Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Поддержка малого бизнеса на местном уровне

Формирование трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства в России, предусматривающей рациональное распределение функций между федеральными, региональными и местными органами власти, с делегированием широких прав на уровень административно-территориальных единиц – важнейшее условие претворения в жизньстратегических планов поэтапного развития рыночной экономики.

Система государственной поддержки малого предпринимательства каждого из уровней управления при общей глобальной цели (создание среднего класса собственников) имеет одинаковые структурные элементы, находящиеся в тесной взаимосвязи (см. рис.). Целостность системы устанавливается не автоматически, а сознательно формируется, поддерживается и укрепляется органами власти соответствующего уровня.

Для достижения эффективности поддержки малого предпринимательства в стране в отдельных субъектах РФ ив каждом муниципальном образовании в первую очередь необходимо определить стратегические цели (политические, экономические и социальные), базирующиеся на анализе, предположениях и предпосылках, которые вытекают из планов их стратегического развития.

Стратегическая задача государственной поддержки малого предпринимательства состоит не в передаче малым предприятиям финансовых, материальных, технических и иных ресурсов, а в создании экономических, социальных и правовых условий для их выживания, выработке “иммунитета” и способности расти, саморазвиваться в рыночной экономике.

Тактическими задачами органов управления, способствующими формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства, являются:

- определение и закрепление стабильного источника бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку малого предпринимательства, и разработка рациональных механизмов использования выделенных средств;

- использование в интересах малого предпринимательства принадлежащего государству (муниципалитету) имущества производственного назначения и имущественных прав (пакетов акций приватизированных предприятий) в различных формах: выделение объектов собственности (в том числе земельных участков) для размещения объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, рациональное использование свободных производственных мощностей, выделение (разделение) предприятий в процессе санкции и демонополизации;

- активизация деятельности судебных, контрольных и правоохранительных органов по правовой защите интересов малого предпринимательства, обеспечению его безопасности и охране прав собственности; улучшение учебной и пропагандистской работы, направленной на стимулирование малого предпринимательства, подготовку людей к занятию собственным бизнесом, формирование соответствующего общественного мнения, переквалификацию государственных (муниципальных) служащих;

- инициатива в организации диалога с предпринимательскими кругами, установление взаимодействия предпринимательских объединений и властных структур, в том числе на основе специальных договоров и соглашений. Решение задач поддержки малого предпринимательства напрямую зависит от представительного органа местного самоуправления, к исключительной компетенции которого они относятся. Без убежденности и четкого понимания муниципальными чиновниками роли малых предприятий в развитии территории и решении социальных проблем трудно в условиях формирующегося демократического общества, при ограниченных финансовых возможностях отстаивать интересы малого бизнеса и добиваться положительных результатов.

Для решения стратегических и тактических задач поддержки малого предпринимательства на каждом уровне управления должна проводиться соответствующая экономическая политика, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых в комплексе используются как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы.

Важнейшим структурообразующим элементом системы государственной поддержки малого предпринимательства, сформированным сообразно установленным целям, является создание механизмов ее реализации:

- нормативно-правовой базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства, регулирующей формы, методы поддержки и процедуры принятия властными структурами решений;

- сети специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, включающей органы муниципальной и государственной власти и управления, общественные объединения и организации, специализированные объекты инфраструктуры, созданные и действующие при государственном участии или участии органов муниципальной власти (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы, учебные и консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

- государственных (муниципальных) программ (как специальных, непосредственно ориентированных на оказание тех или иных мер поддержки малым предприятиям, так и программ социально-экономического развития, которые разрабатываются с учетом интересов предпринимателей и могут включать меры по их поддержке в области конверсии, отраслевого и регионального развития, занятости).

Разработка и создание всех элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства позволит эффективно управлять процессом его становления, а именно, осуществлять все функции управления: планирование, организацию, регулирование, координацию и контроль. Диагностика состояния малого бизнеса и ежегодный мониторинг деятельности органов местного самоуправления в данной сфере позволят выявить степень достижения поставленной цели: определить вклад малых предприятий в решение социально-экономических задач территории и результативность оказываемой им помощи, выявить отдачу от вложенных бюджетных средств. При положительных результатах устанавливаются цели более высокого порядка, при отрицательных – уточняются цели и корректируются элементы системы.Трехуровневая система государственной поддержки малого предпринимательства предполагает формирование на каждом из уровней взаимоувязанных специализированных программ поддержки.

Местная программа поддержки малого предпринимательства, экономически обоснованная и социально ориентированная, исходящая из принципов преемственности и развития по отношению к ранее принятым местным программа, является инструментом достижения планомерности и целевой ориентации процесса становления малого бизнеса.

Местная программа – взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, позволяющих эффективно решать задачи в области территориального развития с учетом объективных требований и возможностей хозяйства района (города). Она может рассматриваться как целевая, что позволяет поставить ее выполнение на особый контроль со стороны муниципальных и региональных органов власти и управления, а финансовое обеспечение оформить отдельной строкой в местном бюджете.

Для обоснования финансирования программы необходимо описать ожидаемый социальный эффект. Обобщающий показатель эффективности программы рассчитывается как превышение совокупности результатов, получаемых от реализации программы, над совокупными затратами в течение всего срока ее выполнения. Целью местной программы должно быть достижение устойчивого развития малого предпринимательства как важнейшего метода создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов.

При разработке программы необходимо основываться на сценарном (многовариантном) прогнозе развития малого предпринимательства в муниципальном образовании, позволяющем выявить причинно-следственные связи и предпосылки, определяющие характер перспективного становления нового сектора экономики. Количество реальных разновидностей сценариев объективно ограничено имеющимися на территории ресурсами и состоянием общества в целом.

Процедура разработки местной программы поддержки малого предпринимательства, представленная на рис., включает в себя предпроектную стадию и три последовательных этапа:

этап I – формирование целей программы;

этап II – разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные подпрограммы;

этап III – отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки малого предпринимательства.

Качество разработки местной программы обеспечивается подготовительной работой предпроектной стадии, куда входят:

- проведение комплексного анализа (социально-экономического положения территории; состояния развития малого бизнеса; результатов выполнения предыдущей местной программы поддержки малого предпринимательства);

- определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства на территории; разработка бизнес-карты муниципального образования.

В результате проведения аналитической работы по выявлению текущих и конкретизации стратегических задач поддержки малого бизнеса формируются цели программы, после чего приступают к разработке ее различных вариантов. Достижение цели программы обеспечивается комплексом мероприятий, которые группируются в функциональные подпрограммы (либо разделы), направленные на формирование нормативно-правовой, информационной, организационно-методической среды и создание благоприятных предпосылок (материальных, финансовых, организационных) для малых предприятий, а также отраслевые подпрограммы, предполагающие реализацию инвестиционных проектов малого бизнеса, отвечающих приоритетам территории.

Отбор окончательного варианта программы осуществляется коллегиальным органом – общественной независимой комиссией, члены которой заинтересованы в результатах выполнения программы и обладают достаточными полномочиями для защиты интересов курируемых ими направлений социально-экономического развития муниципального образования. Использование совещательного подхода позволяет вовлечь множество специалистов из различных структурных подразделений администрации и депутатов в процесс принятия решения. При этом важность проблем, решаемых в рамках рассматриваемых проектов, существенно влияет на выбор варианта программы.

Групповое принятие решения базируется на двух предположениях: группа принимает решение легче, чем один человек, и лучше его реализует. Отобранный вариант программы утверждается главой администрации муниципалитета.

Важным условием достижения программных целей является утверждение головной структуры или руководителя программы с возложением на него функций технического обеспечения, координации и контроля за ходом ее осуществления. Полномочия головной структуры (руководителя программы) должны быть регламентированы местным нормативно-правовым документом (постановлением, распоряжением главы муниципального образования), одновременно утверждающим местную программу поддержки малого предпринимательства.

Привлечение специалистов отраслевых подразделений администрации к разработке и реализации местной программы поможет консолидировать усилия всех муниципальных служб, избежать распыления человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Отдел развития и поддержки предпринимательства МПРТиЗ РС(Я)

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости