”;
- ускорить принятие Закона РФ “О бюро кредитных историй”;
- привести Закон РФ от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ “О кредитных потребительских кооперативах граждан” в соответствие с Типовым проектом “О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных союзах)”, принятым Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества 2 ноября 2002 г. № 3-15;
4.2. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть меры, обеспечивающие:
- формирование системы распределения рисков (гарантийных фондов) с использованием средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также средств международных финансовых организаций для обеспечения кредитов, предоставляемых малым предприятиям;
- формирование системы экономических стимулов для создания объединениями предпринимателей собственных страховых фондов по гарантированию возврата кредитов, используя для этого налоговые и другие льготы;
- усиление поддержки системы микрофинансирования малого бизнеса, в том числе через федеральную и региональные программы поддержки малого предпринимательства;
- развитие системы фондов поддержки малого предпринимательства как одного из инструментов финансового обеспечения малого бизнеса;
- включение в “Общероссийский классификатор видов экономической деятельности” классификационный признак “некоммерческие финансовые организации”;
- популяризацию и формирование положительного имиджа малого предпринимательства как основы социально-экономического развития регионов.
4.3. Предложить Министерству финансов Российской Федерации и Банку России:
- ввести упрощенный порядок кредитования субъектов малого предпринимательства;
- внести изменения в действующие нормативные акты, предусмотрев возможность упрощенного предоставления кредитов на развитие малого бизнеса в сумме до 300 тысяч рублей;
- разработать методические рекомендации по бухгалтерскому учету и налогообложению кредитных потребительских кооперативов граждан с привлечением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
4.4. Предложить Банку России:
- установить, что банки, в “кредитном портфеле” которых кредиты малым предприятиям составляют более 50%, производят отчисления в фонд обязательных резервов на уровне не более 5%;
- распространить понятие “обеспеченных” ссуд на кредиты, предоставляемые малым предприятиям под гарантии и поручительства субъектов Российской Федерации и других государственных и муниципальных организаций;
- ввести систему кредитования (рефинансирования) банков для предоставления кредитов малым предприятиям, в том числе под залог векселей предприятий, обеспеченных поручительством (авалированных) федеральным и/или региональными фондами поддержки малого предпринимательства, по пониженной процентной ставке либо с отсрочкой платежа за пользование кредитом на срок от 6 месяцев.
4.5. Предложить Банку России в целях расширения сети кредитных организаций и создания лучших условий для банков, обслуживающих предприятия малого бизнеса, уточнить следующие процедуры:
- отменить требования согласования открытия филиала банка с органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- упростить процедуру перерегистрации филиала одного кредитного учреждения в филиал другого;
- сократить сроки рассмотрения подразделениями Банка России пакетов документов на открытие филиала;
- сократить и упростить пакет документов, представляемых в отношении кандидатов на руководящие должности в филиалах банков;
- разрешить кредитным организациям и их филиалам открытие дополнительных офисов за пределами территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (ее филиала).
4.6. Банку России совместно с банковскими объединениями, организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства создать единую информационную базу субъектов малого предпринимательства, а также разработать “Методические рекомендации по организации кредитования субъектов малого предпринимательства”.
4.7.Торгово-промышленной палате Российской Федерации, банковским объединениям и другим заинтересованным структурам способствовать дальнейшему развитию институтов микрофинансирования, предусмотрев реализацию пилотных проектов между банками и небанковскими микрофинансовыми организациями.
4.8. Торгово-промышленной палате Российской Федерации, организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, банковским объединениям совместно с союзами и ассоциациями предпринимателей провести консультации с организациями-донорами и международными финансовыми институтами по вопросам координации деятельности, направленной на создание системы гарантий кредитов малому бизнесу в России.
Перспективным направлением в организации взаимодействия малых и крупных предприятий на региональном уровне является создание промышленных кластеров – локальных взаимосвязанных групп малых, средних и крупных предприятий, производящих взаимодополняющую продукцию, а также профильных вузов, НИИ, КБ, учреждений системы профессионально-технического образования. В целях создания условий для их развития рекомендовать следующее.
5.1. Региональным органам власти, территориальным торгово-промышленным палатам, организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, представителям делового сообщества разработать меры по формированию благоприятных условий для создания промышленных кластеров.
5.2. Торгово-промышленной палате Российской Федерации, объединениям предпринимателей, организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, территориальным торгово-промышленным палатам изучить возможность реализации совместного пилотного проекта по формированию промышленного кластера в одном из регионов России.
Эффективным механизмом интеграции малого и крупного бизнеса в промышленности является субконтрактация, предусматривающая создание механизмов привлечения малых предприятий для выполнения работы по отдельным контрактам. Применение механизма субконтрактации позволяет крупным предприятиям сокращать непроизводительные издержки и концентрировать ресурсы на внедрении новых технологий, обновлении модельного ряда и техническом перевооружении, а малым предприятиям - обеспечивает доступ к необходимым ресурсам (производственным площадям, оборудованию) и долгосрочным заказам крупных предприятий, способствуя повышению их уровня специализации и технологического развития.
Для формирования условий развития инфраструктуры субконтрактации рекомендовать следующее.
6.1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность включения в Федеральную целевую программу реформирования и развития военно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.) вопросы взаимодействия с малым бизнесом в отношении субконтрактации и преференций субъектам малого предпринимательства в части передачи имущества, высвобождаемого при реструктуризации предприятий ВПК.
6.2. Правительству Российской Федерации, региональным органам власти поддержать инфраструктуру субконтрактации в лице действующих и создаваемых центров субконтрактации, оказать поддержку в сборе информации о технологических возможностях и производственных мощностях предприятий, развитии выставочно-ярмарочной деятельности.
6.3. Торгово-промышленной палате Российской Федерации совместно с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, территориальными торгово-промышленными палатами рассмотреть вопрос (с учетом положительного опыта Ярославской торгово-промышленной палаты) о возможности разработки и внедрения методик создания центров субконтрактации на базе территориальных торгово-промышленных палат.
6.4. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в качестве объединенного регистра технологий и производственных мощностей промышленных предприятий в Федеральную целевую программу “Электронная Россия” раздела “Субконтрактация”.
6.5. Правительству Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства рассмотреть вопрос об организации участия российских предприятий в специализированных разделах зарубежных выставок (HANNOVERMESSE, MIDEST и др.), посвященных субконтрактации.
В целях обеспечения малого предпринимательства информацией об объектах недвижимости и упрощения процедур оформления прав собственности на объекты недвижимости предложить Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
7.1. Обеспечить доступ малых предприятий к информации о наличии объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии, реальной цене путем создания и актуализации открытых регистров производственных помещений и площадей, предназначаемых для продажи и передачи в аренду.
7.2. Предусмотреть упрощение процедур оформления соответствующих прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также всех операций с собственностью, используемой в предпринимательских целях.
7.3. Обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к гарантированным правам на использование в предпринимательских целях объектов недвижимого имущества и земли через систему преференций в вопросах аренды, субаренды и приватизации тех, государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, в которых осуществляется предпринимательская деятельность
7.4. Включить в состав расходов, предусмотренных статьей 253 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы предприятий-субъектов малого предпринимательства, связанные с приобретением производственных основных средств в размере 50% от их стоимости на момент ввода в эксплуатацию.
7.5. Установить для предприятий-субъектов малого предпринимательства ускоренную амортизацию производственного оборудования с коэффициентом 2.
7.6. Предусмотреть возможность использования имущества научных учреждений для создания и развития малых инновационных предприятий.
В целях урегулирования отношений хозяйствующих субъектов в данном секторе экономики, законодательного установления правил их поведения при взаимодействии друг с другом предложить Правительству Российской Федерации:
- принять научно-обоснованную систему налогообложения недропользователей, отвечающую взаимным интересам государства и бизнеса, которая должна базироваться на экономической эффективности освоения месторождений углеводородного сырья в зависимости от горно-геологических условий его залегания и внутренних рыночных ценах на него;
- стандартизировать условия транспортировки нефти и газа по системе магистральных трубопроводов, развивать иные средства их транспортировки, например, водным транспортом;
- создать условия торговли углеводородным сырьем и продуктами его переработки в открытом публичном режиме, оценить полезность введения квот на этом рынке;
- разработать и принять специальное законодательство, систематизирующее и упорядочивающее отношения в недропользовании, а также допускающее передачу малым предприятиям лицензий на месторождения, находящиеся в поздней стадии разработки;
- создать единую государственную систему оценки (подсчета) запасов сырьевых ресурсов, пригодную для использования потенциальными инвесторами и кредитно-банковской системой;
- внести изменения в Федеральный закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, устанавливающие равные условия на рынке топливно-энергетических ресурсов, как для крупных компаний, так и для малых предприятий.
Информация представлена интернет-порталом "Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса"