20 июня 2003г.
Туржанов С. А.
Начальник отдела по развитию
малого и среднего бизнеса,
член политсовета РПП "ОТАН" (ОТЧИЗНА)
Одним из условий успешного развития экономики, а также гражданского общества любой страны является наличие так называемого "среднего класса". Необходимость формирования "среднего класса" как основы стабильности общества обусловлена тем, что основу его составляют предприниматели. Только "когда в сфере малого предпринимательства будет задействовано 50-60% трудоспособного населения", как отметил в одном из своих выступлений Президент РК, "мы не будем зависеть от экспорта нефти и металлов". Это означает, что развитие малого бизнеса - стратегический вопрос текущего времени, поэтому необходимо сегодня создать предпосылки, способствующие становлению и росту субъектов малого предпринимательства. Основным условием успешного развития рыночных отношений и стабилизации экономики является активизация малого и среднего предпринимательства, способствующая наполнению бюджета и созданию дополнительных рабочих мест.
О необходимости укрепления малого и среднего бизнеса прозвучало и в Послании Президента народу Казахстана. Об этом шла речь на расширенном заседаний Правительства, состоявшегося 7 августа 2002 года, где Н.А.Назарбаев подчеркнул, что "задача обеспечения качественного и широкого по охвату роста экономики требует участия десятков тысяч предпринимателей".
В соответствии с поручениями Главы государства о необходимости принятия крупных, глобальных решений, которые дали бы мощный толчок развитию малого и среднего бизнеса, нами была разработана и утверждена на IV съезде - Программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан Республиканской политической партии "ОТАН" (ОТЧИЗНА) на 2003-2005 годы.
В Республике Казахстан порядка 4 млн. трудоспособного населения занято в малом бизнесе. Именно поэтому в Программе развития малого и среднего предпринимательства основной упор поставлен на формирование среднего класса общества за счет создания социально-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса.
Анализируя показатели деятельности малого бизнеса за последние годы, на примере г.Алматы, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня это наиболее динамично развивающейся сектор экономики города Алматы.
В настоящее время малый бизнес г.Алматы - порядка 42,5 тысяч зарегистрированных предприятий малого бизнеса. Численность занятых в данном секторе экономики составляет порядка 160 тысяч человек. В 2002 году бюджет города от малого бизнеса получил в виде налогов порядка 30 млрд. тенге. Но при этом хотелось бы отметить, что за I квартал текущего года мы наблюдаем падение налоговых поступлений в данной сфере экономики на 2,5% в сравнении с таким же периодом 2002 года.
Данный показатель говорит о том, что если вовремя не принять меры, то через 2-3 года произойдет свертывание малого и среднего бизнеса. Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса являются административные и экономические барьеры, коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты, несовершенство законодательной базы и многое другое, проблема доступа к кредитным ресурсам.
Сегодня я хочу остановиться на проблеме несовершенства налогового законодательства и проблеме доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.
Государство, определяя правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает и формы контроля над субъектами малого бизнеса. Государственное регулирование и контроль должны быть эффективными элементами единой политики. Однако, в действительности, как следствие не эффективной деятельности структур государственного регулирования и контроля порождаются специфические трудности развития бизнеса, которые принято называть административными барьерами.
Обычной или даже можно сказать естественной реакцией малых предприятий на перечисленное является их уход в теневую экономику с целью снижения так называемых не производительных затрат, бюрократических рисков. Именно наличие большого теневого сектора не позволяет эффективно задействовать механизмы управления и регулирования экономикой, не дает представить реальную картину и прогнозировать развитие событий.
В результате страдают все: государство от недополучения доходов, население - от нехватки средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели - от проблем ведения двойной бухгалтерии. Сегодня мы должны создать такие условия, когда предпринимателю будет выгоднее работать легально, нежели нелегально.
В настоящее время сложилась такая ситуация, что если предприниматель будет легально платить все налоги то продукция, производимая отечественными предпринимателями, будет неконкурентоспособной в сравнении с импортной продукцией и теневым сектором экономики
Налоговый кодекс определяет завышенный процент социального налога для работодателя и подоходного налога с дохода физических лиц.
Сам социальный налог для работодателей и работающих является "размытым", так как поступает в общей массе в госбюджет и тратится, в общем на социальные нужды. То есть социальный налог не персонифицирован.
Все это, безусловно, приводит к негативным явлениям во взаимоотношениях между работодателем, работником и государством, а именно: к сокрытию реального Фонда оплаты труда; снижению поступлений в госбюджет в виде социального налога и подоходного налога с физических лиц; уменьшению отчислений в пенсионные фонды; снижению налогового поля.
Кроме того, сам работодатель ежемесячно для выплаты реальной, но укрываемой зарплаты, озабочен поисками "левых" наличных средств, путей обналичивания необходимой N-ой суммы, при этом используя различные противозаконные методы, ухудшая этим криминогенную обстановку.
При завышенном размере налогов как социального, так и подоходного увеличивается себестоимость продукции, что отрицательно влияет на её конкурентоспособность.
В недавнем послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана, Правительству РК было поручено внести предложения о дальнейшем снижении ставок отдельных налогов с 1 января 2004 года:
- снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16 до 15%;
- снизить ставку социального налога, дифференцировав её от 21 до 8 % в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале;
- снизить максимальную ставку с налога на прибыль для производственников с 30 до 20%.
Но мы считаем, что даже при таком снижении социального и подоходного налога полной легализации заработной платы не произойдет. Данное послабление поможет только нефтегазовому сектору, а в малом и среднем бизнесе происходят более глубокие процессы.
Для разрешения этой ситуации нами предлагается следующий вариант легализации заработной платы.
Учитывая психологию работодателя, а также обязательность выплат работодателем большого количества иных налогов в виде НДС, на прибыль и т.п. необходимо определить ставку социального налога не более 5% (от ФОТ работодателя), приравняв ее величину с размером нелегальных выплат при "отмывании" денежных средств. Затраты на медицинское страхование считаем целесообразным перенести в нагрузку на работника (физические лица) по ставке 3%, подоходный налог по ставке 13% (з/п работника), 10% отчисления в пенсионные фонды.
При таком распределении налоговой нагрузки произойдет легализация зарплаты. Уменьшив ставку социального налога и на медицинское страхование, можно ожидать резкий рост поступлений подоходного налога. То есть снижение социального налога полностью компенсируется увеличением от поступлений подоходного налога, что практически не повлияет на состояние доходной части госбюджета. Кроме того, после легализации зарплаты поступления подоходного налога будут расти, так как увеличится число легально работающих, возрастет среднемесячная зарплата и расширится налогооблагаемое поле. А также как следствие возможен приток инвестиций за счет Совместных предприятий, которым станет выгодно платить налоги в нашей республике.
Также необходимо изменить ставки налога на имущество с юридических и физических лиц. В настоящее время налогообложение имущества предпринимателей и физических лиц не соразмерно, и составляет для юридических лиц 1 процент, а для физических лиц - 0,1 процента от стоимости имущества в год. Так, к примеру, частное лицо, выкупившее квартиру на первом этаже для организации своего бизнеса вкладывает инвестиции в экономику города, создает дополнительные рабочие места, платит налоги (налог на землю, НДС, подоходный налог, социальный налог и т.д.) но при этом он, как юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, должен теперь платить налог на имущество в размере 1 процента, хотя ранее как владелец квартиры платил 0,1 процент. Другой пример, если частное лицо, имеющее 1.5 млн. долларов вкладывает эти средства на покупку или строительство жилья для семьи, то он оплачивает 0,1% налога на имущество как физическое лицо. Но если эти средства он вкладывает на открытие своего бизнеса, вполне солидного, и создает дополнительные рабочие места, вкладывая инвестиции в экономику города, платит налоги, развивает производство, то он должен платить налог на имущество в размере 1 процента. Данный факт способствует тому, что субъекты малого бизнеса, стремясь уменьшить свои расходы, уходят в тень, то есть, показывают своё имущество в качестве физических лиц. В результате занижаются активы компаний, и растёт объём теневого имущества. В городе Алматы в прошлом году было собрано порядка 149 млрд. тенге, а имущественный налог составил с юридических лиц 2,096 млрд. тенге и 0,293 млрд. тенге с физических лиц, т.е. доля собираемого имущественного налога не так значима по сравнению с общим объемом сбора. Но при этом данный налог отрицательно отражается на деятельности легального предпринимателя. Предлагаем уравнять ставки взимания налога на имущество, как с юридических, так и с физических лиц, установив в размере 0,1 процент в год.
Очень важно определить преференции для развития несырьевого сектора: если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от "налога на прибыль". Сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, предприниматель уже не имеет возможности развивать производство (у него не остается свободных средств после уплаты налогов и нет стимула для развития).
Сегодня на рынке зачастую возникает ситуация, когда многие предприниматели по тем или иным причинам допускают сокрытие налогов. Согласно Налоговому кодексу РК за несвоевременную уплату начисленного налога на предпринимателя налагается штраф. Наша задача - поддержать предпринимателя как налогоплательщика, пополняющего доходную часть бюджета. Поэтому предлагаем провести акцию, объявив амнистию по налогам на 6 месяцев в части отмены штрафов и пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, для субъектов малого бизнеса, занимающихся производственной деятельностью.
Наряду с недавно проведенной легализацией денег, важное значение имела бы и легализация имущества предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, а значит сборы налогов и поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы:
во-первых, получить кредиты под залог легальных основных средств;
во-вторых, вернуть свои инвестиции путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов. Возрастет деловая активность и значительно увеличатся внутренние инвестиции. По самым скромным подсчетам стоимость имущества действующих малых предприятий составляет свыше 8 млрд. долларов США (число малых предприятий в РК около 409 тыс. средняя стоимость имущества - 20 тыс. долларов).
Сложность ситуации заключается в противоречии между принятым Законом о легализации наличных денег и ранее приобретенным имуществом, о котором в Законе не сказано. В настоящее время у предпринимателей фактически нет свободных наличных денег, так как они находятся в обороте фирмы, поэтому им просто нечего легализовать.
Основная проблема заключается в том, что предприниматели, вложившие свои средства в производство на приобретение имущества, не могут его легализовать. Например, по Налоговому кодексу покупка свыше 2000 МРП считается личным доходом и, следовательно, должна облагаться самой высокой ставкой подоходного налога. В случае продажи имущества или, вообще, всего бизнеса, что вполне закономерный процесс, предприниматель несет всю полноту ответственности вплоть до уголовной, за якобы вновь приобретенные деньги. То есть предприниматель не может легально продать имущество, накопленное им в процессе своей деятельности. Поэтому к Закону о легализации капитала необходимо принять подзаконный акт, решающий указанную проблему.
Под легализацией капитала необходимо понимать полное освобождение, либо добровольное декларирование ранее скрытых от государства доходов и имущества, приобретенных в период не устоявшегося законодательства. Нужна не разовая акция, а необходим процесс легализации предпринимательской деятельности, как минимум, на 2 года.
Очень важно, чтобы действующая налоговая система, являясь одним из важнейших экономических регуляторов, стимулировала хозяйствующие субъекты в увеличении количества рабочих мест, объема работ и услуг и, следовательно росте доходности предпринимательской деятельности.
Другая очень важная проблема это недоступность к кредитным ресурсам субъектов малого предпринимательства. При формировании годового бюджета г.Алматы предусматривается выделение льготных кредитных ресурсов из бюджета города для финансирования субъектов малого предпринимательства. Условия кредитования предполагают предоставление заемных средств на 1 год до 4 миллионов тенге под залоговое имущество с процентной ставкой вознаграждения - 10% годовых тенге. Городская программа кредитования субъектов малого предпринимательства работает с 1997г. За этот период предпринимателям предоставлены кредиты для развития своего бизнеса по 102 проектам, относящимся к приоритетным направлениям данного сектора. Из них в производственной сфере - 80%, в сфере обслуживания населения г.Алматы - 20%. В 2002 году из средств местного бюджета для кредитования субъектов малого бизнеса по льготной системе выделено 83 млн. тенге, исходя из расчета до 4 млн. тенге в одни руки. В результате оказания поддержки предпринимателям в реализации их проектов с начала текущего года создано 78 рабочих мест.
Практика показала, что для становления начинающих предпринимателей предусмотренные сроки (1год) являются не достаточными для успешной реализации бизнес-планов и своевременного возвращения заемных средств без нанесения ущерба собственному бизнесу. А также суммы, выделяемые из бюджета г.Алматы, явно малы для оказания реальной помощи в кредитовании всем желающим предпринимателям и составляют ничтожно малую долю от объемов поступающих налогов в бюджет от малого бизнеса. Описанная ситуация характерна и для других регионов Республики.
Динамика поступления налогов от субъектов малого предпринимательства за 1999-2002 г.г. в г.Алматы свидетельствует о постоянном росте объемов сбора налогов. Так в 1999г. - 14,694млрд тенге, 2000г. - 20.066 млрд.тенге, в 2001г. поступления налогов в бюджет от малого бизнеса города составили - 26.869 млрд.тенге, а в 2002г. - 29,769млрд.тенге.
Учитывая стабильную тенденцию роста поступлений налогов, с целью стимулирования дальнейшего развития малого бизнеса необходимо определить размер государственной финансовой поддержки, которая бы ежегодно направлялась бы на развитие малого бизнеса конкретного региона хотя бы в объеме 5% от годового поступления налогов от субъектов малого бизнеса в государственный бюджет. Такая помощь будет действительно существенной.
В настоящее время многие международные финансовые институты предлагают различные схемы финансирования МП, внедряются кредитные линии. Но сам механизм предоставления кредитов недостаточно совершенен и, как правило, эти средства не доходят до субъектов МБ. Самая распространенная проблема - отсутствие каналов независимой оценки предоставляемых проектов, а также монопольное использование заемных средств. Местные банки, являясь агентами финансовых институтов, монополизируют право предоставления кредитов, лоббируют свои схемы и предложения, отказывая предпринимателям, не являющимся клиентами банка-агента. Многие банки предпочитают сотрудничество с представителями крупного бизнеса, и не настроены на кредитование слабого и неразвитого частного сектора. В настоящее время для поддержки малого и среднего бизнеса действуют следующие кредитные линии:
- Германская кредитная линия по поддержке малого и среднего бизнеса.
- Мирового банка реконструкции и развития
- Азиатского банка развития
- Европейского банка реконструкции и развития
По Германской кредитной линии KFM (Kreditastalt fvr Wiederaufbau) по поддержке малого и среднего бизнеса операторами являются 3 банка - ОАО "Казкоммерцбанк", ОАО "Народный банк Казахстана" и ОАО "Алматинский торгово-финансовый банк". Раскладка себестоимости конечному заемщику кредитных средств по данной линии в 2002 году была примерно следующая:
- Правительству финансовые средства предоставляются под 2% годовых;
- Министерство финансов РК взимает 3% годовых;
- Маржа коммерческого банка 7% годовых;
- В результате: конечному заемщику кредит предоставляется под 12% годовых в валюте, сроком до 4 лет на суммы от 500 до 750 000 Евро.
Ограничение количества банков-операторов отрицательно сказывается на оперативности рассмотрения проектов, а также динамике и объемах освоения этих финансовых ресурсов. Предлагаем установить жесткие рамки процентных ставок кредитования, как для правительственных структур, так и для банков-агентов, а также увеличить количество банков-операторов. Решение этих вопросов значительно облегчит предприятиям малого и среднего бизнеса процедуру получения кредитов.
Сегодня, наши предприниматели обслуживаются в местных банках, где предлагаемая ставка кредитования составляет: в валюте 16-18% годовых и в тенге 22-24%. В то время как, западные предприятия, работающие на рынках Казахстана, обслуживаются в своих банках с процентной ставкой 5-6% годовых. Поэтому местные предприниматели находятся в явно невыгодных условиях по сравнению с их западными конкурентами. Аналогичная ситуация складывается в сфере лизинга. Лизинг в Казахстане имеет практически неограниченный потенциал, как в предоставлении лучшего доступа к кредиту для малого и среднего бизнеса, так и в стимулировании капитальных инвестиций в стране, однако, лизинг не использовал свой потенциал полностью в основном из-за имеющих место сложностей в законодательстве. Так, предоставление оборудования в лизинг через отечественные банки обходиться нашим предприятиям в 18-22%, что значительно дороже, чем само кредитование. Кроме того, существующие условия способствуют уходу предпринимателей в тень. Предприниматели предпочитают брать взаем не у банков, а в теневом секторе, стремясь уйти от налогов, тем самым уменьшить затраты. Поэтому нам вместе с финансовыми институтами нужно работать над налоговым кодексом, добиваясь увеличения притока инвестиций в экономику Казахстана.
Анализ динамики макроэкономических показателей за истекший год показывает: объем вложенных инвестиций составил 1193 млрд. тенге, где из них 99 млрд. тенге - государственные инвестиции, 299 млрд. тенге - иностранные, в то числе 80% - в нефтегазовый комплекс, а 795 млрд. тенге - инвестиции отечественных предпринимателей. Отсюда видно, что для государства выгоднее развивать деятельность местных предпринимателей, т.к. львиная доля инвестиций в рыночную экономику Республики приходится именно на отечественных инвесторов
Таким образом, политика финансово- кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства должна быть ориентирована на обеспечение роста абсолютного объема финансово- кредитных ресурсов, выделяемых предприятиям малого бизнеса, увеличение доли долгосрочного и среднесрочного кредитования с применением льготных ставок вознаграждения. В связи с этим основные меры должны способствовать развитию инвестиционных механизмов, внедрению новых технологий финансирования, которые обеспечат максимально эффективное использование, как бюджетных ресурсов, так и привлеченных средств.
В заключении хочу сказать, что партия "Отан" должна стать авангардом всех хороших начинаний нашей страны, особенно в сфере малого бизнеса. Поэтому, у меня есть уверенность в том, что объединив наши усилия, мы решим те ключевые задачи, поставленные Президентом РК и Правительством РК по обеспечению дальнейшего развития предпринимательства.
Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы