Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Особенности исчисления и уплаты транспортного налога на территории Сибирского федерального округа

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 года №110-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главой 28 "Транспортный налог", нормы которой вступают в силу с 1 января 2003 года.

Согласно ст. 9 указанного федерального закона транспортный налог заменяет такие источники формирования дорожных фондов как "налог на пользователей автомобильных дорог" и "налог с владельцев транспортных средств", действие которых было предусмотрено Законом РФ от 18.10.1991 №1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", кроме того с 1.01.2003 года отменяется налог на водно-воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Транспортный налог относится к группе региональных налогов и сборов, в связи с чем, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следует напомнить, что п. 3 ст. 12 части первой Налогового кодекса РФ определено, что при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются такие элементы налогообложения, как: налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по налогу.

По состоянию на 1 декабря 2002 года на территории всех субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, за исключением Таймырского автономного округа были приняты и опубликованы соответствующие региональные законы, а, соответственно, с 1 января 2003 года на их территории будет действовать новый транспортный налог.

Прежде чем описать региональные особенности транспортного налога на территории Сибирского федерального округа, остановимся на основных положениях главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ, установившей своеобразные рамки для регионального законотворчества.

Налогоплательщики

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. "Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. Напомним, что в соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.

В тоже время, часть вторая ст. 357 НК РФ устанавливает особую категорию налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения до момента официального опубликования Федерального закона №110-ФЗ (29 июля 2002 года). Согласно закрепленной норме в подобной ситуации налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Следует напомнить, что согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является договором купли-продажи и основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

Объект налогообложения

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.130 Гражданского кодекса РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 №144, а Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 №30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 №145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 21.02.2002). Во исполнение данного постановления МВД России приказом от 26.11.1996 №624 (в ред. от 15.03.1999) утвержден действующий в настоящее время Порядок регистрации транспортных средств.

Транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения

Пунктом 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:

- назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);

- принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);

- принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).

Налоговая база и налоговый период

В связи с разнородностью объектов налогообложения налоговое законодательство предусматривает различный порядок определения налоговой базы в зависимости от вида объектов налогообложения.

Так, согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше - как единица транспортного средства.

Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.

Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.

Вместе с тем согласно п.3 ст.362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц.

Налоговые ставки и исчисление налога

Статьей 361 НК РФ по сравнению с ранее принятыми законодательными актами в этой сфере в большей степени учтены характеристики транспортных средств. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) налоговые ставки варьируют в зависимости от мощности транспортного средства. Согласно п.2 ст.361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз.

Наряду с повышением (понижением) ставок ст.361 НК РФ допускается возможность установления различных налоговых ставок в отношении отдельной категории транспортных средств, например автомобилей. Таким образом, в отношении каждой категории транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, ставки могут различаться в 25 раз.

Следует отметить, что размеры налоговых ставок по транспортному налогу существенно выше ставок налога с владельцев транспортных средств.

В общем случае согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сравним на примере легковых автомобилей действующие налоговые ставки и сумму налога с владельцев транспортных средств с налоговыми ставками и суммой транспортного налога, которую придется заплатить владельцам указанных автомобилей после 1 января 2003 г. при условии сохранения субъектом размера ставки, предусмотренного главой 28 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что порядок исчисления налога зависит от категории налогоплательщика. Так, налогоплательщик-организация исчисляет налог самостоятельно, а исчисление налога за налогоплательщиков-физических лиц осуществляют налоговые органы. В этих случаях согласно ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии со ст. 363 НК РФ налоговое уведомление по транспортному налогу должно быть направлено физическому лицу не позднее 1 июня года (налогового периода). При этом согласно п. 4 ст.57 НК РФ обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Напомним, что срок уплаты транспортного налога (или сроки - в случае уплаты суммы налога частями) устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Форма налогового уведомления определяется МНС России и в настоящее время утверждена приказом от 14.10.2002 №БГ-3-04/566.

Сведения о налогоплательщиках должны поступать в налоговые органы от соответствующих регистрирующих органов в течение 10 дней после совершения в отношении транспортных средств регистрационных действий. До 1 февраля года представляется вся информация о транспортных средствах по состоянию на 31 декабря истекшего года. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст.129.1 НК РФ.

Порядок уплаты налога

В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства.

Статьей 3 Закона "О дорожных фондах Российской Федерации" установлено, что поступления сумм транспортного налога являются источником образования целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов.

Региональные особенности транспортного налога

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа провели значительную работу по разработке и принятию соответствующих законов, устанавливающих транспортный налог.

Следует отметить, что цели и задачи, положенные в основу принятия соответствующих законов среди регионов Сибирского федерального округа несколько различались.

В частности, некоторые регионы попытались с помощью транспортного налога реализовать главным образом фискальную функцию.

Так, на территории Новосибирской области законодатели установили практически по всем объектам налогообложения (видам транспортных средств) максимально возможные размеры ставок транспортного налога, увеличив базовые ставки транспортного налога на предельный коэффициент "5".

Однако, учитывая то, что значительная доля налогоплательщиков являются физическими лицами, законодатели Новосибирской области все-таки предусмотрели для них применение пониженных ставок (в размере 20% от установленных ст. 1 Закона Новосибирской области от 22.11.2002 №69-ОСД "О транспортном налоге") в отношении автомобилей легковых, мотоциклов и мотороллеров, а также других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Кроме того, пониженные ставки транспортного налога (в размере 50% от установленных Законом НСО №69-ОСД) для физических лиц, признаваемых его плательщиками в отношении снегоходов, мотосаней, катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, а также гидроциклов. Пенсионеры по старости и инвалиды в Новосибирской области получили право на применение пониженных ставок транспортного налога (в размере 5% от базовых) по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 л.с., мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 35 л.с., а также другим самоходных транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу. При этом, указанные выше льготы предоставляются только в отношении одной единицы каждой категории транспортных средств по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по транспортному налогу.

В Иркутской и Читинской областях, а также в Республике Алтай законодатели попытались реализовать регулирующую функцию налогов в виде установления механизма дифференцированных налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортного средства. Однако, если в Иркутской области различные налоговые ставки для транспортных средств одного вида в зависимости от даты выпуска транспортного средства установлены только по автомобилям легковым, то в Республике Алтай - по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 л.с. (2 группы - до 5 лет и свыше 5 лет) и по всем видам грузовым автомобилей (3 группы - до 5 лет, свыше 5 лет, свыше 10 лет), а в Читинской области подобный подход был применен в отношении всех видов транспортных средств с их разделением на 5 групп (до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 10 лет, от 10 до 15 лет и свыше 15 лет). При установлении дифференцированных ставок транспортного налога в указанных регионах соблюдался принцип платежеспособности, то есть чем более новым является транспортное средство, тем выше ставка налога. В Читинской области разница между максимальной и минимальной базовых ставок транспортного налога составляет 1,5 раза, а в Республике Алтай колеблется от 1,67 раза по легковым автомобилям до 2,22 раза по грузовым автомобилям.

В большинстве регионов Сибирского федерального округа законодатели воспользовались своим правом установления налоговых льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Так, в республиках Тыва и Хакасия от уплаты транспортного налога освобождены Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденами Славы трех степеней, участники ВОВ, в Республике Алтай к указанным категориям налогоплательщиков применяются пониженные ставки транспортного налога и т.д.

В отдельных регионах округа предусмотрены льготы также для пенсионеров и инвалидов, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Кроме того, в некоторых регионах установлены льготы и в отношении общественных организаций инвалидов, бюджетных организаций, организаций выполняющих определенные социально-значимые функции и т.д.

Анализ содержания норм, касающихся льгот по транспортному налогу показывает, что основными критериями в их предоставлении явились низкая платежеспособность или высокая социальная значимость соответствующих экономических субъектов.

Несмотря на то, что на первый взгляд транспортный налог является простым и понятным, в методике его исчисления и уплаты заложены определенные пробелы, которые могут привести как к потерям со стороны налогоплательщиков (в виде двойного налогообложения), так и к потерям со стороны государства в виде недопоступивших сумм в бюджетную систему.

Остановимся на нескольких проблемах, которые могут возникнуть в ближайшее время.

Так, Налоговый кодекс РФ не в полной мере решает проблему исчисления налога в ситуации, когда мощность двигателя транспортного средства не определена.

В некоторых регионах этот пробел попытались решить самостоятельно. Например, п. 2 ст. 2 Закона Омской области от 18.11.2002 №407-ОЗ "О транспортном налоге" определено, что в отношении грузовых и легковых автомобилей отечественного производства, у которых мощность двигателя не определена, до определения налогоплательщиком мощности двигателя в организации, имеющей право на проведение соответствующей экспертизы, сумма налога исчисляется исходя из мощности двигателя, установленной в лошадиных силах для аналогичных моделей транспортных средств, у которых мощность двигателя определена. В отношении грузовых и легковых автомобилей иностранного производства, у которых мощность двигателя не определена, до определения налогоплательщиков мощности двигателя в организации, имеющей право на проведение соответствующей экспертизы, сумма налога исчисляется исходя из следующей расчетной мощности: для легковых автомобилей - 400 лошадиных сил; для грузовых автомобилей - 570 лошадиных сил.

Несмотря на очевидный факт, что подобная норма в региональном законе делает определенным налогообложение в конкретной ситуации, нельзя не согласиться, что она входит в противоречие с положениями Налогового кодекса РФ.

Однако, в ряде регионов округа законодательные органы не только не перестарались, но даже не приняли тот минимум, который был необходим. Так, Законом Республики Хакасия от 25.11.2002 №66 "О транспортном налоге" определены сроки уплаты налога для физических лиц, а также сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу для организаций, но срок уплаты самого транспортного налога для организаций в законодательном акте не указан. Очевидная оплошность может привести к тому, что налогоплательщики-организации могут обратиться с судебным иском о признании данного налога для организаций не действующим на основании п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ в силу отсутствия одного из обязательных элементов налогообложения. Хотелось бы надеяться, что подобные проблемы будут решены, а налогоплательщики с пониманием воспримут определенные неудобства связанные с введением нового, но крайне нужного для экономики государства налога.

Д.В. Куницын, начальник отдела информационно-аналитической работы

Информация представлена интернет-порталом "Межрегиональная Инспекция МНС России по Сибирскому Федеральному округу"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости