За последние годы малое предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества. Однако в настоящее время в налогообложении субъектов малого предпринимательства имеется значительное количество проблем, решение которых крайне актуально в современных условиях.
Задачи совершенствования налоговой системы Российской Федерации настоятельно требуют построения ее на основе принципов экономической эффективности, социальной справедливости, стабильности, административной простоты и минимальности затрат по сбору налогов. В складывающихся условиях, реализация этих задач во многом зависит от совершенствования системы налогообложения малого предпринимательства.
В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут подпадать под действие 3-х различных систем налогообложения:
1) обычной системы налогообложения,
2) системы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
3) упрощенной системы налогообложения учета и отчетности.
Проблемы применения обычной системы налогообложения
В рамках обычной системы налогообложения субъекты малого предпринимательства уплачивают все основные действующие налоги и сборы (организации - налог на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.; индивидуальные предприниматели - налог на доходы физических лиц, НДС и др.).
Однако, согласно ст. 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право получить освобождение от обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. При этом освобождение не может быть предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок перехода на освобождение, согласно которому для его получения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы заявления по форме, предусмотренной приказом МНС России от 29.01.2001 №БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Однако, вышеназванным Приказом была предусмотрена обязанность по представлению налогоплательщиками в налоговые органы необязательных для получения освобождения документов (например, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам). Выполнение налоговыми органами положений данного Приказа, привело к значительному количеству отказов в получении освобождения от обязанностей налогоплательщиков НДС. Многие налогоплательщики, которым было отказано в праве на предоставление освобождения, в свою очередь, обращались в арбитражные суды и в большинстве случаев оспаривали решения налоговых органов.
По состоянию на 1.10.2001 года на территории Сибирского федерального округа освобождения от обязанностей налогоплательщиков были предоставлено свыше 5,4 тыс. организациям и 38,1 тыс. индивидуальным предпринимателям (без учета данных по Новосибирской области и Республике Хакасия).
Наибольшее количество освобождений налогоплательщикам-организациям по итогам 10 месяцев 2001 года было предоставлено налоговыми органами Алтайского края (свыше 1,4 тыс.), налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям - налоговыми органами Иркутской и Омской областей (свыше 11,2 и 11,0 тыс. соответственно).
В целом по Сибирскому федеральному округу за 10 месяцев 2001 года было отказано в предоставлении освобождения от обязанностей налогоплательщиков 18,2% организаций и 11,8% индивидуальных предпринимателей, подавших заявления.
Наибольшая доля отказов в освобождении организациям за указанный период отмечалась в Кемеровской области (42,9%), Иркутской области (33,9%) и Республике Тыва (26,7%).
Наибольшая доля отказов в освобождении индивидуальным предпринимателям за указанный период отмечалась в Иркутской области (21,8%), Кемеровской области (15,4%) и Республике Бурятия (15,2%).
Значительная доля отказов, принимаемых налоговыми органами, может свидетельствовать о недостаточном уровне информационно-разъяснительной работы среди налогоплательщиков, а также о вынесении необоснованных отказов в освобождении от НДС.
Следует отметить, что п. 6 ст. 145 части второй Налогового кодекса РФ предусмотрено лишение права на освобождение тех налогоплательщиков, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) по итогам трех последовательных календарных месяцев превысила установленные ограничения.
Несмотря на то, что фактически освобождение от обязанностей плательщиков НДС стало предоставляться только с 1 апреля 2001 года, уже имеются факты лишения прав на освобождение.
Так, по состоянию на 1.10.2001 года в целом по Сибирскому федеральному округу утратили право на освобождение 0,65% организаций и 2,87% индивидуальных предпринимателей.
Наибольшая доля организаций, утративших право на освобождение, наблюдалась на территории Иркутской области (1,72%) и Республики Бурятия (1,56%). Наибольшая доля индивидуальных предпринимателей, утративших право на освобождение, также наблюдалась на территории Иркутской области (18,56%).
Несмотря на то, что в результате освобождения от обязанностей плательщиков НДС уровень налогового бремени малых предприятий должен снижаться, в действительности этому мешает целый ряд обстоятельств.
В частности, согласно п. 6 ст. 170 части второй Налогового кодекса РФ суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), то есть отнесению в разряд налоговых вычетов не подлежат. В связи с этим, при переходе на освобождение налогоплательщики должны восстанавливать к уплате в бюджет суммы НДС, принятые к налоговым вычетам в предшествующих налоговых периодах. Как правило, эти суммы значительны и не могут быть уплачены единовременно. В связи с этим, у налогоплательщиков, перешедших на освобождение и восстановивших суммы налога к уплате в бюджет, появляется недоимка.
Кроме того, предприятия, получившие освобождение, по прежнему обязаны составлять счета-фактуры (без выделения сумм НДС), вести книги продаж и покупок, а также ежемесячно представлять в налоговые органы декларации.
Существующий механизм освобождения от обязанностей плательщиков НДС имеет определенные недостатки, которые необходимо решить на законодательном уровне.
Так, действующий порядок предполагает предоставление освобождения с 1-го числа месяца, в котором представляется заявление. Однако, до получения освобождения с начала месяца может пройти до 30 дней в течение которых налогоплательщики реализуют товары (работы, услуги) и соответственно составляют счета-фактуры с выделением, либо без выделения сумм НДС, что может в последующем негативно сказаться на финансовом состоянии предприятия.
Несмотря на то, что налогоплательщики получают освобождение с 1-го числа, фактически в соответствии с п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ они обязаны будут заплатить налог, полученный от покупателей по неправильно (с выделением сумм НДС) составленным счетам-фактурам. При этом суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), согласно п. 6 ст. 170 Налогового кодекса к налоговым вычетам в любом случае не относятся.
Пунктом 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках дохода, налоговых льготах и исчисленной суммы налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. В связи с этим возникает вопрос о законности требований о представлении лицами, освобожденными от уплаты НДС, налоговых деклараций.
Статьей 174 Налогового кодекса РФ определены сроки представления деклараций в налоговые органы налогоплательщиками (ежемесячно или ежеквартально). Каких-либо иных сроков для налогоплательщиков, получивших освобождение, действующим законодательством не предусмотрено. Однако, приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 "Об утверждении инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов" установлена обязанность ежемесячного представления в налоговые органы деклараций.
Очевидно, что решение указанных выше проблем является актуальной задачей. Для этого, на наш взгляд, необходимо осуществить следующие мероприятия.
- Изменить положения ст. 145 Налогового кодекса РФ, предусмотрев предоставление освобождения от обязанностей плательщиков НДС с 1-го числа месяца следующего за датой подачи заявления.
- Установить в ст. 145 Налогового кодекса РФ перечень документов обязательных для предоставления освобождения от обязанностей плательщиков НДС.
- Дополнить ст. 174 Налогового кодекса РФ пунктом, устанавливающим обязанность налогоплательщиков, получивших освобождение от обязанностей плательщиков НДС, ежемесячно представлять декларацию в налоговые органы по месту регистрации.
Проблемы практики взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
С принятием Федерального Закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" произошли изменения в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, которые затронули практически все регионы Сибирского Федерального округа.
В настоящее время законы о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности приняты во всех регионах Сибирского федерального округа. На территории Читинской области и Таймырского автономного округа единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в настоящее время установлен только для индивидуальных предпринимателей.
В целом на территории Сибирского федерального округа по состоянию на 1 января 2002 года количество плательщиков, применяющих данную систему налогообложения, составляет около 227 тысяч, в том числе индивидуальных предпринимателей - 196 тысяч.
По итогам 2001 года на территории Российской Федерации в бюджеты различных уровней поступило около 19,5 млрд. рублей сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, что составило около 1 % от общего объема налоговых доходов. Роль единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации также незначительна. На его долю в 2001 году приходилось немногим более 1,84 % от всего объема налоговых доходов.
На территории Сибирского федерального округа в 2001 году в бюджеты различных уровней поступило 2,9 млрд. рублей сумм единого налога на вмененный доход (1,71 % от объема налоговых доходов), в т.ч. в региональные бюджеты - 2,5 млрд. руб. (2,57 % от объема налоговых доходов), что составило 14,88% от всех поступлений единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Российской Федерации.
Наибольшую роль в налоговых доходах единый налог на вмененный доход играет в Республике Тыва (6,95% в доходах бюджетов всех уровней, в том числе 8,05% в доходах региональных бюджетов), Республике Хакасия (соответственно 4,75 и 4,74 %) и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (соответственно 4,52 и 5,41%).
В абсолютном исчислении наибольшие объемы поступлений единого налога на вмененный доход в 2001 году были обеспечены на территории Новосибирской области (612,2 млн. рублей, 21,1% от всех поступлений единого налога на территории Сибирского федерального округа), Кемеровской области (593,1 млн. рублей, 20,5%) и Красноярского края (556,9 млн. рублей, 19,2%).
В настоящее время федеральным законом от 31.07.1998 №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определено, что плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в 13 сферах прямо указанных в данном законе.
Конкретные сферы деятельности, подпадающие под действие единого налога на вмененный доход на соответствующей территории, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим, на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, количество сфер деятельности, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход различно.
Однако, согласно данным, полученным из региональных Управлений, наибольшую роль в поступлении сумм единого налога на вмененный доход на территории Сибирского федерального округа играет розничная торговля (78%). Определенную роль в структуре поступлений единого налога на вмененный доход играет также такие виды деятельности, как общественное питание, оказание автотранспортных услуг и розничная торговля ГСМ. Доля остальных видов деятельности в структуре поступлений единого налога на вмененный доход в настоящее время крайне незначительна.
Данные о структуре поступлений налога по основным видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход приведены на рисунке 1.
Рис. 1 Структура доходов единого налога на вмененный доход по основным видам деятельности на территории Сибирского федерального округа
Информация представлена интернет-порталом "Межрегиональная Инспекция МНС России по Сибирскому Федеральному округу"