Москва, декабрь 2006 года
ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса"
Руководитель проекта Ю.Д. Дейкун
- Роль малых и средних предприятий в мировой экономике
- Описание текущей ситуации по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
2.1. Федеральный уровень
2.2. Региональный уровень
- Стратегия развития государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и миграция из текущей ситуации
3.1. Определение сегментов и анализ потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства
3.2. Создание эффективных систем мер на федеральном и региональном уровне
3.3. Интегрированный план популяризации системы мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
3.4. Реализация системы мер по поддержке малого и среднего предпринимательства
3.5. Мониторинг эффективности и адекватности государственной инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства
- Элементы государственной поддержки малых и средних предприятий
4.1. Информационная поддержка
4.2. Консалтинговая поддержка
4.3. Финансовая поддержка
4.3.1. Субсидии
4.3.2. Государственное обеспечение и заказы
4.4. Поддержка отраслевой концентрации
4.5. Поддержка экспорта
4.6. Оценка эффективности программ поддержки
4.6.1. Предпринимательство
4.6.2. Административное окружение
4.6.3. Доступ к финансированию
4.6.4. Доступ к коммуникациям
4.6.5. Функционирование рынков
4.7. Интегрированная система показателей
4.8. Критерии оценки по направлениям государственной помощи
4.8.1. Финансовое содействие
4.8.2. Информационное содействие
4.8.3. Консалтинг
4.8.4. Развитие экспорта
4.8.5. Региональная концентрация
4.9. Практические примеры государственной поддержки МСП в развитых странах
4.9.1. Система государственной поддержки МСП в Канаде
4.9.2. Система государственной поддержки МСП во Франции
4.9.3. Система государственной поддержки МСП в Великобритании
4.10. Основные выводы
Основные положения отчета
В ходе работы по разработке стратегии создания инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства был проведен анализ текущей ситуации этой сферы в Российской Федерации. Был отмечен целый ряд положительных тенденций и серьезных шагов в части увеличения числа направлений поддержки малого и среднего предпринимательства и общего объема финансирования данного сектора экономики. Помимо этого Министерством экономического развития и торговли был разработан федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства", призванный создать нормативные правовые механизмы и институты, обеспечивающие формирование благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности. Данный закон, наряду с региональными правовыми актами, должен способствовать улучшению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, развитию субъектов малого и среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, и как результат - увеличению общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Это приведет к развитию самозанятости населения, увеличению доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Основными характеристиками сложившейся инфраструктуры на сегодняшний день являются:
- Выработка государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне и реализация данной политики находятся в поле ответственности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
- В части непосредственной реализации и инициализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего бизнеса был сделан акцент на региональные профильные комитеты. Вследствие этого отсутствует унификация как набора услуг, доступных представителям малого и среднего бизнеса в различных регионах, так и их качества. Несмотря на то, что необходимо опираться на отраслевые особенности регионов, выработка региональных стратегий должна быть унифицирована с общей стратегией развития инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне. Без этого не возможно ни создание эффективной системы мер поддержки, ни действенный мониторинг, важность которого возрастает на фоне роста объема финансирования данного направления.
Также была определена проблема недостаточной информированности потенциальных потребителей государственных услуг по поддержке малого и среднего предпринимательства, что зачастую создает проблемы с освоением даже уже выделенных бюджетных ресурсов.
В связи с этим была предложена следующая модель реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса - создание инфраструктуры, обеспечивающей перманентный процесс анализа потребностей предпринимателей; выработка и реализация соответствующих мер; своевременный мониторинг эффективности. Данный процесс состоит из следующих этапов:
- Определение сегментов и анализ потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный этап должен базироваться на репрезентативных опросах субъектов малого и среднего предпринимательства и анализе экономической и отраслевой среды каждого региона. Результатом этого этапа должно стать описание отдельных сегментов субъектов малого и среднего бизнеса с детальным анализом тех проблем, которые препятствуют успешному росту предприятий.
- Создание эффективной системы мер поддержки на федеральном и региональном уровне. На данном этапе необходимо, опираясь на сегментацию субъектов малого и среднего предпринимательства предыдущего этапа, оценить значимость каждого сегмента малого и среднего бизнеса для экономики региона и страны в целом. Данный анализ необходимо проводить на основе постоянного общения между различными уровнями власти, потенциальными поставщиками услуг и конечными их потребителями. Также на этом этапе необходимо согласовать набор показателей и индикаторов для определения эффективности каждой меры. Результатом данного этапа являются: стратегический план мероприятий; программа с указанием конкретных направлений для финансирования, источников финансирования и показателей эффективности; распределение ответственности за выполнение и контроль.
- Интегрированный план популяризации системы мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Данный этап необходим для повышения эффективности и качества мероприятий. На данном этапе предполагается:
- информировать работников государственных и прочих организаций о важности и необходимости оказания услуг;
- разъяснить малым предприятиям и широким группам населения возможности, предоставляемые государством по поддержке малого бизнеса.
С этой целью на данном этапе разрабатываются маркетинговые планы по интегрированной популяризации мер для различных, с точки зрения получения информации, групп заинтересованных сторон как на региональном, так и / или на федеральном уровне.
- Реализация системы мер по поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный процесс по оказанию услуги представляет собой построение цепочки поставщик - государственный аппарат - получатель услуги. Это построение необходимо базировать на реализации взаимодействия между всеми участниками процесса.
- Мониторинг эффективности и адекватности государственной инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства, включающий:
- измерение соответствия реальных потребностей предпринимателей тому анализу, который был проведен изначально, с учетом изменения рыночных условий, производимый, в том числе, по востребованности услуг.
- соответствие мер тем проблемам, которые они призваны решать, определяемое на основе опроса предпринимателей о качестве данной услуги.
- измерение соответствия всей системы мер задачам, которые были поставлены изначально на федеральном и региональном уровне, производимое посредством макроэкономических показателей.
Также была проведена работа по анализу инфраструктур государственной поддержки малого и среднего предпринимательства некоторых ведущих стран мира.
На основе этого анализа были выделены следующие основные направления поддержки малого и среднего бизнеса:
- консалтинг;
- информационная поддержка;
- финансовая поддержка;
- отраслевая концентрация;
- экспорт.
Каждое направление было проанализировано с точки зрения процесса реализации и контроля и были даны соответствующие предложения по мониторингу для использования данных моделей в Российской Федерации.