22.07.2003 г.
Выступление Туржанова С.А. - директора Департамента малого бизнеса на Конференции
"Контрольно – надзорные органы и субъекты малого предпринимательства: этика взаимоотношений"
Сегодня малый бизнес Алматы – это сформировавшийся и динамично развивающийся сектор экономики города, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности – торговлю, промышленность, бытовое и медицинское обслуживание, туризм, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт, гостиницы, рестораны, рынки.
Анализ развития предпринимательства в г.Алматы за последние годы свидетельствует о том, что малый бизнес достаточно далеко продвинулся в решении многих вопросов. Об этом красноречиво говорит изменяющийся облик нашего города. Только за последние несколько лет для организации собственного бизнеса было переоборудовано 6000 квартир. При этом порядка 30 миллиардов тенге реинвестировано в первые этажи и инфраструктуру города. Построено 225 остановочных комплексов, общая сумма инвестиций составила 200 миллионов тенге. В результате этой акции было создано 25 тысяч рабочих мест. Сегодня мы можем сказать, что достигнута стратегическая цель – в городе Алматы создаются необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса. Возможность заниматься предпринимательством стало неотъемлемой частью жизни трудоспособного населения города.
По итогам первого полугодия 2003 года в г.Алматы порядка 43-х тысяч зарегистрированных предприятий малого бизнеса, что на 13,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превышает 2 раза число малых предприятий в 1998 году. Численность занятых в данном секторе экономики на 1 июля т.г. составляет порядка 166,5 тысяч человек, что на 15,3% выше чем в 2002 году и превосходит в 2 раза по сравнению с 1998 годом. 28% экономически активного населения города занято в малом бизнесе. С начала года бюджет города от малого бизнеса получил в виде налогов 14 млрд. 706 млн. тенге, что в 5,5 раз больше по сравнению с аналогичным периодом 1998 года. В 2002 году поступления в бюджет составили 30 млрд. (в то время как бюджет города Алматы – 27 млрд. тенге).
Это - результат совместной работы, как предпринимателей нашего города, так и Акимата г.Алматы, его структурных подразделений.
Департамент малого бизнеса ставит перед собой задачу организовать работу системно, через широкое обсуждение Законов в сфере малого бизнеса и готовящихся проектов нормативно-правовых актов, касающихся деятельности предпринимательства, при непосредственном участии представителей общественных объединений предпринимателей и государственных структур.
Проблемы, препятствующие развитию предпринимательства, всесторонне обсуждались на прошедшем в сентябре 2002 года Форуме предпринимателей РК. Глава Государства обозначил основные направления работы, которые дали бы мощный толчок развитию малого бизнеса. Это:
Несовершенство системы налогообложения Совершенствование законодательной базы, определение понятийного аппарата малого бизнеса Упрощение системы государственной регистрации предприятий Легализация собственности Проблема ограниченного доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам Об индустриальной политике О повышении роли Акимов в создании и развитии малого бизнеса О моратории на проверки субъектов малого предпринимательства Как выполняются эти поручения Президента сегодня?
Исходя из поставленных Президентом задач, нашим Департаментом при активном участии многих Общественных предпринимательских структур была разработана Программа поддержки и развития малого предпринимательства по г. Алматы на 2003-2005г.г., утвержденная решением 24-й сессии Алматинского городского Маслихата 2-го созыва. Впервые, эта программа предусматривает выделение 410 тыс. $ из местного бюджета на развитие малого предпринимательства города на 2004- 2005 годы.
Все перечисленные проблемы, так или иначе, затрагивают интересы, как органов государственной власти, так и предпринимательства в целом. От того, насколько эффективно и законно будут складываться отношения между государственным аппаратом с представителями бизнеса, во многом зависит дальнейшая судьба отечественного предпринимательства. Мы должны твердо усвоить, что все органы государственной власти обязаны обеспечивать и соблюдать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу остановиться на некоторых вопросах, которые наиболее остро волнуют бизнес. Один из них - проблема доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.
Результаты мониторинговых исследований свидетельствуют о том, что данная проблема является одной из наиболее актуальных, сдерживающая темпы развития предпринимательства и отрицательно влияющая на процесс ускоренного подъема и становления производственного и инновационного предпринимательства.
В г.Алматы и в стране имеются достаточные финансовые ресурсы для удовлетворения нужд малого предпринимательства, но доступ к ним крайне ограниченный. В настоящее время вся существующая система кредитования предпринимателей через банки второго уровня, по сути своей являющаяся правильной, но все же имеет существенные недостатки. Основными препятствиями при получении кредита субъектами малого и среднего предпринимательства являются:
- Высокая процентная ставка выдаваемых кредитов.
- Короткий срок возврата кредита.
- Погашение основной суммы кредита, начиная с первого месяца.
- Завышенные требования к залоговому обеспечению по кредитам.
Коммерческие банки необоснованно завышают стоимость кредитных ресурсов, получая сверх прибыли за счет хозяйствующих субъектов.
Сегодня кредитование банками второго уровня субъектов малого предпринимательства осуществляется в пределах от 14 % годовых в долларах США до 20 % годовых в тенге.
Для разрешения данной ситуации необходимо учитывать интересы 3-х основных участников рыночных взаимоотношений в этой области.
Первым участником является Правительство Республики Казахстан, основная заинтересованность которого заключается:
В развитии малого предпринимательства; В решении вопросов борьбы с безработицей и бедностью, через создания рабочих мест в сфере малого предпринимательства; В формировании и развитии среднего класса общества, как гаранта стабильности нашего общества. В эффективном использовании финансовых средств, полученных в результате профицита бюджета и направления их в реальный сектор экономики. Вторыми участниками являются банки второго уровня, основными интересами которых являются получения максимум прибыли и минимум риска для банка при кредитовании субъектов малого предпринимательства, используя при этом средства вкладчиков и синдицированных займов. Проблема скопления и эффективного использования последних остро стоит перед банками второго уровня. (Мы уже видим финансирование нашими банками иностранный бизнес).
Третьими участниками данных рыночных взаимоотношений и основным потребителем средств являются субъекты малого предпринимательства интересы, которых заключаются в упрощении и облегчении доступа к финансовым ресурсам (низкие процентные ставки по кредитам, увеличения сроков кредитования и снижения требований по залоговому обеспечению).
Для того, чтобы учесть интересы всех 3-х заинтересованных сторон, предлагаем:
кредитование субъектов малого предпринимательства банками второго уровня осуществлять под 8 % - 10 % годовых, при этом компенсировать 6 % - 8 % маржи по кредиту банкам второго уровня из средств местных бюджетов, ежегодно выделяемых на кредитование субъектов малого предпринимательства.
На примере г. Алматы. В 2002 году из средств городского бюджета на кредитование субъектов малого предпринимательства было выделено 83 млн. тенге. Максимальная сумма кредита для субъекта малого бизнеса составляет 4 млн. тенге под 10 % годовых, т.е. в среднем количество субъектов малого предпринимательства, которые могут воспользоваться льготным кредитом, составляет от 20 до 30 предпринимателей.
Если эти 83 миллиона направить на компенсацию маржи, а кредиты предпринимателям выдавать под 8-10% из средств банков, то объем кредитования возрастет до 1млрд. 300млн. тенге, и количество про кредитованных субъектов малого предпринимательства увеличится, в среднем, в 10 раз и более, и будет составлять от 200 до 300 предпринимателей, при этом будут учтены интересы всех заинтересованных сторон.
Однако предложенная схема только увеличит количество субъектов предпринимательской деятельности, использующих кредитные средства банков второго уровня. Это касается действующего бизнеса с достаточным залоговым обеспечением, но не решит всей проблемы кредитования субъектов малого бизнеса, и в особенности не обеспечит доступа к кредитным ресурсам для начинающих свой бизнес предпринимателей.
Как можно решить эту задачу?
В целях создания необходимых условий для доступа к кредитным ресурсам наиболее уязвимой категории субъектов малого предпринимательства, а это начинающие предприниматели, а также субъекты малого бизнеса, не имеющие достаточного залогового обеспечения, предлагаем создать региональные Фонды поддержки предпринимательства и инноваций, уставные капиталы, которых будут сформированы как из средств республиканского, так и местных бюджетов.
Сегодня большая часть предпринимателей используют полученные кредиты на пополнение оборотных капиталов это - 46,3 %, а на покупку оборудования лишь – 22,6 % из общего числа полученных кредитов. При таком раскладе говорить о развитии производственного, а тем более инновационного предпринимательства не приходиться, учитывая при этом перспективу вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию.
Отечественные товаропроизводители нуждаются в средне - и особенно в долгосрочном кредитовании для обновления и технического перевооружения с целью организации производства конкурентоспособной продукции.
Кроме того, требуют существенного изменения действующие условия кредитования, имея в виду значительно изменившиеся макроэкономические показатели такие как уровень инфляции, платежный баланс, рост объемов производства и т. п., являющиеся базовыми при разработке условий кредитования (на уровне 1997 года).
Сегодня общеэкономическая ситуация заметно улучшилась, в то время как условия кредитования остались практически неизменными.
Фонды поддержки предпринимательства необходимо создавать как небанковские финансовые учреждения, имеющих лицензию Национального Банка на предоставление отдельных видов банковских услуг, проводящих жесткий мониторинг проекта, предложенных для финансирования, а также контролирующих расход средств, выделенных предпринимателям в качестве кредита.
В сфере государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса предлагаем определить ее размер не менее 5% от годового поступления налогов от субъектов малого бизнеса конкретного региона в государственный бюджет. Такое предложение мы внесли в Проект Закона “Об особом статусе г. Алматы” и надеемся на положительное решение.
На Республиканском Форуме предпринимателей Президентом страны было дано поручение Правительству внести изменения в законопроект по легализации собственности. Сейчас этот проект находиться на рассмотрении в Парламенте. Но что это будет за закон? Его качество? Чьи интересы он будет защищать? если проект не прошел обсуждение среди предпринимателей. Именно этот закон будет завтра играть важную роль в дальнейшей судьбе развития малого бизнеса. Требует своего решения вопрос легализации заработной платы.
Малый и средний бизнес – это тот сектор экономики, в котором стратегия налогообложения должны быть направлена на легализацию доходов. Такой подход позволит увеличить количество легальных субъектов предпринимательской деятельности, создаст стабильность его работы, существенно повысит его долю на рынке и в бюджетных поступлениях. Если установить ставки на социальный налог как 5%, а на подоходный - 5-13%, это позволит увеличить поступления в бюджет на 1 млрд. долларов или 150 млрд. тенге. Таким образом, значительно пополнится бюджет страны за счет роста поступлений подоходного налога с физических лиц, а также обеспечим накопление достаточных средств в пенсионных и страховых фондах.
Другая не менее важная проблема в развитии малого и среднего бизнеса – снижение налогового бремени. Действующий налоговый кодекс предусматривает определенные налоговые льготы для представителей малого бизнеса (упрощенный режим налогообложения). Крупные компании, которых не так много и в основном в нефтегазовом секторе, успешно решают свои проблемы, лоббируя свои интересы в Правительстве, Парламенте. Остается незащищенным средний бизнес, который является основным инвестором в отечественную экономику, стрежнем экономического развития страны. Поэтому налоговое законодательство требует серьезной доработки именно в этой плоскости.
Необходимо определить преференции для развития производства: если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от “налога на прибыль”. Сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, предприниматель уже не имеет возможности развивать производство (у него не остается свободных средств после уплаты налогов и нет стимула для развития).
Поэтому сегодня на рынке зачастую возникает ситуация, когда многие предприниматели допускают сокрытие налогов. Наша задача – поддержать предпринимателя как налогоплательщика, пополняющего доходную часть бюджета. Анализ динамики макроэкономических показателей за истекший год показывает: объем вложенных инвестиций составил 1193 млрд. тенге, где из них 99 млрд. тенге - государственные инвестиции, 299 млрд. тенге – иностранные, в то числе 80% - в нефтегазовый комплекс, а 795 млрд. тенге – инвестиции отечественных предпринимателей. Отсюда видно, что для государства выгоднее развивать деятельность местных предпринимателей, т.к. львиная доля инвестиций приходится именно на отечественных инвесторов.
Еще об одном поручении Президента – определении понятийного аппарата. Департаментом малого бизнеса, бизнес- ассоциациями направлены предложения в Правительство по определению понятий малого, среднего и крупного бизнеса. Однако закона до сих пор нет. Это позволит сделать правильным мониторинг.
Учитывая поручение Президента об усилении роли местных исполнительных органов (Акимов всех уровней) в развитии малого бизнеса, с целью оптимизации органов государственной власти, исключения дублирования функций, предлагаем произвести реструктуризацию государственных органов, отнесенных к блоку “охраны здоровья человека”. В мировой практике принято, что в каждом городе ответственность за охрану здоровья населения возлагается на городские муниципальные власти и городские службы здравоохранения. При этом федеральные органы не дублируют деятельность городских, а направляют свою деятельность на улучшение системы работы в целом в общегосударственном масштабе, осуществляя методическое руководство с оказанием практической помощи ведомственным подразделениям.
В настоящее время в г. Алматы сложилась необходимость для создания единого органа, несущего ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем осуществления контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией и надзором за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности санитарных норм и правил гигиенических нормативов, санитарного Законодательства и Законов РК в части охраны здоровья человека.
Неблагоприятная обстановка в Республиках Кыргызстан, Узбекистан и южных регионах Республики Казахстан создает угрозу заноса возникновения и распространения особо опасных болезней общих для человека и животных в городе Алматы с населением 1,5 миллиона человек.
Завоз мясной продукции из этих регионов производится по трем основным направлениям: со стороны Курдайского перевала, Караганды и Капшагая. Поток зараженной продукции предлагается остановить, поставив на таможенных постах ветеринарные службы, контролирующие ввоз некачественной продукции в г.Алматы. Перевод Алматинского областного Территориального Управления Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в город Талдыкорган существенно ослабил контроль за прилегающим к городу Алматы крупными оптово-розничными продовольственными рынками. В настоящее время Территориальное управление Министерства сельского хозяйства РК по г. Алматы осуществляет контроль за объектами только на территории города. Вместе с тем основным поставщиками сельскохозяйственной продукции в город являются рынки “Алтын-Орда”, “Таусамалы”, “Еламан”, “Катализатор”, “Жетысу”, и “Тулпар”, которые находятся буквально на черте города, но являются подконтрольными объектами Алматинского областного Территориального управления Министерства сельского хозяйства РК.
Только в текущем году в мясопродуктах прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу на этих рынках и реализуемых в торговых точках Алматы обнаружены в двух тушах финноз и в одной туберкулез. Здесь же постоянно пропускаются внутренние органы, пораженные паразитарными заболеваниями. В настоящей, сложной, эпизоотической ситуации считаем сложившееся положение потенциально опасным.
Исходя из вышеизложенного предлагаем вывести из под контроля Алматинского областного Территориального управления Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и передать под надзор Территориального управления Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан по г.Алматы все рынки, расположенные на расстоянии 20 километров от г.Алматы.
Это позволило бы организовать действенный контроль по выявлению продуктов опасных для жизни и здоровья человека еще до завоза их в город. Предлагаемая мера поддерживается городской санитарно-эпидемиологической службой, которая считает необходимым и намерена в ближайшее время взять эти объекты под свой контроль и избежать необоснованные проверки со стороны вет. службы 5000 точек общепита г.Алматы.
Еще одна проблема – независимая деятельность лабораторий различного ведомственного подчинения. В настоящее время и территориальное управление Министерства сельского хозяйства по г.Алматы, и службы санитарно-эпидемиологического надзора, и органы стандартизации и сертификации имеют свои лаборатории по проверке качества продукции. Но результаты лабораторных исследований одних государственных органов не признаются лабораториями других органов. Этот факт также требует дальнейшей оптимизации государственных структур, так как наличие множества лабораторий порождает и множество проверок субъектов малого предпринимательства, которые выражаются в дополнительных накладных расходах, поскольку лаборатории, как правило, работают на хозрасчетной основе и предприниматель обязан проверять качество своей продукции в лабораториях всех перечисленных ведомств, оплачивая их недешевые услуги.
Поэтому предлагаем произвести оптимизацию, путем централизации в единый Комитет государственного надзора по защите здоровья человека и окружающей среды г.Алматы органов, находящихся в городском и республиканском ведениях, осуществляющие контрольно-надзорные функции по отношению к предпринимательской деятельности, фактически в той или иной мере допускающих дублирование функций контроля за окружающей средой и охраной здоровья человека:
Городское санитарно-эпидемиологическое управление. Управление государственного надзора по стандартизации и метрологии. Алматинский филиал ОАО “Национальный центр экспертизы и сертификации”. Управление охраны окружающей среды. Инспекция по труду г.Алматы Министерства труда и социальной защиты населения РК. Управление государственного ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства РК. Исключив дублирование функций перечисленных контрольно- надзорных органов, подчинив их одному городскому ведомству, подотчетному Акиму, мы бы безусловно уменьшили количество проверок и накладных расходов предпринимателей, связанных с ними. Тем самым устранили бы некоторые из административных барьеров.
Наиболее серьезной причиной, тормозящей развитие малого бизнеса, мы считаем наличие административных барьеров, взаимоотношения контрольно- надзорных органов с предпринимателями. Этим вопросам посвящен и наш сегодняшний семинар.
С целью преодоления этих барьеров нами инициировано создание общественных Экспертных советов при городских государственных органах, осуществляющих контрольно-надзорные функции по отношению к субъектам предпринимательской деятельности с обязательным участием представителей общественных объединений предпринимателей. На заседаниях Экспертных советов рассматриваются назревающие проблемы, конфликтные ситуации между предпринимателями и представителями власти, проводиться общественная экспертиза принимаемых данной государственной структурой нормативно-правовых актов.
В настоящее время Общественные Экспертные Советы созданы и функционируют при таких городских государственных органах, имеющих контрольно-надзорные функции как Комитет по управлению земельными ресурсами, Управление охраны окружающей среды, Управление Министерства сельского хозяйства РК по г.Алматы (Горветстанция), Управление по чрезвычайным ситуациям, Управление противопожарной службы, Санитарно-эпидемиологическое Управление, Департамент архитектуры и градостроительства, Департамент государственного архитектурно-строительного контроля, Департамент по управлению коммунальной собственностью, Департамент индустрии, торговли и поддержки малого бизнеса, Управление финансовой полиции на транспорте, Городской территориальный комитет госимущества и приватизации, Департамент Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Управление статистики. За каждым Экспертным советом закреплен один из руководителей общественной предпринимательской структуры, являющийся членом Комиссии по развитию малого предпринимательства при Акиме г.Алматы.
Но не все государственные структуры правильно воспринимают работу Экспертных советов, игнорируют данную политику открытости. Так, например, очень активно прошло первое заседание Экспертного совета при Налоговом комитете. Поднимался очень серьезный вопрос о сдаче отчетности предприятий, потерявших связь с налоговыми органами. Я имею ввиду вопрос уменьшения разницы между зарегистрированными и действующими субъектами предпринимательской деятельности. Сегодня и Налоговый комитет и предприниматели в равной мере заинтересованы безболезненно для тех и других закрыть эти предприятия. Но пока работа ЭС остановилась.
Руководство Городской финансовой полиции отказалось от создания Экспертного совета. Хотя все мы знаем о многочисленных “наездах” на предпринимателей работниками этого государственного органа даже в период действия моратория.
Большая работа предстоит Экспертному совету при Департаменте Архитектуры и градостроительства. Очень много нареканий со стороны предпринимателей вызывают новые поправки в Закон об “Архитектурно- градостроительной деятельности”. И без того тяжелый закон усложнен рядом требований по необходимости экспертных заключений со стороны пожарников, ЧС, экологов и других контрольно- надзорных органов, за проведение которых приходится оплачивать самим предпринимателям.
По-прежнему остается закрытой информация о наличии свободных земельных участков в черте города под предпринимательскую деятельность, хотя рекламные газеты полны информацией о продаже частными лицами и компаниями земля по непомерно высоким ценам. Почему городским территориальным земельным комитетом не проводятся аукционы, хотя есть определенная методика проведения таких мероприятий.
Новое Постановление Правительства №1313 “О правилах прохождения разрешительных процедур на строительство новых и уже существующих объектов”, “Административный кодекс”, Постановление Правительства “Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства”, где проявляются сплошные противоречия, порождающие и создающие условия для коррупции, так как многие требования этих нормативно- правовых актов заранее невыполнимы для основной массы предпринимателей. Об этих административных барьерах подробно будет идти речь на нашем семинаре.
Особо хотелось бы отметить вопрос ICS - передача государственной собственности частным структурам.
Что касается моратория, то надо отметить, что в целом он играет позитивную роль хотя бы потому, что количество проверок уменьшилось на 40%. Но объявленный мораторий не выполнил до конца свою задачу. Малому бизнесу дали только небольшую передышку, а нам нужно достаточно времени, чтобы набрать обороты и укрепить бизнес и принять соответствующие законы для развития малого бизнеса.
Я предлагаю, не дожидаясь окончания моратория обратиться к Президенту РК, как к гаранту Конституции с просьбой пролонгировать мораторий еще на 12 месяцев. Положительное решение этого вопроса укрепит веру малого бизнеса в неотвратимость реформ, политики Президента по развитию малого предпринимательства как важной государственной стратегической задачи, будет дисциплинировать деятельность контрольно- надзорных органов.
В заключении хочу сказать, что город Алматы был и является авангардом всех хороших начинаний нашей страны, особенно в сфере малого бизнеса. Поэтому, у меня есть уверенность в том, что, объединив усилия предпринимателей и контрольно- надзорных органов, обоюдно стремясь соблюдать правила этики взаимоотношений через диалог, уважение и взаимопомощь, мы решим все ключевые задачи, поставленные Президентом РК по обеспечению дальнейшего развития предпринимательства.
Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы