Анализ лицензирования проводился по следующим критериям:
- соответствие видов деятельности критериям их включения в число лицензируемых, в соответствии со статьей 4 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
- наличие взаимного дублирования лицензируемых видов деятельности;
- соответствие положений о лицензировании конкретных видов деятельности требованиям федерального законодательства;
- соответствие иной нормативной правовой базы, регулирующей лицензирование конкретных видов деятельности, требованиям федерального законодательства.
Анализ показал:
1. Лицензирование видов деятельности, указанных в статье 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляемое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не дублируется другими видами государственного регулирования. В соответствующих сферах деятельности такие обязательные механизмы как сертификация, аттестация и т.д. В частности, Федеральным законом от 10.01.2003 № 15-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” отменена сертификация в сфере фармацевтической и медицинской деятельности.
Государственный контроль со стороны правоохранительных и иных контрольных и надзорных органов в той или иной степени осуществляется за всеми видами деятельности, но охватывает лишь отдельные элементы конкретной деятельности, а не всю деятельность в целом, поэтому не дублирует лицензионный контроль, а дополняет его.
Вместе с тем, Комитет ТПП по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и Межрегиональная (Российская) лицензионная палата считают, что при утверждении Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, необоснованно был исключен ряд видов деятельности, полностью соответствующих критериям отнесения их к числу лицензируемых: реальная возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, безопасности государства, а также невозможность их регулирования иными методами.
К таким видам деятельности, в первую очередь, должны быть отнесены: риэлтерская деятельность, деятельность по жилищно-коммунальному обслуживанию населения; оказание ритуальных услуг и ряд других. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют какие-либо методы государственного регулирования и контроля в перечисленных сферах деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение и затрагивающих реальные интересы всех слоев населения страны.
2. Среди проанализированных видов деятельности не имеется видов деятельности, дублирующих друг друга.
Вместе с тем, в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установленном статьей 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, указаны как самостоятельные виды деятельности, имеющие много общего или, по существу, дополняющие друг друга:
- “Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения” и “Деятельность по ремонту воздушных судов” (“воздушные суда” являются одним из видов “авиационной техники”);
- “Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)” и “Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом” (разделение на самостоятельные виды деятельности в зависимости от вместимости транспортного средства для перевозок иными видами транспорта Федеральным законом не предусмотрено);
- целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в текст Федерального закона с целью их объединения в единые виды деятельности.
3. В ряде случаев в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, в число лицензионных требований и условий включены требования, входящие в число предметов ведения иных государственных органов. Формально, это может рассматриваться как нарушение соответствующих норм Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Вместе с тем, является очевидным, что исключение таких требований и условий из положений о лицензировании практически лишает органы государственной власти возможностей защиты прав и законных интересов государства, общества и потребителей, жизни и здоровья граждан при ведении недобросовестными предпринимательскими структурами соответствующих видов деятельности.
Удовлетворительное решение этой проблемы предложено Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании строительной деятельности. Важнейшим лицензионным требованием в этих положениях является соблюдение норм федерального законодательства в сфере строительства.
4. Федеральными органами законодательной и исполнительной власти проведена большая работа по приведению Федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Однако требуется внести изменения или признать утратившими силу ряд документов, касающихся видов деятельности, которые в настоящее время не подлежат лицензированию. В том числе:
- Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”;
- Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ “О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности”;
- Федеральный закон от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”;
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1014 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности ломбардов”.
5. Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, принятый в 2001 году, в значительной меньшей степени, чем предшествовавший ему одноименный федеральный закон, регулирует вопросы, связанные с действиями государственных органов при осуществлении лицензирования. Более того, утверждаемые Правительством Российской Федерации положения о лицензировании отдельных видов деятельности также практически не затрагивают процедурные вопросы. Таким образом, открывается широкое поле для “творчества” чиновников в узковедомственных интересах соответствующих структур или в частных интересах.
В этой связи необходимо существенно расширить те статьи Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, которые регламентируют действия лицензирующих органов, их руководителей и сотрудников, установив четкий порядок таких действий, не допускающий какого-либо ведомственного или местнического нормотворчества, а также усилить ответственность чиновников за нарушение данного порядка.
Комитет ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и Межрегиональная (Российская) лицензионная палата готовы представить конкретные предложения по данному вопросу и направить своих представителей для участия в подготовке соответствующих изменений в Федеральный закон.
6. Особого внимания требует вопрос о взаимодействии федеральных органов, которым поручено осуществление лицензирования конкретных видов деятельности, и органов исполнительной власти субъектов Российской федерации в части передачи им полномочий по лицензированию. Такое право предоставлено федеральным органам власти статьей 6 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Однако, как показало изучение данного вопроса, проведенное Минэкономразвития России, федеральные органы власти практически не используют предоставленное им право по передаче полномочий по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Только три министерства использовали эту возможность и заключили соответствующие соглашения по передаче полномочий.
В результате подобной позиции в ряде сфер деятельности складывается негативная ситуация, когда весь комплекс работ по лицензированию должен осуществляться малочисленными подразделениями центрального аппарата федеральных органов. Таким образом, для предпринимателей создаются значительные организационные трудности при получении лицензий, грубо нарушаются установленные законом сроки рассмотрения заявлений и выдачи лицензий, возникает необходимость дополнительных финансовых затрат. При этом, в силу объективных причин, проверка соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям и условиям и контроль за деятельностью лицензиатов практически не осуществляется, а рассмотрение претензий и жалоб потребителей носит сугубо формальный характер. Все это не способствует решению главной задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Правительством Российской Федерации при разработке Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”: устранении административных барьеров на пути развития предпринимательства, становлении цивилизованного рынка и развитии экономики страны.
В первую очередь, это относится к тем видам деятельности, которые осуществляются достаточно большим количеством предпринимательских структур (в том числе, малого и среднего бизнеса) по всей территории страны и, лицензирование которых ведется органами власти, не имеющими своих территориальных подразделений в регионах. (Например, деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, ведение лицензирования которой поручено Госкомспорту России.)
Уникальное “решение” этих проблем найдено Госстроем России. Большую часть полномочий данного федерального ведомства при лицензировании строительной деятельности выполняют государственные учреждения, не являющиеся органами государственной власти: так называемые, Федеральный лицензионный центр и региональные лицензионные центры. Их финансирование обеспечивается путем проведения дополнительных экспертиз, аттестаций и т.д., вследствие чего расходы предпринимателей при получении лицензий в десятки раз превосходят установленные Федеральным законом размеры лицензионных сборов.
Необходимо также отметить, что при заключении соглашений федеральные органы, руководствуясь субъективными оценками, осуществляют передачу полномочий только отдельно выбранными ими субъектам Российской Федерации. Так, до настоящего времени Минэкономразвития России полномочия по лицензированию турагентской деятельности переданы 71 субъекту Российской Федерации из восьмидесяти девяти. Минкультуры России полномочия по лицензированию деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) переданы лишь четырем субъектам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет ТПП по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и Межрегиональная (Российская) лицензионная палата считают необходимым внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации следующие предложения:
а) Внести дополнение в постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 135 “О лицензировании отдельных видов деятельности” с целью определения перечня видов деятельности, полномочия по лицензированию которых подлежат передаче уполномоченным на то в установленном порядке органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основанием для включения конкретных видов деятельности в указанный перечень должно быть выполнение двух условий:
- соответствующий вид деятельности не отнесен Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами к исключительному ведению Российской Федерации;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение лицензирования, не имеет территориальных подразделений, обладающих статусом органов исполнительной власти (но не аффилированных коммерческих структур).
При этом за федеральными органами должны быть сохранены полномочия лицензирующих органов, а также осуществление методологического руководства, обобщения и анализа деятельности региональных лицензирующих органов, ведение общефедерального реестра лицензий.
б) Дать поручение по заключению в кратчайшее время соглашений о передаче полномочий по лицензированию уполномоченным на то в установленном порядке органам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, выразивших согласие принять на себя выполнение таких полномочий, следующим федеральным лицензирующим органам:
- Минэкономразвития России (турагентская деятельность);
- Минкультуры России: деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- Госкомспорту России: организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
- Госстрою России: проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
в) Разработать и утвердить в качестве приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 135 “О лицензировании отдельных видов деятельности” типовую форму соглашения о передаче полномочий по лицензированию конкретного вида деятельности между соответствующим федеральным органом исполнительной власти и уполномоченным на то, в установленном порядке, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющуюся обязательной для всех органов государственной власти при заключении таких соглашений.
Комитет по регулированию предпринимательской
деятельности ТПП РФ
Информация представлена интернет-порталом "Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса"