Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как облегчить выход на рынок начинающим предпринимателям?

Круглый стол РАРМП и газеты "Бизнес для всех"

Вопрос, вынесенный на обсуждение участников "круглого стола", предполагал, казалось бы, очевидные ответы. Речь могла идти об информационной, финансовой, имущественной поддержке, о правовой составляющей, психологической готовности граждан к ведению бизнеса. Либо о приоритетах, "порядке ходов" и много еще о чем. Однако в центре дискуссии оказался иной вопрос, а именно: в какой мере можно называть предпринимателями тех, кто именует себя таковыми, едва выйдя на рынок и требуя к себе всеобщего внимания и всемерной поддержки?

Сергей ПОНОМАРЕНКО, вице-президент Московского центра развития предпринимательства: Итак, начинающий предприниматель вышел на рынок и даже начал выпускать продукцию. Но скоро встает проблема: где сбывать продукцию, которая, как выясняется, никому, кроме самого предпринимателя, не нужна? И начинаются волнения и разочарования.

Это типичная ошибка: вначале наладить производство, а затем начать поиск каналов сбыта.

Олег ВТОРОВ, председатель Совета Российского общества купцов и промышленников: Мне кажется, прежде чем производить продукцию, надо решить вопрос: где взять деньги на ведение бизнеса? В России бизнес традиционно был семейным делом, создавался в виде товариществ и предполагал "складочный" капитал, который позволял вести дела. Чтобы стать купцом 3-й гильдии, надо было объявить капитал не менее 1 тысячи рублей, а для 2-й и 1-й гильдии требовался более значительный капитал - до 15 тысяч рублей.

В начале ХХ века в России получили развитие самофинансирующиеся организации - общества взаимного кредита, кредитные союзы, фабричные кассы и др. Например, в небольшом уральском городе Красноуфимске насчитывалось 25 таких организаций. Общество купцов и промышленников, возрождая традиции предпринимательства, создало уже несколько обществ взаимного кредита, а также и Общенациональную ассоциацию организаций финансовой взаимопомощи. Если мы возродим кредитную кооперацию в прежних масштабах, то малый и средний бизнес сможет получать дешевые кредиты, по крайне мере, гораздо более дешевые, чем предлагают банки.

С. Пономаренко: Я согласен с тем, что финансовая составляющая очень важна. И все-таки представьте ситуацию: предприниматель нашел деньги и направил их на создание бизнеса. Он закупил оборудование, нанял людей, имеет оборотные средства. Но продукция не реализуется. В результате даже при дешевых кредитах дело быстро катится к банкротству. Как бы вы оценили такую ситуацию?

Геннадий ЛОБАНОВ, эксперт НП "Альянс Медиа": Я бы поставил вопрос иначе: а кто он - начинающий предприниматель? На старте реформ, когда многие лишились работы, люди пошли в бизнес с единственной целью: выжить. Первыми были кооператоры, которые сумели приспособиться к тем условиям, которые тогда существовали. А что сегодня? Строго говоря, "все фигуры на доске расставлены". Действуют определенные "правила игры". И если сегодня человек лишился средств к существованию, вовсе не факт, что он тут же пойдет в бизнес. Если взять Москву, тут уже достаточно велика концентрация малого бизнеса. И, по статистике, из тех, кто лишился средств к существованию, в качестве предпринимателей обретают себя всего лишь 7%. Иная картина среди молодежи. Из нынешних студентов и старших школьников до 70% занимаются бизнесом, пусть небольшим, но дающим реальный приработок. Не имея достаточного стартового капитала, эти молодые люди выходят на рынок, вначале идя в наем к более состоятельному бизнесмену, но со временем создают собственный бизнес. Вот тут помогает "складочный" либо семейный капитал. Ученые идут на рынок со своей бизнес-идеей. В мире существует 4 тысячи фондов, которые оказывают таким людям поддержку. В России получить грант сложней. Но можно было бы, я считаю, создать структуру, которая занялась бы оформлением заявок на получение грантов для развития бизнес-идей. Бизнес-идея должна быть грамотно оформлена для употребления на рынке. Есть еще третий путь. У людей есть деньги и им нужна помощь: как выгодно вложить эти деньги? Примером может служить ресторанный бизнес детей некоторых известных актеров. В зависимости от мотивации предпринимателей могут быть различные способы поддержки - через муниципальный фонд, лизинг или франчайзинг. Учитывая большое внимание к развитию малого бизнеса в сфере ЖКХ, было бы разумно начинающим бизнесменам обратить внимание на этот сектор сферы услуг. Ну а что касается риска потерять уже созданный бизнес - в силу его невостребованности - думаю, такого в сфере МП уже нет. Сегодня любой бизнесмен, прежде чем вложить деньги во что-то, лучше или хуже проводит маркетинговые исследования. У него должны быть заранее подготовленные рынки сбыта, должна иметься договоренность с местной властью, иначе какой же он бизнесмен. Другое дело, что малый бизнес может пострадать от давления со стороны среднего и крупного сетевого бизнеса - надо либо договариваться с сетевыми структурами, либо искать другую нишу. Предложив предпринимателю типовые модульные стратегии, мы даем ему право выбора.

С. Пономаренко: Тут шла речь о проблемах развития венчурного бизнеса. Развивается он часто под крышей крупного бизнеса, способного довести идею до реализации. Рынок может ее и не востребовать в данный момент, т.е. венчурный бизнес далеко не всегда превращается в товар.

Реплика с места: Существует странная закономерность: чем лучше идея - тем хуже она воспринимается рынком.

С. Пономаренко: Совершенно верно. Для малого бизнеса предпочтительней сферы, где капитал дает быстрый оборот и в известном смысле гарантирует доход, как в упомянутом уже ресторанном бизнесе актеров.

Геннадий ИГНАТКИН, директор Муниципального фонда поддержки МП Центрального административного округа г. Москвы: Кого мы называем предпринимателем, если он начал производство, а сбыть продукцию не может? Это, во всяком случае, не предприниматель. Я понимаю, почему такие ситуации появляются. Человек только что зарегистрировал свой бизнес и тут же получает муниципальные деньги. Я считаю, сразу после регистрации бизнеса никаких денег давать ему не надо, никакой помощи не требуется. Нужно время, чтобы определить, способен ли вообще данный предприниматель позиционировать себя на рынке, может ли он принести социальную пользу городу. В случае, который привел С.Пономаренко, предприниматель, по сути, не несет социальной ответственности за то, что делает. Ведь он набрал людей, пообещал платить зарплату, а сбыта нет, и люди оказываются на улице. Что касается Муниципального фонда, который я представляю, мы перестали в этом году выдавать субвенции - передали их территориальным центрам. Вообще при экспертизе проектов на комиссию попадает только один из шести. Многие кандидаты в бизнесмены, как выясняется, не имеют представления о рынке, о балансе и бухучете вообще. А с помощью финансовой поддержки - это мое личное мнение - мы их только сажаем на "бюджетную иглу". Многие начинающие бизнесмены, зарегистрировав свой бизнес, начинают ходить по разного рода фондам и просить денег. Только за то, что они открылись! Я считаю, что мы должны помогать предпринимателям, которые хотя бы в течение года показали, что в состоянии вести хозяйственную деятельность. Если этого нет, то и говорить не о чем. Если же предприниматель уже ведет хозяйственную деятельность, нет смысла рассуждать о его проникновении на рынок - он уже там, и прекрасно существует. Когда с такими предпринимателями мы говорим о займах - это совсем иной уровень разговора. Во всяком случае, предприниматели, с которыми я имею дело, знают, что такое залог, финансы, имеют представление о функциях муниципальных органов, знают, как выйти на рынок. Таким я готов помогать - в развитии их бизнеса. Ведь и общества взаимного кредита помогают не каждому, кто попросит кредит, а только тем, кто уже сам располагает каким-либо "складочным" капиталом. Такие люди прекрасно представляют, на какие цели нужны им деньги, и какую выгоду они намерены извлечь из всего этого. Реплика с места: Прежде чем обсуждать вопрос, кому и как выходить на рынок, надо определиться, кого мы все-таки относим к разряду предпринимателей.

Г. Игнаткин: По моим наблюдениям, очень многие начинают заниматься бизнесом как игрой. Но коли, мы договорились, что это профессия, давайте, будем учить людей бизнесу, а не пытаться ЗА НИХ вести бизнес. И ученый, и студент смогут найти место на своем сегменте рынка, а поддержка им нужна разная. Да и ситуация в малом бизнесе тоже разная - в разных регионах. У нас в Центральном административном округе 72 тысячи малых предприятий. Сегодня для нас не стоит проблема создания новых рабочих мест. Мы формируем скорее партнерские отношения бизнеса и власти. Мы уже перешли к этапу, который можно определить так: "Округ - предпринимателю, предприниматель - округу". Это уже отношения на равных - как у хозяйствующих субъектов. В округе принята Комплексная программа поддержки МП, в соответствии с которой мы будем выборочно развивать то, в чем испытывают потребность жители округа.

Вопрос: По-вашему выходит, что проблемы стартового капитала для начинающих предпринимателей не существует?

Г. Игнаткин: Не существует проблемы стартового капитала. В стране существует бедность, а не проблема стартового капитала для предпринимателя. Знаете ли, если человек не может найти деньги для стартового капитала - он не предприниматель.

Реплика с места: Как руководитель Фонда вы явно не хотите взять на себя даже малую долю риска, не желаете помочь предпринимателям, которые пока не проявили себя.

Г. Игнаткин: Это не мои - бюджетные деньги. С другой стороны, если ко мне придет человек, только что зарегистрировавший бизнес в сфере, где он ни дня не работал, если первый же баланс составил неправильно, о чем я могу с ним говорить? Я что - должен дать ему деньги?

С. Пономаренко: Геннадий Васильевич, как я вас понял, любой предприниматель должен иметь минимальное финансирование, обзавестись оборудованием и пр. А ведь еще начинающего предпринимателя надо учить. В Москве создана инфраструктура поддержки МП, рассчитанная, в том числе и на "нулевого" - начинающего предпринимателя. Он может хорошо знать производство или просто родиться лидером, а что касается финансов, бухгалтерии - в инфраструктуре поддержки есть специалисты, которые могут оказать ему помощь, обучить его азам бухучета. И через год-два он составит грамотно баланс, какой вам нужен. Нельзя отталкивать человека, если он не все постиг в бизнесе. Для этого и существуют организации инфраструктуры поддержки МП, чтобы содействовать развитию малого бизнеса.

Г. Игнаткин: Лидер - это не профессия. Одного желания заняться бизнесом мало. Если ты нанял бухгалтера, должен иметь представление о его работе, иначе как контролировать? У меня такое предложение: как только предприниматель открыл бизнес, давайте направлять его на курсы, пусть бесплатные, для элементарной подготовки к ведению бизнеса. А потом в течение года проследим: как он организует дело. Справляется - с удовольствием выделим кредит.

Вопрос: Сколько проектов вы профинансировали в этом году?

Г. Игнаткин: Порядка 40 проектов.

Реплика с места: Мизер по сравнению с количеством малых предприятий.

Г. Лобанов: В известном смысле наша дискуссия зашла в тупик из-за того, что мы упустили из внимания главное: к вам в фонд приходит не какой-то там лидер, а проект, который вы должны рассмотреть. Фактически речь идет о субвенциях, к которым предполагается облегченный проект, который легко заполнить.

С. Пономаренко: Уточним. Начинающий бизнесмен имеет право претендовать в течение двух лет на безвозмездную субвенцию в 100-120 тысяч рублей. Он ничем не рискует, поскольку берет субвенцию БЕЗВОЗВРАТНУЮ. Должен только представить отчет о потраченных средствах, а получился бизнес или нет - не имеет значения. Желание финансистов убедиться, что предприниматель вложил в свой проект и собственные накопления, понятно. Реализуя проект, предприниматель уже будет рисковать не только своей идеей, но и семейными сбережениями. Это будет побуждать его быть более настойчивым и изобретательным, не сдаваться при первых трудностях. Это уменьшает и риск кредитора, желающего получить свои деньги назад. Практика подтверждает, что неудачи начинающих предпринимателей при выходе на рынок в том случае, когда он не вкладывает в дело собственных средств, случаются гораздо чаще, чем тогда, когда он решается рискнуть и собственным благополучием.

Сергей ВАСИН, зам. начальника отдела экспертизы Московского центра развития предпринимательства: Когда мы говорим о финансовой поддержке начинающих предпринимателей, не надо забывать, что кредитование проекта любого еще не работавшего на рынке человека по степени риска близко к степени риска венчурного кредитования. Инновационным проектам сложно найти инвестора, поэтому в Комплексных программах развития малого бизнеса и предусматриваются средства на субсидирование их.

Людмила КАРПЕНКО, главный специалист Комитета по поддержке МП правительства Московской области: Давать деньги любому начинающему предпринимателю, конечно, рискованно. Поэтому, когда бюджетных средств на реализацию программ поддержки МП выделяется мало, как у нас, в Московской области, то лучше не пытаться кредитовать стартовый капитал. Те средства, которые выделяются на финансовую поддержку предпринимателей, мы предпочитаем использовать на компенсацию процентной ставки по кредитам малым предприятиям. Ведем ее на конкурсной основе. При отборе кандидатов учитываем мнение руководителей муниципальных образований, которые дают свою оценку деятельности предприятия и его значимости для социально-экономического развития территории. Но коль денег мало, мы считаем важным, в первую очередь направлять их на формирование инфраструктуры поддержки бизнеса в городах и районах области - создание бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, структур информационной и консалтинговой поддержки.

Татьяна ЗАМОЛОДЧИКОВА, главный специалист Московского делового центра: Финансовую помощь мы оказывать не в состоянии. На это у центра нет средств. Мы помогаем женщинам освоить одну из профессий, которая позволяет вести работу на дому или даже организовать небольшое семейное предприятие. Даем и необходимый минимум правовых знаний. Но за кредитом для организации производства мы направляем людей в муниципальные фонды поддержки МП.

О. Второв: Мне кажется, мы неоправданно упрощаем подход к проблеме вхождения начинающих предпринимателей на рынок, сводя все к тому, что каждый безработный может стать предпринимателем, если только дать ему денег для стартового капитала. Это далеко не так. Человек, по каким-либо причинам лишившийся работы, чаще всего не готов и не способен стать предпринимателем. Наглядный тому пример - профессура учебных и исследовательских институтов. Когда в результате кризиса они оказались с чисто символической зарплатой, очень многие решили заняться предпринимательством и, как правило, терпели неудачи. Для того, чтобы организовать и вести производство, требуются совсем другие знания и способности, чем те, что нужны для чтения лекций и исследовательской работы.

С. Пономаренко: Думаю, решить эту проблему начинающему предпринимателю не легче, чем обзавестись стартовым капиталом. Чтобы выйти и закрепиться на рынке, предприниматель должен предварительно запастись большим багажом разноплановых знаний. Ему надо в совершенстве знать технологию производства, на котором он решил специализироваться, он должен быть хорошим маркетологом, владеть минимумом правовых знаний, основами бухгалтерского учета и управления коллективом. Эти знания приходят с опытом. Но на старте даже первоначальное обучение удается пройти не многим. В развитых странах большую помощь в этом предпринимателям оказывают торговые дома. Эти структуры берут на себя юридическое, бухгалтерское, маркетинговое обслуживание малых предприятий. При таком разделении труда предприниматель может целиком сосредоточиться на организации производства. В начале возрождения предпринимательства тоже организовывались торговые дома. Но они не прижились и вскоре совсем исчезли. Но с развитием инфраструктуры поддержки малого бизнеса в отдельных регионах создаются структуры, которые берут на себя часть тех функций, которые за рубежом выполняют торговые дома. Это, например, Межрегиональные маркетинговые центры, оказывающие помощь предпринимателям в изучении конъюнктуры рынка и продвижении товаров, центры субконтрактации и партнерства, помогающие найти партнеров по бизнесу и установить производственные кооперационные связи. В Москве это еще и учетные центры, которые берут на себя бухгалтерское обслуживание многих малых предприятий. Дальнейшее развитие инфраструктуры позволит заметно уменьшить число проблем, которые пока еще стоят перед начинающими предпринимателями.

Виталий БОНДАРЕНКО, эксперт Московского центра развития предпринимательства: Конечно, очень важно находить пути преодоления трудностей и проблем начинающего предпринимателя. Но я хотел бы обратить внимание на то, что само количество этих трудностей и проблем напрямую зависит от государственной политики в отношении сектора МП. Например, в странах, которые принято считать развитыми, вопросам поддержки малого бизнеса на государственном уровне внимания уделяется не меньше, чем вопросам обороноспособности страны. Например, закон США о малом предпринимательстве прямо предписывает всем органам государственной власти в сфере своего ведения оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, даже посольствам вменяется в обязанность отслеживать, кто и как в стране пребывания препятствует проникновению на местный рынок малых предприятий США и оказывать давление на эти страны для ликвидации такого противодействия. Это и есть государственная политика в отношении сектора малого предпринимательства. Складывается впечатление, что у нас эта политика направлена не на активизацию, а на противодействие развитию сектора малого предпринимательства. Ведь мы столько нагромоздили препятствий в предпринимательской деятельности, что все последние 10 лет количество малых предприятий в России не растет. Непоследовательная государственная политика породила сложную, запутанную и противоречивую законодательную базу предпринимательства, когда закон можно повернуть в любую сторону. В результате даже крепкое малое предприятие, на котором работает несколько десятков человек, не в состоянии решить возникающую проблему на правовом уровне. Волей-неволей предпринимателю приходится строить свои взаимоотношения "по понятиям" - через "крыши", через неформальные связи в органах власти и т.п. Чтобы выжить в атмосфере легального беззакония, нужна сильная юридическая служба. Малое предприятие содержать такую службу не в состоянии, поэтому, я считаю, что, как ни важна финансовая поддержка начинающих, обеспечение правовой поддержки и правового сопровождения предпринимательской деятельности еще важнее.

Роман САЗОНОВ, консультант отдела нормативно-правовой политики и юридической экспертизы Департамента поддержки и развития МП: Я также считаю важным усилить именно правовую поддержку предпринимательства. Необходимо, чтобы структуры, специализирующиеся на этой форме поддержки, не только консультировали предпринимателей, но и сопровождали бизнес. Тем более что законодательная база предпринимательства у нас очень запутанна и противоречива, и при этом уровень правовой подготовленности бизнесменов крайне низок. Не так давно к нам обратилась одна женщина-предпринимательница с просьбой помочь в возникшей конфликтной ситуации. Как выяснилось, она не только не знает конкретных законов, но не знала о том, что принята и вступила в действие II часть Налогового кодекса. С правовой безграмотностью бороться с помощью отдельных консультаций юристов малоэффективно. Чтобы поднять правовую культуру, надо, мне кажется, вводить правоведение в школьные учебники.

О. Второв: Принято считать, что подспорьем малым предприятиям должен стать гарантированный доступ их к государственному заказу. Я считаю, что к государственному заказу надо допускать только те фирмы, которые этого заслуживают своей законопослушностью, безукоризненным выполнением своих обязательств перед государством, перед кредиторами, перед партнерами по бизнесу. В дореволюционные времена все дела с частными фирмами вело министерство промышленности и торговли.

Реплика с места: Но кто у нас сейчас может рекомендовать фирму для выполнения госзаказа? С предпринимателями общаются только налоговики. Но какую рекомендацию может дать фискальный чиновник?

Александр ВИЛЕНСКИЙ, руководитель Центра формирования предпринимательской среды госуниверситета Высшей школы экономики: Когда мы говорим о необходимости модернизации системы поддержки предпринимательства, то предпочтительно ориентировать ее в первую очередь на поддержку начинающих предпринимателей. В этом отношении у нас ничего еще не создано. Действующая инфраструктура поддержки таковой по-существу не является. Ведь все ее подразделения оказывают услуги предпринимателям на платной основе, хотя и по льготным расценкам. Поэтому правильнее было бы ее называть инфраструктурой ОБСЛУЖИВАНИЯ малых предприятий, уже вышедших и закрепившихся на рынке. А инфраструктура ПОДДЕРЖКИ должна быть ориентирована именно на начинающих предпринимателей, и ее услуги должны быть БЕСПЛАТНЫМИ. И субвенции ему тоже нужны, чтобы он на самом старте не закладывал квартиру и не попадал в прямую зависимость от криминала. Ничего страшного в том, что не все смогут закрепиться на рынке, и какие-то субвенции окажутся безвозвратной потерей. Отдача от бизнесов, которые окажутся удачными, все это окупит сторицей.

С. Пономаренко: Подведем итоги. В развитии малого предпринимательства, видимо, всегда будет оставаться ключевой проблема облегчения выхода на рынок новых субъектов малого бизнеса. В ходе нашей дискуссии высветились многие моменты, которые сдерживают этот процесс и на которые, мы мало обращаем внимания в повседневной работе. Я не могу согласиться с утверждением, что после ликвидации фонда занятости государство совсем не оказывает финансовой помощи начинающим предпринимателям. Департамент поддержки и развития МП Правительства Москвы уже более 2-х лет практикует выдачу субвенций начинающим бизнесменам. Такую поддержку получили уже сотни предпринимателей. Субсидируются инновационные проекты. Однако высказанные предложения об усилении правовой поддержки, модернизации всей инфраструктуры поддержки малого бизнеса, несомненно, интересны. Как и предложение сделать приоритетной поддержку именно начинающих предпринимателей.

Запись вели Валерий РОМАНЮК, Леонид САВЧЕНКО.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости