Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О некоторых проблемах налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Сибирского федерального округа

За последние годы малое предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества. Однако в настоящее время в налогообложении субъектов малого предпринимательства имеется значительное количество проблем, решение которых крайне актуально в современных условиях.
Задачи совершенствования налоговой системы Российской Федерации настоятельно требуют построения ее на основе принципов экономической эффективности, социальной справедливости, стабильности, административной простоты и минимальности затрат по сбору налогов. В складывающихся условиях, реализация этих задач во многом зависит от совершенствования системы налогообложения малого предпринимательства.
В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут подпадать под действие 3-х различных систем налогообложения:

1) обычной системы налогообложения,
2) системы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
3) упрощенной системы налогообложения учета и отчетности.

Проблемы применения обычной системы налогообложения

В рамках обычной системы налогообложения субъекты малого предпринимательства уплачивают все основные действующие налоги и сборы (организации - налог на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.; индивидуальные предприниматели - налог на доходы физических лиц, НДС и др.).
Однако, согласно ст. 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право получить освобождение от обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. При этом освобождение не может быть предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок перехода на освобождение, согласно которому для его получения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы заявления по форме, предусмотренной приказом МНС России от 29.01.2001 №БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Однако, вышеназванным Приказом была предусмотрена обязанность по представлению налогоплательщиками в налоговые органы необязательных для получения освобождения документов (например, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам). Выполнение налоговыми органами положений данного Приказа, привело к значительному количеству отказов в получении освобождения от обязанностей налогоплательщиков НДС. Многие налогоплательщики, которым было отказано в праве на предоставление освобождения, в свою очередь, обращались в арбитражные суды и в большинстве случаев оспаривали решения налоговых органов.
По состоянию на 1.10.2001 года на территории Сибирского федерального округа освобождения от обязанностей налогоплательщиков были предоставлено свыше 5,4 тыс. организациям и 38,1 тыс. индивидуальным предпринимателям (без учета данных по Новосибирской области и Республике Хакасия).
Наибольшее количество освобождений налогоплательщикам-организациям по итогам 10 месяцев 2001 года было предоставлено налоговыми органами Алтайского края (свыше 1,4 тыс.), налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям - налоговыми органами Иркутской и Омской областей (свыше 11,2 и 11,0 тыс. соответственно).
В целом по Сибирскому федеральному округу за 10 месяцев 2001 года было отказано в предоставлении освобождения от обязанностей налогоплательщиков 18,2% организаций и 11,8% индивидуальных предпринимателей, подавших заявления.
Наибольшая доля отказов в освобождении организациям за указанный период отмечалась в Кемеровской области (42,9%), Иркутской области (33,9%) и Республике Тыва (26,7%).
Наибольшая доля отказов в освобождении индивидуальным предпринимателям за указанный период отмечалась в Иркутской области (21,8%), Кемеровской области (15,4%) и Республике Бурятия (15,2%).
Значительная доля отказов, принимаемых налоговыми органами, может свидетельствовать о недостаточном уровне информационно-разъяснительной работы среди налогоплательщиков, а также о вынесении необоснованных отказов в освобождении от НДС.
Следует отметить, что п. 6 ст. 145 части второй Налогового кодекса РФ предусмотрено лишение права на освобождение тех налогоплательщиков, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) по итогам трех последовательных календарных месяцев превысила установленные ограничения.
Несмотря на то, что фактически освобождение от обязанностей плательщиков НДС стало предоставляться только с 1 апреля 2001 года, уже имеются факты лишения прав на освобождение.
Так, по состоянию на 1.10.2001 года в целом по Сибирскому федеральному округу утратили право на освобождение 0,65% организаций и 2,87% индивидуальных предпринимателей.
Наибольшая доля организаций, утративших право на освобождение, наблюдалась на территории Иркутской области (1,72%) и Республики Бурятия (1,56%). Наибольшая доля индивидуальных предпринимателей, утративших право на освобождение, также наблюдалась на территории Иркутской области (18,56%).
Несмотря на то, что в результате освобождения от обязанностей плательщиков НДС уровень налогового бремени малых предприятий должен снижаться, в действительности этому мешает целый ряд обстоятельств.
В частности, согласно п. 6 ст. 170 части второй Налогового кодекса РФ суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), то есть отнесению в разряд налоговых вычетов не подлежат. В связи с этим, при переходе на освобождение налогоплательщики должны восстанавливать к уплате в бюджет суммы НДС, принятые к налоговым вычетам в предшествующих налоговых периодах. Как правило, эти суммы значительны и не могут быть уплачены единовременно. В связи с этим, у налогоплательщиков, перешедших на освобождение и восстановивших суммы налога к уплате в бюджет, появляется недоимка.
Кроме того, предприятия, получившие освобождение, по прежнему обязаны составлять счета-фактуры (без выделения сумм НДС), вести книги продаж и покупок, а также ежемесячно представлять в налоговые органы декларации.
Существующий механизм освобождения от обязанностей плательщиков НДС имеет определенные недостатки, которые необходимо решить на законодательном уровне.
Так, действующий порядок предполагает предоставление освобождения с 1-го числа месяца, в котором представляется заявление. Однако, до получения освобождения с начала месяца может пройти до 30 дней в течение которых налогоплательщики реализуют товары (работы, услуги) и соответственно составляют счета-фактуры с выделением, либо без выделения сумм НДС, что может в последующем негативно сказаться на финансовом состоянии предприятия.
Несмотря на то, что налогоплательщики получают освобождение с 1-го числа, фактически в соответствии с п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ они обязаны будут заплатить налог, полученный от покупателей по неправильно (с выделением сумм НДС) составленным счетам-фактурам. При этом суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), согласно п. 6 ст. 170 Налогового кодекса к налоговым вычетам в любом случае не относятся.
Пунктом 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках дохода, налоговых льготах и исчисленной суммы налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. В связи с этим возникает вопрос о законности требований о представлении лицами, освобожденными от уплаты НДС, налоговых деклараций.
Статьей 174 Налогового кодекса РФ определены сроки представления деклараций в налоговые органы налогоплательщиками (ежемесячно или ежеквартально). Каких-либо иных сроков для налогоплательщиков, получивших освобождение, действующим законодательством не предусмотрено. Однако, приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 "Об утверждении инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов" установлена обязанность ежемесячного представления в налоговые органы деклараций.
Очевидно, что решение указанных выше проблем является актуальной задачей. Для этого, на наш взгляд, необходимо осуществить следующие мероприятия.

  1. Изменить положения ст. 145 Налогового кодекса РФ, предусмотрев предоставление освобождения от обязанностей плательщиков НДС с 1-го числа месяца следующего за датой подачи заявления.
  2. Установить в ст. 145 Налогового кодекса РФ перечень документов обязательных для предоставления освобождения от обязанностей плательщиков НДС.
  3. Дополнить ст. 174 Налогового кодекса РФ пунктом, устанавливающим обязанность налогоплательщиков, получивших освобождение от обязанностей плательщиков НДС, ежемесячно представлять декларацию в налоговые органы по месту регистрации.

Проблемы практики взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

С принятием Федерального Закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" произошли изменения в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, которые затронули практически все регионы Сибирского Федерального округа.
В настоящее время законы о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности приняты во всех регионах Сибирского федерального округа. На территории Читинской области и Таймырского автономного округа единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в настоящее время установлен только для индивидуальных предпринимателей.
В целом на территории Сибирского федерального округа по состоянию на 1 января 2002 года количество плательщиков, применяющих данную систему налогообложения, составляет около 227 тысяч, в том числе индивидуальных предпринимателей - 196 тысяч.
По итогам 2001 года на территории Российской Федерации в бюджеты различных уровней поступило около 19,5 млрд. рублей сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, что составило около 1 % от общего объема налоговых доходов. Роль единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации также незначительна. На его долю в 2001 году приходилось немногим более 1,84 % от всего объема налоговых доходов.
На территории Сибирского федерального округа в 2001 году в бюджеты различных уровней поступило 2,9 млрд. рублей сумм единого налога на вмененный доход (1,71 % от объема налоговых доходов), в т.ч. в региональные бюджеты - 2,5 млрд. руб. (2,57 % от объема налоговых доходов), что составило 14,88% от всех поступлений единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Российской Федерации.
Наибольшую роль в налоговых доходах единый налог на вмененный доход играет в Республике Тыва (6,95% в доходах бюджетов всех уровней, в том числе 8,05% в доходах региональных бюджетов), Республике Хакасия (соответственно 4,75 и 4,74 %) и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (соответственно 4,52 и 5,41%).
В абсолютном исчислении наибольшие объемы поступлений единого налога на вмененный доход в 2001 году были обеспечены на территории Новосибирской области (612,2 млн. рублей, 21,1% от всех поступлений единого налога на территории Сибирского федерального округа), Кемеровской области (593,1 млн. рублей, 20,5%) и Красноярского края (556,9 млн. рублей, 19,2%).
В настоящее время федеральным законом от 31.07.1998 №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определено, что плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в 13 сферах прямо указанных в данном законе.
Конкретные сферы деятельности, подпадающие под действие единого налога на вмененный доход на соответствующей территории, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим, на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, количество сфер деятельности, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход различно.
Однако, согласно данным, полученным из региональных Управлений, наибольшую роль в поступлении сумм единого налога на вмененный доход на территории Сибирского федерального округа играет розничная торговля (78%). Определенную роль в структуре поступлений единого налога на вмененный доход играет также такие виды деятельности, как общественное питание, оказание автотранспортных услуг и розничная торговля ГСМ. Доля остальных видов деятельности в структуре поступлений единого налога на вмененный доход в настоящее время крайне незначительна.
Данные о структуре поступлений налога по основным видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход приведены на рисунке 1.


Рис. 1 Структура доходов единого налога на вмененный доход по основным видам деятельности на территории Сибирского федерального округа

Информация представлена интернет-порталом "Межрегиональная Инспекция МНС России по Сибирскому Федеральному округу"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости